Цыпленок Цыпа и его семья
Автор: Степанова Ольга Сергеевна, Дрыкина Ольга Николаевна, воспитатели; Рывкина Нина Павловна, учитель-логопед, МБДОУ «Детский сад № 121» г.Рязани.Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей второго года жизни
Традиционно в нашей стране дети раннего возраста или воспитываются в семье, или посещают дошкольные образовательные организации.
В последнее время наблюдается интенсивный приток в детские сады детей раннего возраста. Это связано с изменениями российского законодательства в сфере образования. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» говорится о том, что получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев[1]. Создание условий для раннего развития детей до трех лет является также приоритетной задачей проектов «Демография» и «Образование»[2]. В связи с реализацией нацпроекта «Демография», в Рязанской области, создаются дополнительные места в детских садах. В МБДОУ «Детский сад №121» группы для детей раннего возраста открылись в 2021 году, и обеспечили 90 мест.
В основе организации работы с детьми раннего возраста в настоящее время лежит Закон «Об образовании в Российской Федерации» и федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее – ФГОС ДО).
ФГОС ДО в качестве целевых ориентиров образования в младенческом и раннем возрасте выделяет интерес ребенка к окружающими предметами и активные действия с ними; эмоционально вовлечение в действия с игрушками и другими предметами, стремление проявлять настойчивость в достижении результата своих действий; владение активной речью, включённой в общение; понимание речи взрослых; знание названий окружающих предметов и игрушек, проявление интереса к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки.[3]
В МБДОУ «Детский сад №121 основная образовательная программа разработана на основе современной комплексной образовательной программе для воспитания и развития детей от двух месяцев до трех лет в специально смоделированной среде «Теремок».[4]
Программа призывает продолжать развивать у детей раннего возраста понимание речи, способствовать накоплению словаря, формировать умение общаться с окружающими людьми. Авторы программы ставят перед педагогами цели и задачи в соответствии с возрастом.
Перечислим задачи педагогов, работающих с детьми возраста от года до двух лет по образовательной области «Познавательное развитие»:
- расширять представления об окружающем мире (предметном, социальном, природном), доступном непосредственному восприятию ребенка;
- уточнять, обогащать и систематизировать знания о предметах, людях и их профессиях, животных, растениях, явлениях природы, продуктах питания, блюдах, одежде, обуви, мебели, транспорте, бытовых приборах, орудиях труда, разных материалах и др.
- обеспечивать полноценное сенсорное развитие. создавать условия для восприятия объектов разными анализаторами отдельно и в комплексе (зрением, слухом, обонянием, осязанием).
- инициировать разнообразные действия с предметами и материалами, веществами в повседневной жизни, поясняя смысл действий: как и зачем мыть руки, как и для чего, садиться за стол, как и когда, укладываться спать, как и в какой последовательности одеваться на прогулку.
- поддерживать развитие предметной деятельности, познавательно-исследовательскую активность, самостоятельность.
- развивать восприятие, память, наглядно-действенное мышление, речь.
- создавать условия для разнообразных культурных практик.
Рассмотрим задачи образовательной области «Речевое развитие» для детей с года до полутора лет:
- расширять понимание слов, обозначающих название предметов, действий (спит, ест, поет, слушает), а также слов, обозначающих ярко выраженные признаки предметов (большой, маленький, красный);
- развивать артикуляционный аппарат, умение усваивать разнообразные интонации, произносить звуки и звукоподражания разной силой голоса (громко-тихо);
- формировать, как предпосылки развития связной речи, умения строить предложения из 3–5 слов, передавая собеседнику содержание своих мыслей, чувств, желаний;
- устанавливать эмоциональный контакт между взрослым и ребенком, учитывая индивидуальные особенности детей;
- подводить детей к выполнению словесных поручений взрослого, включающих несколько действий;
- знакомить с родной речью на материале разных жанров фольклора и произведений детской художественной литературы;
- развивать понимание речи взрослого: учить соотносить действия со словом, понимать простые фразы, выполнять несложные просьбы;
- побуждать называть предметы и действия с ними;
- разыгрывать небольшие сценки, состоящие из 2–3 действий, сопровождаемых словами.
