Страна бумажная
Автор: Долгова Ирина Алексеевна, Петрова Оксана Владимировна, Янгибаева Оксана Владимировна, воспитатели МБДОУ «Детский сад № 136», г. Рязань.Проект для детей старшего дошкольного возраста.
«Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно,
но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное,
чтобы ребенку захотелось ещё и ещё раз
возвратиться к тому, что он узнал»
В.А. Сухомлинский.
Одной из важнейших задач современной образовательной практики, которую диктует нам федеральный государственный образовательный стандарт, является формирование исследовательских умений у дошкольников. Современный мир столь динамичен и меняется он так стремительно, что выжить в нем, опираясь на наработанные стереотипы, невозможно, человек должен постоянно проявлять исследовательскую, поисковую активность. Формирование целостного, комплексного, интегративного системно-деятельного подхода к воспитанию дошкольника является целевой установкой ФГОС[1]. Основным принципом дошкольного образования является формирование познавательных интересов и познавательных действий у ребенка в различных видах деятельности [2].
Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью открывающий для себя окружающий мир. Новые впечатления, новые знания являются мощным стимулом для развития ребёнка. Эта потребность лежит в основе возникновения и развития поисковой деятельности. Ребенок стремится познавать, и важно не дать этому стремлению угаснуть, наоборот, способствовать его дальнейшему развитию.
Бумага – доступный для ребенка и универсальный материал для детского творчества, экспериментальной деятельности. Дети активно работают с ней, но, несмотря на это, у них недостаточно знаний о разнообразии бумаги, её свойствах. Дошкольники не имеют понятия, откуда она появилась, из чего, как и где её изготавливают, не знают её видов.
Бумага занимает первостепенное место в жизни людей. Её изобретение – одно из величайших достижений человечества. И как бы стремительно ни развивалось общество, современные технологии, бумага останется востребованным материалом. Это касается в том числе и развития детей, их творчества.
По мнению Ольги Витальевны Дыбиной, высококвалифицированного специалиста в области дошкольной педагогики [3], познавательная активность детей реализуется в деятельности. Именно поисковая деятельность способна мобилизовать силы дошкольников в познании реальности, самостоятельном раскрытии её связей, отношений, закономерностей в преобразовании опыта.
Учитывая всё сказанное выше, мы выбрали работу над проектом «Страна бумажная», посчитав, что работа над этой темой будет доступна, интересна, познавательна, увлекательна и, самое главное, значима для детей и общества в целом.
Дети проявляют интерес к бумаге, у них есть желание творить и необходимость пользоваться предметами, изготовленными из бумаги. Работа с бумагой способствует развитию у них воображения, творческих способностей, креативности, мелкой моторики, речи.
Важным посчитали привлечение родителей к активному участию в проекте: вовлечение их в совместную деятельность с детьми, активное участие в пополнении развивающей предметно-пространственной среды, методической копилки группы.
Значимым моментом является решение обратить внимание обучающихся и их родителей на значение и разнообразие бумаги в нашей жизни, на необходимость бережного её использования, на связь охраны леса с нашей повседневной жизнью. К сожалению, люди не задумываются где, как и из чего делается бумага, сколько мы порой тратим её неразумно. В связи с этим решили показать детям возможность повторного использования бумаги, рисуя на ней с другой стороны и используя её для изготовления поделок.
Цель проекта: формирование у детей знаний и представлений о бумаге, предпосылок исследовательской деятельности, практических умений и навыков работы с бумагой.
Задачи проекта:
1. Уточнять и расширять представления детей о бумаге, разных ее видах, качествах и свойствах.
2. Развивать у детей познавательные способности в процессе совместной исследовательской деятельности, пробуждать интерес к практическим опытам.
3. Формировать умение анализировать, выявлять взаимосвязи и взаимозависимости между материалом и другими предметами.
4. Развивать творческие способности детей через работу с бумагой.
5. Развивать речь детей, расширять словарный запас за счет незнакомых существительных, прилагательных, обозначающих свойства предмета.
