РЯЗАНСКИЙ ИНСТИТУТ
РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
12+
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
(4912) 446392 приемная
(4912) 955922 курсы
(4912) 443763 гостиница
Россия, г. Рязань, ул. Урицкого, д.2а
?
  • Институт
  • Обучение
  • Публикации
  • РИРО.ТВ
  • Форум
  • Оплата
Вход
  • ВОСПИТАНИЕ
  • ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Иностранные языки
    • Русский язык
    • Литература
    • ОРКСЭ, ОДНКНР
    • Обществознание
    • Психология
    • Социология
    • История
    • Культура
    • Право
    • ИЗО
  • ДОШКОЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Биология
    • География
    • Экология
    • Информатика и ИКТ
    • Математика
    • Физика
    • Химия
    • Экономика
  • УПРАВЛЕНИЕ
  • НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЗДОРОВЬЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ
    • ЗОЖ
    • Физическая культура
    • ОБЖ
  • КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА
  • ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ
  • ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
  • РАЗНОЕ
  • ТЕХНОЛОГИЯ
  • ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА
  • МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИЙ. СБОРНИКИ
Добавить публикацию

Мероприятия

20 января Конкурсы программы «Мы – твои друзья!»
20 января Конкурсы в рамках реализации программы «Разговор о правильном питании»

В гости к сказке «Три медведя»

Автор: Жук Светлана Александровна, воспитатель, Андрианова Мария Сергеевна, воспитатель, Салангина Наталья Викторовна, учитель-логопед, МБДОУ "Детский сад №121", г.Рязань

Методическая разработка организованной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию детей 3-4 лет (по мотивам русской народной сказки «Три медведя»)

Аннотация

Основными разработчиками технологии продуктивного чтения- слушания являются Бунеева Екатерина Валерьевна, Чиндилова Ольга Васильевна.

Разработка методического (технологического) оснащения педагогов велась ими с учётом актуальных научных исследований. Так, в методике литературного образования (В.В. Голубков, Н.И. Кудряшев, Н.О. Корст, О.И. Никифорова, Н.Д. Молдавская, З.И. Романовская, В.Г. Маранцман, Т.Д. Полозова, О.Ю. Богданова и др.) под восприятием произведений искусства понимается деятельность, в которой синтезируются процессы как мышления, памяти, воображения, так и эмоциональной сферы ребёнка. Важным является, что восприятие – процесс, предполагающий не пассивное созерцание, а внутреннее активное содействие, сопереживание героям, которое проявляется в воображаемом перенесении на себя событий, в результате чего возникает эффект личного участия в них, личного присутствия. Оно характеризуется:

  • пониманием событий, о которых идёт речь в тексте

  • эмоциональной реакцией, которая намного опережает другие стороны восприятия, часто она даже не мотивирована самим текстом.

  • характером и полнотой восприятия художественного произведения, они в первую очередь определяются конкретно-чувственным опытом маленького читателя, сформированностью его эмоциональной сферы, умением воссоздать словесные образы, соответствующие авторскому тексту.

Другое важное качество читателя – это понимание текста.

Сочетание восприятия и понимания текста и является основной целью применения технологии продуктивного чтения- слушания.

Технология предполагает три этапа работы с текстом (до чтения, во время чтения и после прочтения произведения) и выполнение творческих заданий, которые в дошкольном возрасте в основном направлены на осмысление текста и могут включать в себя: рассказ о герое, событии; выборочный и краткий пересказ; составление плана, структурной модели текста; постановка вопросов к тексту, ответы на вопросы и др. Заключительным этапом для работы с каждым произведением является подведение итогов: понимание общего смысла текста, его основных смыслов, понимание авторского замысла.

Рассмотрим это на примере методической разработки организованной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию детей 3-4 лет «В гости к сказке «Три медведя» (по мотивам русской народной сказки «Три медведя»).

Цель: Создать условия: для формирования интереса к слушанию русской народной сказки «Три медведя»; способствовать развитию умений внимательно слушать произведение, воспринимать содержание сказки, оценивать поступки героев; для выражения детьми отношения к содержанию текста, для обращения детей к личному опыту; для применения полученных знаний на практике.