Содержание образовательной деятельности области «Речевого развития» с детьми от полутора до двух лет решает следующие задачи:
- расширять запас понимаемых слов, обозначающих предметы, людей в соответствии с их возрастом и полом, действия и позы, состояние, настроение (радуется, плачет), признаки предметов: цвет, контрастные размеры, форму (кубик, шарик), назначение предметов и действия с ними;
- побуждать детей находить и показывать предметы и их изображения, устанавливая ассоциативные и смысловые связи, понимать предложения (в т.ч. с пространственными предлогами) и выполнять соответствующие действия: «Положи мишку в кроватку», и др.;
- побуждать включаться в диалог разными способами, доступными ребенку;
- побуждать показывать и называть знакомые предметы и их изображения на картинке, отвечать на вопросы (Кто? Что? Где? Что делает?);
- задавать эти вопросы взрослым;
- давать несложные поручения и комментировать действия ребенка;
- пополнять активный словарь названиями знакомых предметов, их качеств, действий («Катя кушает, зайчик спит» и др.);
- поддерживать желание подражать часто слышимым звукосочетаниям и словам;
- с полутора лет необходимо поощрять инициативную речь ребенка;
- продолжать расширять активный словарь: использовать существительные, глаголы, прилагательные, местоимения (я, ты, мне), наречия (рядом, далеко), предлоги (в, на, за);
- побуждать заменять упрощенные и звукоподражательные слова общеупотребительными (вместо «моко»- «молоко», вместо «бибика»-машина и т.п.);
- поддерживать стремление ребенка задавать вопросы (Кто? Что? Что делает? Какой?) и охотно отвечать на них;
- содействовать освоению умения говорить фразами, употребляя предложения из 3-4 слов (к концу года);
- продолжать знакомить с произведениями малых фольклорных жанров (потешки, песенки, поговорки), небольшими сказками, обеспечивая понимание содержания;
- расширять сферу познания ребенка, привлекая внимание, интерес к предметам, явлениям, ситуациям, образы которых фигурируют в художественных текстах, устанавливая связь между реальными предметами, явлениями и их воплощением в литературных образах.
Анализ программы «Теремок» показывает, что в раннем возрасте познавательное и речевое развитие неотделимы друг от друга.
Познавательное развитие ребенка происходит в самостоятельном освоении мира, взрослые помогают малышу тем, предоставляют ему возможность двигаться, повторять, пробовать, показывать успехи его достижений, совершать и исправлять свои ошибки. Ребенку для своего развития необходимо слушать речь взрослого. Именно обращенная речь взрослого к ребенку закладывает основу его развития: как объясняются вещи и явления в окружении. Взрослый обязательно должен употреблять новые слова, соблюдая принцип: одна трудность за один раз.
Обучение в виде игры происходит в разнообразных ситуациях повседневной жизни и по заранее продуманным воспитателем сценариям как для индивидуальных, так и групповых занятий для детей. Каждое занятие начинается с познавательной беседы, организованной воспитателем. Во время беседы он вводит детей в предметное содержание, дает новые сведения, старается приобщить каждого ребенка к участию в разговоре, к взаимодействию со взрослым и сверстниками. Также в это время воспитатель задает вопросы тем, кто может ответить, просит повторить тех, кто может повторить, просит дополнить предложения тех, кто способен дополнить, сам отвечает за тех, кто не готов ответить. Занятия строятся прежде всего на простых и легких заданиях для всех. Если в группе есть неговорящие дети, они участвуют более пассивно. Дети могут отвечать вместе или по отдельности. Воспитателю следует обратить внимание на развитие жестовой речи и добиваться понимания материала, по возможности от всех детей.
Рассмотрим особенности познавательного и речевого развития для детей от 1 до 2 лет на примере занятия «Цыпленок Цыпа и его семья» (продолжение знакомства с цыпленком, курицей и петухом)[6].
Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей второго года жизни на тему «Цыпленок Цыпа и его семья»
Цели:
Организовать деятельность детей, направленную на продолжение знакомства с цыпленком, курицей и петухом.
Способствовать развитию у детей понимания речи, расширения понимания слов, обозначающих ярко выраженные признаки предметов (большой, маленький), артикуляционного аппарата, звукоподражания.
Побуждать у детей интерес к групповым играм, выполнению продуктивной деятельности (рисование пальчиками).
Задачи:
Создать условия для:
для формирования интереса к рассматриванию игрушек.
для знакомства с артикуляционной гимнастикой, словами-звукоподражаниями.
формирования навыка рисовать красками пальчиком.
для уточнения понимания частей тела.
для побуждения интереса к совместной игре на ковре.
Оборудование: мягкие игрушки (цыпленок, курица, петух), гуашь, вырезанные из альбома небольшие круги (тарелочки), влажные салфетки.
Ход деятельности:
Мотивационный этап
Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Посмотрите, кто пришел к нам в гости (показ игрушки цыпленка). Это цыпленок Цыпа. Он хочет с вами поздораваться (цыпленок здоровается с каждым ребенком). Цыпленок маленький (воспитатель с детьми опускает руки вниз, показывая размер цыпленка), желтый, пушистый. У него маленькая голова. Вот она (показ). А где у вас голова, покажите. У него маленькие глазки (показ), а где у вас глазки? У цыпленка клювик (показ), а у вас есть ротик, покажите его. В ротике у цыпленка спрятан язычок. А у вас есть язычок? Откройте ротик, покажите язычок (повторить до 5 раз). Цыпленок говорит: «Пи-пи-пи». Как он говорит? Посмотрите, цыпленок Цыпа грустный. Что с ним случилось? Что с тобой случилось, Цыпа?
