РЯЗАНСКИЙ ИНСТИТУТ
РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
12+
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
(4912) 446392 приемная
(4912) 955922 курсы
(4912) 443763 гостиница
Россия, г. Рязань, ул. Урицкого, д.2а
?
  • Институт
  • Обучение
  • Публикации
  • РИРО.ТВ
  • Форум
  • Оплата
Вход
  • ВОСПИТАНИЕ
  • ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Иностранные языки
    • Русский язык
    • Литература
    • ОРКСЭ, ОДНКНР
    • Обществознание
    • Психология
    • Социология
    • История
    • Культура
    • Право
    • ИЗО
  • ДОШКОЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Биология
    • География
    • Экология
    • Информатика и ИКТ
    • Математика
    • Физика
    • Химия
    • Экономика
  • УПРАВЛЕНИЕ
  • НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЗДОРОВЬЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ
    • ЗОЖ
    • Физическая культура
    • ОБЖ
  • КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА
  • ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ
  • ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
  • РАЗНОЕ
  • ТЕХНОЛОГИЯ
  • ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА
  • МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИЙ. СБОРНИКИ
Добавить публикацию

Мероприятия

20 января Конкурсы программы «Мы – твои друзья!»
20 января Конкурсы в рамках реализации программы «Разговор о правильном питании»

Угадай сказку

Автор: Жук Светлана Александровна, воспитатель, Логунова Ирина Сергеевна, воспитатель, Салангина Наталья Викторовна, учитель-логопед МБДОУ "Детский сад №121", г. Рязань

Методическая разработка организованной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию детей 3-4 лет (по мотивам русской народной сказки «Гуси - лебеди»)

Аннотация

Дошкольное образование ориентирует педагогов на развитие творческого потенциала личности, формирование богатого внутреннего мира ребёнка. Воспитание подрастающего человека путём приобщения его к книжной культуре – важная педагогическая задача.

Проблеме формирования у детей интереса к художественной литературе посвящено немало работ педагогов и психологов. В трудах Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, С. Л. Рубинштейна, О. И. Никифоровой, Е. А. Флериной и других ученых исследуются особенности восприятия художественной литературы ребенком дошкольного возраста. 

Заложенная любовь к книге в дошкольном возрасте останется с ним навсегда. Тот, кто читает, много знает. Если ребёнок понимает содержание прочитанного, значит он думает, анализирует, рассуждает.

Художественная литература служит действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания ребенка в детском саду. Произведения художественной литературы также играют важную роль в процессе общего развития дошкольников – речевого, познавательного, личностного. Детский сад знакомит дошкольников с лучшими произведениями для детей.     

Одним из методов ознакомления детей с художественной литературой  является игра. Игра – наиболее доступный способ обучения дошкольников, поэтому она активно используется при знакомстве детей с художественной литературой.

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем мира, который его окружает. Китайская пословица гласит: «Расскажи и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать - и я пойму». Так и ребенок усваивает все намного лучше, когда слышит, видит и делает сам.

Возраст 3-4 года очень важный период в жизни ребенка. Именно на этом этапе закладываются основы будущей личности, формируются предпосылки нравственно-физического и умственного развития малыша.

Одним из условий успешной работы по приобщению детей к книге является использование дидактических игр. Данный вид игры не только поддерживает активный интерес дошкольников к художественной литературе, но имеет и большое образовательное значение. Игра помогает в усвоении новых знаний, в закреплении пройденного материала, в развитии речевых навыков, она становится целесообразным дополнением, а также специальным видом занятий детей в детском саду.

Рассмотрим это на примере методической разработки организованной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию детей 3-4 лет «Угадай сказку» (по мотивам русской народной сказки «Гуси - лебеди»).

 Цель: организовать образовательную деятельность детей по восприятию русской народной сказки «Гуси- лебеди», направленную на закрепление сказки и пробуждение интереса детей к наблюдению за поступками героев.

Задачи:

- Организовать мотивацию детей на отгадывание русской народной сказки «Гуси-лебеди».

- Организовать практическую деятельность детей, направленную на развитие умения образовывать относительные прилагательные.

- Способствовать развитию у детей конструктивного праксиса, мелкой моторики, внимания, зрительного восприятия.

- Создать условия для формирования элементарных навыков безопасности жизнедеятельности, применения полученных знаний на практике.

Предварительная работа: чтение сказки, рассматривание иллюстраций, отгадывание загадок, разучивание физкультминутки, просмотр мультфильма, беседа после просмотра мультфильма. Анализ литературного произведения.

Оборудование: мультимедийный проектор, доска, сундучок, мостик, речка, картинки с изображением речки, фасоль, разрезная картинка «Гусь», яблочки (предметы-заместители), изображение стрелки, печка, противень с пирожками с начинкой (картинки), иллюстрация к сказке «Гуси- лебеди», презентация к занятию.

