Великий поэт - Сергей Александрович Есенин
Автор: Красникова Татьяна Сергеевна, Рыбина Марина Анатольевна, Чудакова Ирина Вячеславовна, воспитатели МБДОУ «Детский сад № 123», г. РязаньКонспект занятия для детей средней группы.
Одной из задач по патриотическому воспитанию, согласно ФГОС ДО, является задача расширять представления о малой Родине; о замечательных людях, прославивших свой край. Стихи для ребенка – это могучее средство всестороннего воспитания: они способствуют развитию у детей любви к Родине, к родной природе, воспитывают любовь к родному языку.
Значительное место в процессе ознакомления дошкольников с поэзией занимает творчество С.А. Есенина. С.А. Есенин принадлежит к тем поэтам, произведениям которых свойственна великая простота. Они понятны любому читателю, как взрослым, так и детям. Лирика С.А. Есенина пронизана любовью к Родине. Большая часть произведений – стихи о природе. Впечатления, полученные от соприкосновения с лирикой Есенина именно в раннем детстве, обычно бывают самыми яркими и незабываемыми. Детям дошкольного возраста для чтения и заучивания наизусть рекомендуются в основном ранние стихи поэта. Сергей Есенин не писал стихов специально для детей. Главная его тема – природа и человек – настолько выразительная, звонкая, чистая и светлая, что малыши легко входят в мир Есенина. Все стихи поэта пронизаны особой теплотой, сердечностью, яркой образностью и эмоциональностью, а поэтому способствуют воспитанию в детях чуткости и бережного отношения к окружающему миру.
Высокая художественность стихов Есенина воспитывает в детях эстетический вкус, учит понимать поэзию. В своей лирике поэт широко использует образную народную речь, что способствует обогащению словаря детей, насыщает его яркими эпитетами. Окружающий мир становится видимым для ребенка через художественное слово поэта.
Задача педагога состоит не в том, чтобы разучить одно-два стихотворения наизусть, а целенаправленно знакомить детей с творчеством Сергей Есенина. Беседы, занятия, вечера и музыкально-литературные утренники, праздники родного слова, викторины, конкурсы могут быть посвящены творчеству поэта. А можно просто предложить послушать стихи Есенина о природе, о человеке, о том, как трогательно и трепетно поэт говорит о своей любви к родине.
Важно, чтобы дети чувствовали задушевность этих стихов. Прослушивание и исполнение музыкальных произведений на стихи Есенина способствуют эмоциональному восприятию лирики поэта, осознанию великого наследия Есенина.
В начале октября в Рязани проходит неделя Есенинских чтений, приуроченная к празднованию Дня рождения поэта. Изучение творчества С. Есенина особенно значимо для нас, потому что мы являемся его земляками, гордимся им и чтим его память. Вот и наш детский сад не остался в стороне. Были организованы разнообразные мероприятия: выставки совместных рисунков родителей и детей по стихам С. Есенина, экскурсии выходного дня в музей-заповедник села Константиново, создание мини – музея, посвященного С. Есенину, создан обучающий видеоролик, посвященный творчеству С. Есенина.
Цель: Ознакомление детей с жизнью и литературным творчеством русского поэта С.А. Есенина.
Задачи:
- познакомить детей с биографией и творчеством поэта С. Есенина;
- расширять представления детей о природе, ее многообразии и красоте через произведения С. Есенина;
- формировать умение понимать поэтические образы в стихотворениях;
- учить внимательно и заинтересованно слушать стихотворения;
- развивать умение видеть красоту и своеобразие окружающей природы;
- отрабатывать интонационную выразительность речи;
- развивать связную речь, обогащать и активизировать словарь;
- воспитывать чувство гордости и патриотизма;
- воспитывать любовь к Родине, родному краю;
- воспитывать чувства дружбы и коллективизма.
Словарная работа: Сергей Есенин, Русь, беззаветно, вкрадчиво, гулянка, тальянка, балалайка, плясовая, Солотча, кликаться (устар. перекликаться, зваться)
Предварительная работа: беседы о творчестве С. Есенина, знакомство с малой родиной поэта (виртуальная экскурсия в село Константиново), разучивание русских народных игр («Ручеек», «Ау»), заучивание детьми стихотворений С. Есенина («С добрым утром», «Восход солнца», «Ночь», «Черемуха», «Нивы сжаты, рощи голы», «Поет зима-аукает», «Бабушкины сказки»)
Оборудование: костюм для бабушки, магнитофон, портрет Сергея Есенина, компьютерная презентация «Сергей Есенин»
Литература:
1. Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 304–ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» (вступил в силу с 1 сентября 2020 года) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.garant.ru/
2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.garant.ru/(Дата обращения: 25.08.2021).
3. Постановление Правительства РФ от 30.12.2015 N 1493 "О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы" [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://base.garant.ru/71296398/.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – М.: Сфера, 2020г. - 80с.
5. Сергей Есенин. Стихотворения и поэмы. – Изд – во: АСТ, 2018г.
Интернет-ресурсы:
1. https://sergey-esenin.su/o-sajte/ - сайт, посвященный Сергею Есенину
2. http://www.museum-esenin.ru/ - сайт Государственного музея- заповедника С.А. Есенина
3. https://esenin-museum.ru/ - сайт Музея Сергея Есенина в Москве
4. https://esenin.ru / – сайт о Сергее Есенине, на котором расположена очень подробная библиография
Полный вариант статьи с презентацией к занятию во вложении (zip, 4Mb)
Скачать вложение