В парке зимой
Автор: Салангина Наталья Викторовна, учитель – логопед, Субботина Татьяна Васильевна, воспитатель, МБДОУ «Детский сад №121», г.РязаньКонспект интегрированного занятия для детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи
Аннотация
Проблема воспитания и обучения детей с нарушениями в развитии речи является весьма острой и актуальной на сегодняшний день. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО), речевое развитие включает в себя владение речью как средством общения и культуры: обогащение активного словаря, развитие связной, грамматически правильной монологической речи, развитие речевого творчества, знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.
Дети с тяжелыми нарушениями речи, нуждаются в целенаправленной коррекционной работе над их словарем. Это связано с тем, что у таких детей, помимо отставания в развитии речи, проявляются сопутствующие нарушения, которые затрудняет коррекционную работу. Работа по активизации словаря детей с ТНР предусматривает комплексный подход. Словарная работа проводится в соответствии с лексическими темами, в рамках которых осуществляется ознакомление детей с окружающим миром, уточнение и активизация словарного запаса. Такой подход к построению занятий представлен в методических разработках Нищевой Н.В.[2],Ткаченко Т.А.[1], Бардышевой Т.Ю, Моносовой Е.Н. [3]
Взаимодействие в работе учителя-логопеда и воспитателя строиться на принципах сотрудничества, совместного планирования и обсуждения, что дает возможность учитывать индивидуальные и речевые особенности детей. Воспитатель закрепляет навыки правильной речи, выполняет рекомендации логопеда по уточнению и расширению словаря детей на всех занятиях.
Для детей с тяжёлыми нарушениями речи важным является развитие мелкой моторики рук. Исследователь детской речи М.М. Кольцова пишет: “Движение пальцев рук в процессе развития человечества оказались тесно связанными с речевой функцией”. [3] Павлов И.П. указывал на то, что развитие функций обеих рук и связанное с этим формирование речевых центров в обоих полушариях дает человеку преимущества в интеллектуальном развитии.[6]
.
Цель: развитие коммуникативных и творческих способностей при обобщении знаний по лексической теме «Зимующие птицы».
Задачи:
Коррекционно-обучающие:
-
уточнять и расширять словарь по теме «Зимующие птицы»,
-
расширять представления о том, чем питаются птицы зимой,
-
формировать обобщающее понятие «зимующие птицы»,
-
упражнять детей в словообразовании существительных, сложных прилагательных,
-
упражнять в согласовании существительных с числительными, в подборе прилагательных к существительному,
-
формировать умение отвечать полным предложениями на поставленный вопрос.
-
формировать умения детей лепить птиц (синицу и снегиря), методом пластилинографии, передавая особенности их внешнего вида.
Коррекционно-развивающие:
-
развивать произвольное внимание, память, логическое мышление, наблюдательность, пространственный гнозис,
-
развивать самостоятельность в ответах на вопросы;развивать координацию речи с движением, мелкую моторику.
Коррекционно-воспитательные:
-
воспитывать заботливое отношение к птицам, желание подкармливать их зимой,
-
формировать умение слушать ответ товарища и не перебивать собеседника.
Оборудование: картинки с изображением зимующих птиц, деревьев зимой; игровое поле «Кормушка» 3х3 квадрата, раздаточный материал к игровому полю, зимующие птицы; «Звуковые кормушки» (4 шт.), картинки корм для птиц (сало, кисть рябины, семечки тыквы, шишки, хлебные крошки); стеки, пластилин, доски для работы с пластилином, шаблоны птиц на каждого ребенка, влажные салфетки, кормушки – макеты для птиц; музыкальная композиция «Времена года» П.И. Чайковского «Декабрь»[8]
Ход занятия
1 блок. Развитие коммуникативных способностей детей.
1.1 Организационно - мотивационный этап.
Игра «Друг к дружке» из цикла психопрофилактической программы для детей 5-7 лет «Школа – интересная игра» (дети стоят в кругу) [9]
Логопед: Здравствуйте, ребята, я очень рада вас видеть. У меня отличное настроение. А у вас какое? (хорошее). Для того, чтобы оно стало еще лучше давайте поиграем в игру «Друг к дружке» (Дети по команде становятся в пары и здороваются разными частями тела: ногами, локотками, спинками.)
Логопед: Ребята, так мы здороваемся только в игре. А в жизни как мы обычно здороваемся? (Говорим «здравствуйте»)
1.2. Основной этап.
