В гости к сказке
Автор: Пронина Елена Анатольевна, воспитатель; Ветрова Татьяна Юрьевна, воспитатель; Матвеева Ирина Вячеславовна, музыкальный руководитель МБДОУ №123Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию во второй младшей группе
Цель: организовать речевую деятельность детей, направленную на обогащение словаря по теме « Домашние животные».
Задачи:
- Создать условия для развития речевой активности детей, побуждать их вступать в диалог.
- Упражнять в образовании слов по аналогии, правильном употреблении названий детёнышей животных.
- Расширять словарный запас детей по теме «Домашние животные».
- Развивать зрительное и слуховое внимание, мышление, мелкую моторику рук, познавательную активность.
- Создать условия для развития у детей ᅟинтереса ᅟк ᅟсовместной ᅟдеятельности ᅟсо ᅟвзрослым ᅟи ᅟсверстниками; ᅟвоспитывать ᅟумение ᅟслушать ᅟи ᅟслышать ᅟвоспитателя, ᅟдействовать ᅟпо ᅟсловесной ᅟинструкции ᅟвзрослого; ᅟвоспитывать ᅟлюбовь ᅟк ᅟживотным, умение прийти на помощь. ᅟ
Активизация словаря: ловкий, смелый, любопытный, ласковый, быстроногий, весёлый, задорный, внимательный, добрый, спокойный, пятнистая, маленький, пушистый.ᅟ
Материалы и оборудование: картинки ᅟс ᅟизображением ᅟживотных ᅟи ᅟих ᅟдетёнышей ᅟ(кошка ᅟс ᅟкотёнком, ᅟкорова ᅟс ᅟтелёнком, ᅟлошадь ᅟс ᅟжеребёнком, ᅟсвинья ᅟс ᅟпоросёнком); ᅟчасти ᅟживотного ᅟ(кошка, ᅟкорова, ᅟлошадь, ᅟсвинья) ᅟи ᅟзабора ᅟ(силуэт); ᅟбумажные ᅟцветы ᅟсинего, ᅟкрасного, ᅟжёлтого ᅟцвета ᅟ(по ᅟчислу ᅟдетей), ᅟкорзины ᅟсиняя, ᅟкрасная, ᅟжёлтая; ᅟрамки ᅟвкладыши: ᅟдомики ᅟс ᅟизображением ᅟкозлят ᅟв ᅟокошке, ᅟокошки ᅟразной ᅟгеометрической ᅟформы, ᅟно ᅟодного ᅟцвета ᅟ(по ᅟчислу ᅟдетей); ᅟизображения ᅟкозлят ᅟразной ᅟвеличины ᅟ(по ᅟтри ᅟна ᅟкаждого ᅟребёнка); ᅟцветные ᅟполоски ᅟ(30*10 ᅟсм) ᅟс ᅟметкой ᅟкрасного ᅟцвета ᅟс ᅟлевой ᅟстороны ᅟ(по ᅟчислу ᅟдетей); ᅟигрушка ᅟволк.
Ход деятельности
I. Организационно-мотивационный
Воспитатель: ᅟДети, ᅟу ᅟнас ᅟсегодня ᅟгости, ᅟдавайте ᅟпоздороваемся. ᅟ(Здороваются)
ᅟВоспитатель: Ребята, ᅟа ᅟвы ᅟлюбите ᅟсказки? (Да)
ᅟВоспитатель: ᅟА ᅟкакие ᅟвы ᅟзнаете ᅟсказки? («Колобок», ᅟ«Теремок», ᅟ«Маша ᅟи ᅟмедведь» ᅟи ᅟдр.)
Воспитатель: Вспомните, ᅟв ᅟкакую ᅟиз ᅟсказок, ᅟна ᅟмамин ᅟпраздник, ᅟмы ᅟс ᅟвами ᅟходили ᅟв ᅟгости? («Теремок»)
ᅟВоспитатель: А ᅟсегодня ᅟя ᅟпредлагаю ᅟвам ᅟпобывать ᅟв ᅟсказке ᅟ«Волк ᅟи ᅟкозлята».
