РЯЗАНСКИЙ ИНСТИТУТ
РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
12+
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
(4912) 446392 приемная
(4912) 955922 курсы
(4912) 443763 гостиница
Россия, г. Рязань, ул. Урицкого, д.2а
?
  • Институт
  • Обучение
  • Публикации
  • РИРО.ТВ
  • Форум
  • Оплата
Вход
  • ВОСПИТАНИЕ
  • ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Иностранные языки
    • Русский язык
    • Литература
    • ОРКСЭ, ОДНКНР
    • Обществознание
    • Психология
    • Социология
    • История
    • Культура
    • Право
    • ИЗО
  • ДОШКОЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Биология
    • География
    • Экология
    • Информатика и ИКТ
    • Математика
    • Физика
    • Химия
    • Экономика
  • УПРАВЛЕНИЕ
  • НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЗДОРОВЬЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ
    • ЗОЖ
    • Физическая культура
    • ОБЖ
  • КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА
  • ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ
  • ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
  • РАЗНОЕ
  • ТЕХНОЛОГИЯ
  • ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА
  • МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИЙ. СБОРНИКИ
Добавить публикацию

Мероприятия

20 января Конкурсы программы «Мы – твои друзья!»
20 января Конкурсы в рамках реализации программы «Разговор о правильном питании»

«Умные шляпки» распределяют медали

Автор: Ларина Вера Валентиновна, педагог - психолог МБДОУ «Детский сад № 2 «Ягодка», г. Скопин Рязанской области

Конспект беседы по развитию социального и эмоционального интеллекта у детей 6-7 лет

Аннотация

В соответствии с планируемыми результатами ФОП ДО, на этапе завершения дошкольного образования, ребёнок «соблюдает элементарные социальные нормы и правила поведения ... во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками; способен понимать и учитывать интересы и чувства других, регулировать свое поведение и осуществлять выбор социально одобряемых действий в конкретных ситуациях; ... откликаться на эмоции близких людей, проявлять эмпатию ...» [3, с. 17].

Достижение перечисленных компетенций определяет важность развития у детей социального и эмоционального интеллекта.

Известные советские психологи Л.С. Выготский, Л.И. Божович, Д.Б Эльконин и др. отмечали способность к регуляции эмоций как важное новообразование дошкольного возраста.

Современные психологи и исследователи А.В. Добрина, С.В. Ильина, А.К. Мазина, О.А. Орехова, О.Ю. Пискун, И.Н. Розова пришли к выводу, что дети с высокоразвитым эмоциональным интеллектом могут легче адаптироваться в социуме, ставить разумные и достижимые цели, активно и доброжелательно взаимодействовать с окружающими, понимая их эмоции, грамотно управлять своим поведением в различных ситуациях (особенно в стрессовых и конфликтных), понимать и анализировать свои эмоции [1, с. 9].

Одним из интересных способов развития социально - эмоционального интеллекта, на мой взгляд, является метод «Шесть шляп» Эдварда де Боно [5]. В его основе лежит идея параллельного мышления. Традиционное мышление основано на полемике, дискуссии и столкновении мнений. Однако при таком подходе часто выигрывает не лучшее решение, а то, которое более успешно продвигалось в дискуссии. Параллельное мышление — это мышление конструктивное, при котором различные точки зрения и подходы не сталкиваются, а сосуществуют.

По сути метод 6 шляп – это психологическая ролевая игра. Шляпа определённого цвета означает отдельный режим мышления, и, надевая её, человек включает этот режим:

  1. Белая шляпа – факты.

  2. Желтая – преимущества.

  3. Черная – осторожность.

  4. Красная – эмоции.

  5. Зеленая – творчество.

  6. Синяя – мышление.

Изначально этот метод был разработан для применения в бизнес – компаниях. Спустя годы он просочился в школьную педагогику. В дошкольном же образовании метод Эдварда де Боно мало развит и применяется, в основном, только в работе с педагогами. Однако этот метод таит в себе немало возможностей применения в совместной деятельности педагога-психолога с детьми.

Метод «Умные шляпки», основанный на "Шести шляпах" Эдварда де Боно и адаптированный мною для работы с дошкольниками, применяется в коррекционно - развивающей работе с нормотипичными детьми с нормативным кризисом развития (7 лет) и в профилактической работе с детьми старшего дошкольного возраста. Его применение строиться по определенному плану:

1 этап – ознакомление детей с каждой шляпой последовательно;

2 этап – анализ включения метода в обсуждение и решение ситуаций, начиная с 3-х шляп;

3 этап – рефлексия деятельности детей на основе применения полного метода (6 шляп);

4 – систематическое использование данного метода в работе с детьми.

