В гости к сказке «Три медведя»
Автор: Жук Светлана Александровна, воспитатель, Андрианова Мария Сергеевна, воспитатель, Салангина Наталья Викторовна, учитель-логопед, МБДОУ "Детский сад №121", г.РязаньМетодическая разработка организованной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию детей 3-4 лет (по мотивам русской народной сказки «Три медведя»)
Аннотация
Основными разработчиками технологии продуктивного чтения- слушания являются Бунеева Екатерина Валерьевна, Чиндилова Ольга Васильевна.
Разработка методического (технологического) оснащения педагогов велась ими с учётом актуальных научных исследований. Так, в методике литературного образования (В.В. Голубков, Н.И. Кудряшев, Н.О. Корст, О.И. Никифорова, Н.Д. Молдавская, З.И. Романовская, В.Г. Маранцман, Т.Д. Полозова, О.Ю. Богданова и др.) под восприятием произведений искусства понимается деятельность, в которой синтезируются процессы как мышления, памяти, воображения, так и эмоциональной сферы ребёнка. Важным является, что восприятие – процесс, предполагающий не пассивное созерцание, а внутреннее активное содействие, сопереживание героям, которое проявляется в воображаемом перенесении на себя событий, в результате чего возникает эффект личного участия в них, личного присутствия. Оно характеризуется:
-
пониманием событий, о которых идёт речь в тексте
-
эмоциональной реакцией, которая намного опережает другие стороны восприятия, часто она даже не мотивирована самим текстом.
-
характером и полнотой восприятия художественного произведения, они в первую очередь определяются конкретно-чувственным опытом маленького читателя, сформированностью его эмоциональной сферы, умением воссоздать словесные образы, соответствующие авторскому тексту.
Другое важное качество читателя – это понимание текста.
Сочетание восприятия и понимания текста и является основной целью применения технологии продуктивного чтения- слушания.
Технология предполагает три этапа работы с текстом (до чтения, во время чтения и после прочтения произведения) и выполнение творческих заданий, которые в дошкольном возрасте в основном направлены на осмысление текста и могут включать в себя: рассказ о герое, событии; выборочный и краткий пересказ; составление плана, структурной модели текста; постановка вопросов к тексту, ответы на вопросы и др. Заключительным этапом для работы с каждым произведением является подведение итогов: понимание общего смысла текста, его основных смыслов, понимание авторского замысла.
Рассмотрим это на примере методической разработки организованной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию детей 3-4 лет «В гости к сказке «Три медведя» (по мотивам русской народной сказки «Три медведя»).
Цель: Создать условия: для формирования интереса к слушанию русской народной сказки «Три медведя»; способствовать развитию умений внимательно слушать произведение, воспринимать содержание сказки, оценивать поступки героев; для выражения детьми отношения к содержанию текста, для обращения детей к личному опыту; для применения полученных знаний на практике.
Задачи:
-
Создать условия для формирования интереса к слушанию русской народной сказки «Три медведя».
-
Способствовать развитию умений внимательно слушать произведение, воспринимать содержание рассказа, оценивать поступки героев.
-
Организовать практическую деятельность детей, направленную на развитие речевой активности, активизацию словарного запаса (посуда, мебель).
-
Способствовать развитию у детей конструктивного праксиса, мелкой моторики, внимания, зрительного восприятия.
-
Создать условия для применения полученных знаний на практике.
-
Организовать рефлексивную оценку и подведение итогов занятия.
Оборудование: ноутбук, мультимедийная презентация, разрезная картинка с Машенькой, дидактические картинки «Посуда и Мебель», сюжетные картинки по сказке.
Предварительная работа: чтение русских народных сказок; складывание пазлов и разрезных картинок по сказкам; выкладывание сюжетных картинок в определённой последовательности, разгадывание загадок.
Ход занятия
1. Мотивационный этап
Ритуал начала занятия
«Мой друг»
(Дети стоят в круге)
Колокольчик озорной,
Ты ребят в кружок построй.
Собрались ребята в круг
Слева –друг и справа – друг.
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Воспитатель: Ребята, а вы любите ходить в гости?
- А с кем вы ходите в гости?
- А к вам приходят гости? (Ответы детей)
- А что нужно сделать, чтобы пришли гости? (Их нужно позвать.)
- Можно ходить в гости без приглашения? (Ответы детей)
2. Ориентировочный этап.
- А я знаю одну девочку, которая пришла в гости без приглашения. А вы знаете ее?
- Эта девочка из сказки. Хотите с ней познакомиться? (Да)
- Что для этого надо сделать? (Прочитать сказку)
3. Исполнительский этап.
3.1. Чтение-слушание русской народной сказки «Три медведя».
Одна девочка ушла из дома в лес. В лесу она заблудилась и стала искать дорогу домой, да не нашла, а пришла в лесу к домику.
Дверь была отворена: она посмотрела в дверь, видит, в домике никого нет, и вошла.