II. Основной (содержательный)
Воспитатель: Хотите ᅟузнать ᅟкак ᅟони ᅟживут, ᅟчто ᅟделают ᅟи ᅟчемᅟзанимаются? ᅟ(Да)
Воспитатель: Тогда ᅟя ᅟсейчас ᅟиз ᅟвоспитателяᅟпревращусь ᅟв ᅟмаму-Козу, ᅟа ᅟвас ᅟпревращу ᅟв ᅟмаленьких ᅟкозлятушек - ᅟребятушек! ᅟВот ᅟкакие ᅟкозлята! ᅟ
Одеваетᅟшапочки, ᅟназывая ᅟпо ᅟимени:
Воспитатель: Это ᅟкозлёнок ᅟ(имя)ᅟ– ᅟловкий; это ᅟкозлёнок ᅟ(имя) ᅟ– ᅟсмелый; ᅟэто ᅟкозлёнок (имя)– ᅟлюбопытный; ᅟэто ᅟкозлёнок (имя)– ᅟвесёлый; ᅟэто ᅟкозлёнок (имя)ᅟ– ᅟзадорный; ᅟэто ᅟкозлёнок (имя)ᅟ– ᅟспокойный; ᅟкозлёнок( имя)– ᅟвнимательный; ᅟкозлёнок (имя)ᅟ– ᅟбыстроногий.ᅟ
Воспитатель: Жили-были ᅟкоза ᅟс ᅟкозлятами. ᅟЖили ᅟони ᅟне ᅟтужили, ᅟрезвились, ᅟиграли, ᅟна ᅟполянке ᅟгуляли, ᅟтравку ᅟщипали.
Подводитᅟдетей ᅟк ᅟ«полянке», ᅟна ᅟкоторой ᅟразложены ᅟцветы.
ᅟВоспитатель: Посмотрите, ᅟкакая ᅟкрасивая ᅟполянка! ᅟПочему ᅟона ᅟтакая ᅟкрасивая? ᅟ(Потому ᅟчто ᅟна ᅟней ᅟрастут ᅟцветы)
Воспитатель: А ᅟсколько ᅟцветов ᅟрастёт ᅟна ᅟполяне? ᅟ(Много)
Воспитатель: Правильно. ᅟНа ᅟполяне ᅟрастёт ᅟмного ᅟцветов. Найдитеᅟцветок ᅟсинего ᅟцвета ᅟи ᅟположитеᅟв ᅟкорзину ᅟтакого ᅟже ᅟцвета.
Воспитатель: ᅟВ ᅟкорзину ᅟкакого ᅟцвета ᅟты ᅟположил ᅟцветок? ᅟПочему? ᅟ(В ᅟкорзину ᅟсинего ᅟцвета, ᅟпотому ᅟчто ᅟцветок ᅟсинего ᅟцвета) ᅟ
Воспитатель: Молодец!
Воспитатель обращается к другому ребенку: А ты ᅟпринеси ᅟцветок, ᅟкоторый ᅟтебе ᅟпонравился ᅟи ᅟположи ᅟв ᅟкорзину ᅟтакого ᅟже ᅟцвета. ᅟКакого ᅟцвета ᅟтебе ᅟпонравился ᅟцветок? ᅟВ ᅟкорзину ᅟкакого ᅟцвета ᅟты ᅟположилᅟцветок?
Воспитатель: Молодец!
Воспитатель: ᅟАᅟэтот ᅟцветок ᅟкакого ᅟцвета? ᅟПоложи ᅟв ᅟкорзину ᅟтакого ᅟже ᅟцвета.