Логопед: Отгадайте загадку:
Лес укрыло одеяло,
Льдом озера заковала,
Застудила все дома,
Это к нам пришла ….(зима)
1.2.1. Игра «Скажи, какая?» (подбор прилагательных к существительному)
Логопед: Зима пришла и рассыпала снежинки к нам на ковер. Снежинку мне принесите и красивое слово о зиме назовите. Какая бывает зима? (снежная, волшебная, морозная, красивая…)
Вы подобрали очень красивые слова о зиме, что мне захотелось отправиться на прогулку. А вам?
В зимний парк я на прогулку
Приглашаю вас пойти.
Интересных приключений
Нам, ребята, не найти.
Логопед: Закрыли глазки и представим, что мы перенеслись в зимний парк. (в это время раскладываются следы птиц)
Логопед: Вот мы и перенеслись в парк. Ребята, посмотрите, что это? Как вы думаете, кто оставил эти следы? Отгадаем этих птиц? Поиграем в игру «Повертись, покружись, всем ребятам покажись»
1.2.2. Игра «Повертись, покружись, всем ребятам покажись!» (отгадай птицу по признакам) ( дети сидят на стульях)
Картинки – отгадки: снегирь, синица, воробей, клест, сова, сорока. Выбирается водящий. На прищепку за ворот сзади ему прикрепляется картинка с изображением одной и птиц. Дети с логопедом пропевают слова: «Повертись, покружись, всем ребятам покажись!»
Затем дети называют признаки птицы. Задача водящего – отгадать, кто у него за спиной.
Например, снегирь – красивый, красногрудый, важный; синица – маленькая , бойкая, желтогрудая, ловкая; воробей – маленький, коричневый, шустрый, быстрый; сова – лесная, ночная, мудрая, большеглазая; клест – яркий, лесной, красноперый, с загнутым клювом. По отгадывании загадок картинки с птицами выставляются на доску.
Логопед: Какое слово (слова) помогли тебе догадаться, что это снегирь? …и т.д.
Логопед: Как назовем этих птиц одним словом? (зимующие)
Логопед: Каких еще зимующих птиц вы знаете? (варианты детей)
(Картинки зимующих птиц размещаются на доске на деревьях, между ними и т. д)
1.2.3.Игра «Найди птицу? (употребление предложно-падежных конструкций)
Логопед: Где сидит воробей? Синица ? А где находится ворона?.и т.д
1.2.4. Игра с мячом «Назови ласково» (употребление существительных с уменьшительно – ласкательными суффиксами) (дети стоят в кругу)
Логопед: На улице зимой холодно и птицы мерзнут. Как их согреть? (варианты детей) Ребята, согревает не только тепло, но и ласковое слово. Назовем наших птичек ласково, они и согреются. Кому мячик попадет, тот птичку ласково назовет.
Воробей – воробышек,
синица – синичка,
сова – совушка,
снегирь – снегирек,
голубь – голубок…
птица – птичка
Логопед: Как еще мы можем помочь птицам перезимовать? (Мы можем сделать кормушки и насыпать корм)
1.2.5. Пальчикова игра «Кормушка»(дети сидят за столами)
Ребята дощечки пилили, пилили. |
Пилящие движения ребром ладони |
И дружно кормушку для птиц мастерили. |
Стучат кулаком о кулак |
В нее мы насыплем для птиц угощенье: |
Растирание подушечек пальцев |
Немного семян, и остатки печенья, |
Загибать пальцы на двух руках, начиная с большого |
Сушеные фрукты и хлебные крошки |
|
И сала на ветки развесим немножко. |
|
А чтобы на птичий обед посмотреть |
«Очки» подносим к глазам |
Чуть-чуть отойдем, |
«Шагают» пальцами по столу |
И не будем шуметь. |
Указательный палец поднести к губам |
Логопед: Смотрите какие кормушки у нас получились(детям раздаются кормушки – игровые поля). Они получились очень красивые и к нам сразу прилетели зимующие птицы. Нужно их всех разместить на кормушке.
1.2.6. Игра «Магическая кормушка» (закрепление пространственных представлений)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Логопед: Ребята, вы получили рабочее поле, которое состоит из рядов и столбиков. Давайте вспомним, что такое ряд и проведем пальчиком слева направо, показываем на своем поле. А теперь вспомним, что такое столбик. Покажем его на игровом поле (сверху вниз). Ваша задача разместить птичек по столбикам и рядам так, чтобы они не совпадали.
