РЯЗАНСКИЙ ИНСТИТУТ
РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
12+
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
(4912) 446392 приемная
(4912) 955922 курсы
(4912) 443763 гостиница
Россия, г. Рязань, ул. Урицкого, д.2а
?
  • Институт
  • Обучение
  • Публикации
  • РИРО.ТВ
  • Форум
  • Оплата
Вход
  • ВОСПИТАНИЕ
  • ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Иностранные языки
    • Русский язык
    • Литература
    • ОРКСЭ, ОДНКНР
    • Обществознание
    • Психология
    • Социология
    • История
    • Культура
    • Право
    • ИЗО
  • ДОШКОЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Биология
    • География
    • Экология
    • Информатика и ИКТ
    • Математика
    • Физика
    • Химия
    • Экономика
  • УПРАВЛЕНИЕ
  • НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЗДОРОВЬЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ
    • ЗОЖ
    • Физическая культура
    • ОБЖ
  • КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА
  • ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ
  • ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
  • РАЗНОЕ
  • ТЕХНОЛОГИЯ
  • ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА
  • МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИЙ. СБОРНИКИ
Добавить публикацию

Мероприятия

III Региональный конкурс проектов (социальной рекламы) «Мы против наркотиков» для студентов среднего профессионального образования
Региональный этап Всероссийского конкурса профессионального мастерства педагогов финансовой грамотности «Финансовая перемена»

В гостях у тетушки Садовницы

Автор: Малевская Елена Васильевна; Куприкова Светлана Владимировна – воспитатели МБДОУ «Детский сад №10», г. Рязань

Конспект занятия по экологии в средней группе (дети 4-5 лет).

Данная аннотация раскрывает цель и смысл занятия с детьми средней группы «В гостях у тетушки Садовницы» и посвящена важности экологического воспитания в дошкольных образовательных организациях. Важность воспитания у детей экологических знаний и экологической культуры поведения с раннего возраста поддерживается актуальными нормативными документами. В соответствии с Федеральной образовательной программой дошкольного образования, отмечается, что экологическое воспитание является неотъемлемой частью воспитательно-образовательного процесса, содействуя формированию у детей бережного отношения к окружающему миру и развитию навыков экологически грамотного поведения. Так же подчеркивается значимость формирования основ экологической культуры у детей дошкольного возраста и подготовки их к осознанному участию в экологически безопасной деятельности. [1]

Занятие реализует тему экологического воспитания на примере знакомства с семенами растений и понимания важности ухода за ними. В рамках занятия дети узнают больше о растениях, их семенах, рассматривают семена через увеличительное стекло (лупу). Они учатся сравнивать семена, находить их схожие и отличительные черты, узнают, как из маленького семечка может вырасти большое растение. Осознают, что растения бывают как полезные (культурные), так и вредные (сорные). Основное внимание уделяется практическому опыту: дети сами сажают семена, ухаживают за растениями, наблюдают за их ростом.

Методологический арсенал включает разнообразные формы работы: беседы, практические задания, демонстрации, игры и дидактические материалы. Педагоги используют пособия, которые помогают в наглядном представлении материала и позволяют детям глубже понять экологические процессы. Особенностью работы является интеграция знаний из различных областей — биологии, естествознания и окружающего мира — таким образом, чтобы дети формировали целостное представление о природе и ее законах.

Занятие проводится в форме интерактивного взаимодействия с детьми. Позже планируется привлечь родителей и добиться их активного участия в процессе выращивания семян. Родители выступят помощниками в проведении экспериментов и поддержат инициативу детей на этапе изучения и ухода за растениями дома. Подобная модель взаимодействия способствует укреплению связей между семьёй и образовательной организацией и стимулирует интерес к экологии и окружающей среде не только у детей, но и у взрослых.

Цель: расширять представления о растительном мире.

Задачи:

Обучающие:

- познакомить с семенами репейника;

- дать сведения о том, как выглядят семена.

Развивающие:

- расширить знания детей о семенах тыквы и подсолнечника и необходимых условиях для их прорастания. 

- развивать познавательную активность детей через исследовательскую деятельность, направленную на обследование свойств семян с помощью сенсорных эталонов.