Задачи:

  • Создать условия для формирования интереса к слушанию русской народной сказки «Три медведя».

  • Способствовать развитию умений внимательно слушать произведение, воспринимать содержание рассказа, оценивать поступки героев.

  • Организовать практическую деятельность детей, направленную на развитие речевой активности, активизацию словарного запаса (посуда, мебель).

  • Способствовать развитию у детей конструктивного праксиса, мелкой моторики, внимания, зрительного восприятия.

  • Создать условия для применения полученных знаний на практике.

  • Организовать рефлексивную оценку и подведение итогов занятия.

 

Оборудование: ноутбук, мультимедийная презентация, разрезная картинка с Машенькой, дидактические картинки «Посуда и Мебель», сюжетные картинки по сказке.

Предварительная работа: чтение русских народных сказок; складывание пазлов и разрезных картинок по сказкам; выкладывание сюжетных картинок в определённой последовательности, разгадывание загадок.

 Ход занятия

1.    Мотивационный этап

Ритуал начала занятия 
«Мой друг»
(Дети стоят в круге)

Колокольчик озорной,

Ты ребят в кружок построй.

Собрались ребята в круг

Слева –друг и справа – друг.

Вместе за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

 

Воспитатель: Ребята, а вы любите ходить в гости?

- А с кем вы ходите в гости?

- А к вам приходят гости? (Ответы детей)

- А что нужно сделать, чтобы пришли гости? (Их нужно позвать.)

- Можно ходить в гости без приглашения? (Ответы детей)

2. Ориентировочный этап.

- А я знаю одну девочку, которая пришла в гости без приглашения. А вы знаете ее?

- Эта девочка из сказки. Хотите с ней познакомиться? (Да)

- Что для этого надо сделать? (Прочитать сказку)

3. Исполнительский этап.

3.1. Чтение-слушание русской народной сказки «Три медведя».

Одна девочка ушла из дома в лес. В лесу она заблудилась и стала искать дорогу домой, да не нашла, а пришла в лесу к домику.

Дверь была отворена: она посмотрела в дверь, видит, в домике никого нет, и вошла.

В домике этом жили три медведя. Один медведь был отец, звали его Михайло Иванович. Он был большой и лохматый. Другой была медведица. Она была поменьше, и звали ее Настасья Петровна. Третий был маленький медвежонок, и звали его Мишутка.

Медведей не было дома, они ушли гулять по лесу.

В домике было две комнаты: одна столовая, другая спальня. Девочка вошла в столовую и увидела на столе три чашки с похлебкой. Первая чашка, очень большая, была Михайлы Иваныча. Вторая чашка, поменьше, была Настасьи Петровны; третья, синенькая чашечка, была Мишуткина. Подле каждой чашки лежала ложка: большая, средняя и маленькая.

Девочка взяла самую большую ложку и похлебала из самой большой чашки; потом взяла среднюю ложку и похлебала из средней чашки; потом взяла маленькую ложечку и похлебала из синенькой чашечки; и Мишуткина похлебка ей показалась лучше всех.

Девочка захотела сесть и видит у стола три стула: один большой — Михайлы Иваныча; другой поменьше — Настасьи Петровны, а третий, маленький, с синенькой подушечкой — Мишуткин.

Она полезла на большой стул и упала; потом села на средний стул, на нем было неловко; потом села на маленький стульчик и засмеялась — так было хорошо. Она взяла синенькую чашечку на колени и стала есть. Поела всю похлебку и стала качаться на стуле.

Стульчик проломился, и она упала на пол. Она встала, подняла стульчик и пошла в другую горницу.

Там стояли три кровати: одна большая — Михаилы Иваныча; другая средняя — Настасьи Петровны; третья маленькая — Мишенькина.

Девочка легла в большую, ей было слишком просторно; легла в среднюю — было слишком высоко; легла в маленькую — кроватка пришлась ей как раз впору, и она заснула.

А медведи пришли домой голодные и захотели обедать.

