Согласные звуки [в], [в'], буква В
Автор: Кузьмина Наталья Васильевна, воспитатель МБДОУ Старожиловский детский сад № 3 «Солнышко»Конспект занятия по обучению грамоте для старшего дошкольного возраста.
МБДОУ Старожиловский детский сад № 3 «Солнышко» в 2021 году в рамках вариативной части основной образовательной программы, реализует парциальную программу «По дороге к Азбуке» под редакцией Т.Р. Кисловой.
Непрерывная образовательная деятельность «Согласные звуки [в], [в']. Буква В.» включена в перспективный план подготовительной к школе группы общеразвивающей направленности. Занятие нацелено
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе на тему: «Согласные звуки [в], [в'], буква В».
Цель: организовать образовательную деятельность, направленную на закрепление знаний детей на знакомство детей с согласными звуками [в], [в'], буквой В; способствовать формированию навыка звукового анализа, пробудить интерес к изучению букв.
Виды деятельности: игровая, коммуникативная.
Форма организации: групповая, фронтальная.
Материал демонстрационный: Картинка с изображением буквы В, картинка с изображением совы, предметные картинки со звуком[в], [в'], клубок.
Ход деятельности:
I Мотивационный этап:
Воспитатель: Добрый день, ребята. Мы продолжаем с вами путешествие по нашей необъятной стране Звуков, с каким звуком мы познакомимся, узнаем чуть позже, а сейчас мы с вами будем здороваться, но делать это мы будем необычным способом.
Скажем «Здравствуйте» руками!
Скажем «Здравствуйте» ногами!
Скажем «Здравствуйте» глазами!
Скажем «Здравствуйте» мы ртом и занятие начнем.
Воспитатель: Ребята, сейчас я вам предлагаю поиграть в очень интересную игру, называется она: «Клубочек с вопросами».
Правила очень просты: Я пускаю клубочек по кругу, вы его передаёте друг другу, пока звучит погремушка. Как только погремушка затихла тот, у кого оказался в руках волшебный клубочек, отвечает на вопрос.
Вопросы:
- Что такое буква?
- Что такое звук?
- Какие бывают звуки?
- Назови любой звук.
- Назови гласный звук.
- Назови слог.
- Назови слово.
II Ориентировочный этап:
Воспитатель: Ребята, я знаю много имен мальчиков и девочек:
Ваня, Валера, Василиса, Влада
Воспитатель: Какой звук вы чаще слышите?
Ответы детей: В
Воспитатель: Он твердый или мягкий?
Ответы детей: Твердый
Вот еще имена: Вика, Вероника, Виолетта, Виктор, какой звук вы чаще слышите в этих именах?
Ответы детей:…..
Воспитатель: Хорошо, скажите тогда в этих именах звук В твердый или мягкий?
Ответы детей: Мягкий
Воспитатель: О чем же мы поговорим сегодня, как Вы думаете?
Ответы детей: о звуках [в], [в'].
Воспитатель: Сегодня мы познакомимся со звуком[в], [в'], и буквой В, которой и обозначает этот звук.
III Исполнительский этап:
Воспитатель: Давайте произнесём звук [в]
Дети произносят звук, вместе с воспитателем
Воспитатель: Чем мы произносим звук [в]?
Ответы детей: Губами и язычком
Воспитатель: Во время произношения звука наши верхние губы касаются нижней губы, и выходящий воздух встречает преграду.
Воспитатель: Как вы думаете, звук [в] гласный или согласный?
Ответы детей: Согласный
Воспитатель: Почему он согласный?
Ответы детей: Он не поётся, и струя воздуха встречает преграду
Воспитатель: Ребята, а скажите мне как вы думаете звук[в] звонкий или глухой
Ответы детей: Звонкий.
Воспитатель:
Итог: звук [в]– согласный, он бывает твердый по звучанию он звонкий.
Аналогично о звуке [в']
Воспитатель: обозначаются звуки[в], [в'], буквой В.
Воспитатель зачитывает стихотворение и вывешивает картинку
В — буква очень важная,
Воображала страшная.
Грудь колесом, живот надут,
Как будто нет важнее тут
Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто к нам пришел в гости! Назовите вместе, как зовут этого медвежонка
Ответы детей: Винни-Пух
Воспитатель: Какой звук вы слышите в его имени?
