Сундучок здоровья
Автор: Наумичева Наталья Алексеевна, воспитатель МБДОУ «Турлатовский детский сад», Рязанский муниципальный районКонспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию для детей средней группы.
В современном мире человек подвергается большому количеству испытаний. Это негативным образом сказывается на его психологическом и физическом состоянии здоровья. Именно поэтому задача сохранения и укрепления здоровья всего населения, а подрастающего поколения в особенности - одна из главных стратегических задач развития страны.
Государственная политика в данной области регламентируется и обеспечивается рядом нормативно-правовых документов. Это Закон Российской Федерации «Об образовании», Закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; Указы Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения в Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации», Закон РФ «О физической культуре и спорте», «Конвенция о правах ребенка».
Работу в данном направлении необходимо начинать уже в период дошкольного детства. Это подтверждено многочисленными исследованиями педагогов, психологов, физиологов, экологов, политологов, философов и социологов:
– обоснование связи физического и психического состояния человека представлена в исследованиях Ф.Р. Филатова, М.Ю. Стожаровой, В.В. Колбанова и др.;
– проблема психологического здоровья детей исследовалась в трудах М.Д. Маханева, А.И. Фомина и др.;
– принцип взаимосвязи физиологического и психического развития был реализован в трудах психологов В.А. Шишкина, А. П. Ерастова, Н.О. Пичугина, и др.;
– на важности проблемы формирования представлений детей дошкольного возраста о здоровом образе жизни акцентировано внимание в исследованиях Л.Р. Болотина, В.А. Деркунской, Г.И. Нарскина.
Анализ исследований О.А.Князевой, И.М. Новиковой, С.Е.Шукшиной и др. свидетельствует о том, что уже в дошкольном возрасте у ребенка появляется устойчивый интерес к своему здоровью, бережное отношение к своему организму (жизни, здоровью) как ценности, желание вести основы здорового образа жизни.
Федеральный государственный образовательный стандарт предусматривает создание условий в дошкольных образовательных организациях для сохранения и укрепления здоровья дошкольников.
В современном дошкольном образовании существует множество разнообразных форм организации педагогической работы по приобщению дошкольников к здоровому образу жизни.
Представленная мною методическая разработка составлена с учетом требований ФГОС и ООП МБДОУ «Турлатовский детский сад».
Программное содержание:
Цель: Создание условий для формирования основ здорового жизни у детей 4-5 лет посредством дидактических игр и игровых упражнений.
Задачи:
- обучающие: уточнить имеющиеся у детей знания о предметах личной гигиены, видах спорта, полезных и вредных продуктах, режиме дня;
дать элементарные представления о том, в каких продуктах есть витамины «А», «В», «С»; упражнять в умении узнавать и называть геометрические фигуры; в счете в пределах 5; упражнять в умении отгадывать загадки;
- развивающие: развивать познавательный интерес, слуховое внимание, мышление, мелкую моторику, диалогическую речь; обогащать двигательный опыт детей, развивать двигательные навыки.
- воспитательные: воспитывать заботливое отношение к своему здоровью, потребность к здоровому образу жизни.
Словарная работа: активизировать в речи употребление слов: полотенце, расческа, мочалка, мыло, зубная паста, зубная щетка - предметы гигиены; футбол - футболист, хоккей - хоккеист, каратэ - каратист, гимнаст, фигурное катание - фигурист, баскетбол - баскетболист, волейбол - волейболист, велосипедист, плавание - пловец, теннис - теннисист, витамины.
Предварительная работа: Рассматривание альбомов: «Вредная и полезная еда», «Режим дня», «Виды спорта», просмотр презентации о видах спорта, чтение литературных произведений о спорте, беседы о пользе правильного питания, спорта, режима дня, соблюдении правил личной гигиены для здоровья, разгадывание загадок.
Методы и приемы:
Наглядные: демонстрация, рассматривание.
Словесные: художественное слово, повторное проговаривание, постановка вопросов, пояснение, поощрение.
Практические: упражнение.
Игровой: создание игровой ситуации, дидактическая игра, загадывание загадок, игровое упражнение.
Материалы и оборудование: корзинки для вредной и полезной еды, часы;
демонстрационный: кукла, картинка - замочек, геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник), картинки - домики для витаминов; картинки с изображением продуктов питания, предметы гигиены; картинки - правила здоровья;
раздаточный: картинки с изображением продуктов питания, видов спорта.
Этапы деятельности:
1. Мотивационный этап.
Дети входят в группу, берутся за руки, встают в круг с воспитателем.
Мотивация общения (игра-приветствие)-создание положительного эмоционального настроя.
Игра: «Здравствуй».
Станем рядышком, по кругу.
Скажем «Здравствуйте» друг другу.
