Умная азбука
Автор: Шабалина Надежда Николаевна, учитель-логопед ЧДОУ «Детский сад №51» ОАО «РЖД», г. Рыбное, Рязанская областьПроект в подготовительной логопедической группе для детей с ОНР
Важным направлением логопедической работы по коррекции речевых нарушений, способствующим успешной адаптации и интеграции детей с ОВЗ в социуме является проектная деятельность.
Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность ребенка – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой он познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.
Идея проекта, задуманного учителем-логопедом, направлена на решение коррекционных задач: развитие речевой активности, обогащение словаря, развитие грамматического строя речи, формирование фонематической стороны, развитие слоговой структуры, развитие связной речи, обучение грамоте в интересной, нетрадиционной форме. Дети не только учатся правильной речи, но и самостоятельно пробуют добывать новые знания. Знания в этом случае являются составной частью умений и не могут быть ни усвоены, ни сохранены вне деятельности ребёнка.
Представим опыт реализации проекта «Умная азбука» с детьми подготовительной логопедической группы, имеющими логопедическое заключение: «ОНР, 3 уровень речевого развития», как пример использования проектного метода в работе с детьми с ОВЗ.
На логопедических занятиях дети еженедельно знакомятся с новой буквой русского алфавита. Не секрет, что многие дети с ОНР испытывают трудности в запоминании образа буквы, ее пространственных элементов. Одна из задач проекта: закрепить образ печатных букв. Для этого детям предлагается шаблон новой буквы, обратить внимание на то, из каких элементов буква состоит, сколько этих элементов, и как они расположены.
После того, как появился контур изображения буквы, дети делят его на сегменты. В одном из сегментов дети схематично изображают мальчика, во втором – девочку, и придумывают им имена на изучаемую букву. Остальные сегменты заполняются изображениями разных предметов, в названии которых присутствует данная буква. Если буква согласная, подбираются названия предметов и с мягким, и с твердым звуком. Основную часть задания дети выполняют дома. Родителям предлагается осуществлять ненавязчивый контроль.
На групповых занятиях дети знакомят друг друга со своими идеями «Умной азбуки», составляют предложения с каждым словом, изображение которого предлагается.
Учитель-логопед, применяя данный продукт на занятиях с детьми, решает разные коррекционные задачи. Дети выделяют изучаемый звук в словах – названиях картинок, дают его характеристику, закрепляют навыки звукового анализа и синтеза в играх «Подбери слово к схеме», «Найди картинку, где звук стоит вторым», «Сколько звуков» и т.д.
Заимствовав идею Г.А.Киселевой («Книжка-учишка», альбом игровых упражнений для развития речи и графических навыков у детей 4-6 лет). с использованием символов заданий: «Один — много» (назвать предметы в единственном и множественном числе), «Назови ласково» (образовать уменьшительно- ласкательную форму), «Скажи наоборот» (подобрать антоним к каждому слову), «Жадина»(назвать своим каждый предмет: мой, моя, моё, мои); «Посчитай» (назвать предметы по одному; по два; по одному и по два сразу; «Прятки» (поочередно закрывать предметы и говорить, чего нет); «Ступеньки» (пройти пальцами по ступенькам — составить предложение): в игровой форме отрабатываются навыки словоизменения и словообразования, развития связной речи. Все символы наклеиваются на кубик, который дети по очереди бросают, выбирая свое задание и с удовольствием его выполняют.
Нравятся ребятам задания и с использованием простого игрального кубика. Ребенок кидает кубик два или три раза, придумывает предложения со словами, изображения которых в секторах под номерами, которые «выпали». Такие задания развивают связную речь, воображение и мышление ребенка.
Буквы проекта используются детьми на занятиях для составления слогов, слов как демонстрационный материал.
Нельзя не отметить моменты применения этого пособия в процессе автоматизации поставленных звуков. Дети придумывают словосочетания, предложения со словами, изображения которых представлены в секторах буквы, закрепляя правильное произношение. Ребенку нравится заниматься со страничками азбуки, изготовленными им самим и его друзьями.
Дети с интересом участвуют в проекте, ведь продуктом в конце учебного года становится «Умная азбука», созданная лично каждым ребенком. А это результат его творчества.
Таким образом, можно сделать выводы о том, что проекты в работе учителя-логопеда играют важную роль, так как структура их подчинена главному в работе учителя-логопеда - решению вопросов коррекции, компенсации и развития речи детей с ОНР на фоне их интереса.
Метод проектов – это педагогическая технология, стержнем которой является самостоятельная деятельность ребенка – исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой он познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.
Идея проекта, задуманного учителем-логопедом, направлена на решение коррекционных задач: развитие речевой активности, обогащение словаря, развитие грамматического строя речи, формирование фонематической стороны, развитие слоговой структуры, развитие связной речи, обучение грамоте в интересной, нетрадиционной форме. Дети не только учатся правильной речи, но и самостоятельно пробуют добывать новые знания. Знания в этом случае являются составной частью умений и не могут быть ни усвоены, ни сохранены вне деятельности ребёнка.
Представим опыт реализации проекта «Умная азбука» с детьми подготовительной логопедической группы, имеющими логопедическое заключение: «ОНР, 3 уровень речевого развития», как пример использования проектного метода в работе с детьми с ОВЗ.
