Современный детский сад
Автор: Зайцева Любовь Владимировна, заведующий МАДОУ города Рязани «Детский сад № 36»; Осипова Анна Петровна, заместитель заведующего по воспитательной и методической работе МАДОУ города Рязани «Детский сад № 36»; Воробьева Наталья Юрьевна, педагог дополнительного образования, МАДОУ города Рязани «Детский сад № 36»; Супрун Марина Владимировна, педагог дополнительного образования, МАДОУ города Рязани «Детский сад № 36»Опыт работы региональной инновационной площадки по внедрению авторского модуля рабочей программы «Английский язык» в образовательное пространство МАДОУ «Детского сада № 36» города Рязани
Под редакцией:
Ивченко Юлия Викторовна, старший преподаватель кафедры ДиНО «Рязанский институт развития образования»; Виноградова Алина Николаевна, старший преподаватель кафедры ДиНО «Рязанский институт развития образования».
В условиях вариативности современного дошкольного образования каждый педагогический коллектив детского сада вправе выбирать программы для работы с детьми дошкольного возраста по различным направлениям развития личности ребенка, с учетом требований стандартов образования, мнений родителей и образовательных запросов воспитанников.
В 2019 - 2022 г.г. на базе муниципальной автономной дошкольной образовательной организации города Рязани «Детского сада № 36» (руководитель Л.В.Зайцева; заместитель руководителя по воспитательной и методической работе А.П. Зайцева; педагоги дополнительного образования Н.Ю. Воробьева, М.В. Супрун) была осуществлена разработка, апробация и внедрение авторского модуля «Английский язык» для детей от 4 до 7 лет в вариативную часть основной образовательной программы дошкольной образовательной организации.
Инновационная работа с педагогическим коллективом, родителями воспитанников, партнерами по сетевому взаимодействию была выстроена по трем основным направлениям: организационно-методическому, научно-методическому, консультационно-информационному.
Кратко охарактеризуем каждое из направлений работы:
Организационно-методическая работа направлена на разработку локальных нормативных актов и создание организационных условий в детском саду для методического сопровождения реализации модуля «Английский язык».
Научно-методическая работа нацелена на анализ научных исследований, связанных с обучением детей дошкольного возраста английскому языку и поиску новых форм работы с детьми, педагогами и родителями воспитанников.
Консультационно-информационная работа направлена на повышение профессиональной компетентности педагогических работников, родителей воспитанников в вопросах изучения иностранного языка дошкольниками с учетом ведущего вида деятельности детей.
В ходе внедрения модуля «Английский язык» в образовательное пространство детского сада педагогический коллектив активно применял игровой и интерактивный подходы. Данные подходы позволили создать необходимые условия в режиме дня для включения английского языка в разные виды детской деятельности (коммуникативную, познавательно-исследовательскую и др.) на основе учета возрастных особенностей и постепенного обогащения, углубления уже имеющихся лексических представлений у дошкольников. Следует отметить, что введение английских слов в лексику детей не опережает их осмысление ребёнком на родном языке. Сочетание данных подходов позволило создать оптимальные условия для включения образовательных ситуаций, игр в режиме дня, мотивирующих детей разного возраста к общению со взрослыми и сверстниками на английском языке
.
Педагогами были разработаны рабочие программы для детей 4-5, 5-6, 6-7 лет. Содержание программ реализовывалось в форме: включенных в расписание занятий, которые проводились в лингафонном кабинете два раза в неделю (пример занятий см. Приложении 1); включенных в режим дня образовательных проблемно-игровых ситуаций, бесед, развлечений по лексическим темам; прослушиваний английских песен; обучения русским народным играм на английском языке; дидактических игр; игр-драматизаций; музыкально-подвижных игр и др.; а также в процессе непосредственного общения педагога с детьми в режиме дня, в ходе которого вводятся речевые конструкции разговорной английской речи.
