В гостях у Солнышка
Автор: Рябко Надежда Владимировна, воспитатель МДОУ «Детский сад № 69», г. РязаниКонспект занятия по развитию речи с элементами логоритмики в средней группе
Цель: способствовать развитию речи через знакомство детей со сказкой «У солнышка в гостях».Задачи:
- способствовать развитию слухового восприятия устного текста;
- организовать деятельность детей направленную на формирование умения задавать вопросы предложением из 3-6 слов;
- создать условия для проведения дыхательной гимнастики;
- создать условия для координации речи в движении;
- способствовать воспитанию доброжелательности, отзывчивость.
- организовать рефлексивную оценку результатов действий детей на занятии.
Ход занятия
1. Вводная часть
Дети сидят на стульчиках.
Педагог:
- Здравствуйте, мои друзья. Ребята, скажите, пожалуйста, а вы любите сказки? (Да!)
2. Основная часть
- Ребята, мы с вами будем путешествовать по словацкой народной сказке, которая называется «У солнышка в гостях». (Педагог показывает книгу).
Педагог:
Ребята, посмотрим, кто живет в этой сказке. В ней жила-была курочка. И были у нее маленькие цыплятки. (Педагог достает припрятанные игрушки курочки и цыпляток. Читает сказку.)
Однажды большая туча занавесила небо. Солнце три дня не показывалось. Заскучали цыплята без солнечного света.
- Куда это солнышко девалось? - говорят. - Нужно его поскорее на небо вернуть.
- Где же вы его найдете? - закудахтала наседка. - Разве вы знаете, где оно живет?
- Знать-то мы не знаем, а кого встретим, того спросим, - ответили цыплята.
Собрала их наседка в дорогу. Дала мешочек и сумочку. В мешочке -зернышко, в сумочке - маковинка.
Педагог:
- Ребята, хотите помочь цыплятам найти солнышко?
- Чтобы им помочь, мы будем у встретившихся героев спрашивать, где живет солнышко? Сможете?
(Дети берутся за руки и идут по группе. Останавливаются у мольберта, на котором прикреплена картинка с изображением огорода. Рядом расположен стол, на нем сидит сорока. Там же лежат ритмо-схемы, которые в последующем выставляются на мольберт).
Педагог:
- Ребята, кого мы встретили?
Обращает внимание на улитку, которая сидит за кочаном капусты. Большая, рогатая, а на спине хатка стоит.
Педагог вместе с детьми спрашивает:
- Улитка, не знаешь ли ты, где солнышко живет?
- Не знаю. Вон на плетне сорока сидит - может, она знает.
А сорока ждать не стала, пока к ней цыплята ребята подойдут. Подлетела к ним, затрещала:
- Не могу разобрать мои покупки, новенькие сапожки, с базара. Помогите, помогите, ребята!
Ритмическая игра «Сапожки»
Воспитатель выставляет схемы. Дети отстукивают ритм по ритмо-схеме. Раскладывая сапожки по полочкам.
Дети:
Большие сапожки Топают ногами четвертями.
Шли по дорожке:
Топ, топ, топ, топ!
Поменьше сапожки Хлопают в ладоши восьмыми.
Шагали по дорожке.
Топ-топ, топ-топ, топ-топ!
Малыши-сапожки Топают ногами шестнадцатыми.
Бежали по дорожке:
Топа-топа-топа-топа, топа-топа-топа!
Сорока:
- Спасибо вам ребята.
- Цыплята, куда вы идете, куда? Куда вы, ребята, идете, куда?
Выслушать варианты ответов детей. (Да вот солнышко скрылось. Три дня его на небе не было. Идем его искать.
- И я пойду с вами! И я пойду с вами! И я пойду с вами!
- А ты знаешь, где солнышко живет?
- Я-то не знаю, а заяц, знает: он по соседству, за межой, живет! - затрещала сорока.
Педагог:
- Пойдем те все вместе солнышко искать.
Берут сороку с собой и идут по группе.
Останавливаются около зайца.
Педагог:
- Доброе утро, заяц.
- Давайте спросим у зайца, где солнышко живет.
Предложить одному из детей узнать, где солнышко живет.
Заяц
- Я не знаю, а вот за ручьем, под деревом, еж живет - он знает.
Пойдем, зайчик, быстрее к ёжику.
Работа над силой, высотой голоса и мягкой атакой.
