Светофор – мой лучший друг!
Автор: Алиева Зухра Азыжаровна, воспитатель, МБДОУ «Детский сад №85», г. РязаньРазвлечение по правилам дорожного движения в средней группе
Аннотация
Детская безопасность на дорогах – составная часть заботы государства о здоровом и безопасном образе жизни ее юных граждан. Окружающая среда ребенка – это не только семья, детский сад, но и детская площадка, двор и конечно, улица. Она приковывает к себе особое внимание ребенка. В самом деле, на улице множество быстродвижущихся, ярких, разнообразных машин; автомобилей, автобусов, мотоциклов и т. д. Несчастных случаев на дорогах будет меньше, если взрослые не оставят ребенка без присмотра на улице или во дворе дома. Вовремя полученные знания о поведении ребенка на улице сохранят здоровье и жизнь. Знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать у них навыки правильного поведения на дороге необходимо с самого раннего возраста, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочные. Именно в дошкольном возрасте ребенок должен получить первые сведения о правилах движения и поведения на улице. Он должен понять опасность уличного движения, но в то же время не испытывать боязни к улице, так как чувство страха парализует способность не растеряться в момент возникшей опасности. Первые учителя-воспитатели детского сада и родители.
Большую роль в решении этой проблемы имеет организация работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма в дошкольных образовательных организациях. Для этого необходимо изменить устоявшиеся традиции восприятия проблемы; уйти от эпизодических мероприятий к системе работы, проводимой с детьми и их родителями; выйти за рамки традиционных форм и методов работы – как организационных, так и методических, и образовательных. Поэтому главная задача воспитателей доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл, опасности несоблюдения правил, при этом не исказить их содержание. Детей необходимо обучать не только правилам дорожного движения, но и безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте. Вот поэтому нужно углубленно работать над этой проблемой и решать следующие задачи:
- обучение детей безопасному поведению на автомобильных дорогах;
- формирование у детей навыков и умений наблюдения за дорожной обстановкой и предвидения опасных ситуаций, умение обходить их;
- воспитание дисциплинированности и сознательного выполнения правил дорожного движения, культуры поведения в дорожно- транспортном процессе;
- обогащение представления детей о здоровье, необходимо обучение не только правилам дорожного движения, но и безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте.
Сегодня никого не надо убеждать в том, что чем раньше мы познакомим ребенка с правилами дорожного движения, научим его навыкам культуры поведения на улицах и дорогах, тем меньше будет дорожно-транспортных происшествий с участием детей.
Правила дорожного движения едины для детей и взрослых, они написаны «взрослым» языком без всякого расчета на детей. Известно, что привычки, закрепленные в детстве, остаются на всю жизнь. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие родители, дошкольные учреждения, в дальнейшем — школа и другие образовательные учреждения, а также все окружающие ребенка люди. Одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожного транспортного травматизма в дошкольных учреждениях. Сегодня детский сад стремится обеспечить своим воспитанникам качественное, универсальное образование, обеспечить высокий уровень общей культуры, в том числе и культуры на дороге.
Тематическое развлечение «Светофор - мой лучший друг» посвящено актуальной проблеме детей по правилам дорожного движения (ПДД), для обучения детей 4–5 лет правилам дорожного движения – изучения светофора.
Цель: Формирование у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах.
Задачи:
• обучающие:
- закреплять знания детей о светофоре, о его сигналах, о правилах перехода пешеходами через дорогу;
- закрепить и систематизировать представления детей о знаках дорожного движения, их назначении, тренировать в подборе подходящих по форме и цвету фрагментов рисунка дорожного знака(«Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено») и складывать их в целое изображение.
• развивающая:
- развивать умение использовать знания в повседневной жизни;
- развивать внимание, логическое мышление, мелкую моторику рук.
- развивать навыки безопасного поведения на улицах и дорогах.
• воспитательная:
- воспитывать культуру поведения детей на улицах, дорогах.
Оборудование: полоски белого цвета для «зебры», обручи, разрезные картинки «дорожные знаки» знаков: «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено».
Демонстрационный материал: макет светофора, круги красного, желтого и зеленого цвета.
Раздаточный: разрезные картинки: дорожные знаки.
Предварительная работа: Беседа о сигналах светофора, рассматривание дорожных знаков, разучивание стихов о правилах дорожного движения, беседа «Как правильно переходить дорогу», рассматривание иллюстраций-ситуаций по теме.