Для реализации содержания рабочих программ педагогами была создана развивающая предметно-пространственная среда: подобраны методические, дидактические материалы, картотеки, в том числе аудио и видео файлы; оборудованы специализированные помещения в детском саду для погружения воспитанников в среду английского языка (лингафонный кабинет, кабинет английского языка и др.)
Для родителей воспитанников в холлах размещены стилизованные стенды-подсказки, на которых представлен лексический материал, изучаемый детьми. Для удобства визуального восприятия информация для родителей размещена в виде QR-кода. Материалы находятся в облачном хранилище. В группах по теме программного модуля оформлены центры активности, в которых размещаются дидактические игры, художественная литература, словарный материал, детские поделки и рисунки, тематические игрушки, изображения символов изучаемой страны и др. Оборудование центров периодически обновляется с учетом темы образовательной деятельности и возраста детей.
Образовательное пространство в группе по теме программы модуля создается воспитателями совместно с детьми. Холлы насыщены творческими работами детей, которые используются в качестве наглядного материала по тематике модуля и способствуют активизации коммуникативных умений (тематические словарики из рисунков, книжки-малышки с изображением героев или событий, коллективные аппликации). Осуществляя поддержку детской инициативы, воспитатели в различных видах деятельности создают условия для включения детей в ситуации общения и реализации намеченных замыслов.
В ходе внедрения модуля «Английский язык» в образовательное пространство детского сада педагогический коллектив и родители воспитанников последовательно погружались в различные образовательные мероприятия, связанные с координацией взаимодействия педагогов английского языка – воспитателей – детей – родителей воспитанников – партнеров по сетевому взаимодействию по теме модуля.
Основные формы методической работы с педагогическим коллективом МАДОУ города Рязани «Детского сада № 36»:
-
круглый стол;
-
педагогическая лаборатория в рамках педсовета;
-
итоговое онлайн-совещание; открытый показ воспитанниками театрализованного представления «Английская сказка»;
-
семинары-практикумы для воспитателей по развитию у дошкольников навыков диалогического общения на английском языке на занятия, прогулках, в утренние и вечерние отрезки времени.
Методическая работа с педагогами выстраивалась на основе активного обмена практическим опытом работы в рамках сетевого взаимодействия с другими детскими садами г. Рязани и области, реализующими программы английскому языку для дошкольников. В данной связи был создан клуб «Пудинг».
Выделим традиционные и инновационные формы взаимодействия с родителями воспитанников МАДОУ города Рязани «Детского сада № 36».
Оформление и обновление информационных стендов для родителей в раздевалке:
-
«чат-доска с педагогом английского языка» (вертикальная поверхность, на которой родители могут оставлять свои сообщения);
-
консультирование родителей с использование формы обратной связи на сайте детского сада;
-
родительские пресс-конференции (проводились по проблемным вопросам обучения детей английскому языку одни раз в год администрацией и педагогами);
-
участие родителей воспитанников в различных культурно-массовых тематических мероприятий;
-
демонстрация открытых занятий (проводилась с использованием современных информационных ресурсов: в период карантинных ограничений – с использованием «Яндекс телемост», платформы Zoom, отправки видеозаписей занятий в родительские чаты.
Проведенный мониторинг образовательного процесса позволил выявить динамику освоения детьми 4-7 лет содержания вариативного модуля «Английский язык». Однако следует отметить, что не все дети дошкольного возраста легко усваивали английскую речь. Проблемы в усвоении английского языка наблюдались у детей со сниженным уровнем развития родной (русской) речи и часто болеющих детей.
Проведенная внутренняя оценка качества созданной в детском саду развивающей предметно-пространственной среды подтвердила ее оптимальный уровень для реализации авторского модуля «Английский язык».
Проведенная оценка степени развития «инновационного потенциала» педагогического коллектива по внедрению в образовательное пространство детского сада вариативного модуля «Английский язык» выявила профессиональную активность педагогов в распространении опыта работы на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.