 

Ход образовательной деятельности

1.    Мотивационный этап

Доброе утро, ребята.

Утром все просыпаются, и солнышко просыпается. Давайте вместе с Солнышком попробуем проснуться.

Игровое упражнение с Солнышком. Дети с воспитателем стоя в круге, выполняют движения

«Солнышко просыпайся, на небе появляйся. (руки тянем вверх)

Ну-ка Солнышко проснись, и на небе появись!» (руки разводим в стороны)

«Динь-день, динь-день» - начинаем новый день!

А вокруг все топают, крылышками хлопают,

А вокруг все прыгают, лапками двигают,

Лапки вверх – потянись,

Лапки вниз – наклонись.

Повернуться, повернуться

И друг другу улыбнуться.

Раз-два, раз-два, спит пускай одна сова.

Воспитатель: Вот мы с вами и проснулись вместе с солнышком.

Слышится звук сообщения, на экране появляется символ письма.

Воспитатель: Ребята, нам пришло какое-то сообщение. Интересно, от кого? Посмотрим? (Да)

- Для этого давайте присядем на стульчики.

На доске появляется картинка с изображением игрушки Медведя, уже знакомого детям, и текст сообщения (Презентация. Слайд №1).

Воспитатель: Смотрите, это же наш Мишка. Он что-то нам прислал из леса.

Воспитатель (читает от имени Медведя):

- Здравствуйте, ребята! Я к вам не могу сейчас прийти, так как очень устал и хочу спать.

Воспитатель: Как думаете, почему Мишка сейчас спит? (Потому что медведи зимой спят)

Воспитатель (читает от имени Медведя): Когда я разбирал у себя дома, то нашел сундучок (Слайд №2). В нем спряталась сказка, но какая, я не смог отгадать. Помогите мне отгадать, какая сказка спряталась в сундучке.

Воспитатель: Ребята, хотите помочь Мишке? (Да)

(Дети и воспитатель обнаруживают сундучок в группе).

2.    Ориентировочный этап.

- Смотрите, сундучок уже здесь. Какой красивый!

- А что же нам нужно сделать, чтобы узнать, что там спрятано? (Открыть его)

- Пробуем открыть. Не открывается. Что же делать?

- А я знаю волшебные слова.

Физкультминутка

«К сказке в гости мы пришли»

К сказке в гости мы пришли, (шагаем на месте)

Сундучок с замком нашли.     (руки разводим в стороны)

И присели, и привстали,          (сели, встали)

И зайчонком поскакали.          (прыжки на месте)

Ручки наши разомнем              («замочек» закрываем)

И замочки отопрем.                  («замочек» раскрываем)

Сундучок открывается.

3.    Исполнительский этап

Воспитатель: Посмотрим, что в сундучке. (Достает картинку с изображением моста через речку и детьми, которые находятся на одном берегу.)

- Ребята, что нарисовано на картинке? (Речка)

- Кто стоит на берегу? (Дети)

- Как им перейти на другой берег? Что для этого нужно? (Мост)

- Мы можем помочь им? (Да, можем построить мост)

По «мостику» дети переходят через импровизированную речку, садятся за столы.

Дидактическая игра «Построй мостик»

Цель: развитие мелкой моторики, внимания, зрительного восприятия у детей младшего дошкольного возраста.

Ход игры.

На столах на каждого ребенка лежит картинка с изображением речки и мальчика с девочкой на берегу реки, поднос с фасолью. Дети выкладывают мостик через речку из фасоли.

- Молодцы, ребята! Все построили мостик? У всех получилось? Теперь дети смогут перебраться через речку? (Да)

- Это была первая подсказка. Давайте посмотрим, что же еще лежит в сундучке. (Воспитатель достает разрезные картинки)

Дидактическая игра

«Разрезные картинки»

Цель: формировать у детей представление о целостном образе предмета, учить соотносить образ представления с целостным образом реального предмета, правильно собирать изображение предмета из отдельных частей.

Ход игры.

Дети собирают одну большую картинку из 4-х частей. В результате получается целое изображение «Гусь».

- Ребята, кто же у нас получился? (Гусь)

- Что есть у гуся? (голова, шея, туловище, клюв, хвост и крылья – это птица)

- Молодцы, справились с заданием.

- Не догадываетесь, какая сказка в сундучке спряталась?

- Ну тогда еще заглянем в сундучок.

Воспитатель достает пластиковые шарики разного цвета (красного, желтого и зеленого).

Дидактическая игра «Разноцветные яблочки»

(с предметами- заместителями)

Цель: развитие воображения, умения различать цвета.

Ход игры. Дети под музыку произвольно гуляют по группе. У каждого в руках «яблоко». Воспитатель произносит слова:

Вы друг к другу приглядитесь

И по цвету соберитесь.

По окончании звучания музыки дети собираются в группы по цвету яблока.