Обогащение словаря: Красный, жёлтый, зелёный и согласование их с существительными; названия дорожных знаков: «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено»),
Активизация словаря: Сигнал светофора, пешеход, тротуар.
Действующее лицо: Светофор.
Ход занятия
1. Мотивационный этап.
Воспитатель:
Собирайтесь дети в круг,
Ты мой друг и я твой друг.
Дружно за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся. (А. Барто)
Воспитатель: Отгадайте загадку:
Сбоку шумной улицы
Кот трёхглазый жмурится. (Светофор)
(А. Алферова).
Воспитатель: Молодцы! Это Светофор.
Звучит музыка, входит светофор.
Светофор: «Здравствуйте, ребята! (дети здороваются со светофором).
- У меня перегорели сигнальные огоньки. Помогите мне, пожалуйста, почините меня!
Воспитатель: Дети, поможем светофору? (Да).
2.Ориентировочный этап.
Воспитатель: Чтобы светофор заработал, нам нужно вспомнить что означают сигналы светофора.
Воспитатель: У светофора есть три сигнала огонька:
- Что означает красный сигнал? (Воспитатель показывает красный круг).
Дети: Красный свет - Самый строгий, Стой! Дроги дальше нет, Путь для всех закрыт.
Воспитатель: Что означает красный сигнал? (Воспитатель показывает жёлтый круг).
Дети: Желтый свет – предупреждение, жди сигнала для движения).
Воспитатель: Что означает зелёный сигнал? (Воспитатель показывает зелёный круг.
Дети: Зеленый свет – говорит: «Проходите, путь открыт!».
Воспитатель: Молодцы, ребята!
- А зачем нужен светофор? (Чтобы регулировать дорожное движение).
3. Исполнительский этап.
Воспитатель: Дети, на какой же сигнал светофора можно переходить дорогу? (На зеленый свет).
- Светофор – большой помощник, лучший друг для всех путей! Он всегда предупреждает светом, можно ли идти.
Светофор: Спасибо, я снова заработал!
- Давайте с вами поиграем и узнаем ещё много нового обо мне и моих помощниках дорожных знаках»!
Игра «Светофор».
Воспитатель раздаёт детям кружки жёлтого, красного и зелёного цветов. Последовательно «переключает» светофор.
Зеленый – шагаем бодро на месте,
Желтый – в ладоши хлопаем, вместе.
Красный, внимание! Стоп! Тишина! грозим пальцем.
Всем понятно? Задача ясна? Тогда начинаем!
«Светофор»: Молодцы, все были внимательны, и никто не ошибся.
Конкурс «Собери светофор». Участникам команд необходимо добежать до обруча, взять нужный кружок и собрать светофор на полу. (2 команды)
Светофор: Вот сколько помощников у меня появилось, спасибо вам ребята, вы очень хорошо и быстро справились и с этим заданием. Теперь, для следующего испытания потребуется ваша внимательность.
Эстафета "Виды «переходов»
Нужно по «Зебре» дойти до скамейки (наземный переход), пройти по скамейке (надземный переход) и пролезть в тоннель (подземный переход) и бегом вернуться назад, передать эстафету следующему.
Конкурс Загадки: (Елена Иванникова)
1. Эту ленту не возьмешь И в косичку не вплетешь. На земле она лежит, Транспорт вдоль по ней бежит. (Дорога)
2. Никогда я не сплю, на дорогу смотрю. Подскажу, когда стоять, когда движенье начинать. (Светофор)
3. Тут машина не пойдет. Главный здесь – пешеход. Что друг другу не мешать, нужно справа путь держать. (Тротуар)
4. Что за транспорт за такой? Что везет тебя домой. Он бежит туда-сюда, Упираясь в провода. (Троллейбус)
5. Под ногами у Сережки Полосатая дорожка. Смело он по ней идет, а за ним и весь народ. (Зебра)
6. Две дороги долго шли. И друг к дружке подошли. Ссориться не стали, пересеклись и дальше побежали. Что это за место, всем нам интересно. (Перекресток)
7. Наш автобус ехал-ехал, и к площадочке подъехал. А на ней народ скучает, молча транспорт ожидает. (Остановка)
8. Двух колес ему хватает, и мотор не подкачает. Нужно только завести – И счастливого пути! (Мотоцикл)
9. Это что за магазин? Продается в нем бензин. Вот машина подъезжает, Полный бак им заливает. Завелась и побежала. Чтоб другая подъезжала. (Заправочная станция)
10. На обочинах стоят, молча с нами говорят. Всем готовы помогать. Главное – их понимать. (Дорожные знаки)
11. Ребята, а вы знаете, кто такие водители? Почему они так называются? (люди, которые водят машины).