Проведенная оценка степени востребованности вариативного модуля «Английский язык» в образовательном пространстве МАДОУ города Рязани «Детского сада № 36» среди педагогов, родителей и детей показала значимость работы педагогического коллектива в данном направлении развития дошкольников.
Практические материалы инновационной деятельности МАДОУ города Рязани «Детского сада № 36» размещены на сайте дошкольной образовательной организации и могут быть использованы в образовательном процессе другими педагогическими коллективами.
Таким образом, внедрение вариативного модуля «Английский язык» в образовательное пространство детского сада подтверждает его актуальность, результативность что подтверждается его востребованностью и количеством вовлеченных в инновационную деятельность участников образовательных отношений.
Список литературы
1. Васютина И.В. Коржова А.В., Кочергина А.А. О раннем обучении английскому языку через интеграцию образовательных областей «Физическое развитие» и «Познавательное развитие» // Молодой ученый. – 2014. – №18 (77). – С.515-527.
2. Комарова Ю.А. Парциальная образовательная программа «Английский для дошкольников» и тематическое планирование / Ю.А. Комарова. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2016. – 160с.
3. Комарова Ю.А., Медуэлл К. Развивающее пособие CheekyMonkey для детей 5-6 лет. – М.: Русское слово, 2022. – 80 с.
4. Протасова Е.Ю., Родина Н.М. Обучение дошкольников иностранному языку (Программа «Little by Little», методические рекомендации, тематическое планирование). – М.: ИД Карапуз, ТЦ Сфера, 2009. – 80с.
Приложение 1

План-конспект занятия по английскому языку
для детей старшего дошкольного возраста на тему:
«ANIMALS. WILD AND DOMESTIC ANIMALS»
Воробьева Н.Ю.,
педагог дополнительного образования
МАДОУ города Рязани «Детский сад № 36»
Программное содержание: организовать деятельность детей, направленную на закрепление лексических единиц по теме «Аnimals», отработку грамматической основы "It is a …" и произношения звуков; способствовать обогащению словаря, развитию мелкой моторики рук; создать условия для проявлений самостоятельности в выстраивании диалога по теме занятия.
Оборудование: карточки с изображением лексических единиц; магнитные доски, мячик, игровой кубик, стаканчики с изображениями животных.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Teacher: Good morning, boys and girls!
Children: Good morning, NY!
Teacher: Now let’s say it loudly!
- Good morning! (громкое приветствие)
Дети повторяют за педагогом.
Teacher: Now let’s say it quietly!
- Good morning! (тихое приветствие)
Дети повторяют за педагогом.
Teacher: Welldone! Now tell me, please, how are you today? Are you good/ sad/ angry/ happy/ tired/great? (Отработка грамматической основы "I am fine" при помощи игрового кубика. Дети по очереди кидают кубик. Педагог задает вопрос "How are you?").
Teacher: Ok, good job! Kids, I forgot your names! What are your names? My name is NY! (Отработка грамматической основы «My name is» при помощи мячика. Направляя мяч каждому ребенку по кругу, задается вопрос "What is your name?").
2. Пальчиковая гимнастика. Фонетическая разминка.
Teacher: Now, kids, let’s move our fingers! Show me your fingers! These are mine. Where are your fingers? (Дети показываю свои пальчики, повторяя за педагогом, выполняют пальчиковую гимнастику "Hello".)
Ребята, поочередно соединяем пальцы рук. Начинаем c большого пальца и указательного, далее соединяем средний и указательный и т.д. Затем наоборот, начиная с мизинца, идем к указательному пальцу.
Teacher: Let’s begin!
Excellent! Now, show me tongues! (Дети показывают свои язычки). Let’s move our tongues. Say after me: [w], [ t], [r], [sk], [p ].
Well done! And now let’s chant:
One, one, one -
Little dogs run!
Two, two, two-
Cat sees you.
Three, tree, three -
Squirrel in a tree.
Four, four, four -
Rats on the floor.
3. Основная часть.
Teacher: Ребята, вспомните, какую тему мы проходим?
Children: Animals!
