В гости к Совушке
Автор: Копейкина Надежда Ивановна, воспитатель МБДОУ Хрущёвский детский сад «Ягодка», Муниципального образования - Старожиловский муниципальный район Рязанской областиМетодическая разработка интегрированного занятия с детьми старшей группы.
Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период экологического воспитания, ребенок смотрит на наш мир с открытой душой и чистым сердцем. Именно в этом возрасте накапливаются яркие, образные эмоциональные впечатления, первые природоведческие представления, закладывается фундамент правильного отношения к окружающему миру и ценностной ориентации в нем.
Необходимость экологического воспитания также обуславливается новыми условиями, в которых живут и развиваются современные дети.
Экологическое воспитание в современном мире занимает одно из главенствующих мест в воспитании и развитии ребёнка. В "Новом словаре русского языка" Т.Ф. Ефремовой экология понимается, во-первых, как "научная дисциплина, изучающая взаимоотношения животных, растений, микроорганизмов между собою и с окружающей их средой". Во-вторых, как "состояние организмов, населяющих территорию, их отношение друг к другу и к окружающей среде".
Необходимость формирования экологической культуры у населения отражена в основных законах нашей страны.
Статья 58 главы II Конституции Российской Федерации гласит: "Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам". Эта статья отражает отношение граждан к окружающей среде. В Федеральном законе №7-ФЗ от 10 января 2002 г. «Об охране окружающей среды» в ст. 71, гл. 13 «Основы формирования экологической культуры» экологическое воспитание обучает основам экологических знаний, которые осуществляются в дошкольных, школьных общеобразовательных учреждениях и учреждениях высшего и дополнительного образования, независимо от их профиля и организационно-правовых форм.
Василий Александрович Сухомлинский считал необходимым знакомить малыша в окружающим миром природы так, «чтобы каждый день открывал в нем что-то новое для себя, чтобы он рос исследователем, чтобы каждый его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю».
В настоящее время разные авторы по-разному определяют возраст, с которого следует начинать экологическое образование ребёнка. Матвей Александрович Шаргаев считал, что «необходимо начинать экологическое обучение и воспитание человека с его утробного развития… детей надо учить, начиная… даже не с грудного возраста, а намного раньше». Роза Евгеньевна Левина отмечала, что экологическое образование дошкольников может «начинаться с момента их прихода в дошкольное учреждение», т.е. с 2-3 лет.
Но все они утверждают, что общение ребенка с живой природой играет в воспитании подрастающего поколения немаловажную роль.
Одним из самых доступных объектов для изучения природы являются птицы. Очень важно на примере птиц показать связи живых организмов с окружающей средой; выяснить, как тот или иной организм приспосабливается к среде обитания, почему у него именно такой внешний вид, поведение и другие особенности; сформировать у ребенка понимание зависимости жизни птицы от их собственных действий. Правильно организованная работа по изучению жизни птиц может способствовать формированию грамотного поведения детей в природе.
Занятие «В гости к Совушке» имеет экологическую направленность и закрепляет знания детей по теме зимующие птицы. Занятие направлено развитие представлений у детей дошкольного возраста кочующих и зимующих птицах, о том, как птицы приспосабливаются к изменяющимся условиям окружающей среды. Занятие включает разные методы работы с дошкольниками (беседа, рассказ, демонстрация наглядных пособий, дидактическая игра).
На данном занятии дети уточняют и расширяют свои представления о том, как птицы приспосабливаются к сезонным изменениям погоды, какие птицы относятся к перелётным, а какие остаются зимовать в нашей местности и т.д. В процессе занятия дети закрепляют материал по особенностям внешнего вида птиц, изображают особенности их поведения.
Занятие «В гости к Совушке» может быть использовано в практике педагогов дошкольного образования для знакомства детей дошкольного возраста с разнообразием жизни птиц.
Цель:
- Организовать образовательную деятельность детей, направленную на уточнение и закрепление представлений детей о внешнем виде и особенностях поведения зимующих птиц; об их роли в природе и жизни человека.
- Создать условия для развития у детей фразовой речи, мышления (операция классификация), любознательности.
- Вызвать у детей желание помогать птицам в зимнее время.
Задачи:
- Организовать:
1. Мотивацию к теме занятия;
2. Актуализацию знаний по теме «Зимующие птицы».
3. Контроль результатов самостоятельной деятельности детей.
4. Рефлексивную оценку результатов образовательной деятельности детей на занятии.
