Труд детей. Готовим пиццу
Автор: Седова Ирина Витальевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №65», г. РязаньКонспект интегрированной деятельности (ознакомление и труд) для детей с ОВЗ (нарушение слуха).
«Труд становится воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость, любознательность, рождает волнующую радость преодоления трудностей, открывает все новую и новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство – чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека». В.А. Сухомлинский
Для успешного решения задач трудового воспитания детей с нарушением слуха от воспитателя требуется единая работа с учителем -дефектологом. Совместно с учителем – дефектологом воспитатель подбирает методический и дидактический материал; игры и упражнения, направленные на развитие зрительного и слухового восприятия, речевого развития, внимания, памяти, мыслительных операций, воображения. Важный этап - создание благоприятной обстановки для речевого развития детей, поэтому нужна постоянная мотивация к общению детей с нарушением слуха и единые требования к использованию различных форм речи, контроль над речью детей. Важны знания педагогом словаря ребенка с нарушением слуха. Развитие языковой способности; накопление словаря и работа над значением слова; формирование разных форм речи (устной, письменной, жестовой, дактильной); проведение элементарных языковых наблюдений – это особенно необходимо при работе с этими детьми. При проблемах слухоречевого развития берутся за основу разработки учителей – дефектологов в НИИ дефектологии Т.А. Власовой, Е.П. Кузьмичевой Э.И. Леонгард, Ф.Ф. Pay, А.Д. Салаховой, Н.Д. Шматко, Т.В. Пелымской и др.
Рассматриваются в совместной работе и научно-методические основы коррекционного обучения и воспитания детей с нарушениями слуха, заложеные в трудах Г.Л. Выгодской, Л.А. Головчиц, Зыкова, Б.Д. Корсунской, Е.П. Кузьмичевой, Э.И. Леонгард, Л.П. Носковой, Н.Д. Шматко и др.
Дети при поступлении в дошкольные учреждения, чаще всего, бывают беспомощными в разных ситуациях. В некоторой степени это связано и с моторной неловкостью детей и физической слабостью, но часто бывает обусловлено и повышенной опекой их со стороны родителей. Если правильно организовать трудовую деятельность дошкольников, то она будет средством всестороннего развития детей. Главные задачи трудового воспитания - это воспитание трудолюбия и создание психологической и практической готовности к труду. Важно формировать мотивацию к трудовой деятельности детей, развивать интерес к различным формам труда и помощи старшим. На этих занятиях происходит овладение элементарной культурой труда, в которую входят: понимание цели действий, правильный отбор предметов, материалов и инструментов с умением ими пользоваться, осуществление действий в определенной последовательности, оценка результатов труда. Также большое значение имеет ознакомление детей с трудом взрослых, воспитание интереса и уважения к их труду. Трудовая деятельность с детьми выстраивается по методическому пособию Людмилы Викторовны Куцаковой, где за основу взяты положения А.С. Макаренко, В.А.Сухомлинского, К.Д.Ушинского, А.В.Запорожца, Р.С.Буре, А.Д.Шатовой и других представителей отечественной педагогики и психологии. Все они уделяли большое внимание трудовому воспитанию детей в соответствии с их психологическими и физиологическими возможностями и условиями воспитания. Труд следует рассматривать как средство и умственного воспитания детей, так как он способствует развитию таких психических процессов, как мышление, внимание, восприятие, воображение, воля и формируются основные качества личности – самостоятельность, активность, целеустремленность. Перед занятиями дети знакомятся с профессиями, с орудиями труда, приобретая навыки работы с ними, также познают мир социальных отношений между людьми. В процессе трудовой деятельности укрепляются мышцы, развивается ловкость и совершенствуются разнообразные движения. Дети приучаются к порядку.