На логопедических занятиях дети еженедельно знакомятся с новой буквой русского алфавита. Не секрет, что многие дети с ОНР испытывают трудности в запоминании образа буквы, ее пространственных элементов. Одна из задач проекта: закрепить образ печатных букв. Для этого детям предлагается шаблон новой буквы, обратить внимание на то, из каких элементов буква состоит, сколько этих элементов, и как они расположены.
После того, как появился контур изображения буквы, дети делят его на сегменты. В одном из сегментов дети схематично изображают мальчика, во втором – девочку, и придумывают им имена на изучаемую букву. Остальные сегменты заполняются изображениями разных предметов, в названии которых присутствует данная буква. Если буква согласная, подбираются названия предметов и с мягким, и с твердым звуком. Основную часть задания дети выполняют дома. Родителям предлагается осуществлять ненавязчивый контроль.
На групповых занятиях дети знакомят друг друга со своими идеями «Умной азбуки», составляют предложения с каждым словом, изображение которого предлагается.
Учитель-логопед, применяя данный продукт на занятиях с детьми, решает разные коррекционные задачи. Дети выделяют изучаемый звук в словах – названиях картинок, дают его характеристику, закрепляют навыки звукового анализа и синтеза в играх «Подбери слово к схеме», «Найди картинку, где звук стоит вторым», «Сколько звуков» и т.д.
Заимствовав идею Г.А.Киселевой («Книжка-учишка», альбом игровых упражнений для развития речи и графических навыков у детей 4-6 лет). с использованием символов заданий: «Один — много» (назвать предметы в единственном и множественном числе), «Назови ласково» (образовать уменьшительно- ласкательную форму), «Скажи наоборот» (подобрать антоним к каждому слову), «Жадина»(назвать своим каждый предмет: мой, моя, моё, мои); «Посчитай» (назвать предметы по одному; по два; по одному и по два сразу; «Прятки» (поочередно закрывать предметы и говорить, чего нет); «Ступеньки» (пройти пальцами по ступенькам — составить предложение): в игровой форме отрабатываются навыки словоизменения и словообразования, развития связной речи. Все символы наклеиваются на кубик, который дети по очереди бросают, выбирая свое задание и с удовольствием его выполняют.
Нравятся ребятам задания и с использованием простого игрального кубика. Ребенок кидает кубик два или три раза, придумывает предложения со словами, изображения которых в секторах под номерами, которые «выпали». Такие задания развивают связную речь, воображение и мышление ребенка.
Буквы проекта используются детьми на занятиях для составления слогов, слов как демонстрационный материал.
Нельзя не отметить моменты применения этого пособия в процессе автоматизации поставленных звуков. Дети придумывают словосочетания, предложения со словами, изображения которых представлены в секторах буквы, закрепляя правильное произношение. Ребенку нравится заниматься со страничками азбуки, изготовленными им самим и его друзьями.
Дети с интересом участвуют в проекте, ведь продуктом в конце учебного года становится «Умная азбука», созданная лично каждым ребенком. А это результат его творчества.
Таким образом, можно сделать выводы о том, что проекты в работе учителя-логопеда играют важную роль, так как структура их подчинена главному в работе учителя-логопеда - решению вопросов коррекции, компенсации и развития речи детей с ОНР на фоне их интереса.
Приложение
Паспорт проекта «Умная азбука»
Вид проекта: творческий, долгосрочный, групповой.
Цель проекта: создание условий для эффективной коррекции речевых нарушений.
Задачи проекта:
1. Знакомить детей с буквами русского алфавита.
2. Развивать фонематические процессы.
3. Развивать зрительно-пространственное восприятие при работе с буквами.
4. Формировать навыки словообразования, словоизменения.
5. Развивать связную речь.
6. Развивать творческие способности, воспитывать самостоятельность.
7. Формировать умение находить информацию.
Участники проекта: Воспитанники подготовительной группы №7 и их родители.
Количество участников:18 человек.
Возраст участников: 6-7 лет
Сроки реализации проекта: сенябрь2016-май 2017.
Ожидаемый результат:
Осмысление ребенком образа печатных букв русского алфавита, закрепление навыков звукового анализа, синтеза,
Продукт: создание «Умной азбуки» (азбука, формат А4)
Этапы проекта
1. Подготовительный этап (определение темы, постановка цели, задач).
2. Планирование проекта.
3. Выполнение проекта (сбор информации, оформительская работа).
4. Защита проекта (представление результатов).
5. Рефлексия (оценка и самооценка качества проведенной работы).
Вопросы проекта:
1. Выяснить, из каких элементов состоят буквы русского алфавита
2. Подобрать имена девочки и мальчика, начинающиеся на данную букву, изобразить графически.
3. Подобрать слова с данным звуком, нарисовать предметы.
4. Подобрать слова со звуком в начале, середине, конце слова, нарисовать предметы.
5. Как можно использовать страницы азбуки?
Значение проекта в коррекционно-образовательном процессе:
1. Закрепление образа печатных букв.
2. Закрепление правильного произношения звуков.
3. Развитие фонематических компетенций.
4. Формирование грамматических категорий.
5. Развитие связной речи.
6. Построение слогов.
7. Игровой элемент занятия.
8. Игры на развитие внимания, наблюдательности, памяти.
Литература
1. Г.А.Киселева «Книжка-учишка», альбом игровых упражнений для развития речи и графических навыков у детей 4-6 лет, издательство: Прометей, Книголюб, 2001г.
Скачать вложение