Танцевальная физкультминутка: «Колесики, колесики и красивый руль». (Фёдор Чистяков)
Светофор: Предлагаю вам поиграть в игру: «Это я, это я, это все мои друзья».
Если поступаете согласно правилам дорожного движения, то дружно отвечаете: «Это я, это я, это все мои друзья!» Если нет, молчите.
- Кто из вас идет вперед только там, где переход?
- Кто летит вперед так скоро, что не видит светофора?
- Кто из вас, идя домой, держит путь по мостовой?
- Знает кто, что красный свет –это значит хода нет?
- А что жёлтый свет всегда нам о вниманье говорит?
- Знает кто, что свет зелёный означает -путь открыт?
- Кто из вас в вагоне тесном уступил старушке место?
- Где попало кто не ходит, кто по «зебре» переходит?
Светофор: Молодцы!
- А теперь послушайте правила следующего задания.
Игра «Собери дорожный знак».
Светофор: На столах лежат знаки: («Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено»), разрезанные на 4 части. Вам нужно собрать знак из частей и назвать его.
В конце игры дети отвечают на вопросы:
- Как называется знак? («Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено»).
- Какое он имеет значение? (Указывает, запрещает)
- Какие дорожные знаки встречаются вам по дороге в детский сад? («Пешеходный переход», «Движение на велосипедах запрещено»).
- Покажите указательные знаки («Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход»).
- Покажите запрещающие знаки («Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено»).
- Молодцы, ребята, вы хорошо справились с заданием и правильно ответили на вопросы!
Светофор: Я вижу, что вы хорошо знаете моих помощников на дороге и будете соблюдать правила дорожного движения.
- А мне пора возвращаться на проезжую часть, чтобы регулировать дорожное движение.
Светофор прощается с ребятами.
4. Рефлексивный этап.
- Вы сегодня молодцы, вспомнили и рассказали много правил дорожного движения. Давайте будем их помнить и соблюдать. Вы настоящие Знатоки правил дорожного движения.
Воспитатель: Ребята, расскажите, что обозначает красный свет на светофоре? (Путь закрыт, нужно стоять).
- А жёлтый? (Предупреждает, готовимся переходить дорогу)
- Зелёный? (Можно переходить дорогу. Путь открыт).
- Что обозначает знак «Пешеходный переход?» (Место, где можно переходить улицу)
- А можно переходить улицу на красный свет? (Нет)
- А на какой? (На зелёный сигнал светофора).
Воспитатель: Молодцы!
Перспективный этап.
После развлечения дети могут самостоятельно или с помощью педагога поиграть в игры: «Светофор» (с макетом светофора) и «Собери знак» закрепляя правила ПДД.
Литература:
1. А. Барто. «50 стихов малышам» – М.: МАЛЫШ 2022.- 96 с.;
2. Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений и родителей. – М.: Мозаика-синтез, 2018. – 64с.;
3. И. Ю. Бордачева. Наглядно дидактическое пособие «История светофора», для занятий с детьми 4–7 лет, 2016;
4. Дружинина М. В. «Дорожная азбука» М.: Просвещение,2023.-64с.;
5. Кулевич Ю.Б., Скрипниченко Т. А. Безопасная улица. Изучение правил дорожного движения и поведения на улице для дошкольников 3—7 лет– М.: Детство-пресс,2021.-24с.;
6.Петрова К. В. «Как научить детей ПДД». Планирование занятий, конспекты, кроссворды, дидактические игры. – М.: Детство-пресс, 2013.-64с.;
7.Приказ Министерства просвещения РФ от 25 ноября 2022 г. №1028 "Об утверждении федеральной образовательной программы
дошкольного образования" [Электронный ресурс] - URL:https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405942493/ (Дата обращения
12.02.2024);
8. Саулина Т.Ф. Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения: для занятий с детьми 3–7 лет – М.: МОЗАИКА – СМИНТЕЗ 2019. – 112 с.;
9. Старцева О. Ю. Школа дорожных наук. Дошкольникам о правилах дорожного движения. М.: Сфера, 2017. – 64с.;
10.Федеральная образовательная программа дошкольного образования. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2023–256 с.
Конспект во вложении (pdf 280KB)
Скачать вложение