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие»
«Социально-коммуникативное развитие»
«Речевое развитие»
Виды детской деятельности:
- познавательно-исследовательская,
- коммуникативная,
- игровая,
- двигательная активность ребёнка
Предварительная работа:
- Наблюдение за птицами на прогулке.
- Беседы о зимующих птицах.
- Рассматривание иллюстраций.
- Чтение познавательных рассказов о птицах.
- Изготовление вместе с родителями кормушек.
Оборудование и материалы:
- Конверт с письмом;
- Плакат «Дерево с птицами»;
- экран, ноутбук, проектор;
- картинки для игры «Кто чем питается»?;
- карточки с отличительными признаками разных животных;
- комплект цифр от 1 до 7 на каждого ребёнка;
- губки (по 2 штуки на каждого ребенка)
Ход деятельности:
Мотивационный этап:
1. Организационный момент. В народе есть хорошая примета: «Гости в дом – радость в нём». К нам тоже сегодня пришли гости, давайте их поприветствуем.
2. Психогимнастика.
Вот построились мы в круг
Ты – мой друг, и я твой друг.
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
- Ребята, у нас в группе сейчас тепло и уютно. А какая погода за окном? (Холодно, всюду сугробы снега)
- Какое сейчас время года? (Зима). Какой месяц? (январь). Какой день недели? (вторник).
- Дети, нам в группу пришло письмо от Совушки. Давайте откроем конверт и узнаем, что же пишет нам самая мудрая птица леса. (Воспитатель читает) «Дорогие дети, в моем лесу вовсю хозяйничает зима. Но это вовсе не значит, что лес опустел. Я приглашаю вас в гости к пернатым обитателям леса. Сразу предупреждаю, что в пути вас ждёт много испытаний, но если вы с ними справитесь, то получите заслуженные призы».
Ориентировочный этап:
- Ну что, ребята, готовы отправиться в гости к птицам? (Да) Тогда нам надо как следует подготовиться. Как мы это сделаем? (Ответы детей.) Давайте сделаем гимнастику.
1. - Сначала наденем «умную шапку» (указательным и большим пальцами оттягивает мочки ушей вниз и имитируем завязывание узелка под подбородком).
2. - Теперь наденем варежки (поглаживанием кистей рук по направлению от кончиков пальцев до основания кисти)
3. - Покажем «умную сову» (правую руку кладем на левое плечо и слегка надавливаем, медленно поворачиваем голову влево назад, затем вправо назад, меняем руку и повторяем движение головы. «Совушка-сова, большая голова, на суку сидит, во все стороны глядит».
(Дети вместе с воспитателем выполняют каждое упражнение 3-4 раза.)
- Молодцы! Теперь вы готовы к выполнению заданий. Отправляемся в лес.
Здравствуй, лес! Зимний лес!
Полный загадок и чудес.
Всё открой, не утаи.
Ты же видишь, мы – свои!
Исполнительский этап:
3. Игра «Посчитай-ка!» Смотрите, на опушке стоит дерево, на которое слетелись разные птицы. Каких птиц мы тут видим? (Снегири, воробьи, свиристели, голуби, синички) Совушка просит пересчитать их. Подойдите, пожалуйста, к столу и возьмите цифры. Покажите цифрой, сколько снегирей на дереве? (3) Свиристелей? (2) Воробьёв? (4) Голубей? (1) Синичек? (5) А сейчас давайте посчитаем количество слогов в названии каждой птички. На столе перед вами лежат губки. Возьмите каждый губку в руку, считаем слоги и сжимаем губку. Сколько слогов в слове «синичка»? (3), («воробей», «свиристель», «голубь»)
- Ребята, давайте вспомним, как называются птицы, которые живут с нами и зимой, и летом? (Зимующие, неперелётные) А как называются те птицы, которые прилетают к нам на зимовку с далёкого севера? (Кочующие, перелётные) Отгадайте загадки Совушки, что это за птички.
4. «Загадки» (презентация слайды 3-18)
1) В серой шубке перьевой
И в морозы он герой,
Назови его скорей.
Кто там скачет (воробей)
2) Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата.
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика (синица)
3) Как лиса среди зверей,
Эта птица всех хитрей.
Прячется в морозных кронах.
А зовут её (ворона).
4) Посмотрите на балкон!
Он с утра воркует тут.
Эта птица- почтальон,
Пролетит любой маршрут (голубь)
5) Всех я за день навещу.
Всё, что знаю, растрещу (сорока)
6) Над жуком и короедом
Держит он всегда победу.
По деревьям тук да тук.
Кто для леса верный друг? (дятел).
7) Грудка ярче, чем заря, у кого? (у снегиря).
8) Эти птички – с хохолком. Очень яркие притом.