В домике этом жили три медведя. Один медведь был отец, звали его Михайло Иванович. Он был большой и лохматый. Другой была медведица. Она была поменьше, и звали ее Настасья Петровна. Третий был маленький медвежонок, и звали его Мишутка.
Медведей не было дома, они ушли гулять по лесу.
В домике было две комнаты: одна столовая, другая спальня. Девочка вошла в столовую и увидела на столе три чашки с похлебкой. Первая чашка, очень большая, была Михайлы Иваныча. Вторая чашка, поменьше, была Настасьи Петровны; третья, синенькая чашечка, была Мишуткина. Подле каждой чашки лежала ложка: большая, средняя и маленькая.
Девочка взяла самую большую ложку и похлебала из самой большой чашки; потом взяла среднюю ложку и похлебала из средней чашки; потом взяла маленькую ложечку и похлебала из синенькой чашечки; и Мишуткина похлебка ей показалась лучше всех.
Девочка захотела сесть и видит у стола три стула: один большой — Михайлы Иваныча; другой поменьше — Настасьи Петровны, а третий, маленький, с синенькой подушечкой — Мишуткин.
Она полезла на большой стул и упала; потом села на средний стул, на нем было неловко; потом села на маленький стульчик и засмеялась — так было хорошо. Она взяла синенькую чашечку на колени и стала есть. Поела всю похлебку и стала качаться на стуле.
Стульчик проломился, и она упала на пол. Она встала, подняла стульчик и пошла в другую горницу.
Там стояли три кровати: одна большая — Михаилы Иваныча; другая средняя — Настасьи Петровны; третья маленькая — Мишенькина.
Девочка легла в большую, ей было слишком просторно; легла в среднюю — было слишком высоко; легла в маленькую — кроватка пришлась ей как раз впору, и она заснула.
А медведи пришли домой голодные и захотели обедать.
Большой медведь взял чашку, взглянул и заревел страшным голосом:
— КТО ХЛЕБАЛ В МОЕЙ ЧАШКЕ?
Настасья Петровна посмотрела на свою чашку и зарычала не так громко:
— КТО ХЛЕБАЛ В МОЕЙ ЧАШКЕ?
А Мишутка увидал свою пустую чашечку и запищал тонким голосом:
— КТО ХЛЕБАЛ В МОЕЙ ЧАШКЕ И ВСЕ ВЫХЛЕБАЛ?
Михаиле Иваныч взглянул на свой стул и зарычал страшным голосом:
— КТО СИДЕЛ НА МОЕМ СТУЛЕ И СДВИНУЛ ЕГО С МЕСТА?
Настасья Петровна взглянула на свой стул и зарычала не так громко:
— КТО СИДЕЛ НА МОЕМ СТУЛЕ И СДВИНУЛ ЕГО С МЕСТА?
Мишутка взглянул на свой сломанный стульчик и пропищал:
— КТО СИДЕЛ НА МОЕМ СТУЛЕ И СЛОМАЛ ЕГО?
Медведи пришли в другую горницу.
— КТО ЛОЖИЛСЯ В МОЮ ПОСТЕЛЬ И СМЯЛ ЕЕ? — заревел Михаиле Иваныч страшным голосом.
— КТО ЛОЖИЛСЯ В МОЮ ПОСТЕЛЬ И СМЯЛ ЕЕ? — зарычала Настасья Петровна не так громко.
А Мишенька подставил скамеечку, полез в свою кроватку и запищал тонким голосом:
— КТО ЛОЖИЛСЯ В МОЮ ПОСТЕЛЬ?
И вдруг он увидал девочку и завизжал так, как будто его режут:
— Вот она! Держи, держи! Вот она! Ай-я-яй! Держи!
Он хотел ее укусить.
Девочка открыла глаза, увидела медведей и бросилась к окну. Оно было открыто, она выскочила в окно и убежала. И медведи не догнали ее.
3.2. Проверка первичного восприятия текста
Воспитатель. Ребята, о ком мы прочитали сказку? (Ответы детей)
- Как Маша попала в лес? (Ответы детей)
- Как вы думаете, зачем она туда пошла? (Ответы детей)
- Что с ней случилось? (Ответы детей)
- Как она оказалась в избушке? (Ответы детей)
- Кто жил в избушке? (Медведи)
- Машеньку кто-нибудь встретил? (Нет)
- Где они были? (Гуляли по лесу)
Воспитатель. Ребята, а вы хотите отправиться в лес? (Да)
- Отправляемся тогда на лесную полянку, где превратимся в маленьких медвежат. (Слайд 2)
3.3. Физкультминутка «Медвежата в чаще жили».
(Упражнение на сочетание речи с движением.)