В соответствии с ФОП ДО коррекционно - развивающая работа с обучающимися целевых групп в ДОО осуществляется в ходе всего образовательного процесса, во всех видах и формах деятельности, как в совместной деятельности детей в условиях дошкольной группы, так и в форме коррекционно-развивающих групповых (индивидуальных) занятий.

Метод "Умные шляпки" используется на групповых коррекционно - развивающих занятиях, а также в профилактической работе с детьми. Для его включения в работу с воспитанниками используются проблемные ситуации различного характера, которые встраиваются в разнообразные формы работы с дошкольниками. Чтение и обсуждение художественной литературы позволяет в полной мере использовать возможности метода в решении задач развития социального и эмоционального интеллекта.

В рамках разработанного конспекта беседы представленный метод призван помочь в развитии социального и эмоционального интеллекта детей через совершенствование умений:

Данные навыки будут способствовать не только достижению целевых ориентиров, но и последующему формированию у детей тех личностных качеств, которые необходимы человеку для успешной социальной жизни.

 

Цель: создать условия для развития социального и эмоционального интеллекта детей 6-7 лет средствами художественной литературы с применением метода «Умные шляпки».

Задачи:

  • учить детей оценивать поступки и эмоциональное состояние героев рассказа Н. Носова «Бобик в гостях у Барбоса;

  • анализировать события из книги с различных, в том числе противоположных сторон;

  • формировать представления о необходимости следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками на примере героев литературного произведения;

  • развивать понимание собственного эмоционального состояния, умение выражать свои чувства;

  • воспитывать уважительное отношение к мнению других людей, с пониманием относится к позициям своих товарищей.

Предварительная работа: чтение книги Н. Носова «Бобик в гостях у Барбоса», знакомство детей с «умными шляпками» и работа с ними.

Оборудование: иллюстрации из мультфильмов «Бобик в гостях у Барбоса», «Белка и Стрелка», «Барбоскины»; шляпки 6-и цветов: белая, синяя, желтая, черная, красная, зеленая; мультфильм «Бобик в гостях у Барбоса».

 

1. Мотивационный этап

- Дети, подскажите, пожалуйста, про кого говорят: «Она – друг человека?» (Собака).

- Совсем недавно мы с вами познакомились с замечательным рассказом Николая Носова, главные герои которого - собаки.

На фланелеграфе или экране детям демонстрируются картинки – иллюстрации из мультфильмов «Бобик в гостях у Барбоса», «Белка и Стрелка», «Барбоскины».

- Посмотрите, перед вами иллюстрации из известных мультфильмов про собак. Попробуйте догадаться, на какой из них изображены герои рассказа Носова. Почему вы так думаете? Вспомните их клички. (Бобик и Барбос).

- Дети, «умные шляпки» решили наградить всех этих собак медалями.   Их три: «Собачья семейка», «Звездные собаки», «Лучшие друзья». Кому какую предлагаете вручить? (Белке и Стрелке – «Звездные собаки», Барбоскиным - «Собачья семейка», Барбосу и Бобику - «Лучшие друзья»).

- По поводу Белки, Стрелки и Барбоскиных «шляпки» с вами согласны, а вот стоит ли Барбосу и Бобику вручать оставшуюся медаль, сомневаются. Что будем делать? (Постараемся убедить шляпки). Как это сделать? (Рассказать шляпам о Бобике и Барбосе»). Согласна, надо их познакомить с Барбосом и Бобиком поближе. Для этого придется ответить на вопросы «умных шляпок». Предлагаю разделиться на 5 команд.

2. Ориентировочный этап

Воспитанники делятся на команды. Между ними с помощью считалки распределяются 5 шляп. Воспитатель оставляет себе шестую - синюю шляпу (руководство процессом).

Уточняются правила взаимодействия: воспитанники с определенным цветом шляпы первыми отвечают на предложенные им вопросы, остальные дети дополняют ответы.  

3. Исполнительский этап

- Вот и готовы наши шляпки узнавать что-то новое и интересное с вашей помощью. Начинаем со шляпы, которая хочет услышать, что же мы точно знаем о наших героях. Догадались, какого цвета эта шляпка? (Белого).

Белая шляпа – «Факты».

Команда с белой шляпой рассказывает факты о главных героях рассказа «Бобик в гостях у Барбоса». При необходимости воспитатель, от имени шляпы, задает вопросы:

- Кто главные герои рассказа Николая Носова? (Собаки). Клички собак? (Бобик и Барбос).

- Где жил Барбос? (В доме). А Бобик? (Во дворе).

- Кто был хозяином Барбоса? (Дедушка).

- А теперь послушаем, какие вопросы есть у желтой шляпы.

Желтая шляпа – «Положительные стороны».

- Чем вам понравились Бобик и Барбос? (Интересные, милые, любят шалить).

- Какие положительные черты вы можете у них отметить? (веселые, дружные, озорные, добрые и т.д.)