6. Развивать различные виды продуктивной деятельности детей при работе с бумагой.
7. Воспитывать бережное отношение к бумаге.
Участники проекта: дети старшей группы (5- 6 лет), родители воспитанников, педагоги.
По количеству участников: семейно-групповой.
Срок реализации проекта: февраль – апрель 2023 года (среднесрочный).
Тип проекта: познавательно – исследовательский, творческий.
Этапы проекта:
1. Подготовительный этап:
- определение объекта изучения, постановка целей, задач,
- работа с научно-популярной, методической литературой,
- подбор художественной литературы для детей, наглядных и дидактических материалов (иллюстрации, презентации, видеоматериалы по теме проекта),
- подготовка материалов для организации творческой и познавательно-исследовательской деятельности, для проведения экспериментальной деятельности,
- подготовка информационного материала для родителей.
2. Планирование проекта:
- определение участников проекта,
- составление перспективного плана работы с детьми, с родителями,
- обсуждение продуктов деятельности, которые должны получиться после окончания проекта.
3. Выполнение проекта:
- проведение бесед, различных видов игр, опытов, продуктивной творческой деятельности, досугов, чтение художественной литературы, просмотр презентаций и видеоматериалов,
- взаимодействие с родителями по разным вопросам, касающимся помощи в реализации проекта,
- консультирование родителей.
4. Оформление результатов проекта:
- акция по сбору макулатуры в ДОУ «Берегите бумагу»,
- выставка поделок, сделанных руками детей и их родителей, «Волшебная бумага»,
- дидактическое пособие «Виды бумаги»,
- методическая копилка (конспекты занятий, сценарии досугов, картотека опытов, презентации и видеоматериалы).
5. Рефлексия (самооценка качества проделанной работы).
Предполагаемые результаты:
1. Дети будут знать историю создания бумаги.
2. Опытным путем получат знания о бумаге, как материале, который имеет определенные качества и свойства.
3. Увеличится интерес детей к познанию окружающего мира путем экспериментирования.
4. Закрепят знания о причинно-следственных связях экологического состояния Земли и жизнедеятельности человека.
5. Активный словарь детей пополнится прилагательными, обозначающими различные свойства и качества бумаги, незнакомыми существительными.
Формы участия в проекте:
Педагоги:
- изучение научно-познавательной литературы по теме;
- подборка наглядно – дидактического материала (иллюстрации, игры, презентации, видеоматериалы);
- подборка художественных произведений и чтение – сказок, рассказов, загадок, стихов;
- проведение серии бесед о бумаге, её истории, применении, свойствах;
- проведение ООД;
- организация выставки «Волшебная бумага»;
- проведение акции по сбору макулатуры;
- экспериментирование с детьми на тему «Свойства бумаги»;
- создание дидактического пособия «Виды бумаги» (Приложение);
- консультирование родителей «Воспитание бережного отношения к бумаге», «Маленькие секреты о свойствах бумаги», «Значение конструирования из бумаги и картона».
Воспитанники:
- участие в беседах и организованной образовательной деятельности, экспериментировании;
- участие в дидактических и сюжетно-ролевых играх;
- слушание сказок, рассказов, стихов о бумаге;
- составление рассказа о бумаге по схеме;
- просмотр мультфильма «Бумажки», «Фиксики – бумага», развивающего ролика «Как делается бумага»;
- просмотр презентации «История бумаги».
