РЯЗАНСКИЙ ИНСТИТУТ
РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
12+
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
(4912) 446392 приемная
(4912) 955922 курсы
(4912) 443763 гостиница
Россия, г. Рязань, ул. Урицкого, д.2а
?
  • Институт
  • Обучение
  • Публикации
  • РИРО.ТВ
  • Форум
  • Оплата
Вход
  • ВОСПИТАНИЕ
  • ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Иностранные языки
    • Русский язык
    • Литература
    • ОРКСЭ, ОДНКНР
    • Обществознание
    • Психология
    • Социология
    • История
    • Культура
    • Право
    • ИЗО
  • ДОШКОЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Биология
    • География
    • Экология
    • Информатика и ИКТ
    • Математика
    • Физика
    • Химия
    • Экономика
  • УПРАВЛЕНИЕ
  • НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЗДОРОВЬЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ
    • ЗОЖ
    • Физическая культура
    • ОБЖ
  • КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА
  • ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ
  • ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
  • РАЗНОЕ
  • ТЕХНОЛОГИЯ
  • ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА
  • МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИЙ. СБОРНИКИ
Добавить публикацию

Мероприятия

20 января Конкурсы программы «Мы – твои друзья!»
20 января Конкурсы в рамках реализации программы «Разговор о правильном питании»

Трудиться – в жизни пригодится

Автор: Рязанова Валентина Александровна, воспитатель МБДОУ "Подвязьевский детский сад", Рязанская область, Рязанский район

Конспект интегрированного занятия для детей 3-4 лет.

«Труд всегда был основой для человеческой жизни и культуры. Поэтому и в воспитательной работе труд должен быть одним из самых основных элементов»

                                                                                                   А.С.Макаренко.

Основной целью трудового воспитания в соответствии с образовательной программой  дошкольного образования является формирование ценностного отношения детей к труду, трудолюбию и приобщение ребенка к труду.

Трудовое направление воспитания направлено на формирование и поддержку привычки к  трудовому усилию, к доступному напряжению физических, умственных и нравственных сил для решения трудовой задачи; стремление приносить пользу людям. Повседневный труд постепенно приводит детей к осознанию нравственной стороны труда. Самостоятельность в выполнении трудовых поручений способствует формированию ответственности за свои действия.

Собственная трудовая деятельность детей является необходимым средством трудового воспитания. Дети обучаются в ней конкретным трудовым умениям и навыкам, добиваются результата, удовлетворяют свою потребность в реальном приобщении к миру взрослых.

Использование в образовательной деятельности народного фольклора способствует более позитивному приобщению детей к труду, позволяет вызвать интерес к трудовой деятельности, пробудить желание трудится, ответственно выполнять свои обязанности и совершать добрые поступки, а также воспитать трудолюбие.

Трудовые навыки, полученные ребенком в дошкольном возрасте, остаются с ним на всю жизнь. Рассмотрим, включение элементов народного фольклора в образовательную деятельность детей 3-4 лет, на примере интегрированного занятия «Трудиться – в жизни пригодится».

Программные задачи:

- Формировать трудовые навыки в конкретном хозяйственном труде (посадка овощной культуры – лука).

- Продолжать развивать интерес к деятельности взрослых, расширяя круг деятельности дошкольников.

- Развивать самостоятельность, наблюдательность.

- Вызывать положительные эмоции к результату своих действий.

- Воспитывать желание совместной деятельности со сверстниками.

Интеграция образовательных областей:

«Художественно- эстетическое развитие» (Лепка)

«Познавательное развитие»

Активизация словаря: донце, недуг.

Материалы и оборудование:

1. Демонстрационный:

Ёмкость с землей; лейка с водой;  ведёрко с зерном; фигуры цыплят, кур, петуха, козлика в натуральную величину; макет русской печки; поднос с натуральной выпечкой.

2. Раздаточный:

Головки репчатого лука; соленое тесто; влажные салфетки.

