«Умные шляпки» распределяют медали
Автор: Ларина Вера Валентиновна, педагог - психолог МБДОУ «Детский сад № 2 «Ягодка», г. Скопин Рязанской областиКонспект беседы по развитию социального и эмоционального интеллекта у детей 6-7 лет
Аннотация
В соответствии с планируемыми результатами ФОП ДО, на этапе завершения дошкольного образования, ребёнок «соблюдает элементарные социальные нормы и правила поведения ... во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками; способен понимать и учитывать интересы и чувства других, регулировать свое поведение и осуществлять выбор социально одобряемых действий в конкретных ситуациях; ... откликаться на эмоции близких людей, проявлять эмпатию ...» [3, с. 17].
Достижение перечисленных компетенций определяет важность развития у детей социального и эмоционального интеллекта.
Известные советские психологи Л.С. Выготский, Л.И. Божович, Д.Б Эльконин и др. отмечали способность к регуляции эмоций как важное новообразование дошкольного возраста.
Современные психологи и исследователи А.В. Добрина, С.В. Ильина, А.К. Мазина, О.А. Орехова, О.Ю. Пискун, И.Н. Розова пришли к выводу, что дети с высокоразвитым эмоциональным интеллектом могут легче адаптироваться в социуме, ставить разумные и достижимые цели, активно и доброжелательно взаимодействовать с окружающими, понимая их эмоции, грамотно управлять своим поведением в различных ситуациях (особенно в стрессовых и конфликтных), понимать и анализировать свои эмоции [1, с. 9].
Одним из интересных способов развития социально - эмоционального интеллекта, на мой взгляд, является метод «Шесть шляп» Эдварда де Боно [5]. В его основе лежит идея параллельного мышления. Традиционное мышление основано на полемике, дискуссии и столкновении мнений. Однако при таком подходе часто выигрывает не лучшее решение, а то, которое более успешно продвигалось в дискуссии. Параллельное мышление — это мышление конструктивное, при котором различные точки зрения и подходы не сталкиваются, а сосуществуют.
По сути метод 6 шляп – это психологическая ролевая игра. Шляпа определённого цвета означает отдельный режим мышления, и, надевая её, человек включает этот режим:
-
Белая шляпа – факты.
-
Желтая – преимущества.
-
Черная – осторожность.
-
Красная – эмоции.
-
Зеленая – творчество.
-
Синяя – мышление.
Изначально этот метод был разработан для применения в бизнес – компаниях. Спустя годы он просочился в школьную педагогику. В дошкольном же образовании метод Эдварда де Боно мало развит и применяется, в основном, только в работе с педагогами. Однако этот метод таит в себе немало возможностей применения в совместной деятельности педагога-психолога с детьми.
Метод «Умные шляпки», основанный на "Шести шляпах" Эдварда де Боно и адаптированный мною для работы с дошкольниками, применяется в коррекционно - развивающей работе с нормотипичными детьми с нормативным кризисом развития (7 лет) и в профилактической работе с детьми старшего дошкольного возраста. Его применение строиться по определенному плану:
1 этап – ознакомление детей с каждой шляпой последовательно;
2 этап – анализ включения метода в обсуждение и решение ситуаций, начиная с 3-х шляп;
3 этап – рефлексия деятельности детей на основе применения полного метода (6 шляп);
4 – систематическое использование данного метода в работе с детьми.
В соответствии с ФОП ДО коррекционно - развивающая работа с обучающимися целевых групп в ДОО осуществляется в ходе всего образовательного процесса, во всех видах и формах деятельности, как в совместной деятельности детей в условиях дошкольной группы, так и в форме коррекционно-развивающих групповых (индивидуальных) занятий.
Метод "Умные шляпки" используется на групповых коррекционно - развивающих занятиях, а также в профилактической работе с детьми. Для его включения в работу с воспитанниками используются проблемные ситуации различного характера, которые встраиваются в разнообразные формы работы с дошкольниками. Чтение и обсуждение художественной литературы позволяет в полной мере использовать возможности метода в решении задач развития социального и эмоционального интеллекта.
