Технология "УниГоСТ" в детском саду.
Автор: Гальцова Наталия Александровна, старший воспитатель; Кошелева Екатерина Викторовна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №4 «Улыбка» г. Скопин«Деятельность должна быть моя,
увлекать меня, исходить из души моей.
Следовательно, должна быть свободной».
К. Д. Ушинский.
Безусловно, каждый из нас почувствовал, как стремительно меняется время. Во ФГОС ДО произошли изменения, на смену устаревшим образовательным программам пришла новая Федеральная образовательная программа дошкольного образования.
Вместе с тем, в этих условиях остается ведущим принцип личностно-развивающего подхода при взаимодействии педагога с детьми, основанного на принятии его уникальности, вере в способности и чуткости к потребностям [5]. Большой вклад в разработку теоретических и методических основ этого подхода внесли такие ученые, как Бондаревская Е.В., Якиманская И.С. и т.д. Опираясь на идеи педагогической и философской антропологии и научные труды отечественных и зарубежных ученых – представителей гуманистического направления в педагогике и психологии (Амонашвили Ш.А., К.Д. Ушинский), они предприняли усилия для становления в России в середине 90-х годов ХХ века теории и практики личностно-ориентированной педагогической деятельности.
Технологический арсенал личностно-ориентированного подхода, по мнению профессора Е.В. Бондаревской, составляют методы и приемы, соответствующие таким требованиям, как:
- диалогичность;
- деятельностно-творческий характер;
- направленность на поддержку индивидуального развития ребенка;
- предоставление ребенку необходимого пространства, свободы для принятия самостоятельных решений, творчества, выбора содержания и способов учения и поведения [1]
Актуальность личностного подхода объясняется тем, что динамическое развитие российского общества требует формирования ярко индивидуальной, прагматичной, независимой личности, способной ориентироваться в быстро изменяющемся социуме.
Педагоги ДОО находятся в постоянном поиске новых форм и методов работы, направленных на достижение целей ФГОС ДО.
Именно поэтому педагоги МБДОУ «Детский сад №4 «Улыбка» г. Скопин Рязанской области приняли решение создать универсальную говорящую стендовую тропу (далее УниГост), эта авторская технология стала универсальным инструментом на пути к развитию познавательной активности и самостоятельности детей дошкольного возраста. Унигост — это специальный образовательный маршрут в условиях дошкольного образовательного учреждения, включающий в себя комплекс известных методов и технологий (говорящая стена, метод интеллект карт, различные дидактические игры), которые в свою очередь отвечают основным принципам предметно-развивающей среды, в зависимости от образовательной ситуации.
«Говорящая среда – такая среда, которая, как будто, разговаривает с ребенком и может выстраивать взаимоотношения с ним напрямую, практически без участия взрослого» [3].
Метод интеллект-карт является способом визуализации мышления. Данный метод позволяет визуализировать мыслительные процессы, которые протекают в голове человека. Что позволяет более точно сформулировать мысли, оперировать понятиями или понять внутренний склад ассоциативного мышления детей или людей в целом. А также упрощает процесс запоминания и понимания той или иной информации.
Его придумал Тони Бьюзен психолог британского происхождения в 70 годы, с целью найти способ справляться с большим потоком информации во время обучения в университете. Именно он рассказал всему миру о ней в 1995 году в книге «Супермышление» [4]
УниГоСТ – это своего рода пазл, который включает в себя следующие элементы: процесс планирования, поиска, создание и использование информации в вертикальном пространстве.
А возможно ли с помощью «УниГоСТ» обеспечить условия для проявления любознательности и самостоятельности детей? И наконец, как принцип наглядного представления информации при создании «УниГоСТ» способствует ее осмыслению, анализу или запоминанию? Ответы на эти и другие вопросы рассмотрим более подробно в данной статье.
Технология УниГоСТ, представляет собой оформленную стену, которая носит, прежде всего, развивающий характер, дающий ребенку возможность, с помощью различных манипуляций, выполнять определенные задания, задавать вопросы и находить на них ответы самостоятельно (Приложение 1).
Её суть заключается в том, что дети являются полноправными участниками создания тропы. Сначала необходимо определить совместно с детьми тему маршрута, например тема «лес» (Приложение 1). Затем в процессе развивающего диалога с помощью модели трех вопросов: (что мы знаем о лесе? что мы хотим узнать о лесе или о его обитателях, и где мы можем это узнать?) фиксируются детские высказывания, вопросы, идеи. Так на магнитно-маркерной доске создается карта планирования (Приложение 1). Не стоит ожидать то, что вы хотите услышать. В этом и заключается суть тропы, то, в чем дети испытывают дефицит знаний, проходит путь от начала до самого конца. Порой совсем, казалось бы, неожиданные вопросы приводят к новым открытиям, так по теме тропы «безопасность на льду» детей интересовало следующее: почему белый медведь не проваливается под лед, как пингвин спасается, если льдина откололась? На данном этапе важно помочь детям сформулировать эти вопросы, поощряя любую попытку, даже не самую удачную [2]. Это позволяет поддержать детскую инициативу и дать мотивацию на поиск ответов.