1. Организационный этап
Воспитатель: Цыпленок говорит, что он проголодался и хочет кушать. Покормим его, ребята?
2. Исполнительский этап
Воспитатель: Цыпленок Цыпа говорит, что его всегда кормили зернышками мама курица и папа петух. Где же они? Посмотрите, вот мама курица. Она большая (воспитатель с детьми поднимает руки вверх, показывая размер курицы), а хвост у нее маленький. Курица говорит: «Ко-ко-ко». Как она говорит? А это папа петух. Он большой (воспитатель с детьми поднимает руки вверх, показывая размер курицы), и хвост у него большой, разноцветный. Петух говорит: «Кукареку». Как он говорит?
Петух: «Кукареку! Я зернышки нашел»
Воспитатель: Как петушок закричал? (кукареку). А мама курица обрадовалась и закричала: «Ко-ко-ко!», стала звать цыпленка кушать. Как курица зовет цыпленка? (ко-ко-ко).
Воспитатель: Выходите на наш коврик-лужок, будем вместе зернышки искать.
Речь с движением.
Ко-ко-ко! Грозить указательным пальцем.
Не ходите далеко!
Лапками гребите, Перебирать ножками по ковру.
Зернышки ищите! Наклоняться вниз, постучать пальцами по ковру.
(повтор 2-3 раза)
Воспитатель: Зернышки надо положить на тарелочки. Мы для цыпленка, его мамы курицы и папы петуха нарисуем пальчиками зернышки на тарелочке (Работа за столами. Дети с помощью воспитателя рисуют пальчиками зернышки на вырезанных кружках (тарелочках), после рисования детям сразу вытирают руки влажными салфетками).
Воспитатель: Какие замечательные зернышки получились!
3. Рефлексивный этап
Воспитатель: Для кого мы старались? Кто будет кушать зернышки – наше угощение? (показ цыпленка). Зернышки будет клевать цыпленок Цыпа, он маленький (показать), как он говорит? (пи-пи-пи). А кто еще? (показ курицы). Мама курица, она большая (показ), как она говорит? (ко-ко-ко).
А еще кто? (показ петуха). Папа петух, он тоже большой (показ), как он говорит? (кукареку). Им пора домой, попрощаемся с ними, скажем «до свидания» и помашем рукой.
4. Перспективный этап
Воспитатель (обращаясь к героям): Приходите к нам еще к нам в гости, будем с вами играть, зернышки искать.
А что делать воспитателю с детьми, которые не разговаривают, не включаются в образовательные ситуации?
Педагогический мониторинг освоения программы позволяет выявить детей, имеющих проблемы в освоении основной образовательной программы детского сада. С этими детьми с согласия родителей специалисты детского сада (учитель-логопед, педагог-психолог) проводят психолого-педагогическую диагностику. Приведем пример диагностики детей раннего возраста. [5]
Процедура проведения психолого-педагогического изучения развития ребенка 2 года жизни
1. Организуется ситуативное приветствие, знакомство и прощание.
2. Ребенку предлагается поиграть:
- Найти спрятанную игрушку под одним из ведерок (3 варианта)
- Коробка форм
- Сложить пирамидки двух цветов
- Построить две башенки из предложенных больших и маленьких кубиков, после чего спросить: Дай большой кубик. Дай маленький.
- Предложить механическую игрушку.
- Предложить разложить по коробочкам пуговицы, бирюльки, фишки.
- Предложить игру с молоточком и шариками.
- Предложить парные картинки. Спросить «Где…?»
- Предложить соотнести картинку с предметом (Кубик, пирамидку, машинку, мяч, мишку)
- Предложить куклу. Попросить показать на кукле части тела.
- Дать поручения «Возьми куклу, Посади куклу на стул. Возьми Мяч, Дай мяч кукле».
4. Предложить подняться по лесенке, попрыгать.
5. Дать порисовать.
6. Предложить рассмотреть фотоснимки и изобразить увиденное действие.
7. Беседа с мамой:
- Нравиться ли ребенку играть с другими детьми;
- Демонстрирует ли любовь, утешает ли;
- Любит ли демонстрировать что – либо по просьбе взрослого;
- Как ест, пьет (самостоятельно, с помощью)
- Словарный запас, использование фраз;
- Как высказывает свои желания;
- Имитирует ли поведение взрослых, помогает ли;
- Узнает ли свои и чужие вещи
Результаты обследования ребенка 2 года жизни рассматриваются по направлениям:
- социально-эмоциональное развитие;
- предметно-игровая деятельность;
- общая моторика;
- состояние речи;
- зрительно-моторная координация.