Медвежата в чаще жили
Головой своей крутили
Вот так, вот так (круговые движения головой)
Головой своей крутили
Медвежата мед искали
Дружно дерево качали
Вот так, вот так, (поднять руки вверх и делать наклоны вправо и влево)
Дружно дерево качали
А потом они ходили (ходьба по-медвежьи)
И из речки воду пили
Вот так, вот так,
И из речки воду пили (наклоны туловища вперед)
А потом они плясали (пружинка с поворотом туловища влево и вправо)
Лапы выше поднимали (прыжки, хлопая руками вверху)
Вот так, вот так,
Лапы выше поднимали.
Воспитатель: Ребята, мы с вами вернулись в домик к медведям.
А кого они там встретили, мы узнаем, когда соберем картинку.
3.4. Творческие задания, направленные на углубленное восприятие текста
3.4.1. Дидактическая игра «Собери картинку» (Слайд 3.)
Цель: формировать у детей представление о целостном образе предмета, учить соотносить образ представления с целостным образом реального предмета, правильно собирать изображение предмета из отдельных частей.
Ход игры.
(На столе нужно собрать разрезную картинку с изображением Машеньки).
Воспитатель. Кто же это? (Машенька).
- Что же она делала в избушке у медведей? (Пробовала еду, сидела на стульчиках, сломала стульчик, легла спать, выбирала кроватку..)
- Давайте вспомним, где больше всего понравилось сидеть Маше?
(Слайд 4. «изображения стульчиков по величине»)
- У Мишутки стульчик какой? (Маленький).
- У Настасьи Петровны? (Чуть-чуть побольше).
- А у Михайлы Ивановича? (Самый большой).
- А какая кроватка больше всего понравилась Машеньке? (Слайд 5 изображение «кроватей -широкая, узкая, низкая, высокая»)
- У Мишутки кровать низкая, а у Михайлы Ивановича? (Высокая)
- Из какой тарелочки ела Маша? (Слайд 6 «изображение тарелочек по величине»). (Ответы детей).
Воспитатель: Ребята, Маша похозяйничала в домике и все перепутала.
Хотите помочь медведям? (Да) Слайд 7. Медведи)
3.4.2 Дидактическая игра «Помоги медведям»
Цель: расширение словарного запаса, развитие умения дифференцировать.
(Дети сортируют картинки по двум группам: «Мебель» и «Посуда».)
- Назовите какая посуда у медведей в избе, какая мебель.
- Ребята вы молодцы справились с заданием, а самое главное мы помогли медведям
Воспитатель: Ребята, а кто же навел беспорядок? (Маша)
- Куда она делась? (Маша убежала).
- А как? (В окошко выпрыгнула) (Слайд 8)
- Как вы считаете, она хорошо себя вела у медведей в гостях? (Ответы детей)
- Можно без спроса заходить в чужой дом, брать чужие вещи? (Нет)
4. Рефлексивный этап.
Воспитатель: А в какой сказке мы сегодня побывали? («Три медведя»)
- Вам понравилась сказка? (Ответы детей)
- А что еще понравилось делать на нашем занятии? (Собирать картинку, помогать мишкам и т.д.)
5. Перспективный этап.
- Как вы будете себя вести, когда попадете в гости? (Ответы детей)
- Мы не будем заходить без приглашения и брать чужие вещи без разрешения. А пойдем в гости, когда нас позовут.
Литература
1. Бунеева, Е.В. Б91 Технология продуктивного чтения: её сущность и особенности использования в образовании детей дошкольного и школьного возраста / Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова. – М. : Баласс, 2014. – 43 с.
2. Барчан, Татьяна Александровна Игрушечная история. Дидактические игры с детьми от 2 до 5 лет / Барчан Татьяна Александровна. - М.: Карапуз, 2016. - 454c.
3. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. - М., 1991. – 160 с
4. Дидактические игры для дошкольника. "Я и моя семья". Игры-занятия для сопровождения организованной образовательной деятельности детей 3-5 лет: 5 игр-занятий с методическим сопровождением. 16 цветных иллюстрированных карт / О.А. Романович и др. - Л.: , 2016. - 15 c.
5. Паршина С.В. Технология продуктивного чтения-слушания как средство формирования читательских умений дошкольников [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: www.school2100.com (Дата обращения 28.12.2022).
6. Основная образовательная программа дошкольного образования «Детский сад 2100». Сборник материалов в 3-х частях. Часть 2. Образовательные программы по разным линиям развития и аспектам воспитания детей младенческого, раннего и дошкольного возраста / Под науч. ред. О.В. Чиндиловой. – М.:Баласс, 2014. – 240 с.
7. Три медведя. Русские сказки. //Москва. - Эксмодетство - Серия «Книги- мои друзья», 2018.- 80с.
8. Микхиева, Н. Ю. Дидактические игры и упражнения для развития речи дошкольников / Н.Ю. Микхиева, И.В. Мартин. - М.: Детство-Пресс, 2016. - 96 c.
Конспект с презентацией во вложении (Архив zip 550KB)
Скачать вложение