РЯЗАНСКИЙ ИНСТИТУТ
РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
12+
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
(4912) 446392 приемная
(4912) 955922 курсы
(4912) 443763 гостиница
Россия, г. Рязань, ул. Урицкого, д.2а
?
  • Институт
  • Обучение
  • Публикации
  • РИРО.ТВ
  • Форум
  • Оплата
Вход
  • ВОСПИТАНИЕ
  • ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Иностранные языки
    • Русский язык
    • Литература
    • ОРКСЭ, ОДНКНР
    • Обществознание
    • Психология
    • Социология
    • История
    • Культура
    • Право
    • ИЗО
  • ДОШКОЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Биология
    • География
    • Экология
    • Информатика и ИКТ
    • Математика
    • Физика
    • Химия
    • Экономика
  • УПРАВЛЕНИЕ
  • НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЗДОРОВЬЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ
    • ЗОЖ
    • Физическая культура
    • ОБЖ
  • КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА
  • ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ
  • ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
  • РАЗНОЕ
  • ТЕХНОЛОГИЯ
  • ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА
  • МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИЙ. СБОРНИКИ
Добавить публикацию

Мероприятия

20 января Конкурсы программы «Мы – твои друзья!»
20 января Конкурсы в рамках реализации программы «Разговор о правильном питании»

В гостях у сказки

Автор: воспитатель Ермачкова Надежда Геннадьевна, воспитатель Николаева Наталья Васильевна, учитель логопед Рывкина Нина Павловна, МБДОУ «Детский сад №121» г. Рязань

Конспект занятия по речевому развитию в младшей группе по мотивам сказки «Теремок» для детей  от 3 до 4 лет.


Аннотация

Речь является важной и неотъемлемой составляющей частью человеческой жизни. С помощью речи люди общаются друг с другом, передают информацию, получают новые знания. Являясь сложной и многогранной деятельностью, общение требует специфических знаний и умений, которыми человек овладевает в процессе усвоения социального опыта. Высокий уровень коммуникативных умений выступает залогом успешной адаптации в любой социальной среде.

В дошкольном возрасте происходит активное становление речи, поэтому ребёнок нуждается больше других в общении, показывает активное желание вступать в диалог и т.д. Задача родителей, воспитателей - научить ребёнка грамотно выражать свои мысли, высказывать своё мнение, не стесняться вступать в диалог со сверстниками, взрослыми.

Словарь младшего дошкольника состоит из 1,5-2 тысяч слов. Однако педагоги, работающие с дошкольниками, отмечают, что в настоящее время у большинства детей к 4 годам речевое развитие сильно отстаёт от возрастной нормы или даже развивается с нарушениями, наблюдается все больше количество детей с общим нарушением речи, задержкой речевого развития, алалией. Для таких детей характерны фонетические трудности, различные лексические нарушения, множество нарушений в грамматическом строе.

Особенно остро проблема снижения речевой активности проявляется в практике дошкольных образовательных организаций. Воспитатель сам много говорит: это объяснения, замечания, пояснения, указания, требования, а речевая активность воспитанников при этом уменьшается.

В процессе становления речи важную роль играет художественная литература. Художественная литература открывает и объясняет ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и воображение ребёнка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. В детском саду младших дошкольников знакомят с литературными произведениями разных жанров: рассказами, сказками, стихотворениями, потешками. Приобщаясь к художественной литературе, ребёнок младшего дошкольного возраста накапливает определённый запас слов, который содержит все части речи. Средствами художественного слова ребёнок осваивает грамматические нормы языка в единстве с его лексикой. Из книги ребёнок узнает много новых слов, образных выражений, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Литература помогает излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты, другие средства образной выразительности, владение которыми, в свою очередь, служит развитию художественного восприятия литературных произведений.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что проблема использования художественной литературы как средства развития речевой активности у детей младшего дошкольного возраста является актуальной.

Речь обладает большим значением для всестороннего развития младших дошкольников. Ведь это главное средство общения между детьми. Дети понимают не все грамматические конструкции слов, но речь позволяет привлечь внимание к действиям и предметам. Действия взрослых при этом обладают важной ролью, ведь дети стараются им подражать. Именно подражание взрослым людям становится одним из главных механизмов развития общения в этом возрасте.

Возраст от трёх до четырёх лет имеет особое значение для формирования речи детей.

Главная задача педагогов в области формирования речи у младших дошкольников – помогать детям осваивать разговорную речь, приобретать навыки владения родным языком.

 

Цель: Организовать деятельность детей, направленную на знакомство со сказкой: способствовать развитию речи детей.

Задачи:

- Создать условия для:

  • формирования интереса к слушанию сказки,

  • для закрепления навыка счета до 5,

  • для понимания фольклорных выражений,

  • для воспитания интереса к совместной деятельности.

- Учить использовать в речи числительные, прилагательные.

- Развивать речевой слух, зрительное и слуховое внимание.

- Развивать речевое дыхание.

Предварительная работа: Чтение сказки «Теремок».

Оборудование: Магнитные картинки героев сказки (мышка, лягушка, заяц, волк, лиса, медведь, 5 картинок лисят). Макет теремка.

 

Ход занятия

Мотивационный этап

Воспитатель:

- Сказка в гости к нам пришла
И загадку принесла:
Стоит в поле теремок,
Он не низок не высок.
Кто живет в нем,
Как узнать?
Надо сказку рассказать.

- Ребята, узнаем, кто живет в теремке? И что же там случилось?

Ориентировочный этап

Воспитатель: В нашей сказке есть загадки, чтобы их отгадать, надо героям помогать. Вы готовы помочь и узнать об их приключениях?