Перечислим показатели (виды реакции ребенка) по всем направлениям. Специалист отмечает «да», «нет», особенности.
Социально-эмоциональное развитие:
- приветливо реагирует на приветливое обращение;
- принимает помощь взрослого идет на контакт;
- интересуется другими детьми;
- играет рядом или вместе со взрослым;
- проявляет эмоции;
- любит слово НЕТ;
- не безразличен к одобрению и порицанию;
- выделяет, правильно определяет эмоции по фотоснимкам;
- «помогает по дому»;
- знает свои и чужие вещи.
Предметно-игровая деятельность:
- играет один в присутствии взрослых;
- рассматривает картинки;
- складывает пирамидку;
- группирует предметы по цветам;
- строит из кубиков башенку;
- соотносит картинку с игрушкой;
- соотносит парные картинки;
- пользуется игрушками по назначению;
- играет с механическими игрушками;
- осуществляет систематический поиск спрятанной игрушки;
- сортирует объекты по категориям;
- сортирует большие и маленькие предметы и игрушки;
- элементы сюжетной игры;
- прослеживает движение мячик;
- получает удовольствие от игры.
Общая моторика:
- держит два предмета;
- чертит карандашом в одной руке;
- переворачивает страницы книги;
- ставит друг на друга кубики (от 2 до 6).
Состояние речи:
- объем используемых слов (указывается количество);
- показывает части тела (указывается какие и сколько);
- понимает слова «большой», «маленький»;
- использует слова приветствия и прощания (отмечается самостоятельность);
- использует слова ДА, НЕТ (отмечается адекватность);
- использование предложений (количество слов, построение, использование жестов);
- понимает инструкцию (простую, двухэтапную);
- имитирует звукоподражания;
- показывает знакомые объекты и действия (реальные и на картинке).
Зрительно-моторная координация:
- чертит штрихи и каракули;
- при захвате предмета участвует большой палец и фаланги других;
- исследует предметы повторными пробами;
- самостоятельно пьет из чашки;
- различает квадрат, круг, треугольник.
Критерии оценки:
1 уровень – выполняет половину задания.
2 уровень – выполняет всё, но замечания по качеству выполнения.
3 уровень – выполняет все задания, замечаний по качеству выполнения нет.
После завершения диагностической работы учитель-логопед заполняет протоколы, делает общее заключение об особенностях развития ребенка. На основе полученных данных заполняется «круг», в котором отражается общая картина развитие ребенка с учетом разработанных критериев. Закрашиваются области, соответствующие уровню развития ребенка. Благодаря «кругу», можно наглядно увидеть особенности развития: равномерность-неравномерность, соответствие возрастной норме, отставание-превышение нормы.
Далее специалисты совместно с родителями и воспитателями принимают решение о дальнейшем индивидуальном образовательном маршруте ребенка.
Таким образом, реализация программы «Теремок» способствует разностороннему развитию детей раннего возраста. При грамотно выстроенном процессе взаимодействия воспитателей и специалистов в детском саду, в случае необходимости к сопровождению детей подключаются узкие специалисты (учитель-логопед, педагог-психолог).
Литература:
1. Федеральный Закон № 273 «Об образовании в Российской Федерации», ст. 67. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://base.garant.ru (Дата обращения: 24.12.2022).
2. Указ Президента России от 7 мая 2018 года №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71837200/ (Дата обращения: 24.12.2022).
3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://base.garant.ru (Дата обращения: 24.12.2022)
4. Образовательная программа дошкольного образования «Теремок» для детей от двух месяцев до трех лет / Научный руководитель И.А. Лыкова; под общей редакцией Т.В. Волосовец, И.Л. Кириллова, И.А. Лыковой, О.С. Ушаковой. — М.: Издательский дом «Цветной мир», 2019. — 160 с. (2-е дополненное издание)
5. Зигле Л. А. Микшина Е.П. Организация и деятельность службы ранней помощи в региональной системе дошкольного образования. Методические рекомендации. – М.: Центр педагогического образования, 2015. – 112 с.
6. Протасова Е.Ю., Родина Н.М. Познавательное развитие детей второго года жизни. Методическое пособие для реализации образовательной программы «Теремок» /Под ред. И.А.Лыковой, О.С.Ушаковой. – ИД «Цветной мир», 2020. – 120с.
7. Песня «Цыплята», музыка А.Филиппенко, слова Т.Волгиной [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://possum.ru/?p=10719 (дата обращения 24.12.2022)
Конспект во вложении (pdf 240KB)
Скачать вложение