- Какие поступки собак можно назвать хорошими? (Барбос позвал Бобика в гости, накормил друга, собакам стало стыдно перед дедушкой).

- Какие хорошие поступки совершили вы? Чем помогли своим друзьям? (Ответы из личного опыта детей).

- Рядом с желтой шляпкой всегда идет ее сестра черного цвета. Что же хочет узнать она? (Плохие качества героев).

Черная шляпа – «Отрицательные стороны».

- Что плохого вы увидели в поведении Бобика и Барбоса? (Разбросали еду, лежали на кровати, все перепачкали и т.д.).

- Что бы вы сказали им, если бы оказались на месте дедушки? (Что так себя вести не правильно).

- Какими отрицательными чертами Николай Носов наделил своих четвероногих героев? (баловство, зазнайство, обман и т.д.).

- А вы попадали в подобные ситуации? Было ли так, что вам пришлось обмануть друга или похвастаться перед ним? Что вы думаете сейчас об этом поступке? (Ответы из личного опыта детей).

- Теперь на очереди красная шляпка. Готовы подумать вместе с ней? (Да).

Красная шляпа – «Эмоции и ощущения».

- Какие эмоции вызвала у вас эта история? (Веселье, смех).

- Поделитесь, какие моменты запомнились вам больше всего. Почему?

- Какую эмоцию испытал дедушка, вернувшись домой? (Удивление, шок, злость).          

Зеленая шляпа – «Креатив и мнение».

- А нашей зеленой шляпке интересно, как бы вы предложили провести время Бобику и Барбосу, чтобы не расстраивать дедушку? (Спокойно играть, ничего не ломать и не разбрасывать).

- Почему главные герои так себя повели? (Они не знали правил поведения, не думали о том, что так поступать плохо). А как бы вы поступили на месте дедушки? (Разозлились, пожалели собак, наказали, посмеялись на ними и т.д.).

4. Рефлексивный этап

Воспитатель берет синюю шляпу.

- Ну что же, «умные шляпки» познакомились благодаря вам с героями рассказа Николая Носова и готовы вручить медаль. Как вы думаете, какая информация для них стала самой важной? (Бобик, после возвращения дедушки, не убежал, а вернулся с веником в зубах, чтобы вместе с другом отвечать за совместные проделки. Барбос поделился запасами с Бобиком, который был голоден).

- Отличалось ли поведение собак в начале и в конце рассказа? (Да). Почему так произошло? (Им стало стыдно за свои поступки).

- Какие правила поведения они нарушили? (Уважительное отношение к человеку старшего возраста, культурное поведение в повседневной жизни).

- Что вы делали, чтобы вам было легко работать в команде? (Слушали друг друга, советовались).

5. Перспективный этап

- Мы помогли «умным шляпкам» сделать правильный выбор, а теперь я приглашаю вас посмотреть мультфильм «Бобик в гостях у Барбоса». Интересно, совпадут ли ваши впечатления и эмоции от чтения книги с теми, что появятся после его просмотра?

Просмотр мультфильма «Бобик в гостях у Барбоса» (1997г., анимационный, короткометражный, HD, продолжительность – 8,41) в детском саду. Свободный обмен мнениями. 

 

Литература 

  1. Андреева И.Н. Азбука эмоционального интеллекта. – СПб.: БВХ-Петербург, 2020. – 288 с.

  2. Дерипаска И.В., Осипова О.В. развитие эмоционального интеллекта у детей старшего дошкольного возраста посредством создания психолого - педагогических условий [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://www.beluo31.ru/wp-content/uploads/2021/07/46-deripaska-osipova.pdf (Дата обращения: 01.10.2023)

  3. Федеральная образовательная программа дошкольного образования [Текст]: приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2022г. №874., 2022. – 235 с.

  4.  «Шесть шляп мышления» Эдварда де Боно. Применение метода в ДОУ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://vospitatelyu.ru/pedagogika/shest-shlyap-myshleniya-edvarda-de-bono (Дата обращения: 03.10.2023)

  5. Эдвард де Боно. Шесть шляп мышления. – СПб.: Питер Паблишинг, 2019. – 256 с.


Текст во вложении (pdf 220KB)



Скачать вложение

Возврат к списку



  • Главная
  • Интернет-приёмная
  • Контакты
  • RSS
Областное государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Рязанский институт развития образования» (ОГБУ ДПО "РИРО")
Интернет-портал  rirorzn.ru (12+) зарегистрирован в Роскомнадзоре 25.12.2015 г. Реестровая запись Эл №ФС77-64083 
Учредитель ОГБУ ДПО "РИРО" 390023, г. Рязань, ул. Урицкого, д. 2а тел.: (4912) 44-49-79, (4912) 44-63-92 e-mail: riro@ryazan.gov.ru
Главный редактор Лапкина Е.В. тел.: (4912) 444902 Доб. 168,  e-mail: rirorzn@yandex.ru