Teacher: Yes, animals, you are right! What animals do we know? Какие животные бывают?
Children: Wild, domestic, zoo animals.
Teacher: Yes, of course! Good job! Now stand up and come up to me. Ребята, посмотрите, у нас три доски и на них три карточки, где изображены места обитания наших животных.
Давайте, вспомним, кто, где живет. Wild animals live in the forest. Domestic animals live on the farm. Jungle animals live in the zoo.
На столе лежат изображения животных. Наша задача распределить их по группам. Кто и где живет. (Каждый ребенок берет одно изображение животного и размещает на доске. Затем проговариваем вместе с детьми какое животное, где живет). Well done! Now let’s chek it up: A pig lives on the farm. A wolf lives in the forest. An elephant lives in the Zoo.
Разминка. Warm-up-time.
Teacher: Ребята, а теперь пришло время немного размяться. It’s time to have a rest.
Звучит песня "It’s warm up time". Дети выполняют движения под музыку, повторяя за педагогом.
Teacher: Ok, good! Are you tired?
Children: Yes/No
Teacher: Now, sit down, please!
Игра "Cups" на отработку грамматических основ "What is it? It is a wolf."
Teacher: Let’ make a circle. Садимся по кругу и передаем стаканчики. На дне стаканчика изображены животные. Стучим стаканчиком два раза по полу со словами "What is it?" и передаем соседу справа. Stop. Now open the cup and look. What is it, Masha?
Дети должны ответить: It is a.
Teacher: Brilliant!
4. Подведение итогов.
Teacher: Где мы сегодня побывали?
Children: Intheforest, inthe zoo, on the farm.
Teacher: Yes, you are right! And what animals did we see?
(Дети перечисляют названия животных)
Good job! Ребята вы такие молодцы!
А теперь скажем друг другу «До свидания». Good bye, boys and girls! Children: Good bye!
Приложение 2
План-конспект занятия по английскому языку
для детей подготовительной к школе группы на тему:
«MY CLOTHES»
Супрун М.В.,
педагог дополнительного образования
МАДОУ города Рязани «Детский сад № 36»
Программное содержание: создать условия для обогащения, уточнения и активизации словарного запаса по теме «Clothes»; развития фонематического слуха, монологической речи; коммуникативных умений; способствовать формированию умения работать в команде и помогать друг другу.
Оборудование: телевизор, карточки с английскими звуками, карточки с предметами одежды по теме, магнитная кукла с одеждой (на доске), сопроводительная презентация к уроку “Clothes” (песня Putonyoursocks), смайлики, магниты, две корзинки.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Педагог: Goodmorning!
Воспитанники: Good morning, good morning, good morning to you!
Good morning, good morning. I am glad to see you!
Педагог: I am glad to see you, too. Sit down please.
Педагог: Let’s make an interview. Who wants to answer the questions about yourself?
Один из воспитанников выходит в центр и отвечает на вопросы о себе, которые ему задают дети.
Воспитанники: What is your name? How old are you? How are you? Where are you from?
2. Постановка темы занятия, обозначение цели.
Педагог: Good job! Look at the board and tell me what we are going to talk about.
Воспитанники смотрят на доску и определяют тему занятия по картинкам по теме «Clothes».
Воспитанники: Об одежде.
Педагог: That’sright! Now we are going to the magic land of sounds. Мы отправляемся в волшебную страну звуков.
3. Фонетическая зарядка.
Педагог: (Дыхательная гимнастика). Breathe in. Breathe out. Breathe in deeply. Breathe out. Look at the cards and say after me! Давайте потренируемся в произнесении сложных английских звуков: [au] [ ʃ ] [ʤ ] [ ɵ ][ ð ] [ a: ] [ ʌ ] [ æ ] [ w ] [ r ] [ ou ]
[ æ ] – hat, cap, pants, sandals
[ ʌ ] – gloves
[ r ] – trousers, dress
[ʤ ] – jeans, jacket
[au] – blouse
[ ou ] – coat
[ ʃ ] – shoes
[ a: ] – scarf, cardigan
[ w ] – sweater, wear, I am wearing
4. Активизация лексики по теме с использованием стихов – «договорок».