Воспитатель: Молодец! ᅟ
Воспитатель: А ᅟсейчас ᅟвозьмите ᅟвсе ᅟпо ᅟодному ᅟцветочку ᅟи ᅟположите ᅟв ᅟкорзины ᅟтакого ᅟже ᅟцвета. ᅟДавайте ,ᅟпосмотрим ᅟвсе ᅟсправились ᅟс ᅟзаданием? ᅟ
Воспитатель: Эта ᅟкорзина ᅟкакого ᅟцвета? ᅟ(Красного, ᅟжёлтого, ᅟсинего) ᅟИ ᅟцветы ᅟв ᅟней ᅟтоже ᅟкрасные ᅟ(жёлтые, ᅟсиние). ᅟ
Воспитатель: Коза ᅟс ᅟкозлятами ᅟне ᅟтолько ᅟгуляли, ᅟно ᅟи ᅟгостей ᅟпринимали. ᅟА ᅟгости ᅟк ᅟним ᅟприходили ᅟразные. ᅟХотите ᅟузнать, ᅟкто ᅟприходил ᅟв ᅟгости ᅟк ᅟкозлятам? ᅟ(Да)
Игровое ᅟупражнение ᅟ«Угадай,ᅟ кто ᅟпришёл» ᅟ
Воспитатель усаживает детей на ᅟстульчики.
ᅟВоспитатель: Смотрите, ᅟкто ᅟэто ᅟспрятался ᅟза ᅟзаборчиком? ᅟ(Кошка) ᅟ
Воспитатель: Правильно, ᅟэто ᅟкошка. ᅟВот ᅟона! ᅟ(показываетᅟкартинку ᅟ«кошка ᅟс ᅟкотятами»)
Воспитатель: Кошка ᅟпришла ᅟне ᅟодна. ᅟС ᅟкем ᅟона ᅟпришла? ᅟ(с ᅟкотятами)
ᅟВоспитатель: А ᅟкотята ᅟкакие? ᅟ(маленькие, ᅟпушистые) ᅟ
Воспитатель: Как ᅟмама-кошка ᅟзовёт ᅟсвоих ᅟкотят? ᅟ(мяу-мяу)
Воспитатель:ᅟ Скажите ᅟгромко ᅟ(тихо), ᅟкак ᅟзовёт ᅟмама-кошка своих ᅟкотят? ᅟ
Воспитатель: Давайте ᅟспоём ᅟпесенку ᅟпро ᅟкошечку.
ᅟПесня ᅟ«Серенькая ᅟкошечка» (1 ᅟкуплет)
Воспитатель: А ᅟэто ᅟкто ᅟспрятался ᅟза ᅟзаборчиком? ᅟ(корова) ᅟОна ᅟтоже ᅟпришла ᅟне ᅟодна,ᅟа ᅟс ᅟкем? ᅟ(с ᅟтелёнком) ᅟ
ᅟВоспитатель: Какого ᅟцвета ᅟкорова? ᅟ(белого, ᅟчёрного) ᅟЗначит, ᅟкак ᅟможно ᅟсказать, ᅟесли ᅟу ᅟкоровы ᅟбелое ᅟпятнышко ᅟи ᅟчёрное ᅟпятнышко? ᅟ(пятнистая)
ᅟВоспитатель: А ᅟпотом ᅟпришла? ᅟ(Лошадь)
ᅟВоспитатель: Лошадь ᅟпришла ᅟне ᅟодна. ᅟС ᅟкем? ᅟ(С ᅟжеребёнком) ᅟ
Правильно ᅟлошадь ᅟс ᅟжеребёнком. ᅟ
Воспитатель просит прочитать ᅟстихотворение ᅟпро ᅟлошадку подготовленного ребенкаᅟ(Я ᅟлюблю ᅟсвою ᅟлошадку…)
Воспитатель: А ᅟсейчас ᅟдавайте ᅟпокажем, ᅟкак ᅟлошадка ᅟцокает ᅟкопытами. ᅟВставайте ᅟдруг ᅟза ᅟдругом ᅟи ᅟпошли. ᅟОстановились. ᅟ
Воспитатель: Коза ᅟгостей ᅟвстречала ᅟи ᅟпо ᅟдому ᅟхлопотала. ᅟПриготовьте ᅟсвои ᅟпальчики.
Игра ᅟ«Коза ᅟс ᅟкозлятами»
Коза-хлопота (показать рожки с помощью указательного пальца и мизинца обеих рук, шевелить ими)
День-деньской занята (прижать ладони к щекам, покачать головой).
Ей травы нащипать (руками «нарвать травы»),
Ей на речку бежать (указательным и средним пальцами изобразить бег),
Ей козляток стеречь (сложить руки на груди, слегка покачивать туловище),
Малых деток беречь (погладить попеременно левую и правую кисти рук).