Занятия по труду, как и занятия по речевому развитию проводятся с распечатанными табличками, текстами - слова и фразы, которые дети с нарушением слуха учатся воспринимать глобально — это сложная аналитико-синтетическая деятельность, обусловленная также уровнем развития восприятия, внимания, памяти, мышления. В процессе всей этой деятельности постепенно - по всем этапам занятия детям предъявляются таблички, добиваются от них разговорной, жестовой или дактильной в зависимости от уровня развития речи каждого ребенка. Дети также учатся целостно воспринимать слова, написанные на табличках печатными буквами черного цвета высотой 2-3 см и соотносить их с предметами и действиями по показу.
Занятие проводится с детьми с ОВЗ (с нарушением слуха) 6 - 7 лет дошкольного возраста. Занятие показывается на родительском собрании. В этом занятии используется презентация, глобус, кроссворд при отгадывании загадок, орудия труда для приготовления пиццы. У детей проявляется желание трудиться, чтобы сделать приятное родным людям к совместному досугу, к празднику 8 марта. Совместная организация круглого стола с чаепитием.
Программное содержание:
1. Развивать познавательные способности детей; Работа с глобусом: находить на глобусе страну, где впервые приготовили пиццу – Италию, столицу Италии - Рим.
2. Уточнять из каких продуктов готовят пиццу: тесто, томатная паста, огурцы соленые, маслины, колбаса, помидоры, тертый сыр.
3. Формировать у детей с ОВЗ навыки трудовой деятельности при приготовлении пиццы. Развивать мелкую моторику рук. Закреплять последовательность действий при приготовлении (взять тесто, раскатать его скалкой, правильно класть продукты на тесто: украсить томатной пастой, солеными огурцами, маслинами, помидорами, колбасой, посыпать аккуратно тертым сыром). Закреплять навык пользования салфеткой по необходимости. Соблюдать чистоту на рабочем месте (столе).
4. Воспитывать желание участвовать в общем деле, добиваться положительного результата (аккуратность и эстетичность).
Обогащать словарь детей существительными: пицца, кроссворд, глобус, страна, Италия, столица, Рим, фартук, кухня, тесто, ложка, паста, огурец, маслины, колбаса, помидоры, овощи, сыр, повар; прилагательными: круглая, квадратная, прямоугольная, томатная, соленый, тертый; глаголами: будем готовить, отгадайте, класть, будем украшать, выпекать, вкусная.
Предварительная работа: проведение игр: «Где и что растет?», «Что растет в огороде?», «Угадай по вкусу», «Профессии», работа с глобусом, проведение беседы «Профессия повара», «Что нужно кому для работы?»; пальчиковых игр «Моем руки», «Муку в тесто замесили…», загадок по теме: «Овощи»; рассматривание разных овощей на картинках, посуды, разной формы пиццы, проговаривание размера и формы овощей: огурца, помидора и др.
Оборудование: компьютер, флеш – карта, глобус, около столов на стульях фартуки, на столе продукты для пиццы, салфетки.
Дидактический материал: картинки и таблички с изображением овощей, профессий взрослых, продуктов питания, посуды.
Содержание занятия:
Воспитатель: - Дети, давайте поздороваемся с родителями. К нам сегодня пришли мамы, бабушки. Какой у нас скоро будет праздник?
Дети: - Здравствуйте. Скоро будет праздник 8 марта.
Воспитатель: - Правильно, Женский день – 8 марта. Давайте порадуем наших мам, бабушек и угостим их нашей вкусной пиццей, которую мы приготовим сами, своими руками. Но сначала, что мы будем делать?
Дети проговаривают по схеме: - Мы будем играть, говорить, отгадывать загадки, писать, а потом трудиться и готовить пиццу…
Воспитатель:- Один, два, три, четыре, пять,
Начинаем мы играть.
Дети стоят сначала полукругом, а потом садятся на стульчики.
Воспитатель: - Да, будем готовить пиццу, но сначала отгадаем загадки, кроссворд, будем писать ответы по горизонтали мелом на доске.
Дети смотрят презентацию: «Труд детей. Готовим пиццу». Проговаривают разную форму пиццы - круглая, квадратная, прямоугольная. Находят по глобусу страну Италию и столицу - Рим.
