Учимся красиво говорить
Автор: Кушнина Людмила Александровна, воспитатель, МБДОУ «Детский сад № 106», г.РязаньПроект
Информационная карта проекта
Вид проекта: познавательно - речевой.
Продолжительность: среднесрочный (4 месяца).
Сроки реализации: Ноябрь, Декабрь, Январь, Февраль.
Участники проекта: воспитатели, дети старшего дошкольного возраста (6-7 лет), родители.
Продукты: видеорепортаж для малышей «Почему важно говорить правильно», фоторепортаж «Как дети играли и речь развивали».
Пояснительная записка
Речь имеет большое значение в психологическом развитии ребёнка. Формирование как личности связано с развитием речи ребёнка.
Для развития речи ребёнка педагоги и родители должны создавать необходимые условия: побуждать ребёнка говорить, создавать соответствующую среду, интересно организовывать жизнь ребёнка. И в дошкольном учреждении должны быть так же созданы необходимые условия. Педагоги показывают образцы правильной речи, формируют у детей связную речь, учитывая возраст детей. Для этого они используют чистоговорки, скороговорки, загадки и организовывают звукоподражательные игры. [4]
Мы, педагоги, несем ответственность за всестороннее развитие наших воспитанников, в том числе и за развитие их речи. Важно отметить, что здесь важна систематичность, без которой добиться положительного результата довольно сложно.
Педагогам важно грамотно подойти к решению вопроса развития речи детей, используя все многообразие имеющихся методов и приемов.
Огромный интерес к этой теме, а также большое количество детей с речевыми нарушениями в группе натолкнуло меня на мысль реализовать проект «Учимся красиво говорить».
Данный проект направлен на развитие связной речи. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмысливать воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логической речи. По тому, как ребенок умеет строить свое высказывание, можно судить об уровне его речевого развития.
Кроме того, учитывая возраст воспитанников, мы начинаем задумываться о поступлении их в школу. Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. Восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной речи. По этой причине настоящий проект занимает достойное место в образовательном процессе.
Проблема.
У большинства детей в нашей группе имеются нарушения речи и многие из них посещают логопеда. Поэтому возникла необходимость поиска дополнительных форм работы в этом направлении. Такой формой мною был выбрана проектная деятельность «Учимся красиво говорить».
Цель: создание условий для развития речи у детей старшего дошкольного возраста посредством применения игр в организованной образовательной деятельности и режимных моментах.
Задачи:
Обучающие:
-
обогащать словарный запас;
-
совершенствовать грамматический строй речи;
-
учить составлять описательные рассказы по сюжетной картине, серии картин;
-
учить пересказывать тексты, опираясь на мнемотаблицу;
-
учить составлять стихи («синквейн»);
-
учить сочинять загадки.
Развивающие:
-
развивать память, мышление, воображение;
-
развивать коммуникативные навыки;
-
развивать монологическую и диалогическую речь;
-
развивать интонационную выразительность речи;
-
содействовать развитию связной речи.
Воспитательные:
- воспитывать желание говорить красиво и правильно.
Ожидаемый результат:
-
у детей расширится словарный запас;
-
дети станут свободнее общаться друг с другом;
-
дети станут употреблять в речи более распространенные предложения, составленные грамматически правильно;
-
дети научаться составлять описательные рассказы;
-
дети научаться сочинять загадки;
-
дети познакомятся с техникой сочинения стихов – синквейн;
-
речь детей станет интонационно более выразительной.
Оборудование и материалы: Картотека дидактических, театрализованных, подвижных игр, анкеты и консультации для родителей.
Планирование деятельности по реализации проекта
Этапы / Мероприятия |
Сроки |
1. Подготовительный: Сбор информации по теме проекта. Планирование деятельности. Подготовка оборудования (оформление картотеки игр, изготовление дидактических игр). Информирование родителей о теме проекта, привлечение их к деятельности в рамках реализации проекта. |
1 неделя |
2. Основной: Работа с детьми: |
|
Беседа «Надо ли красиво говорить?». ОД «Моя любимая игрушка» (составление описательного рассказа). Дидактические игры: · «Найди картинке место». · «Хорошо - плохо». · «Где начало рассказа?». · «Какая картинка не нужна?». Заучивание стихотворения «День и ночь» с использованием мнемотаблиц. Разыгрывание по ролям стихотворения «Кузнечик» А. Апухтина. Театрализованные игры: · «Веселый Старичок-Лесовичок». · «Зеркало». · «Подбери рифму». Подвижные игры с речевым сопровождением: · «Волк, пастух и гуси». · «Тишина». |
1 месяц |
ОД «Пересказ сказки «Лиса и козел». ОД «Приключения Буратино» (синквейн). Дидактические игры: · «Что изменилось?». · «Почемучкины вопросы». · «Потому что…». · «Распространи предложение». Сочинение синквейнов. Разыгрывание ситуации «Не хочу манной каши!». Разыгрывание стихотворение Б. Заходера: «Плачет киска…». Подвижные игры с речевым сопровождением: · «Вороны». · «Тишина». |
2 месяц |
ОД «Составление рассказа по серии сюжетных картин». Дидактические игры: · «Если бы...». · «Составь рассказ». · «Пойми меня». · «Нарисуй сказку». Разыгрывание по ролям стихотворения И. Жукова «Киска». Подвижные игры с речевым сопровождением: · «Подарки». · «Волк, пастух и гуси». |
3 месяц |
ОД «Сочинение загадок». Дидактические игры: · «Пословицы, поговорки». · «А я бы…». · «Закончи сам». · «Придумай рекламу книге (платью и т.д.)». Театрализованные игры: · «Договорим то, чего не придумал автор». · «Телефон». Разыгрывание по ролям стихотворения «Кто как считает?» М. Карим. Подвижные игры с речевым сопровождением: · «Пила». · «Тишина». |
4 месяц |
Работа с родителями: |
|
Анкетирование «Речевое развитие дошкольников». |
1 месяц |
Консультация «Развиваем речь дома». |
2 месяц |
Консультация «Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста». |
3 месяц |
Конкурс «Лучшая игра по развитию речи своими руками». |
4 месяц |
3. Заключительный: |
|
Изготовление продукта: съемка интервью «Почему важно говорить правильно», монтаж и распространение в ДОО (для других групп); подготовка фоторепортажа «Как дети играли и речь развивали». Подведение итогов. Анализ результативности проекта. |
Последняя неделя |
Список используемой литературы
1. Громова О.Е. Говорю правильно Л-Л'. Дидактический материал для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. – М.: ТЦ «Сфера», 2023.-64 с.
2. Ушакова О.С. Закономерности овладения родным языком: развитие языковых и коммуникативных способностей в дошкольном детстве. – М.: ТЦ «Сфера», 2018.-288 с.
3. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Развитие речи и творчества дошкольников. Игры, упражнения, конспекты занятий. - – М.: ТЦ «Сфера», 2022.-176 с.
4. Шамрило В.С. «Актуальность проблемы развития речи ребёнка дошкольного возраста» [Электронный ресурс]. – URL: https://conf.grsu.by/alternant2020/shamrilo-v-s-aktualnost-problemy-razvitiya-rechi-rebyonka-doshkolnogo-vozrasta/ (дата обращения6 01.12.2023)
Скачать материал с приложениями (Архив zip 2MB)
Скачать вложение