С этой целью в группе педагоги создают условия для самостоятельного поиска ответов. К примеру, по теме тропы «Часы» в центре книги и грамоты разместили художественную и научную литературу, в центре науки – алгоритм проведения опытов с часами, в центре продуктивной деятельности – различный материал для изготовления макета часов, в центре игры – сюжетно-ролевая игра «Магазин часов», организовали виртуальную экскурсию в музей часов.
Интересно, способен ли УниГоСТ вовлечь родителей в процесс развития детской любознательности? Несомненно! На стенде для них размещены рекомендации с предложением, куда пойти вместе с детьми, что почитать, что посмотреть, во что поиграть.
Например: по теме тропы «Моя Родина» родители вместе с детьми посетили памятные места, музей гончарного искусства, посмотрели развивающие мультфильмы. Сотрудничество с семьей выстраивается на качественно новой основе, предполагающей не только совместное взаимодействие. А осознание общих целей, стремление к взаимопониманию, объединение интересов семьи и детского сада в вопросах обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста.
В результате, дети, получив ответы на вопросы, отражают свои знания и впечатления в художественно-продуктивной деятельности и наполняют тропу, своими рисунками. С их помощью тропа становится говорящей, рассказывающей (Приложение 1).
С неподдельной радостью и гордостью обмениваются со сверстниками своими мыслями, новостями, опытом поиска ответа. К примеру, дети во время планирования по теме «Моя Родина» задали вопрос сколько лет нашему городу? Для поиска ответа, многие из них дома, использовали голосовой помощник «Алиса». Процесс самостоятельного приобретения знаний настолько понравился детям, что они не ограничились одним вопросом и выяснили, сколько лет, не только нашему городу, но и узнали о том, что город Рязань старше города Москвы.
Немаловажно отметить, удивление родителей, они отмечают положительный эффект того, что дети стали гораздо чаще использовать гаджеты не для игр, а для приобретения новых знаний.
В процессе прохождения по маршруту педагоги предлагают детям различные дидактические игры, упражнения - для уточнения, расширения и закрепления знаний, это могут круги Луллия, плоскостной конструктор, пазлы, лото, лабиринт, карточки «Четвертый лишний», «Выбери нужное», «Собери по порядку» они удобны при использовании в вертикальном пространстве коридора детского сада и разгружают горизонтальное пространство в группе (Приложение 1).
В завершении пройденного маршрута совместно с детьми составляем итоговую карту на обобщение пройденного материла. Основная тема остается прежней, от нее отходят ветви ответов на вопросы из карты планирования. Вследствие чего выясняется, удалось ли найти нужную информацию и следует ли считать эту тему изученной (Приложение 1).
Таким образом, можно создавать тропы вместе с детьми по разным образовательным областям, в рамках полученных знаний по теме недели или проекта. А это в свою очередь, помогает родителям и педагогам узнавать, чем наполнена жизнь детей в детском саду.
В результате использования технологии УниГоСТ дети стали проявлять инициативу и творчество в познании мира вокруг себя, желание самостоятельно добывать знания и делиться ими с другими.
Технологию УниГоСТ можно использовать в любое удобное время! В рамках организованной образовательной или самостоятельной деятельности детей? Да! Работая над проектом? Да! Поэтапно добавляя информацию, изображения, слова, отражающие тематику создания тропы, можно актуализировать полученные знания.
Тропы представляют продукт детской деятельности, способствуют запоминанию объемной информации, которая воспринимается как целостный зрительный образ, параллельно активно обсуждается, и дополняется в словесной форме.
Вывод: Технология использования говорящей стендовой тропы универсальна и легко может решить задачи и музыкального руководителя, и педагога-психолога, и учителя-логопеда, так как, позволяет осуществлять интеграцию различных образовательных областей и не противоречит федеральному стандарту и федеральной образовательной программе дошкольного образования.
Значимость представленного опыта заключается в умении участников четко обозначать цели и планировать свою деятельность. При этом мы развиваем в детях предпосылки постановки грамотных задач, что в будущем повлечет их умения целесообразно планировать, мыслить и действовать.
Литература:
1. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования/ Е.В. Бондаревская. – Р/Д.: Ростовский университет, 2000. – 352с. Текст непосредственный
2. Емельянова И. Е. Я софтовый воспитатель. – М.: Юрайт, 2023. – 148 с. – Текст непосредственный.
3. Илюхина Ю.В. Говорящий дом. – К.: Экоинвест, 2023. – 96 с. – Текст непосредственный.
4. Круглова Л.Ю. Современные технологии дошкольного образования. – М.: ИНФРА-М, 2022. – 222 с. – Текст непосредственный.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утв. приказом Минпросвещения РФ от 08.11.2022 №955 Текст непосредственный.
Конспект с материалами к нему во вложении (zip, 4,7 Mb)
Скачать вложение