Большой медведь взял чашку, взглянул и заревел страшным голосом:
— КТО ХЛЕБАЛ В МОЕЙ ЧАШКЕ?
Настасья Петровна посмотрела на свою чашку и зарычала не так громко:
— КТО ХЛЕБАЛ В МОЕЙ ЧАШКЕ?
А Мишутка увидал свою пустую чашечку и запищал тонким голосом:
— КТО ХЛЕБАЛ В МОЕЙ ЧАШКЕ И ВСЕ ВЫХЛЕБАЛ?

Михаиле Иваныч взглянул на свой стул и зарычал страшным голосом:
— КТО СИДЕЛ НА МОЕМ СТУЛЕ И СДВИНУЛ ЕГО С МЕСТА?
Настасья Петровна взглянула на свой стул и зарычала не так громко:
— КТО СИДЕЛ НА МОЕМ СТУЛЕ И СДВИНУЛ ЕГО С МЕСТА?
Мишутка взглянул на свой сломанный стульчик и пропищал:
— КТО СИДЕЛ НА МОЕМ СТУЛЕ И СЛОМАЛ ЕГО?
Медведи пришли в другую горницу.
— КТО ЛОЖИЛСЯ В МОЮ ПОСТЕЛЬ И СМЯЛ ЕЕ? — заревел Михаиле Иваныч страшным голосом.
— КТО ЛОЖИЛСЯ В МОЮ ПОСТЕЛЬ И СМЯЛ ЕЕ? — зарычала Настасья Петровна не так громко.

А Мишенька подставил скамеечку, полез в свою кроватку и запищал тонким голосом:
— КТО ЛОЖИЛСЯ В МОЮ ПОСТЕЛЬ?

И вдруг он увидал девочку и завизжал так, как будто его режут:
— Вот она! Держи, держи! Вот она! Ай-я-яй! Держи!
Он хотел ее укусить.

Девочка открыла глаза, увидела медведей и бросилась к окну. Оно было открыто, она выскочила в окно и убежала. И медведи не догнали ее.

3.2. Проверка первичного восприятия текста

Воспитатель. Ребята, о ком мы прочитали сказку? (Ответы детей)

- Как Маша попала в лес? (Ответы детей)

- Как вы думаете, зачем она туда пошла? (Ответы детей)

- Что с ней случилось? (Ответы детей)

- Как она оказалась в избушке? (Ответы детей)

- Кто жил в избушке? (Медведи)

- Машеньку кто-нибудь встретил? (Нет)

- Где они были? (Гуляли по лесу)

Воспитатель. Ребята, а вы хотите отправиться в лес? (Да)

- Отправляемся тогда на лесную полянку, где превратимся в маленьких медвежат. (Слайд 2)

3.3. Физкультминутка «Медвежата в чаще жили».

(Упражнение на сочетание речи с движением.)

Медвежата в чаще жили

Головой своей крутили

Вот так, вот так (круговые движения головой)

Головой своей крутили

Медвежата мед искали

Дружно дерево качали

Вот так, вот так, (поднять руки вверх и делать наклоны вправо и влево)

Дружно дерево качали

А потом они ходили (ходьба по-медвежьи)

И из речки воду пили

Вот так, вот так,

И из речки воду пили (наклоны туловища вперед)

А потом они плясали (пружинка с поворотом туловища влево и вправо)

Лапы выше поднимали (прыжки, хлопая руками вверху)

Вот так, вот так,

Лапы выше поднимали.


Воспитатель: Ребята, мы с вами вернулись в домик к медведям.

А кого они там встретили, мы узнаем, когда соберем картинку.

3.4. Творческие задания, направленные на углубленное восприятие текста

3.4.1. Дидактическая игра «Собери картинку» (Слайд 3.)

Цель: формировать у детей представление о целостном образе предмета, учить соотносить образ представления с целостным образом реального предмета, правильно собирать изображение предмета из отдельных частей.

Ход игры.

(На столе нужно собрать разрезную картинку с изображением Машеньки).

Воспитатель. Кто же это? (Машенька).

- Что же она делала в избушке у медведей? (Пробовала еду, сидела на стульчиках, сломала стульчик, легла спать, выбирала кроватку..)

- Давайте вспомним, где больше всего понравилось сидеть Маше?

(Слайд 4. «изображения стульчиков по величине»)

- У Мишутки стульчик какой? (Маленький).

- У Настасьи Петровны? (Чуть-чуть побольше).

