Технология «Скандинавская ходьба»
Автор: Колесник Наталья Николаевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №10 «Золотая рыбка», г. Рыбное, Рязанская областьПедагогический проект для детей дошкольного возраста
Актуальность
Скандинавская ходьба является эффективным средством улучшения здоровья и физической подготовленности детей, направлена на развитие физических качеств, таких как ловкость, равновесие, гибкость, сила и выносливость. А возможность двигаться на воздухе – значит и закаляться. Дети привыкают соблюдать определённые требования: быстро собираться и выходить на улицу организованно; помогать одевать правильно палочки, кто отстает; не играться с палками и не тыкать их друг друга во время ходьбы.
Цель: укрепление здоровья и повышение работоспособности детей через технологию скандинавской ходьбы.
Задачи:
- обучать детей правилам скандинавской ходьбы;
- развивать двигательные качества: быстроту, гибкость, силу, выносливость, скоростно-силовые и координационные;
- воспитывать привычки здорового образа жизни, привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, организация активного отдыха и досуга;
- воспитывать интерес к занятиям физической культурой и спортом.
Участники проекта: дети, родители, воспитатели, специалисты.
Длительность проекта - долгосрочный
Аргументация выбора данной техники:
- подходит для детей дошкольного возраста;
- практиковать ходьбу с палками можно круглый год, невзирая на погодные условия;
- ходьба по любой местности;
- позволяет достичь большого тренировочного эффекта;
- для заметного эффекта, достаточно всего несколько занятий;
- не имеет противопоказаний;
- не травмоопасна.
Ожидаемый результат
- Развитие физических качеств детей, повышение скорости формирования важных двигательных навыков детей, что приведёт к сохранению и укреплению здоровья.
- Формирование устойчивого интереса к занятиям по физической культуре.
- Улучшение внутрисемейной атмосферы.
Этап первый подготовительный
Месяц |
Мероприятие |
Пояснение |
Июнь- июль
|
Подготовка материально-технической базы (приобретение палок для детей и родителей (законных представителей)) |
Длина палок вычислена по росту каждого ребенка (палки должны быть короче роста малыша на 25 см.). Особое внимание уделено безопасности. Палки изготовлены из прочного нетоксичного материала, с пластиковым штырем на конце. Правильный подбор высоты палок для взрослых рассчитывается по формуле А=В*0,7, где А – высота палок в см, а В – рост человека в см. |
Август
|
Разработка комплекса подготовительных упражнений.
|
В подготовительный период проводится с детьми ряд упражнений: прыжки на двух ногах с продвижением вперед; прыжки в длину с места; ходьба на носках, на наружных краях стоп с движением рук; ходьба по рейке, гимнастической скамьи. Во время прогулок на участке с детьми проводятся различные игры и упражнения, способствующие выработке координации движений: пройти под палку, перешагнуть гимнастическую палку, пробежать, не задевая поставленные прутья, флажки, палки. Для развития «чувства палок» и чувства равновесия в каждое занятие вводятся боковые шаги, подпрыгивания с опорой на палки |
Разработка методических материалов (конспекты вводных бесед для детей, наглядность) |
Конспекты бесед по темам: «История появления скандинавской ходьбы»; «Подготовка к занятиям скандинавской ходьбой». Подбор литературы, подготовка фотоальбома о скандинавской ходьбе. |
|
Август |
Разработка информационно-методических материалов для работы с родителями (законными представителями). |
-Конспекты бесед по темам: «История появления скандинавской ходьбы»; «Значение скандинавской ходьбы в оздоровлении ребенка дошкольника». -Изготовление информационных буклетов по теме «Техника скандинавской ходьбы»: -Рекомендации по подготовке к занятиям скандинавской ходьбой (подбор размера палок, выбор обуви и одежды). -Подбор литературы для самостоятельного ознакомления с ходьбой. Консультации: - Дыхание – основа жизни (врач – реабилитолог); - Зарядка в городе; -Выбор семейного маршрута по скандинавской ходьбе. -Мастер-класс для родителей «Скандинавская ходьба в детском саду». |
Август
|
Разработка основных маршрутов для ходьбы.
|
Маршрут №1. На территории детского сада. Протяженностью 500м, по ровной без перепадов высот местности на естественном грунте и асфальте. Маршрут №2. На территории сквера по пересеченной местности с небольшим перепадом высот. Сквер находится в 5 минутной ходьбе от детского сада. Маршрут№3. На территории лесополосы школы - интернат, по пересеченной местности с небольшим и средним перепадом высот. Маршрут проходит по интересным, красивым, разнообразным местам, насыщенным свежим и чистым воздухом. Территория, отведенная для занятий, отвечает требованиям безопасности, максимально защищена от ветра, просматриваема. |
Июнь-июль
|
Разработка комплексов занятий |
1 комплекс рассчитан на 1 квартал (всего 12 занятий в квартал, из них: 4 занятия - разучивание попеременного и одновременного шагов, подъемов; 4 занятия - повторение разученного; 4занятия – закрепление разученного). Структура организации занятия: 1 часть – общеразвивающие упражнения с палками (комплекс общеразвивающих упражнений рассчитан на 4 занятия); 2 часть – разминочные упражнения перед ходьбой, ходьба с определенным видом шагов и подъемов (разминочные упражнения рассчитаны на 1 месяц); 3 часть – упражнения на релаксацию. Используется фронтальный, поточный, групповой методы организации. Начало занятий– осенний период. В зимний период года занятия скандинавской ходьбой проводятся при температуре воздуха –15–18°С. При температуре воздуха ниже –18°С продолжительность занятий сокращается до 15–20 мин. Занятия по скандинавской ходьбе проводятся в конце прогулки, поскольку после активной мышечной деятельности дети уходят в помещение детского сада. |
август
|
Разработка учебного плана |
Количество занятий: в неделю - 1, в месяц - 4. в год – 48. Количество часов: в день -от 15 до 30 мин.; в месяц - до 2 часов. |
Этап второй: «Сбор сведений»
- анкетирование родителей;
- ознакомление родителей с техникой «скандинавской ходьбы;
- помещение информации в родительский уголок.
