Угостим зайца капустой
Автор: Ходакова Наталья Владимировна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №43» г.РязаньКонспект по ознакомлению с окружающим миром с включением познавательно – исследовательской деятельности с детьми 2 младшей группы
Образование на современном этапе «заказывает» практическое содержание инновационных подходов к педагогической деятельности в дошкольных организациях.
В Федеральной образовательной программе дошкольного образования отмечается, что возрасте 3-4 лет у ребёнка активно проявляется потребность в общении со взрослым, ребёнок стремится через разговор с педагогом познать окружающий мир, узнать об интересующих его действиях, сведениях. Поэтому ребёнок задает различного рода вопросы. Важно поддержать данное стремление ребёнка, поощрять познавательную активность детей младшего дошкольного возраста, использовать педагогические приемы, направленные на развитие стремлений ребёнка наблюдать, сравнивать предметы, обследовать их свойства и качества. [1]
Использование в занятиях по ознакомлению с окружающим миром элементов познавательно-исследовательской деятельности с помощью сенсорных анализаторов (тактильных, зрительных, слуховых, вкусовых, обонятельных), помогает детям младшего дошкольного возраста повысить познавательную активность, дает возможность сформировать у дошкольников сенсорные эталоны цвета, формы, вкуса и т.д. Расширяет представления детей о многообразии и особенностях фруктов, ягод и овощей. Дети узнают, на каком растении произрастают эти плоды, люди каких профессий трудятся при их выращивании, что можно из них приготовить, кто ими питается.
Познание предметов окружающего мира с помощью сенсорных анализаторов дает богатый материал для развития речи детей. Ребенок, знакомясь с опробуемыми продуктами, прежде всего, интересуется их названиями. Он ставит вопрос: «Что это?», открывая для себя, что все имеет свое название.
Использование художественной литературы педагогом служит образцом правильной речи для детей. Излюбленным «лакомством» для развития речи и ума воспитанников являются загадки, которые дети с удовольствием отгадывают, а в старших группах и сами сочиняют.
Интерес к познанию по мере его развития становится мотивом умственной деятельности. Воспитанники начинают искать ответы. Надо стараться сделать так, чтобы открытия они совершали самостоятельно. Тогда и знания будут крепкие, да и чувство радости («Я сам!») подтолкнет к дальнейшим наблюдениям.
Включение исследовательской деятельности в занятие по ознакомлению с окружающим миром вызывает у детей большой интерес. Знания, полученные практическим путем, закрепляются в дидактических играх и используются в других видах деятельности: в рисовании, лепке, сюжетно - ролевой игре и т.д.
Занятие по ознакомлению с окружающим миром с включением познавательно-исследовательской деятельности «Угостим зайца капустой» предназначено для детей 3 - 4 лет. В ходе знакомства с белокочанной капустой дети узнают, какой она формы, цвета, вкуса. Какая у нее поверхность, из чего состоит кочан капусты. А также знакомятся с тем, где она произрастает, какие насекомые могут погубить урожай капусты, и кто может помочь его сохранить. Использование во время занятия игры малой подвижности «Птицы и гусеницы» и пальчиковой игры «Мы капусту рубим» помогает снять у малышей напряжение.
Предварительная работа:
- чтение книги Т.А. Шорыгиной «Овощи. Какие они» [2];
- рассматривание иллюстраций тематического словаря в картинках «Мир растений. Овощи», дидактического пособия «Овощи»;
- аппликация на тему «Овощи»;
- опробование краснокочанной капусты, цветной капусты, блюд из капусты.
Демонстрационный материал: интерактивная доска, компьютер, игрушка заяц, целый кочан белокочанной капусты, разрезанный кочан, целый кочан краснокочанной капусты (все продукты лежат на тарелках и накрыты тканевыми салфетками).
Раздаточный материал: тарелка с нашинкованной белокочанной пустой, прищепки и гусеницы из ниток для игры.
Цель: содействовать формированию у детей младшего дошкольного возраста представлений о белокочанной капусте.