- А у Михайлы Ивановича? (Самый большой).

- А какая кроватка больше всего понравилась Машеньке? (Слайд 5 изображение «кроватей -широкая, узкая, низкая, высокая»)

- У Мишутки кровать низкая, а у Михайлы Ивановича? (Высокая)

- Из какой тарелочки ела Маша? (Слайд 6 «изображение тарелочек по величине»). (Ответы детей).

Воспитатель: Ребята, Маша похозяйничала в домике и все перепутала.

Хотите помочь медведям? (Да) Слайд 7. Медведи)

3.4.2 Дидактическая игра «Помоги медведям»

Цель: расширение словарного запаса, развитие умения дифференцировать.

(Дети сортируют картинки по двум группам: «Мебель» и «Посуда».)

- Назовите какая посуда у медведей в избе, какая мебель.

- Ребята вы молодцы справились с заданием, а самое главное мы помогли медведям

Воспитатель: Ребята, а кто же навел беспорядок? (Маша)

- Куда она делась? (Маша убежала).

- А как? (В окошко выпрыгнула) (Слайд 8)  

- Как вы считаете, она хорошо себя вела у медведей в гостях? (Ответы детей)

- Можно без спроса заходить в чужой дом, брать чужие вещи? (Нет)

4. Рефлексивный этап.

Воспитатель: А в какой сказке мы сегодня побывали? («Три медведя»)

- Вам понравилась сказка? (Ответы детей)

- А что еще понравилось делать на нашем занятии? (Собирать картинку, помогать мишкам и т.д.)

5. Перспективный этап.

- Как вы будете себя вести, когда попадете в гости? (Ответы детей)

- Мы не будем заходить без приглашения и брать чужие вещи без разрешения. А пойдем в гости, когда нас позовут.

 

Литература

1.    Бунеева, Е.В. Б91 Технология продуктивного чтения: её сущность и особенности использования в образовании детей дошкольного и школьного возраста / Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова. – М. : Баласс, 2014. – 43 с.

2.     Барчан, Татьяна Александровна Игрушечная история. Дидактические игры с детьми от 2 до 5 лет / Барчан Татьяна Александровна. - М.: Карапуз, 2016. - 454c.

3.      Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. - М., 1991. – 160 с

4.      Дидактические игры для дошкольника. "Я и моя семья". Игры-занятия для сопровождения организованной образовательной деятельности детей 3-5 лет: 5 игр-занятий с методическим сопровождением. 16 цветных иллюстрированных карт / О.А. Романович и др. - Л.: , 2016. - 15 c.

5.       Паршина С.В. Технология продуктивного чтения-слушания как средство формирования читательских умений дошкольников [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: www.school2100.com (Дата обращения 28.12.2022).

6.      Основная образовательная программа дошкольного образования «Детский сад 2100». Сборник материалов в 3-х частях. Часть 2. Образовательные программы по разным линиям развития и аспектам воспитания детей младенческого, раннего и дошкольного возраста / Под науч. ред. О.В. Чиндиловой. – М.:Баласс, 2014. – 240 с.

7.    Три медведя. Русские сказки. //Москва. - Эксмодетство - Серия «Книги- мои друзья», 2018.- 80с.

8.       Микхиева, Н. Ю. Дидактические игры и упражнения для развития речи дошкольников / Н.Ю. Микхиева, И.В. Мартин. - М.: Детство-Пресс, 2016. - 96 c.

Конспект с презентацией во вложении (Архив zip 550KB)



Скачать вложение

Возврат к списку



  • Главная
  • Интернет-приёмная
  • Контакты
  • RSS
Областное государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Рязанский институт развития образования» (ОГБУ ДПО "РИРО")
Интернет-портал  rirorzn.ru (12+) зарегистрирован в Роскомнадзоре 25.12.2015 г. Реестровая запись Эл №ФС77-64083 
Учредитель ОГБУ ДПО "РИРО" 390023, г. Рязань, ул. Урицкого, д. 2а тел.: (4912) 44-49-79, (4912) 44-63-92 e-mail: riro@ryazan.gov.ru
Главный редактор Лапкина Е.В. тел.: (4912) 444902 Доб. 168,  e-mail: rirorzn@yandex.ru