3. Музыкальная колонка, запись блеяния козлика

Предварительная работа:

Беседы о труде, трудолюбии и лени, знакомство с  пословицами и поговорками о труде: «Терпение и труд – всё перетрут!», «Лень до добра не доводит», «Кто труда не боится, того и лень сторонится», «По работе и награда», «Трудиться, всегда пригодится» ; чтение стихотворений  «Шофёр», «Строители», «Повара» Б.Заходер, «Пожар» С.Я.Маршак, рассматривание иллюстраций и альбомов о профессиях села (агроном, доярка, механизатор) взрослых; закрепление представлений о труде через дидактические игры: «Кому это нужно?», « Угадайте, что я делаю?», «Назови профессию».

Ход деятельности:

1. Вводная часть.

Воспитатель в образе  деревенской хозяйки  встречает детей:

-  Здравствуйте, ребята, вот молодцы, что ко мне заглянули.

«Хоть я не богата, а гостям рада»

«Добрые гости всегда в радость»

2. Основная часть.

«Хозяйка» приглашает детей пройти,  посмотреть хозяйство:

- Ну, проходите, проходите на хозяйство мое поглядите.

Вот тут курочка – хохлатка

С нею желтые цыплятки.

Петушок нам поутру всем поет кукареку.

Возьмите зернышки в ладошку,насыпьте курочкам в кормушку.

Дети кормят кур, «Хозяйка» хвалит  их работу.

- А еще,

У меня есть огород

Там зеленый лук растет

Вот такой вышины

Вот такой ширины.

«Хозяйка» предлагает ребятам посмотреть на грядку с луком  и спрашивает; кто, по их мнению, мог затоптать лук?

- К огороду подходите

На лучок мой поглядите.

- Ой, ой, ой, какие беспорядки,  лука нет на грядке.

Кто ж так плохо поступил

И лучок мой погубил?

Вы не знаете, ребятки?

(ответы детей)

«Хозяйка»  предлагает детям отгадать  загадку и  узнать, кто виновник беспорядка на огороде.

- Ой,  я догадалась, кто это сделал.

Сейчас  и вы узнаете, когда загадку отгадаете:

Он идет, бородой трясет:

Ме- ме- ме, дайте травки

Поесть мне (Козел)

(дети отгадывают загадку)

- Да, это мой козел Бодайка, я  ведь ему велела огород стеречь - потрудиться, а он вздумал лениться, решил порезвиться, вот и набезобразничал. Да где же он? (слышно блеяние козлика)

 «Хозяйка» выводит козлика из-за забора и знакомит с ним детей:

- Ну, выходи, козлик,  выходи, все узнали, что это ты сделал. Вот он, мой Бодайка. Каких плохих дел то натворил! А  сам ведь исправить не сумеешь! Вот уж и правда говорят «Лень до добра не доведет». Кто ленится, у того ничего хорошего не получается.

- Ребята, козлик какой то грустный, ему, наверное, стыдно, может быть простим козлика на этот раз?

(Ответы детей)

- Ну, тогда  давайте вокруг козлика встанем в  кружок повеселим его чуток.

Динамическая пауза «Шел козел по лесу»:

Шел козел по лесу, по лесу, по лесу,
Нашел козу принцессу, принцессу нашел.
Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем,
И ножками подвигаем, подвигаем, коза.
И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем,
И ножками потопаем, потопаем, коза.
И хвостиком помашем, помашем, помашем,
И просто так попляшем, попляшем, коза.

«Хозяйка» предлагает ребятам привязать козлика к березке:

- Козлика мы повеселили, а теперь давайте- ка его   привяжем, чтоб опять чего доброго не нахулиганил. Ведите козлика сюда, держите его,  надевай ему, дружок,  петельку на рожок.

Привяжу я козлика

К белой березке

Стой, мой козлик,

Стой, не бодайся,

Белая березка,

Стой, не шатайся

Гуляй,козлик, возле березки, щипли травку, а в огороде тебе делать нечего.

«Хозяйка» интересуется  у детей, как они относятся к труду, и просит их помочь ей посадить лук:

- Ребята, а вы любите трудиться? Работы не боитесь?

(ответы детей)

- Мне ведь теперь без добрых помощников с работой не справиться.

- Как говорится, некогда лежать, лук надо сажать. Поможете мне лук посадить?