Воспитательные:

- воспитывать бережное отношение к окружающему миру.

Активизация словаря: сад, огород, семена, садовница.

Обогащение словаря: репей, сорное растение.

Предварительная работа: беседа и рассматривание семян подсолнечника, тыквы, дидактические игры: «Угадай по описанию», «Четвертый лишний».

Материалы: Семена растений (репей, тыква и подсолнечник), увеличительные лупы, тарелочки, банка с водой, лейки, письмо от Садовницы, руль, игрушка-собака, ложка, ватные диски, баночки.

Ход занятия

Мотивационный этап.

Воспитатель: Ребята смотрите, что это нам принес почтальон? (достает конверт).

Дети: Письмо!

Воспитатель: Письмо нам прислала старая знакомая, тетушка Садовница.

А давайте вспомним кто же такая Садовница?

Дети: Садовница - это человек, который занимается выращиванием растений в саду, и уходом за ними в огороде.

Воспитатель: Давайте прочитаем, что же она написала: «Ребята, я живу, как вы уже знаете в деревне и у меня тут большой сад и огород. В деревне жить очень интересно, но очень хлопотно. Работы столько много в саду и огороде, а тут еще и кот Мурзик – озорник играл, да и все семена тыквы и подсолнечника перемешал. А у меня много дел, и помочь некому, помогите мне, пожалуйста, перебрать семена, а потом и прорастить!»

Воспитатель: Дети вы хотите помочь тетушке Садовнице?

Дети: Да!

Воспитатель: Как мы можем помочь Садовнице?

Дети: Семена можно просеять или перебрать.

Ориентировочный этап.

Воспитатель: Тогда мы с вами отправляемся к Садовнице в деревню. На чем вы хотите поехать?

Дети: На машине.

Воспитатель: Едем, едем на машине,
Нажимаем на педаль.
Скорости переключаем,
Смотрим пристально мы вдаль.
Дворники счищают капли
Вправо, влево. Чистота!
Волосы ерошит ветер.
Мы — шофёры хоть куда! [5]

Воспитатель: Вот и домик расписной

                       Посмотрите, вот какой.

                       Возле дома – огород,

                       В нем Садовница живет!

                       Деток в гости к себе ждет!

Воспитатель: Что-то Садовница нас не встречает? Воспитатель заходит в домик. Обходит вокруг, переодеваюсь, выходит в роли Садовницы.

Садовница: Здравствуйте, дети! Будьте гостями. Я вас так рада видеть! Вы наверное получили мое письмо? Спасибо, что решили помочь.

Садовница: Послушайте, кто это так жалобно скулит? Подходят к скамейке под которой находят щенка – Дружка, который весь в колючках репейника.

Садовница: Что это то с ним?

Дети: липучка, колючка.

Садовница: Это репей.

Дети: Репей.

Садовница: Дети, а вы знаете, почему у него такое название? Репей - хватает, цепляет. Вот и Дружок нацеплял и нахватал репьев. Давайте поможем Дружку снять их. (Помогают). А теперь, рассаживайтесь поудобней, рассмотрим их через лупу, что мы видим? Видите крючки?

Дети: Да, колючий шарик состоит из крохотных крючков, их очень много.

Садовница: Именно они цепляются за одежду людей или шерсть животных. Семена, которые находятся внутри шариков, попадают в новые места, где и прорастают. Поэтому это растение называют вредное или сорное. Вот теперь вы знаете как цепляется репей, а как прорастает знаете?

Дети: Нет.

Садовница: Давайте превратимся в зернышки.

Физкультминутка «В землю зёрнышко попало»

В землю зёрнышко попало, (приседают)
Прорастать на солнце стало (руки над головой)
Дождик землю поливал,
И росточек подрастал (медленно встают)
К свету и теплу тянулся
И красавцем обернулся. (2 раза) [3]

Исполнительный этап.

Садовница: Дети, я вам в письме написала, что кот Мурзик играл, и перемешал все семена тыквы и подсолнечника, и убежал. Вы мне поможете их перебрать, а потом и прорастить?

Дети: Да!

Садовница: Давайте вспомним, какие семена подсолнечника и тыквы, чем отличаются, и разложим их.