Дети берутся за руки и идут по кругу, проговаривая вместе с воспитателем.
Зайка скачет в горочку
Вверх, вверх, вверх (высокий голос)
А потом под горочку
Вниз, вниз, вниз. (низкий голос)
Педагог обращает внимание на ёжика, который спит под деревом.
Педагог:
- Привел заяц всех к ежику.
Дети останавливаются у мольберта.
- А еж сидел под деревом и дремал.
- Давайте все вместе тихо позовем ёжика, чтобы не напугать его.
Дыхательное упражнение «Ежик» (по Б. Толкочеву)
После активного вдоха через нос, ребята на выдохе произносят «пых-пых», энергично работая мышцами живота.
Ежик спит.
- Теперь все вместе громко позовем ёжика. Пых-пых-пых.
Проснулся ёжик.
- Ребята что мы должны спросить у ежика?
(-Ежик, ты не знаешь, где солнышко живет? Три дня его не было на небе, уж не захворало ли?)
Ёж:
-Знаю, где солнышко живет, нам нужно идти к большой горе!
Педагог:
- Вот мы и пришли на макушку высокой горы. Мольберт покрыт белой тканью. С одной стороны мольберта ткань струится по полу, с другой к нему прикреплена нарисованная на ватмане гора с облаком.
А там облако за вершину уцепилось и лежит-полеживает.
Ребята останавливаются около горы.
Уселись ребята удобно на облачко, и полетело оно прямо к ме¬сяцу в гости.
Облака:
Облака, облака, Руки вытянуть, крупное круговое движение.
Облака кудрявые: «Кудрявые» - мелкие круговые движения,
Кучерявые бока. Движение рук по кругу 2 раза, затем руку согнуть в локте, выполнять ритмичное движение восьмеркой.
Целые, дырявые.«Целые» - очень большое круговое движение, «дырявые» - имитация протыкания «дырок» в облаке.
(С.Михалков)
Появляется месяц.
Педагог:
- Ребята, давайте попросим месяц, показать, где солнышко живет. (Ребята просят у месяца показать им дорогу)
Ребята подходят и садятся на стулья, на которых сидели в начале занятия.
Педагог достает домик, устанавливает его на мольберте.
Привёл их месяц прямо к дому, где солнце живёт. А в доме темно, и света нет: заспалось, видно, солнце и просыпаться не хочет.
- Ребята давайте все вместе солнышко позовем:
Координация речи с движением
Закличка «Солнышко»
Дети:
Солнышко, солнышко, Поднимают руки вверх, выполняя «фонарики».
Выгляни в окошечко. Прикладывают ладони ко лбу.
Где твои детки? Протягивают руки вперед.
Сидят на загнетке. Складывают руки «полочкой».
Лепешки валяют, Мягкие движения кистями, то одна сверху, то другая.
Тебя дожидают. Протягивают руки в стороны.
На домик прикрепляется картинка с изображением солнышка(грустной стороной вверх).
Педагог рассказывает сказку.
Услыхало солнце, что его зовут, и говорит:
- Не могу я на небо выглянуть. Туча меня три дня прятала,
я теперь заблестеть не могу.
Начал заяц воду таскать, сорока - солнце водой умывать, ёж - полотенцем вытирать, а цыплята - соринки смахивать.
Солнце переворачивается радостной стороной вверх.
Педагог обыгрывает сказку игрушками.
Выглянуло солнце на небо, чистое, ясное да золотое. И всюду стало светло и тепло.
Вышла погреться на солнышке и курица. Вышла, закудахтала, цыплят к себе подзывает. А цыплята тут как тут. По двору бегают, зерна ищут, на солнышке греются.
3. Заключительная часть.
Педагог:
- Смогли помочь цыплятам найти солнышко?
- Потому что сумели правильно задать вопрос, как его найти.
- Как называется сказка, в которой мы побывали?
- Что произошло в этой сказке? (Туча закрыла солнце).
- Чем закончилась сказка? (Солнышко выглянуло и осветило всю землю).
- Понравилась ли вам сказка?
Литература:
1. Примерная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. Москва, изд-во «Мозаика-Синтез», 2015. - 368с.
2. Картушина М. Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 4-5 лет. М., ТЦ «Сфера», 2010. -160с.
3. Картушина М.Ю. Конспекты логоритмических занятий с детьми 5-6 лет. - М.: ТЦ Сфера, 2008г. - 208с.
Скачать вложение