Логопед: Вася, назови все свои ряды. Назовите птицу, которая находится в правом верхнем углу… и.т.д. Сколько ворон прилетело к тебе, Маша? Воробьев..? Молодцы!
Логопед: А у меня есть вот такие «Звуковые кормушки»
Логопед: Догадайтесь, какая птичка в какую кормушку полетит. (Синица сядет в 4-ю кормушку, потому что это слово начинается с согласного мягкого, глухого звука. (ворона, дятел, снегирь, синица)
1.2.8. Игра «Покорми птиц» (предложно – падежное управление)
Логопед: Птиц по кормушкам вы правильно распределили, а теперь покормим наших птиц. Подумайте и скажите, кого и чем вы накормите.
Синицу накормим салом, снегиря – рябиной, ворону – гречкой, голубя – семечками…
Логопед: Ребята, как вы думаете, какой птички не может быть у кормушки? Совы, потому что она хищная птица.
Ребята, какие вы молодцы! Теперь в нашем зимнем парке все птицы будут накормлены. А нам пора возвращаться в детский сад
2 блок. Формирование умения лепить птиц методом пластилинографии, передавая их особенности внешнего вида.
2.1. Продуктивная деятельность: игра «Снегири и синицы»
Воспитатель: Ребята, я тоже хочу поиграть с вами в игру, которая называется «Снегири и синицы». В ней мы узнаем, как вы запомнили зимующих птиц, и что для них вредно, а что полезно. Для этого мы разделимся на две команды: «Снегири» и «Синицы» (Дети делятся на две команды).
В этой игре выигрывает та команда, которая быстрее нарисует пластилином птицу по названию своей команды. (Во время игры команда должна постараться точно передать особенности птицы).
Звучит музыкальный фрагмент из альбома «Времена года» П.И. Чайковского «Декабрь». По окончании работы обе команды размещают свои работы на кормушках (команда «Снегири» - в кормушку, где лежит рябина, а «Синицы» - где лежит сало и семечки)
Воспитатель: Ребята, какие красивые у вас получились снегири и синицы. Все они у нас милые, чудесные, красногрудые, желтогрудые, черногрудые, зимующие. Теперь они будут украшать нашу группу. Молодцы.
2.2 Рефлексивно- перспективный этап занятия.
Ребята, где мы с вами были? В какие игры мы играли? Какая игра вам понравилась и почему? Индивидуальная оценка деятельности детей.
А сейчас пойдем с вами на прогулку и покормим птиц полезным для птиц кормом.
Литература.
1. Ткаченко Т.А.Формирование и развитие словарного запаса у дошкольников. – М.:Феникс, 2021. – 62 с.
2. Нищева Н.В. Планирование коррекционной и образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности ДООдля детей с ТНРв соответствии с ФАОП ДО. Издание второе, дополненное и исправленное. –Санкт-Петербург.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2023. –176 с.
3. Бардышева Т.Ю, Моносова Е.Н.Конспекты логопедических занятий в детском саду для детей 5-6 лет с ОНР.–М.: Скрипторий, 2022. –277 с.
4. Нищева Н.В. Примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. –СПб.: Детство-Пресс, 2018.– 245 с.
5. Смирнова Т.В. Художественно-эстетическое развитие детей 5-6 лет. Занятия пластилинографией. –М.: Учитель,2023. – 47с.
6. Павлов И. П. Полное собрание сочинений / АН СССР. - Изд. 2-е, доп. - М. : Изд-во АН СССР, 1951 – 1954Т. 4. : [Лекции о работе больших полушарий головного мозга] / ред. Э. Ш. Айрапетянц. - 1951. - 452 с.
7. Кольцова М. М. Ребенок учится говорить. – М.: «Сов. Россия», 1973. -160 с.
8. Музыкальная композиция «Времена года» П.И. Чайковского «Декабрь»[электронный ресурс].-Режим доступа:https://my.mail.ru/music/search/Чайковский%20Времена%20года%20-%20Декабрь
Кесслер Е.В. Психопрофилактическая программа для детей 5-7 лет
«Школа – интересная игра». – Рязань: МОУ Центр психолого-медико-
социального сопровождения детей и подростков, 2006.
Конспект во вложении (pdf 211KB)
Скачать вложение