 (ответы детей)

- Вот спасибо, вам.

Практическая деятельность по посадке лука.

Хозяйка:

Давайте за труды приниматься. «Вместе любая работа веселей».  Встаньте, ребята, возле грядки. Вот есть лук для посадки (показывает корзиночку с луком, затем берет луковицу и объясняет, как сажать лук).

Посмотрите, какой лучок золотой бочок. У луковицы есть верх, вот отсюда будут  расти перышки  зеленого  лука.

А вот у луковицы низ - называется донце, отсюда будут корешки расти, за землю держаться. Сажать лук нужно донцем вниз.

По луковичке возьмите, внимательно посмотрите, где донце, найдите. Напомните, какой стороной лук в землю сажать?

(Ответы детей)

А теперь, по – очереди,  ровненько лучок  в грядку сажайте, донцем к земле прижимайте.

«Хозяйка» предлагает детям подумать: Почему у них так быстро получилось посадить лук?

(рассуждения детей)

- «Когда рук много, любая работа спорится». Это я одна долго бы работу справляла, а когда вместе, дружно, то все хорошо и быстро получается.

Дети обсуждают с «Хозяйкой» условия необходимые для роста лука:

- А что еще нужно лучку,чтобы он  рос,  наливался, витаминов набирался?

(ответы детей)

- Верно, вот я его полью, а то, что -то без дела стою.

- А еще луку нужен свет  и тепло. Здесь на огороде тепло? Светло?

(ответ детей)

«Хозяйка» предлагает детям влажные салфетки для рук.

- Ой, ребята, мы с вами работали, лук в землю сажали, руки замарали. Вот салфеточку возьмите, свои ручки оботрите, да в ведерко салфетку положите.

- А теперь, пожелаем лучку быстрее вырасти.

Физкультминутка:

Солнышко припекай  (ручки тянем вверх, пальчики растопырить)

Наш лучок согревай (обнять себя за плечи)

Лучок вырастет большой (руки вверх, подняться на носочки)

Будем кушать мы с тобой (гладим себя по животику) (автор – Рязанова В.А.)

«Хозяйка» уточняет значение пословиц о луке, о труде:

- Говорят в народе про лук, что он спасает от семи недуг. А что такое недуг,  кто знает?

(ответы детей)

Это болезнь. Бывают у вас простуды; кашель, горлышко болит, температура поднимается?   Так вот, лук от семи болезней  может  помочь, а то и больше чем от семи.  Много в нем  витаминов и полезных веществ. Не зря вы  потрудились, лук посадили, будет от ваших трудов большая польза.

 «Кто труда не боится, того и лень сторонится». Никогда лень не справится с тем, кто любит работать.

«Хозяйка» предлагает детям пойти в дом и помочь ей с делами:

- На огороде то мы с делами  управились. А в доме у меня, тоже ждет работа. Поможете?

(ответы детей)

- Тогда в дом  проходите, под ножки глядите, смотрите не упадите.

- Садитесь за стол, поведем разговор. Петушок меня сегодня своей песней разбудил. Рано я с постели поднялась, да за дело принялась; печь затопила, тесто замесила, плюшек испечь хотела, да не успела.

- Будем с этой работой вместе управляться. Давайте  вспомним, как с тестом работать.

Пальчиковая гимнастика:

Тесто мнем, мнем, мнем (кулачками поочередно упираемся в стол)

Тесто жмем, жмем, жмем (сжимаем, разжимаем кулачки)

Тесто раскатаем (ладошки по столу вперед, назад)

Завитушек напечем (круговые движения пальчиками по ладошке) (автор- Рязанова В.А.)

Продуктивная деятельность по изготовлению «завитушек».

- Тесто как раз готово!

- Испечем мы с вами, мальчишки и девчушки, сладкие завитушки!

- Кусочек теста нужно взять и в колбаску раскатать, а затем эту колбаску- душку свернуть в тугую  завитушку (показ воспитателя).

- Кусочек теста возьмите, да слегка его помните, в колбаску раскатайте, в завитушку сверните.

- Готовые завитушки выкладывайте на противень. А, что теперь с ними будем делать?