Воспитатель: Дверь в сказку открывается, сказка начинается.

(Дети садятся на стулья полукругом)

Исполнительский этап

Воспитатель: Стоял в поле теремок. Мимо мышка-норушка бежала, да заблудилась. Кричит, зовет на помощь, но ее никто не слышит. Помогите мышке, отгадайте, как, что она кричит?

(Воспитатель мимически произносит звуки «АУ»)

Воспитатель: Правильно, мышка кричит «АУ». Давайте все вместе скажем сначала тихо, а потом громко «АУ».

Упражнение на силу голоса.

Воспитатель: Услышали все мышку-норушку, и показали ей дорогу к теремку. Стала она жить в теремке.

Бежит по лесу лягушка–квакушка. Увидела теремок. Хочет запрыгнуть на ступеньки, да не может. Высоко. Помогите лягушке. Давайте попрыгаем вместе с ней.

Физкультминутка.

1,2,3,4,5 будем мы с тобой играть

Прыгаем опять 1,2,3,4,5.

Воспитатель: Лягушке-квакушке помогли. Стали они жить вдвоем. Прибежал на полянку зайчик – побегайчик. Расскажите, какой зайчик?

Описательный рассказ

Воспитатель: Постучал он в дверь, но кто же там живет? Расскажите зайчику - побегайчику.

(Ответы детей: мышка-норушка, лягушка-квакушка.)

Воспитатель: Пустили они зайчика - побегайчика, и стали жить втроем. Идет по лесу серый волк, через чащу лесную пробирается. Перед ним высокая трава. Не пройти ему. Помогите волку. Покажите сильный «ветерок». Давайте все вместе раздуем высокие заросли.

Дыхательная гимнастика «Ветерок»

Воспитатель: Молодцы. Все вместе, дружно, помогли волку. Добрался он до теремка. Теперь они живут вчетвером. Крадется по лесу лисичка - сестричка. А в норе ее ждут лисята. Сколько их? Давайте посчитаем.

(Счет, числительные до 5.)

Воспитатель: Пригласили звери лисичку – сестричку в гости. Идет косолапый медведь. Подошел к теремку, и стал реветь: «Кто в теремочке живет?». Расскажите, медведю, кто в теремке?

(Ответы детей: мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик - побегайчик, серый волк, лисичка-сестричка).

Воспитатель: Сколько их всего в теремке?

Порядковый счет до 5

Воспитатель: Медведь косолапый полез в теремок и сломал его. Что же теперь делать?

Воспитатель: Плачет мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик - побегайчик, лисица-сестрица и серый волк. Что же делать?

(Ответы детей: Построить новый теремок.)

Воспитатель: Одному тяжело строить, поэтому, звери все вместе, дружно стали строить теремок.

Конструирование

Воспитатель: Вот и построили все вместе теремок. Назовите, кто в нем будет жить?

(Ответы детей: мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик - побегайчик, лисичка - сестричка, серый волк, косолапый медведь.)

Воспитатель: Вот какой теремок получился. Даже медведю в нем нашлось место.

Рефлексивный этап

Итоговая беседа.

Воспитатель: Какая сказка приходила к нам? Кому мы помогали? Как помогали? Вы готовы еще кому то помочь?

Тогда будем ждать еще гостей, но это будет завтра, а сейчас давайте дружно хором скажем: «В дружбе и работа спорится».

 

Литература 

1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное), испр. и доп.— М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. — c.336.

2. Воспитание и обучение в младшей группе детского сада. Программа и методические ре­комендации / сост. О. А. Соломенникова. - М.: Мозаика-Синтез, 2006.

3. Голицына, Я. С. Занятия в детском саду. Перспективное планирование. Младшая группа / Н. С. Голицына. - М.: Скрипторий 2003, 2008.

4. В. В. Гербовой «Развитие речи в детском саду», «Приобщение детей к художественной литературе» (М.: Мозаика-Синтез, 2005).

5. Арушанова, А.Г. Младшая группа: формирование грамматического строя речи // Дошкольное воспитание, 1997, № 1.

6. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1991. — 160 с.

7. Бондаренко А. К. Словесные игры в детском саду. Пособие для воспитателя дет. сада. Изд. 2-е, испр. и доп. М. , «Просвещение», 1977.

8. Дидактические игры в детском саду. Пособие для воспитателя дет. сада / А. И. Сорокина. - М. : Просвещение, 1982. - 96 с.; 22 см.

9. Развитие речи детей 3-5 лет. 2-е изд., перераб. И доп. / Под ред. О. С. Ушаковой. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 192 с. – (Развиваем речь)

10. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина - 2-е изд., испр. - М.: Просвещение, 1979. — 223 с, ил., 4 л. ил.

Конспект во вложении (pdf 200KB)



Скачать вложение

Возврат к списку



  • Главная
  • Интернет-приёмная
  • Контакты
  • RSS
Областное государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Рязанский институт развития образования» (ОГБУ ДПО "РИРО")
Интернет-портал  rirorzn.ru (12+) зарегистрирован в Роскомнадзоре 25.12.2015 г. Реестровая запись Эл №ФС77-64083 
Учредитель ОГБУ ДПО "РИРО" 390023, г. Рязань, ул. Урицкого, д. 2а тел.: (4912) 44-49-79, (4912) 44-63-92 e-mail: riro@ryazan.gov.ru
Главный редактор Лапкина Е.В. тел.: (4912) 444902 Доб. 168,  e-mail: rirorzn@yandex.ru