Задачи:
- познакомить с белокочанной капустой, дать сведения о том, как выглядит кочан капусты, где растет, какие блюда можно приготовить из капусты, какие животные любят кормиться этим овощем, какие «родственники» есть у белокочанной капусты;
- обогащать словарный запас детей новыми словами (белокочанная капуста, бабочка капустница);
- способствовать развитию познавательной активности детей через исследовательскую деятельность, направленную на обследование свойств капусты с помощью сенсорных анализаторов;
- продолжить работу по сенсорному воспитанию;
- воспитывать бережное отношение к окружающему миру, к труду людей.
1. Мотивационный этап.
Воспитатель: Ребята, смотрите, кто к нам сегодня в гости прискакал! Кто это?
Дети: Зайчик!
Воспитатель:
(изображая голос зайца)
Ой, ребятки, плохо дело!
Наступили холода.
Травка в поле пожелтела…
Подкрепиться чем тогда?
Воспитатель: Мне очень жалко зайчишку! Ведь осенью ему и холодно и голодно! Чем же мы можем его угостить? Что есть заяц?
Дети: Морковку, яблоки, капусту
Воспитатель: У меня на столе есть для него угощение! А что это
отгадайте сами:
Рассеялась барыня на грядке,
Одета в шумные шелка.
Мы для нее готовим кадки,
И крупной соли полмешка. [4]
Дети: Капуста.
Воспитатель: Сто одежек и все без застежек.
Дети: Капуста.
2. Ориентировочный этап.
Воспитатель: Ну, конечно же, капуста! Вот она – красавица! (открываю салфетку, под которой лежит кочан капусты) (слайд №2)
Капуста - это самый любимый овощ на Руси, недаром её величают « первой барыней на деревне». О народной любви говорят и такие поговорки: «Для чего и огород городить, коль капусту не садить», «Ни один рот без капусты не живет». Давайте посмотрим, как выглядит кочан капусты. Он большой или маленький?
Дети: Большой.
Воспитатель: Какой кочан по форме?
Дети: Круглый.
Воспитатель: На что он похож?
Дети: На мячик, на шарик, на голову.
Воспитатель: Да, даже само слово «капуста» означает «голова».
Капуста молодая
Листочки завивает.
Станет, словно шар,кругла,
Велика, как голова.
Воспитатель: Какого цвета кочан капусты?
Дети: Белого, светло – зеленого.
Воспитатель: Поэтому и капуста называется белокочанная! Кто хочет повторить, как называется капуста?
Дети: Белокочанная.
Воспитатель: Кочан капусты состоит из светло-зеленых, крупных гладких листьев, плотно прижатых друг к другу. В самой середине кочана находится вкусная кочерыжка (показ кочана в разрезе). Чтобы вырастить такую красавицу нужно потрудиться!
А где же растет капуста?
Дети: В огороде. (слайд №3)
Воспитатель: Да, на капустных грядках. Высаживая капусту, обычно говорили: «Не будь пуста – будь туга, не будь стара – будь молода, не будь мала – будь велика». Чтобы капуста уродилась нужно все лето много поливать ее, вырывать сорняки! И тогда поздней осенью она придет к нам на стол!
3. Исполнительский этап.
Воспитатель: Давайте посмотрим, какая уродилась наша капуста? Легкая она или тяжелая? (Даю детям подержать кочан капусты в руках)
Дети: Тяжелая.
Воспитатель: Угощу тех деток, кто назовет мне другие овощи (Дети называют овощи, берут с тарелки маленький кусочек капусты и кладут его на ладошку).
Воспитатель: И Зайку нашего угостим!
Воспитатель: Потрогайте пальцем капусту, какая она, твердая или мягкая?
Дети: Твердая.
Воспитатель: Гладкая или шероховатая?
Дети: Гладкая.
Воспитатель: Что нам «скажет» носик, какая капуста?
Дети: Душистая, свежая, ароматная.
Воспитатель: А что «скажут» зубки?
Дети: Капуста хрусткая, сочная.
Воспитатель: Что же «сказал» язычок?