Чтобы волк не украл (имитировать движение волка),
Чтоб медведь не задрал (изобразить медведя)
Чтобы лисонька-лиса (имитировать движения лисы)
Их с собой не унесла (погрозить пальцем).
Воспитатель: А ᅟсейчас ᅟдавайте ᅟспрячемся ᅟот ᅟлисы ᅟв ᅟсвоём ᅟдомике. ᅟПодберите ᅟдвери ᅟтакой ᅟже ᅟформы ᅟи ᅟцветом ᅟкак ᅟу ᅟвас ᅟв ᅟдомиках.
Воспитатель: Какой ᅟформы ᅟдверь ᅟв ᅟтвоём ᅟдомике? ᅟ(Квадратная, ᅟкруглая, ᅟтреугольная). Молодцы!ᅟ
Воспитатель: Скажите, ᅟможно ᅟли ᅟоткрывать ᅟдверь ᅟнезнакомым ᅟлюдям, ᅟесли ᅟвы ᅟвдруг ᅟслучайно ᅟостались ᅟдома ᅟодни? ᅟ(нельзя)
Игровое ᅟупражнение ᅟ«Построим ᅟкозлят ᅟпо ᅟпорядку»
Воспитатель: А ᅟпотом ᅟмама-Коза ᅟс ᅟкозлятами ᅟпошли ᅟна ᅟречку ᅟкупаться. ᅟВставайте ᅟдруг ᅟза ᅟдругом: ᅟ
Шла ᅟкоза ᅟпо ᅟлесу, ᅟпо ᅟлесу…..
Первым ᅟпошёл ᅟкупаться ᅟбольшой ᅟкозлёнок. ᅟОт ᅟкрасной ᅟлинии ᅟслева ᅟнаправо ᅟположите ᅟна ᅟполоску ᅟсамого ᅟбольшого ᅟкозлёнка, ᅟза ᅟним ᅟпоменьше, ᅟи ᅟсамого ᅟмаленького ᅟкозлёнка.
Воспитатель: Скажите, первым ᅟпошёл ᅟкупаться ᅟкакой ᅟкозлёнок? ᅟ(большой)
А ᅟза ᅟбольшим ᅟкозлёнком ᅟкакой ᅟпошёл ᅟкупаться ᅟкозлёнок? ᅟ(поменьше) И ᅟпоследним ᅟкакой ᅟпошёл ᅟкозлёнок ᅟкупаться? ᅟ(самый ᅟмаленький).
Воспитатель: Ну ᅟчто ᅟж, ᅟнам ᅟпора ᅟвозвращаться ᅟв ᅟгруппу. ᅟЗакройте ᅟглаза, ᅟоткрываем. ᅟВот ᅟмы ᅟи ᅟв ᅟгруппе. ᅟСняли ᅟшапочки.
III. Заключительный (рефлексивный)
Воспитатель: Ребята, какую сказку мы сегодня с вами вспомнили?
Воспитатель: Мы сегодня с вами были в гостях у ᅟкозлят. Что вам сегодня понравилось? Что запомнили?
Воспитатель: Вы такие молодцы, внимательно слушали, правильно отвечали на вопросы, играли!
В следующий раз нас ждут новые приключения в стране сказок.
Литература
1. Микхиева Н.Ю., Мартин И.В. Дидактические игры и упражнения для развития речи дошкольников Изд. «Детство- ПРЕСС» 2016.- 28с.
2. Ушакова О.С., Струнина Е.М, Развитие речи детей 3 – 4 лет : программа : Методические рекомендации : конспекты занятий : игры и упражнения – М. : Вентана-Граф, 2010. – 52-53с.
3. Песня «Серенькая кошечка»: https://mixmuz.ru/mp3/серенькая%20кошечка (дата обращения:25.03.2019)
4. Игра « Коза с козлятами»: http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/89-preschool/7224-2015-02-18-13-03-16.pdf (дата обращения:25.03.2019)
Текст конспекта во вложении (doc, 26KB)
Скачать вложение