В рамках разработанного конспекта беседы представленный метод призван помочь в развитии социального и эмоционального интеллекта детей через совершенствование умений:
Данные навыки будут способствовать не только достижению целевых ориентиров, но и последующему формированию у детей тех личностных качеств, которые необходимы человеку для успешной социальной жизни.
Цель: создать условия для развития социального и эмоционального интеллекта детей 6-7 лет средствами художественной литературы с применением метода «Умные шляпки».
Задачи:
-
учить детей оценивать поступки и эмоциональное состояние героев рассказа Н. Носова «Бобик в гостях у Барбоса;
-
анализировать события из книги с различных, в том числе противоположных сторон;
-
формировать представления о необходимости следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками на примере героев литературного произведения;
-
развивать понимание собственного эмоционального состояния, умение выражать свои чувства;
-
воспитывать уважительное отношение к мнению других людей, с пониманием относится к позициям своих товарищей.
Предварительная работа: чтение книги Н. Носова «Бобик в гостях у Барбоса», знакомство детей с «умными шляпками» и работа с ними.
Оборудование: иллюстрации из мультфильмов «Бобик в гостях у Барбоса», «Белка и Стрелка», «Барбоскины»; шляпки 6-и цветов: белая, синяя, желтая, черная, красная, зеленая; мультфильм «Бобик в гостях у Барбоса».
1. Мотивационный этап
- Дети, подскажите, пожалуйста, про кого говорят: «Она – друг человека?» (Собака).
- Совсем недавно мы с вами познакомились с замечательным рассказом Николая Носова, главные герои которого - собаки.
На фланелеграфе или экране детям демонстрируются картинки – иллюстрации из мультфильмов «Бобик в гостях у Барбоса», «Белка и Стрелка», «Барбоскины».
- Посмотрите, перед вами иллюстрации из известных мультфильмов про собак. Попробуйте догадаться, на какой из них изображены герои рассказа Носова. Почему вы так думаете? Вспомните их клички. (Бобик и Барбос).
- Дети, «умные шляпки» решили наградить всех этих собак медалями. Их три: «Собачья семейка», «Звездные собаки», «Лучшие друзья». Кому какую предлагаете вручить? (Белке и Стрелке – «Звездные собаки», Барбоскиным - «Собачья семейка», Барбосу и Бобику - «Лучшие друзья»).
- По поводу Белки, Стрелки и Барбоскиных «шляпки» с вами согласны, а вот стоит ли Барбосу и Бобику вручать оставшуюся медаль, сомневаются. Что будем делать? (Постараемся убедить шляпки). Как это сделать? (Рассказать шляпам о Бобике и Барбосе»). Согласна, надо их познакомить с Барбосом и Бобиком поближе. Для этого придется ответить на вопросы «умных шляпок». Предлагаю разделиться на 5 команд.
2. Ориентировочный этап
Воспитанники делятся на команды. Между ними с помощью считалки распределяются 5 шляп. Воспитатель оставляет себе шестую - синюю шляпу (руководство процессом).
Уточняются правила взаимодействия: воспитанники с определенным цветом шляпы первыми отвечают на предложенные им вопросы, остальные дети дополняют ответы.
3. Исполнительский этап
- Вот и готовы наши шляпки узнавать что-то новое и интересное с вашей помощью. Начинаем со шляпы, которая хочет услышать, что же мы точно знаем о наших героях. Догадались, какого цвета эта шляпка? (Белого).
Белая шляпа – «Факты».
Команда с белой шляпой рассказывает факты о главных героях рассказа «Бобик в гостях у Барбоса». При необходимости воспитатель, от имени шляпы, задает вопросы:
- Кто главные герои рассказа Николая Носова? (Собаки). Клички собак? (Бобик и Барбос).
- Где жил Барбос? (В доме). А Бобик? (Во дворе).
- Кто был хозяином Барбоса? (Дедушка).
- А теперь послушаем, какие вопросы есть у желтой шляпы.
Желтая шляпа – «Положительные стороны».
- Чем вам понравились Бобик и Барбос? (Интересные, милые, любят шалить).
- Какие положительные черты вы можете у них отметить? (веселые, дружные, озорные, добрые и т.д.)