Дети: Капуста сладкая, вкусная.
Воспитатель: Да, ребятки, капуста очень вкусная! Я люблю делать салат из капусты, а ваши мамы что готовят из капусты?
Дети: Голубцы, солянку, пироги с капустой,щи, борщ…
Воспитатель: А как вы думаете, кто ещё, кроме нас и зайчика, любит полакомиться капустой?
Дети: Кролики, коровы, козы, зайцы, хомяки, лошади.
Воспитатель: Посмотрите, кто это? (слайд №4)
Дети: Бабочка.
Воспитатель: Бабочка капустница. А называется она так потому, что ее детки – гусеницы, тоже очень любят листья капусты.Если гусениц очень много, то они могут погубить урожай! На помощь приходят птицы, которые питаются этими гусеницами (слайд №5). Давайте мы превратимся в птичек и поможем собрать всех гусениц, чтобы урожай капусты был хороший.
ИГРА «ПТИЦЫ И ГУСЕНИЦЫ»
Дети берут в руки прищепки и собирают связанных из ниток гусениц с ковра в ведерко.
Воспитатель: Молодцы, птички, спасли урожай капусты!
Собирали капусту обычно поздней осенью, в октябре, с первыми заморозками (слайд №6).Недаром говорили: «Капуста последняя из огорода уходит». А в середине октября хозяйки обычно заквашивали капусту, отсюда и поговорка: «Сентябрь яблоками пропах, а октябрь – капустой».
Давайте и мы с вами заквасим капусту.
ПАЛЬЧИКОВАЯ ИГРА «МЫ КАПУСТУ РУБИМ»
Мы капусту рубим, рубим.
Мы капусту рубим, рубим.
Мы морковку трем, трем,
Мы морковку трем, трем.
Мы капусту солим, солим.
Мы капусту жмем, жмем.
И набили плотно в кадку.
Всё теперь нас в порядке!
Воспитатель: Ой, сколько вкусной капусты нарубили! Как вы думаете, почему же и раньше и сейчас люди так любят капусту?
Дети: Она полезная, вкусная.
Воспитатель: Правильно, потому, что она вкусная, полезная.
Воспитатель: У белокочанной капусты есть родная сестра - краснокочанная капуста. (слайд №7) Её кочаны очень плотные, а листочки какого цвета?
Дети: Красно - фиолетового цвета.
Воспитатель: Чем похожи белокочанная капуста и краснокочанная?
Дети: Они обе круглые, большие.
Воспитатель: А чем отличаются?
Дети: Цветом.
4. Рефлексивный этап.
Воспитатель: Каким овощем мы с вами угощались сами и зайчишку накормили?
Дети: Капустой.
Воспитатель: Зайчишка вам говорит огромное спасибо! Теперь ему не страшен осенний холод!
Воспитатель: Какая капуста?
Дети: Круглая, светло-зеленая, сладкая, витаминная, хрустящая, полезная…
Воспитатель: Где растет?
Дети: В огороде на грядке.
5. Перспективный этап.
Воспитатель: У нас в детском саду есть огород?
Дети: Да!
Воспитатель: Давайте посмотрим, хорошо там капусте растётся! Нет ли сорняков или гусениц-вредителей? А может полить капусту надо? Приглашаю юных овощеводов на прогулку! Не забудьте захватить с собой лейки, ведь капуста очень любит водицу! А зайчик в лес поскачет, своим братишкам и сестренкам про белокочанную капусту расскажет.
Литература
1. Федеральная образовательная программа дошкольного образования.– М.: ТЦ Сфера, 2023. – 224 с.
2. Шорыгина Т.А. Фрукты. Какие они. – М.: Гном и Д, 2023.–64 с.
3.Николаева С.Н. Методика воспитания экологической культуры в детском саду. – М.: Просвещение, 2002.– 184 с.
4. Лысаков В.Г. 1000 загадок. – М.: АСТ, 2022.–320 с.
Конспект с презентацией (zip 2.3MB)
Текст конспекта во вложении (145Kb)
Скачать вложение