На рябину прилетели озорные (свиристели)
5. Дидактическая игра «Третий лишний»
1) Воробей, сова, ласточка (слайд 19)
2) Ворона, соловей, голубь (слайд 20)
3) Сорока, дятел, жаворонок (слайд 21)
4) Грач, свиристель, снегирь (слайд 22)
- Молодцы, ребята. И с этим заданием Совушки вы справились. А сейчас отгадайте загадку: «В зимний день среди ветвей стол накрыли для гостей» (Кормушка) Холодно и голодно птичкам зимой. Как вы думаете, что для птиц страшнее: холод или голод? (холод) Почему вы так считаете? (От холода птиц спасают перья, им можно спрятаться в дупло или под крышу дома, а от голода спасенья нет)
- Верно! Именно поэтому и нужно птичек подкармливать. Посмотрите на экран и отгадайте, кого этим кормом можно угостить.
6. Дидактическая игра «Кто чем питается?
Рябина - снегирь (слайд 23), семечки – голуби (слайд 24), сало – синичка (слайд 25)
- Ребята, перед вами на столах лежит угощение для птиц. Выберите, пожалуйста, ту птичку, которая вам нравится, и положите её к блюдечку с угощением. Кто из вас кого накормил? Чем именно? Какой птичке не хватило угощения? (Сове). Почему? (Она хищная птица, корм себе добывает сама).
- Как можно назвать все угощения для птичек одним словом? (Еда, корм, пища)
- Ребята, какие картинки вы не положили в кормушки? (конфеты, чёрный хлеб, апельсин) Почему? (Эти продукты для птиц вредны)
Физкультминутка «Птички»
- А сейчас пришло время превращений. Как юла вы повертитесь, в снегирей все превратитесь…
Зарумянили кустарники
Не от утренней зари (пощипывают щёки).
Это красные фонарики (показывают фонарики)
Засветили снегири (взмахи руками как крыльями).
- Как юла вы повертитесь, в воробьишек превратитесь…
Воробьишка потянулся, распрямился, встрепенулся,
Головой кивнул три раза, подмигнул нам чёрным глазом.
Сейчас вы услышите голоса птиц. Вам нужно отгадать, что за птичка издаёт эти звуки и подбежать к картинке этой птички (картинки прикреплены в разных местах группы)
7. Дидактическая игра «Признаки птиц»
Ребята, Совушка приготовила для вас карточки с отличительными признаками птиц, но холодный зимний ветер все карточки перемешал и перепутал. Давайте выберем из них только те, которые подходят для птиц (Хвост, перья, 2 ноги, клюв, 2 крыла, яйцо) А теперь ответьте на вопрос, чем птицы отличаются друг от друга? (Размером, оперением, окраской)
8. Дидактическая игра «Объяснялки»
- Зачем птице нужен хвост?
- Зачем птице нужны крылья?
- Зачем птице нужны лапки?
- Зачем птице нужен клюв?
- Зачем птице нужны пёрышки?
9. Дидактическая игра «Не зевай – на вопросы отвечай»
- Как называются птицы, которые не улетают от нас в теплые страны? (Зимующие.)
- Почему зимой многие птицы из леса перебираются к жилью человека? (Там проще найти пищу.)
- Какую птицу называют«лесным доктором»? (Дятла.)
- Почему зимой нужно подкармливать птиц? (Зимой корма птицам не хватает.)
Воспитатель (читает вторую часть письма Совушки). «Дорогие ребята! Вы успешно выполнили все мои задания, показали мне, что очень много знаете о нас, птицах. Надеюсь, что вы и ваши друзья всегда будете с заботой относиться к нам. Передаю вам, друзья, небольшие подарки. Ваша Совушка».
Рефлексивный этап:
- Понравилось вам путешествие? (Ответы.)
Перспективный этап:
- Ребята, давайте пообещаем Совушке, что сделаем вместе с родителями кормушки для птичек, повесим их недалеко от своего дома и будем всю зиму подкармливать пернатых друзей.
Литература:
1. Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы) – М.: ВАКО, 2005. – 240 с.
2. Егоренков Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. – М.: АРКТИ, 2001. – 128 с.
3. Лопатина А.А., Скребцова М.В. Сказы матушки земли. Экологическое воспитание через сказки, стихи и творческие задания. – М.: Амрита-Русь, 2008. – 256 с.
4. Семаго Л.Л. Птицы России. – М. Советская Россия, 1992. – 176 с.
Полный вариант статьи с презентацией к занятию во вложении (zip, 2Mb)
Скачать вложение