Педагог: Help me, please. Помогите мне, пожалуйста. Now listen to the short rhymes and define the theme of our lesson.
Послушайте стихотворения и помогите мне вставить правильные английские слова.
Загляни-ка в темный шкаф: Там на полке шарфик, scarf. Рядом дремлет серый кот, Вот висит пальтишко, coat. Кто и что здесь разберет — юбка, skirt, рубашка, shirt.
А по полкам, прыг да скок, скачет твой носочек, sock. Пусть не радуется ветер, Есть тут теплый свитер, sweater. Ничего приятней нет, чем примерить шляпу, hat. Раз ты в шкаф уже залез, не забудь про платье, dress, Про костюм парадный, suit. Вот он, черный, тут как тут, в шкафу подолгу не сиди:
Померил все — и уходи!
Педагог: You are so smart!
5. Развитие навыков аудирования.
Педагог: Standup. Come on! Let’s sing a song! Look at the screen. Посмотрите на экран и спойте песню о предметах одежды.
Socks, hat, coat. It’s cold. It’s cold.
Put on your socks. Put on your hat. Put on your coat. Okay, okay, okay.
Sweater, shoes, coat. It’s cold. It’s cold.
Put on your sweater. Put on your shoes. Put on your coat. Okay, okay, okay!
Педагог: Let’s chant this song all together!
Воспитанники поют песню.
5. Развитие навыков монологической речи с использованием изученной лексики.
Let’s get dressed for the day. Игра «Одень куклу».
Педагог: Look at the doll on the board. It’s Mary. She is from London. She is going for a walk. Let’s dress the doll. (Посмотрите на доску. Вы видите куклу. Ее зовут Мэри. Она из Лондона. Давайте оденем Мэри).
Педагог называет, какая предстоит погода. Воспитанники по очереди выходят к доске и по просьбе других детей выбирают одежду на столе, прикрепляют её при помощи магнита к кукле.
Педагог: It’s cold. It’s hot. It’s warm.
Педагог: Good job!
Игра «What are you wearing?».
Давайте поиграем в игру – «Представлялочку».
Педагог: It’s hot now. What are wearing? Imagine and say! Представьте, что на вас надета ваша любимая одежда по погоде.
Let’s play the game!
Все встают в полукруг, дети по очереди сами определяют погоду (It’shot, cold, sunny, rainy, snowy, warm), называют имя воспитанника, который будет рассказывать по-английски какая сейчас на нем/ней одежда (2-3 предложения). Можно использовать мяч.
Воспитанник 1. I am wearing my dress, shoes, socks
Воспитанник 2. I am wearing my sweater, jeans, cap, sneakers
Воспитанник 3. I am wearing my coat, hat, scarf, boots
Воспитанник 4. I am wearing my T-shirt, socks, sandals
7. Гимнастика для глаз.
Педагог: Children, good job! Now let’s relax. Close your eyes, open your eyes. Close your eyes tightly. Open your eyes. Look at your finger. Put your finger forward. Stand up, please.
8. Заключительный этап.
Что мы сегодня делали на занятии? Чему вы научились? Рефлексия. Дети оценивают свои коммуникативные умения при помощи смайликов, выбирают и кладут в разные корзинки.
Thank you for your work. You were very active today. Choose a face. You can see two baskets red and blue. Put a red face if you can say what you are wearing now, and put a blue one if you can’t.
Красная корзинка – смайлик улыбается – если воспитанник может самостоятельно дать команду и сказать, что на нем надето, синяя корзинка – грустный смайлик – если ученик не может без помощи педагога — это сделать.
Что вы расскажете дома о нашем занятии?
Педагог: Thanks a lot! Good-bye!!!
Воспитанники: Good-bye! See you. Have a nice day!
Скачать вложение