Родители:
- сбор информационного материала о бумаге через интернет, в научной и художественной литературе;
- участие в организации выставки «Волшебная бумага» (изготовление поделок из бумаги совместно с детьми для выставки);
- участие в акции по сбору макулатуры
Реализация проекта:
- подобрали литературу, наглядный и дидактический материал: настольно-дидактические игры, иллюстрации, презентации и видеоматериалы по теме;
- рассматривали различные виды бумаги, обсуждали свойства бумаги, создавали различные поделки (оригами, аппликация, рисование);
- проводили эксперименты с бумагой, организовали выставку поделок «Волшебная бумага»;
- проводили беседы: «Задолго до появления бумаги…» (цель: дать детям представление о том, на чём писали, когда не было бумаги);
«История возникновения бумаги» (цель: познакомить детей с историей возникновения бумаги);
«Применение бумаги» (цель: развивать познавательную активность детей, поисковую деятельность);
- читали художественную литературу: cтихи, сказки, рассказы;
- вместе играли в словесные игры «Что бывает из бумаги», «Бывает – не бывает», дидактические игры «Определи на ощупь», «Для чего нужна эта бумага?», «Волшебная бумага», «Что изменилось?», «Найди нужный вид бумаги», «Из какой бумаги сделано?», сюжетно – ролевые игры «Экскурсия на бумажную фабрику», «Магазин бумажных изделий», речевые игры «Закончи предложение», «Скажи наоборот», «Так не бывает»;
- составляли рассказы по схемам «Опиши предмет»;
- проводили эксперименты: волшебная бумага, сравнение бумаги, разрывание бумаги, вода и бумага, шуршащая бумага, склеивание бумаги, летающая бумага, прочность бумаги.
Результаты проекта:
1. Наличие у детей знаний о разных видах бумаги, её свойствах, роли в жизни человека.
2. Сформированы элементарные исследовательские умения и навыки.
3. Сформированы познавательные способности и интерес к опытной деятельности.
4. Обогатился словарь детей терминологией по теме.
5. Сформированы умения практической работы с различными видами бумаги.
Рефлексия:
Выполняя исследовательскую работу, мы достигли поставленной цели: дети узнали, что изобретение бумаги – это величайшее достижение человечества, бумага стала властвовать везде, а также то, что неправильное использование бумаги отрицательно влияет на окружающую среду; задачи, поставленные для достижения цели, тоже выполнены:
- дети, при помощи педагогов узнали о происхождении бумаги, распространении и проникновении её во все сферы деятельности человека, о ее значении;
- познакомились с древними и современными технологиями производства бумаги;
- словарь детей пополнился новыми словами: прилагательными «писчая», «гофрированная», «шероховатая», «плотная», «прочная», «наждачная» характеризующими свойства и качества бумаги, а также существительными «папирус», «пергамент», «макулатура», «миллиметровка», «калька»;
-дети овладели практическими умениями работы с бумагой в разных видах деятельности, они с удовольствием делают поделки из бумаги (оригами, аппликация).
Продукт проекта: проведена акция по сбору макулатуры в дошкольном образовательном учреждении «Берегите бумагу!», создана методическая копилка по проекту, оформлена выставка поделок, сделанных руками детей и их родителей, «Волшебная бумага», сделано дидактическое пособие «Виды бумаги» (приложение).
Литература:
1. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования. Одобрен решением от 17 октября 2013 г. № 1155. С изменениями и дополнениями от 21 января 2019 г, 8 ноября 2022 г. URL: https://base.garant.ru/70512244/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/: 06.12.2023.
2. Приказ Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 28 декабря 2022 г. № 71847)//Номер документа: 1028//Принят: 25 ноября 2022//Опубликован: 27 января 2023// URL: https://docs.edu.gov.ru/document/0e6ad380fc69dd72b6065672830540ac/ Текст: электронный (дата обращения: 24.11.2023).
3. Дыбина О.В. Ребёнок и окружающий мир. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2015.
4. Кузнецова Е.М. Художественное моделирование и конструирование: программа, практические занятия с детьми 5-6 лет. - Волгоград: Учитель, 2014.
5. Малков В.И. Бумажные фантазии. - М.: Просвещение, 2012.
6. Новицкая С.А. Поделки из бумаги. Совместное творчество педагога и дошкольника: Методическое пособие для педагогов ДОУ. – СПб: ООО Изд-во «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015.
7. Садилова Л.А. Поделки из мятой бумаги. - М.: Изд-во «Скрипторий 2003», 2011.
8. Шапиро А.И. Секреты знакомых предметов. Бумага. – СПб: Речь; Образовательные проекты; М.: Сфера, 2009.
Полный вариант статьи и приложение к проекту.
Скачать вложение