- Ну что, непонятно ещё, какая сказка? Открываем еще сундучок.

Следующая подсказка. Воспитатель достает изображение стрелки и наводит его на печку, которая до этого была закрыта.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, что это? Конечно же, печка! Вижу, в печке пироги поспели. Посмотрим, что за пирожки в нашей печке?

(Вынимают из печки противень с пирожками-картинками).

Дидактическая игра «Пирожки с начинкой»

Цель: развитие речи детей, обогащение словаря.

Ход игры. Дети выбирают себе по одному пирожку (картинке), переворачивают его, а там нарисовано, из чего сделана начинка. Называют, с чем пирог. (с картошкой, с клубникой, с грибами и т.д.)

Воспитатель добавляет: картофельная начинка, клубничная, грибная…

- Какая же сказка загадана в сундучке? Кто-то уже знает?

(Если дети предполагают, то воспитатель предлагает проверить и еще раз заглянуть в сундучок. Достает оттуда иллюстрацию к русской народной сказке «Гуси- лебеди». Воспитатель с детьми обсуждают, какая это сказка. Правильно ли они предположили ранее.)

- Молодцы! Отгадали сказку «Гуси-лебеди».

- Давайте вспомним, что случилось в сказке. (Гуси-лебеди украли мальчика и унесли к бабе-яге.)

- Кто помог девочке спасти братца? (Речка, яблонька, печка.)

- А почему они ей помогли? (Потому что она им помогла, сделала доброе дело для них.)

- Почему гуси-лебеди украли мальчика? (Потому что сестра оставила его одного.)

- Можно деткам одним гулять на улице? (Нет)

4. Рефлексивный этап.

- Ребята, а что вам больше всего понравилось в сказке «Гуси – лебеди»?

- Что больше всего запомнилось? (Ответы детей)

5. Перспективный этап.

- Чему учит нас эта сказка? (Нужно слушаться своих родителей, никогда не убегать от них на прогулке и быть всегда рядышком.)

- Ребята, теперь мы с вами можем написать Мишке ответное письмо, в котором напишем название сказки из сундучка – «Гуси - лебеди», а он, когда проснется, обязательно прочтет его и вспомнит сказку.

 

Литература:

1.    Балабанова Л. К. Компьютерные игры в обучении детей 4-7 лет: программа, развернутое планирование, модели занятий. Волгоград: Учитель, 2010. – 176 с.

2.    Барчан, Татьяна Александровна Игрушечная история. Дидактические игры с детьми от 2 до 5 лет / Барчан Татьяна Александровна. - М.: Карапуз, 2016. - 454 c.

3.    Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. - М., 1991. – 160 с.

4.    Гербова В. В. Приобщение детей к художественной литературе. – М., 2014. – 90с.

5.    Гладышева, Н.Н. Игры с разрезными картами. Учебно-дидактический комплект по освоению опыта здоровьесбережения по программе "От рождения до школы". 6 игр с описанием. 40 игровых разрезных цветных карт. Средняя группа. ФГОС ДО / Н.Н. Гладышева. - М.: Учитель, 2017. - 867 c.

6.    Дидактические игры для дошкольника. "Я и моя семья". Игры-занятия для сопровождения организованной образовательной деятельности детей 3-5 лет: 5 игр-занятий с методическим сопровождением. 16 цветных иллюстрированных карт / О.А. Романович и др. - Л.: , 2016. - 15 c.

7.    Микхиева, Н. Ю. Дидактические игры и упражнения для развития речи дошкольников / Н.Ю. Микхиева, И.В. Мартин. - М.: Детство-Пресс, 2016. - 96 c.

     7. Сорокина И.В. Современные тенденции игровой деятельности у дошкольников/И.В.Сорокина.- Текст: непосредственный//Актуальные вопросы современной педагогики: материалы ⅦⅠ Междунар. Науч.конф. (г.Самара, март 2016г.). – Самара: ООО «Издательство АСГАРД», 2016. – С.106-108. – URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/188/9786/ (дата обращения: 12.05.2022).

Текст и презентация во вложении (pdf 3MB)



Скачать вложение

Возврат к списку



  • Главная
  • Интернет-приёмная
  • Контакты
  • RSS
Областное государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Рязанский институт развития образования» (ОГБУ ДПО "РИРО")
Интернет-портал  rirorzn.ru (12+) зарегистрирован в Роскомнадзоре 25.12.2015 г. Реестровая запись Эл №ФС77-64083 
Учредитель ОГБУ ДПО "РИРО" 390023, г. Рязань, ул. Урицкого, д. 2а тел.: (4912) 44-49-79, (4912) 44-63-92 e-mail: riro@ryazan.gov.ru
Главный редактор Лапкина Е.В. тел.: (4912) 444902 Доб. 168,  e-mail: rirorzn@yandex.ru