Ответы детей:[в']
Воспитатель: Давайте произнесите ещё раз[в] – это звук твёрдый или мягкий.
Ответы детей: Мягкий
Воспитатель: Давайте еще раз вспомним звук [в] звонкий или глухой
Ответы детей: Звонкий
Воспитатель: Мишка, говорит, что хочет с нами побывать на занятии, разрешим ему?
Ребята, а кто из вас помнит из какого мультфильма пришел к нам этот удивительный мишка?
Ответы детей: «Винни-Пух»
Воспитатель: А кто помнит, как звали его друзей.
Ответ детей: Ослик, пятачок, кролик, сова.
Воспитатель: А чем больше всего любил заниматься Винни-Пух
Ответы детей: Есть мед, сочинять шумелки, сопелки, дразнилки
Воспитатель: Мишка мне рассказал, что, когда сова пригласила его на день рождения (вывешивается картинка с изображением совы), ей он тоже сочинил дразнилку-чистоговорку, и он предлагает нам эту чистоговорку выучить. Учить мы будем ее так, вы будите называть слоги на карточках, начало строки, а я буду проговаривать ее окончание.
ВА - ВА - ВА - в лесу живет сова.
ВА - ВА - ВА - вот летит сова.
ВЫ - ВЫ – ВЫ - день рожденье у совы
ВЫ - ВЫ – ВЫ - несу подарок для совы.
ВЕ - ВЕ – ВЕ - васильков нарву сове.
ВЕ – ВЕ – ВЕ - споем мы песенку сове
Воспитатель: Винни- Пух предлагает нам немного отдохнуть
Физкультминутка
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покрутились, повертелись
И за столы мы все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до 5 считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
Упражнение:«Найди место звука в слове»
Воспитатель: Ребята, Винни- Пух говорит мне, что он приготовил для вас еще очень интересное задание.
Он принес нам картинки, давайте посмотрим на них и назовем, что на них нарисовано.
Дети: Ваза, дерево, валенки, диван, волк, сковорода, ворона, звонок, сова.
Воспитатель: Все эти слова содержат звук [в] давайте определим место звука в слове.
(Воспитатель показывает картинки называя слово, а дети определяют в какой части слова находится звук)
Аналогично о звуке [в']
Винни- Пух говорит, что вы все молодцы, хорошо выполнили задание.
Игра «Разноцветные квадратики»
Воспитатель: Теперь давайте поиграем в игру. Винни-Пух приготовил для вас квадратики, синие и зеленые, они лежат у вас на столах. И записал для вас следующие слова, вот они (слова написаны на карточках). Задание заключается в следующем, я буду читать вам слова, а вы как услышите твердый звук показываете синий квадратик, если мягкий, то показываете зеленый квадратик.
Ветер, ваза, ведро, вагон, Витя, весна, вата, ванна.
Воспитатель: ребята, Винни Пуху очень понравилось у нас на занятии, но ему пора уходить! Но ему очень хотелось узнать запомнили ли вы звуки, с которым мы сегодня знакомились?
Можете ли вы дать им характеристику?
Какой буквой он обозначается?
IV Рефлексивный этап:
Понравилось ли вам на занятии?
Что показалось сложным?
V Перспективный этап:
Воспитатель: Ребята, Винни-Пух с нами прощается, но вы ему так понравились, что он решил подарить вам еще одно задание, которое вы выполните дома, и принесете мне, а я их отправлю Винни- Пуху, заказным письмом. (Приложение 1)
Литература:
1. Кислова Т.Р. Методические рекомендации к образовательной программе речевого развития детей дошкольного возраста «По дороге к Азбуке» - Москва: ООО Баласс, 2019 – 487с.
2. Бунеева Е.В., Бунеев Р.Н., Пронина О.В. «Пособие для дошкольников к учебным тетрадям «Наши прописи – часть 2»» - Москва: ООО Баласс, 2008 – 32с.
Интернет-ресурсы:
1. https://infourok.ru/user/gayduk-larisa-yurevna/blog/28-04-2020-179367.html
Конспект с приложением во вложении (docx, 129Kb)
Скачать вложение