- Какие поступки собак можно назвать хорошими? (Барбос позвал Бобика в гости, накормил друга, собакам стало стыдно перед дедушкой).
- Какие хорошие поступки совершили вы? Чем помогли своим друзьям? (Ответы из личного опыта детей).
- Рядом с желтой шляпкой всегда идет ее сестра черного цвета. Что же хочет узнать она? (Плохие качества героев).
Черная шляпа – «Отрицательные стороны».
- Что плохого вы увидели в поведении Бобика и Барбоса? (Разбросали еду, лежали на кровати, все перепачкали и т.д.).
- Что бы вы сказали им, если бы оказались на месте дедушки? (Что так себя вести не правильно).
- Какими отрицательными чертами Николай Носов наделил своих четвероногих героев? (баловство, зазнайство, обман и т.д.).
- А вы попадали в подобные ситуации? Было ли так, что вам пришлось обмануть друга или похвастаться перед ним? Что вы думаете сейчас об этом поступке? (Ответы из личного опыта детей).
- Теперь на очереди красная шляпка. Готовы подумать вместе с ней? (Да).
Красная шляпа – «Эмоции и ощущения».
- Какие эмоции вызвала у вас эта история? (Веселье, смех).
- Поделитесь, какие моменты запомнились вам больше всего. Почему?
- Какую эмоцию испытал дедушка, вернувшись домой? (Удивление, шок, злость).
Зеленая шляпа – «Креатив и мнение».
- А нашей зеленой шляпке интересно, как бы вы предложили провести время Бобику и Барбосу, чтобы не расстраивать дедушку? (Спокойно играть, ничего не ломать и не разбрасывать).
- Почему главные герои так себя повели? (Они не знали правил поведения, не думали о том, что так поступать плохо). А как бы вы поступили на месте дедушки? (Разозлились, пожалели собак, наказали, посмеялись на ними и т.д.).
4. Рефлексивный этап
Воспитатель берет синюю шляпу.
- Ну что же, «умные шляпки» познакомились благодаря вам с героями рассказа Николая Носова и готовы вручить медаль. Как вы думаете, какая информация для них стала самой важной? (Бобик, после возвращения дедушки, не убежал, а вернулся с веником в зубах, чтобы вместе с другом отвечать за совместные проделки. Барбос поделился запасами с Бобиком, который был голоден).
- Отличалось ли поведение собак в начале и в конце рассказа? (Да). Почему так произошло? (Им стало стыдно за свои поступки).
- Какие правила поведения они нарушили? (Уважительное отношение к человеку старшего возраста, культурное поведение в повседневной жизни).
- Что вы делали, чтобы вам было легко работать в команде? (Слушали друг друга, советовались).
5. Перспективный этап
- Мы помогли «умным шляпкам» сделать правильный выбор, а теперь я приглашаю вас посмотреть мультфильм «Бобик в гостях у Барбоса». Интересно, совпадут ли ваши впечатления и эмоции от чтения книги с теми, что появятся после его просмотра?
Просмотр мультфильма «Бобик в гостях у Барбоса» (1997г., анимационный, короткометражный, HD, продолжительность – 8,41) в детском саду. Свободный обмен мнениями.
Литература
-
Андреева И.Н. Азбука эмоционального интеллекта. – СПб.: БВХ-Петербург, 2020. – 288 с.
-
Дерипаска И.В., Осипова О.В. развитие эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста посредством создания психолого - педагогических условий [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://www.beluo31.ru/wp-content/uploads/2021/07/46-deripaska-osipova.pdf (Дата обращения: 01.10.2023)
-
Федеральная образовательная программа дошкольного образования [Текст]: приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2022г. №874., 2022. – 235 с.
-
«Шесть шляп мышления» Эдварда де Боно. Применение метода в ДОУ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://vospitatelyu.ru/pedagogika/shest-shlyap-myshleniya-edvarda-de-bono (Дата обращения: 03.10.2023)
-
Эдвард де Боно. Шесть шляп мышления. – СПб.: Питер Паблишинг, 2019. – 256 с.
Текст во вложении (pdf 220KB)
Скачать вложение