(Ответы детей)

- Поставим их печь выпекаться (воспитатель ставит противень с завитушками в макет  печки)

- И с этой работой справились, все у вас получается, сразу видно, что вы ребята старательные. Вот еще салфеточку возьмите, после теста ручки оботрите и в ведерко салфетку положите.

«Хозяйка» благодарит детей за проделанную работу и предлагает отдохнуть:

- Ну что, устали?

(ответы детей)

- Не устали – хорошо. Да даже если бы и устали, тоже  ничего страшного «Усталость пройдет, а добрая слава останется» Я таких добрых помощников долго помнить буду и всем рассказывать какие вы трудолюбивые.

- Ну, а кто хорошо поработал - хорошо и отдохни.  Попрошу в кружок вас встать, будем с вами отдыхать, будем весело плясать.

Динамическая пауза:

Уж, ты бабушка- келейница (руки на поясе, пружинка)

Золотая рукодельница (руки в кулачки делаем моторчики)

Утром по воду ходила (руки в стороны поворот вокруг себя)

Всю посуду чисто мыла (ударяем ладонь об ладонь)

Полы в доме подметала (руки опущены перед собой, качаем  руками из стороны в сторону)

В тесто сахар досыпала (махи согнутыми в локтях руками)

Пироги то в печку ставила (имитируем лепку пирожков)

И всех нас плясать заставила (руки на пояс, ножки выставлять по очереди вперед на пяточку)

Ой, в ладоши мы похлопаем (хлопаем в ладоши)

Да и ножками потопаем (топаем ногами). (автор - Рязанова В.А.)

Ух, мои гости хороши. Все плясали от души.

3. Заключительная часть.

Рефлексия.

«Хозяйка» просит детей вспомнить, чем они сегодня ей помогали, что делали?

-  От души вы плясали, а вспомните, как вы сегодня мне помогали? Что делали? Как вы думаете пригодится вам то, чему вы сегодня научились? Интересно вам было? Что больше всего понравилось делать? Дома родителям расскажите, чему научились? 

- Ой, пока у нас с вами пляски да беседы велись, завитушки уже испеклись.

«Хозяйка» достает из макета  печки натуральную выпечку  для угощения детей.

- В пословице сказано: «Всякому нужен и обед, и ужин». Но чтобы обед был сытным, нужно потрудиться. Вы сегодня старательно работали. А как говорится «По работе и  награда». И  за ваше трудолюбие, за добрую помощь,  пирожки  примите. В группу к себе вернетесь, на обед их  с друзьями съедите. И скажу вам еще раз: «Бойтесь лениться - не бойтесь трудиться». «Трудиться всегда в жизни пригодится».Помогать маме с папой будете? Ко мне еще придете? Всего вам доброго, ребята, спасибо, приходите ко мне еще.

Литература:

1. Федеральная образовательная программа дошкольного образования. – М.: ТЦ Сфера, 2023. – 224с.

2. Куцакова Л.В. Трудовое воспитание дошкольников в детском саду. – М.:Мозаика-синтез, 2016. – 128с.

3. Розе Т.В. Большой толковый словарь пословиц и поговорок русского языка для детей. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011. – 224 с.

4. "Шёл козёл по лесу". https://box.hitplayer.ru/?s=шел%20козел%20по%20лесу&ysclid=ltea4cbw8q698480254

Конспект во вложении (pdf, 221 Kb)



Скачать вложение

Возврат к списку



  • Главная
  • Интернет-приёмная
  • Контакты
  • RSS
Областное государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Рязанский институт развития образования» (ОГБУ ДПО "РИРО")
Интернет-портал  rirorzn.ru (12+) зарегистрирован в Роскомнадзоре 25.12.2015 г. Реестровая запись Эл №ФС77-64083 
Учредитель ОГБУ ДПО "РИРО" 390023, г. Рязань, ул. Урицкого, д. 2а тел.: (4912) 44-49-79, (4912) 44-63-92 e-mail: riro@ryazan.gov.ru
Главный редактор Лапкина Е.В. тел.: (4912) 444902 Доб. 168,  e-mail: rirorzn@yandex.ru