Урок Эколят – молодых защитников Природы
Автор: Синельщикова Елена Викторовна, воспитатель; Краюшкина Елена Васильевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад №2 «Жемчужинка», г. Рыбное, Рязанская областьТематическое развлечение экологической направленности для детей старшего дошкольного возраста.
Обострение экологической проблемы в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования. Её нужно начинать в детском саду – первом звене системы непрерывного образования, т.к. именно в дошкольном возрасте у ребенка начинают складываться такие формы чувственного познания природы, которые важны не только для настоящего периода его развития, но и для будущей его взрослой жизни. Велико значение природы для воспитания всей гаммы человеческих чувств: чувства прекрасного, чувства доброты и сострадания к более слабым и солидарности со всей жизнью на планете. Для воспитания сознательного отношения к природе дошкольникам мало одного эмоционального восприятия, им также необходимы знания о природе, о роли человека в ней, поэтому свою работу строю на принципах развивающего обучения. Дети получают экологические знания и навыки не только на специально организованных занятиях по ознакомлению с окружающим миром, но и во время прогулок, экскурсий, чтения книг, изобразительных, музыкальных и других занятиях. Процесс воспитания начал экологической культуры должен быть интересным, насыщенным, эстетически развивающим, максимально приближенным к объектам живой и неживой природы, что позволить воспитать социально-активных, творческих личностей, способных понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним.
Представленное ниже мероприятие в рамках одной темы решает разные задачи развития детей, и строится на разных видах деятельности, что способствует формированию экологической культуры и культуры природолюбия, а также основ коммуникативной, речевой и общей культуры.
Под культурой природолюбия понимается сфера духовной культуры, организации и развития жизнедеятельности, обеспечивающая сохранение и обогащение позитивного опыта познания и взаимодействия человека и природы, накопленного в процессе естественного и общественного развития.
Природолюбие помогает осознать, что каждый человек является личностью, от деятельности которой зависит судьба будущих поколений. Большое значение уделяется развитию представлений о важности и ценности окружающей природной среды.
Такие тематические развлечения с использованием образов сказочных героев «Эколят» – друзей и защитников Природы – можно проводить во всех возрастных группах, но особенно они полезны старшим дошкольникам.
Детям подготовительной группы вручается специальный значок – эмблема «Эколята». В это время ребёнок понимает, что он берёт на себя обязанность защищать природу, стать её другом, приходить к ней на помощь. Особенностью мероприятия «Посвящение в Эколята» по формированию культуры природолюбия у воспитанников является его направленность на духовно-нравственное, эстетическое воспитание детей, которое предполагает создание необходимых условий для развития в ребёнке гармоничной личности с помощью сказочных героев «Эколят».
Цель: создать условия для воспитания у детей начал экологического сознания, ценностных ориентаций в поведении и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социальной и природной среде.
Задачи:
Обучающие:
- Дать понятие о том, что хозяйственная деятельность людей влияет на качество воды и воздуха;
- Формировать у воспитанников систему ценностных отношений к природе, её животному и растительному миру;
- Помочь осознать необходимость сохранения, охраны и спасения Природы для выживания на земле всего живого и самого Человека;
- Формировать у детей представление о том, что природа - основной источник здоровья и благополучия людей, что человек – разумный хозяин, отвечает за все на Земле.
Развивающие:
- Развивать чувство ответственности, дружбы и взаимопомощи в сложных ситуациях, закреплять правила поведения в природе;
- Способствовать активизации речи детей;
- Развивать познавательный интерес у детей.
Воспитательные:
- Воспитывать бережное отношение к природе;
- Воспитывать чувство взаимопомощи.
Предварительная работа:
- создание костюмов «Эколят»;
- подготовка эмблем для детей «Эколята»;
- знакомство детей с «Азбукой Природолюбия»;
- подготовка мультимидийной презентации по сценарию мероприятия;
- подготовка музыкального сопровождения для развлечения;
- просмотр видеоролика про Эколят – молодых защитников Природы;
- ознакомление с водой, воздухом и их свойствами;
- занятия по темам: «Кто живет на планете Земля»; «Как человек использует воду, воздух»; «Вода друг человека»; «Волшебница вода».
- цикл наблюдений, опытов, занятий по изо – деятельности, чтение экологических сказок, рассказов, стихов, пословиц, поговорок.
Литература:
1. Федеральная образовательная программа дошкольного образования. – М. ТЦ Сфера, 2023. – 224 с. http://spalenushka.minobr63.ru›wp-content/uploads/2023/…
2. Учебное пособие «Азбука Природолюбия» Зотова Татьяна
[Электронный ресурс] (эколята.рф).http://эколята.рф/produkciya-po-tematike-proektov/
3.Аксёнова З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – Москва: ТЦ Сфера, 2019. – 128 с.
4. Алёшина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. – М.: Просвещение, 2020. – 128 с.
5.Алябьева Е.А. Природа. Сказки и игры для детей. развитие ребенка: сказки о природе. — М.: ТЦ Сфера, 2021 — 128 с.
6. Бондаренко, Татьяна Михайловна. Экологические занятия с детьми 6-7 лет [Электронный ресурс]: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ / Т. М. Бондаренко. — Электронные данные (1 файл : 98,8 Мб). — Воронеж: Учитель, 2002. — 184 с. — (Педагогика нового времени). — Доступ из локальной сети СПб ГБУК ГБСС (чтение, печать). — Adobe Acrobat Reader 6.0 и выше, Adobe Flash Player. — <URL:http://tlib.gbs.spb.ru/dl/8/Бондаренко ТМ_Экологические занятия с детьми 6-7 лет.pdf>.
7. Новиковская О.А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников. 2-е изд., доп. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2021 — 64 с.
8. Горькова Л. Г., Кочергина А.В.,. Обухова Л.А Сценарии занятий по экологическому воспитанию: Средняя, старшая, подготовительная группы.— [Электронный ресурс] М.: ВАКО, 2008. – 240с. - ISBN 978-5-94665-718-1.
9.Белая К. Ю., Зимонина В. Н. Как обеспечить безопасность дошкольников : Конспекты занятий по основам безопасности детей дошк. возраста : Кн. для воспитателей дет. сада / [К. Ю. Белая, В.Н. Зимонина, Л.А. Кондрыкинская и др.]. – 4-е изд. – Москва : Просвещение, 2004. – 93,[1] с.; 21. – (Методическое пособие).; [Электронный ресурс] ISBN 5-09-011523.
Полный вариант статьи во вложении (pdf, 324Kb)
Скачать вложение