Нам здороваться не лень:
Всем «Привет!» и «Добрый день!»;
Если каждый улыбнется -
Утро доброе начнется.
Какие у вас добрые и красивые улыбки.
- А теперь повернитесь и улыбнитесь друг другу.
Воспитатель обращает внимание детей на Петрушу, спрашивает, почему он загрустил.
2. Ориентировочный этап.
Воспитатель предлагает ребятам рассказать Петруше о том, какие правила необходимо соблюдать, чтобы не болеть, а поможет им в этом «сундучок Здоровья». Предлагает пройти к сундучку и занять свои места.
3. Исполнительский этап.
Сидя на стульчиках полукругом.
Игровое упражнение: «Подбери ключик».
Воспитатель предлагает подобрать соответствующий ключ, чтобы открыть сундучок.
После выполнения игрового упражнения дети совместно с воспитателем при помощи пальчиковой игры: «На двери висит замок…» открывают сундучок.
Далее воспитатель предлагает одному из детей подойти к сундучку и достать коробочку, на которой нарисован один кружок.
Детям предлагается выполнить следующее игровое задание:
«Отгадай загадку».
Воспитатель зачитывает загадку. Ребенок, правильно отгадавший ее, находит предмет - отгадку в коробке и демонстрирует ее детям.
В случае необходимости воспитатель напоминает детям правила отгадывания загадок.
После выполнения задания, воспитатель задает детям вопросы, направленные на активизацию в речи слов: полотенце, мыло, расческа, зубная паста, зубная щетка, носовой платок - предметы гигиены.
Воспитатель размещает на мольберте (магнитной доске) картинку - правило: «Соблюдай правила гигиены».
Далее воспитатель предлагает подойти одному из детей к сундучку и достать коробочку, на которой нарисовано два кружка.
Воспитатель обращает внимание на предмет, находящийся внутри и проводит беседу о режиме дня.
- Что помогают нам делать часы?
- Что значит соблюдать режим?
- В какое время - чем занимаемся.
Воспитатель размещает на мольберте (магнитной доске) картинку - правило: «Соблюдай режим дня».
Далее предлагает одному из детей подойти к сундучку и достать коробочку, на которой нарисовано три кружка.
Игровое упражнение: «Назови вид спорта».
Воспитатель предлагает детям картинки, дети после рассматривания, называют вид спорта и помещают картинку на мольберт. По ходу выполнения задания педагог задает детям вопросы, направленные на активизацию в речи слов: футболист, хоккеист, фигурист, велосипедист и т.п.
Далее воспитатель предлагает детям «заняться спортом».
Физминутка:
«На зарядку становись».
(предупреждение переутомления и повышение внимания детей).
Воспитатель размещает на мольберте (магнитной доске) картинку - правило: «Занимайся спортом».
Далее воспитатель предлагает подойти к сундучку и достать коробочку, на которой нарисовано четыре кружочка.
Дидактическая игра: «Вредно - полезно».
Описание игры:
Воспитатель предлагает детям выбрать картинку и поместить ее в соответствующую корзинку (с веселым или грустным смайликом).
Дидактическая игра: «Где спрятались витамины».
Описание игры:
На мольберте воспитатель размещает «домики для витаминов» и, сопровождая действия кратким рассказом, размещает картинки с изображением продуктов питания в соответствующий домик.
Воспитатель размещает на мольберте (магнитной доске) картинку - правило: «Питайся правильно».
Воспитатель обращает внимание детей на картинки, размещенные на коробочках.
Игровое упражнение: «Собери картинку».
После выполнения игрового задания, педагог совместно с детьми делает вывод: «Хорошее настроение – залог здоровья».
4. Рефлексивный этап:
Воспитатель предлагает напомнить Петруше, какие правила надо соблюдать, чтобы не болеть. Петруша благодарит ребят за оказанную помощь, сообщает им о том, что постарается соблюдать все правила.
5. Перспективный этап:
Воспитатель предлагает детям обменяться полученными знаниями с членами семьи, соблюдать правила в повседневной жизни.
Список используемых источников:
1. Основная общеобразовательная программа МБДОУ «Турлатовский детский сад», 2020. - 252с.
2. Илларионова Ю.Г. «Учите детей отгадывать загадки». Пособие для воспитателя детского сада. М.: «Просвещение», 1976. - 127с.
3. Новикова И.М. «Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников» для работы с детьми 2-7 лет, М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ,
2009. - 71с.
3. Полтавцева Н.В., Гаврилова И.А.,. Краснова Р.С «Приобщение дошкольников к здоровому образу жизни», М.: ТЦ «Сфера», 2013. - 128с.
4. Шорыгина Т.А. «Беседы о здоровье». М.: ТЦ «Сфера», 2004. - 57с.
Скачать вложение