Воспитатель:- Пицца – это и есть национальное блюдо солнечной страны Италии.
Воспитатель: - Слушайте, первую загадку: - «Что нужно для приготовления пиццы?»
Воспитатель:- Правильно, тесто. Кто напишет? Иди, Ваня, напиши. Воспитатель:- Слушайте, вторую загадку: - что повар надевает для приготовления пиццы?
Дети: - Фартук.
Воспитатель:- Молодцы! Это фартук.
Воспитатель:- Слушайте, третью загадку: - овальный, зеленый, вкусный, растет в огороде. Что это? Правильно, огурец. Напишите слово в кроссворд.
Воспитатель: - Слушайте последнюю загадку: -красный, круглый, вкусный, сочный растет в огороде. Что это?
Воспитатель: - Правильно, это помидор. Все загадки отгадали. Молодцы. Посмотрите по вертикали у нас получилось слово - ТРУД. Вспомним, что труд – это сложно, труд – это трудно.
Воспитатель: - Будем трудиться. Давайте вспомним пословицы про труд: Терпенье и труд - все перетрут. Дело мастера боится.
Воспитатель и дети встают в круг и проговаривают:
- Один, два, три, четыре, пять,
Продолжим в группе мы играть.
Воспитатель: - Хорошо. Вы - молодцы. Вот и сейчас мы с вами пойдем делать свое маленькое дело и оно будет вкусным, потому что будем делать пиццу. Но сначала вымоем руки.
Дети подходят к столу. Надевают фартуки.
На столе лежат скатерть, тесто, салфетки, томатная паста, соленые нарезанные огурцы, маслины, нарезанная докторская колбаса, нарезанные помидоры и тертый сыр.
Воспитатель:- Давайте, для начала разомнем наши руки (ладошки):
Муку в тесто замесили,
(сжимают и разжимают кулачки)
А из теста мы слепили:
(прихлопывают ладошками, «лепят»)
Пирожки и плюшки,
(поочередно загибают пальчики обеих рук, начиная с мизинца)
Сдобные ватрушки,
Булочки и калачи -
Все мы испечем в печи.
(обе ладошки разворачивают вверх, поворачиваются кругом).
И пиццу нашу испечем в печи.
Очень вкусно будет!
(гладят живот).
Воспитатель:- У вас у каждого лежит кусочек теста. Раскатываем в руках тесто, прижимаем ладонями, работаем пальчиками: будем делать круглую по форме пиццу. Затем украсим наше тесто. Кладите ложкой томатную пасту - по кругу намазываем. Далее выкладываем слой соленых огурцов и маслины, потом кладем кусочки колбасы, а сверху помидор и в конце посыпаем тертым сыром.
Дети выполняют по показу воспитателя.
Воспитатель:- Молодцы. Красивая пицца получилась. Теперь куда отнесем нашу пиццу?
Дети: - На кухню.
Воспитатель:- Конечно, отнесем на кухню - на первый этаж к повару.
Тут написано – кухня. Что будем делать?
Дети: - Будем печь.
Воспитатель: - Правильно. Тетя Надя – повар будет печь пиццу. А мы поднимемся в группу.
Воспитатель: - Что мы делали сегодня?
Дети: - Мы играли, говорили, отгадывали загадки, писали, готовили пиццу.
Воспитатель: - А теперь я принесу с кухни готовую пиццу. Будем пить чай вместе с нашими мамами и бабушками. Вы - Молодцы!
Литература:
1. Куцакова, Л.В. Трудовое воспитание в детском саду / Л.В.Куцакова. - М.: Просвещение, 2015. – 127с.
2. Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста. Программа / Под ред. Л.П.Носковой., М.: Просвещение, 1983. – 151с.
3. Дети с нарушением слуха. Особенности обучения и воспитания.
© Библиофонд. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=883778
(Дата обращения 14.04.2020).
Презентация к занятию во вложении (pdf, 1Mb)
Скачать вложение