Садовница: Какого они цвета?

Дети: Черного, белого, серого.

Садовница: Какие они на ощупь?

Дети: Гладкие, твердые.

Садовница: А что находится внутри? Посмотрим?

Дети: Зернышко.

Садовница: А покрыто оно скорлупой. Посмотрите, один кончик у них острый, а другой закругленный, попробуйте надавить на ладошку острым концом. Какие у вас ощущения?

Дети: Покалывание, как иголка.

Садовница: Как вы думаете, семена подсолнечника и тыквы похожи или нет?

Дети. Нет.

Садовница: Почему они не похожи?

Дети. Это семена разных растений.

Садовница: Молодцы! Семена мы разложили. Но перед тем, как приступать к проращиванию семян, нужно вспомнить, что им необходимо для того, чтобы они проросли, и могли развиваться дальше?

Дети: Земля, вода, тепло и свет.

Садовница: К сожалению, дети, мы не можем посадить семена в открытый грунт – землю, потому что за окном хозяйничает холодная зима. Но можем вырастить растения у себя дома. Для этого семена нужно «разбудить»! Чтобы они «проснулись», поместим их в «волшебные баночки». Сегодня мы с вами будем пробуждать семена подсолнечника. Возьмите баночки и на дно каждой баночки положим круглый мягкий фильтр (выкладывают) и увлажним его (увлажняют). Семена разместим так, чтобы они не соприкасались, не мешали друг другу «просыпаться». Закроем баночку. А теперь мы с вами будем наблюдать за ними через прозрачную банку, как семена будут просыпаться. А наши наблюдения будем зарисовывать в дневник наблюдения. [4]

Садовница: Скажите, как мы будем ухаживать за семенами?

Дети: Будем ставить на солнце, будем поливать, ухаживать.

Садовница: Когда появятся ростки, обязательно пересадите их весной в огород. И вырастут из зернышка золотые солнышки. Будут украшать ваш детский сад, и все будут радоваться.

Садовница: Спасибо, дети за помощь, вам пора возвращаться в детский сад! Едем, едем на машине,
Нажимаем на педаль.
Скорости переключаем,
Смотрим пристально мы вдаль.
Дворники счищают капли
Вправо, влево. Чистота!
Волосы ерошит ветер.
Мы — шофёры хоть куда! [5]

Рефлексивный этап.

Воспитатель: Мы с вами вернулись в детский сад. Давайте вспомним, где мы были, что делали, понравилось ли помогать тетушке Садовнице?

Перспективный этап.

Воспитатель предлагает детям обменяться полученными впечатлениями со своими родными. Позже планируется привлечь родителей к высадке семян на клумбу детского сада.

Список литературы:

1. Федеральный государственный образовательный  стандарт дошкольного образования.­ – М.: ТЦ Сфера, 2023.– 28с.

2. ВераксаН.Е., ГалимовО.Р. Мир физических явлений, опытов и эксперименты в дошкольном детстве. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2021. – 66 с.

3. Нищева Н. В. Подвижные игры, упражнения, физкультминутки для развития общей и мелкой моторики. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2021. — 128 с.

4. Нищева Н.В. Познавательно-исследовательская и опытно-экспериментальная деятельность в детском саду. – СПб.: ООО Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2021. – 240 с.

5. Образовательный портал «Продленка» https://www.prodlenka.org › metodicheskie-razrabotki

Конспект во вложении.



Скачать вложение

Возврат к списку



  • Главная
  • Интернет-приёмная
  • Контакты
  • RSS
Областное государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Рязанский институт развития образования» (ОГБУ ДПО "РИРО")
Интернет-портал  rirorzn.ru (12+) зарегистрирован в Роскомнадзоре 25.12.2015 г. Реестровая запись Эл №ФС77-64083 
Учредитель ОГБУ ДПО "РИРО" 390023, г. Рязань, ул. Урицкого, д. 2а тел.: (4912) 44-49-79, (4912) 44-63-92 e-mail: riro@ryazan.gov.ru
Главный редактор Лапкина Е.В. тел.: (4912) 444902 Доб. 168,  e-mail: rirorzn@yandex.ru