Этап третий: Подведение итогов
Итоги работы подводятся в конце учебного года на основании оценки индивидуального развития воспитанников, членов клуба и анкетирование родителей. Оценка проводится в ходе наблюдений за детьми в процессе тренировок (занятий).
Критерии оценки умений и навыков детей 6-7 лет:
- умение при потере равновесия создавать новую опору, выдвигая ногу в сторону падения;
- рационализация наклона тела;
- правильная координация, ускорение передвижения;
- перекрестная работа рук и ног;
- согласованность движения рук и ног;
- наличие толчка палками;
-умение анализировать и контролировать свои действия;
- осознание ребенком, оценки техники передвижения у своих товарищей и у себя;
- наличие начальных представлений о здоровом образе жизни, восприятие здорового образа жизни как ценности.
Ожидаемый результат:
1. Сокращение числа ЧБД группе с 20% до 15%
2. Овладение детьми навыками оздоровления, здорового образа жизни;
3. Закрепление оздоровительных мер в виде устойчивого психосоматического состояния
4. Повышение уровня развития физических качеств с 52% (13 детей) до 80% (20 детей).
5. Повышение заинтересованности и компетентности родителей в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей и собственного здоровья.
Результат работы
Чтобы проверить эффективность реализации технологии скандинавской ходьбы и внедрить её с 2020 года, дети подготовительной к школе группы были разделены на 2 подгруппы: экспериментальную и контрольную. Эксперимент длился 3 месяца: с октября по декабрь 2019 года. В каждой подгруппе было по 15 детей. Занятия проводились согласно календарному планированию и сетке занятий 3 раза в неделю (2 занятия в зале и 1 на прогулке). Отличие занятий заключалось в том, что в систему занятий экспериментальной подгруппы была включена работа по обучению детей технике скандинавской ходьбы и включение этой техники в занятия на прогулке. В контрольной же группе занятия проводились по общепринятой методике, и соответственно без использования системы скандинавской ходьбы.
В сентябре месяце (перед началом эксперимента) (табл.1, табл.3) и в декабре (конец эксперимента) (табл.2, табл.4), было проведено тестирование по определению уровня развития физических качеств детей у обеих подгрупп с помощью специальных упражнений. Были обследованы следующие виды движений: ловкость, скоростно-силовые качества, тесты на гибкость (определение гибкости позвоночника).
Из сравнительных таблиц контрольной и экспериментальной групп на начало и конец эксперимента видно, что за 3 месяца у обеих групп отмечена положительная динамика по всем показателям физической подготовленности, но у группы, которая занималась скандинавской ходьбой она существенно выше.
Таким образом, повышение уровня развития физических качеств в экспериментальной группе, свидетельствует об эффективности использования технологии скандинавской ходьбы.
Использование скандинавской ходьбы в нашем учреждении – это попытка по-новому взглянуть на педагогический процесс современного детского сада, особенности его организации и профессиональную деятельность педагогов дошкольного образования.
Работая в течение года над проектом «Скандинавская ходьба», я убедилась, что такие занятия - эффективная и интересная форма работы ДОУ по укреплению здоровья детей и профилактике простудных заболеваний
Значительно снизилось количество детей с низким уровнем физической подготовки. Наблюдалась тенденция к снижению общей заболеваемости с 70% до 24,3%
В ходе реализации проекта в МБДОУ «Детский сад №10 «Золотая рыбка»:
- повышен образовательный уровень педагогов (мастер-классы, семинары-практикумы);
- повышена заинтересованность и компетентность родителей в вопросах сохранения и укрепления собственного здоровья и здоровья детей, через организацию активных форм работы;
Проанализировав полученный опыт, в я продолжила работу над проектом «Скандинавская ходьба», но уже с детьми старшей группы. Родители в данном начинании нас поддерживают, и уже с июля 2021 года мы с детьми занимаемся ходьбой.
- Использование Скандинавской ходьбы в нашем детском саду - это попытка по новому взглянуть на педагогический процесс современного детского сада, особенности его организации и профессиональной деятельности педагога ДОУ.
- Данным опытом работы я поделилась с коллегами, принимая участие, во Всероссийском конкурсе «Восемь жемчужин» - 2020, в котором стала финалистом. А в 2021 году приняла участие с данным проектом на «IХ Всероссийский конкурс «Воспитатели России», 2021 и стала финалистом, 1 место.
Забота о здоровье воспитанников приоритетная задача дошкольного учреждения. Здоровый образ жизни для ребенка в детском саду – первооснова его полноценного развития и воспитания.
Литература
1. Жулидов М. Бег и ходьба вместо лекарств. Самый простой путь к здоровью- М: Астрель, Полиграфиздат, 2012 г.- 224 с.
2. Полетаева А. С. Скандинавская ходьба. Здоровье легким шагом/Издательство - М: Питер- 2012 г.- 80 с.
3. Ярцева Е. Бег и ходьба- М: Издательский Дом Мещерякова - 2012 г.- 64 с.
4. Палагнюк В.Г. Финская ходьба с палками- М: Метод рекомендации. СПб.-2012.
5. Полетаева А. Скандинавская ходьба. Советы известного тренера. –М: СПб.- 2015. [Электронный ресурс]. http://www.nordicwalker.ru/ (Дата обращения 1.03.2022)
Документ во вложении (pdf 330KB)
Скачать вложение