Верные друзья
Автор: Черданцева Татьяна Владимировна, учитель-логопед, МБДОУ «Детский сад №23», г. Рязань.Конспект группового открытого логопедического занятия в старшей группе для детей с ТНР
Аннотация
Овладение грамматическим строем речи необходимо для того, чтобы речь была четкой и логически обоснованной. Это делает речь доступной для восприятия и придает ей смысловой окрас. От того, насколько хорошо у ребенка развиты грамматические навыки, зависит формирование его мыслительных процессов. Грамматика языка отражает уровень интеллектуального развития ребенка.
Данное занятие было построено и проведено в соответствии с ФГОС ДО, задания подобраны с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей. Конспект занятия содержит этапы работы, которые взаимосвязаны между собой. В ходе занятия были закреплены и расширены представления об осени и ее приметах, закреплено: умение образовывать множественное число существительных, относительные прилагательные (изменяя их по родам), практическое употребление в речи предлогов В, НА, умение согласовывать существительные с числительными, была проведена работа над пониманием многозначных прилагательных. Дети выполняли пальчиковую гимнастику при помощи кинезиологического упражнения «Зайка», физкультминутку, учились понимать фразеологизмы.
Структура построения занятия позволяет влиять на детскую мотивацию, на развитие интереса к обучению у ребенка. Занятие может быть адресовано учителям-логопедам, воспитателям логопедических групп ДО, родителям.
Лексическая тема: «Осень».
Цель. Организация корреционно-развивающей деятельности, направленной на обобщение представлений об осени и ее приметах.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- закреплять и расширять представление об осени и ее приметах;
- закреплять умение образовывать множественное число существительных, относительные прилагательные (изменяя их по родам);
- закреплять практическое употребление в речи предлогов В, НА;
- закреплять умение согласовывать существительные с числительными;
- работа над пониманием многозначных прилагательных.
Коррекционно-развивающие:
- развитие операции дифференциации на материале овощей и фруктов;
- развивать тонкую (развитие стереогноза) и общую моторику, дыхание и правильный речевой выдох, координацию речи с движением;
- развивать межполушарные связи при помощи кинезиологического упражнения «Зайка»;
- учить понимать фразеологизмы.
Коррекционно-воспитательные:
- развивать навык работоспособности с помощью смены видов деятельности, целевых установок;
- формировать личностные качества ребёнка: доброжелательность, желание прийти на помощь, активность, самостоятельность;
- воспитывать чувство любви к природе, развитие наблюдательности.
СЛАЙД 1 (титульный)
Ход занятия:
1.Организационный момент.
СЛАЙД 2 (пустой)
Логопед: Ребята, сегодня у нас необычное занятие. К нам пришли гости. Давайте поздороваемся с ними.
2.Сообщение темы занятия.
Я прочитаю стихотворение, а вы доскажите словечко и узнаете о чем мы с вами будем сегодня говорить. Нужно дослушать до конца.
Листья с веток облетают,
Птицы к югу улетают.
«Что за время года?» — спросим.
Нам ответят: «Это...» (осень)
СЛАЙД 3. «Золотая осень» Левитан.
Логопед: Правильно, ребята! А какие осенние месяцы вы знаете?
Дети: сентябрь, октябрь, ноябрь.
Логопед: Молодцы! Предлагаю поиграть в игру. Кому кину мяч, тот и отвечает.
Игра с мячом.
Продолжите предложение:
Осенью льют проливные … дожди.
Осенью с деревьев опадают пожелтевшие … листья.
В теплые края улетают перелетные … птицы.
Осенью в лесу люди собирают … грибы.
А в огороде собирают … овощи.
В садах осенью собирают … фрукты.
Логопед: Ребята, присаживайтесь. Перед вами картинки, я задам вопрос, вы найдете картинку с ответом и прикрепите магнитом к доске. Так мы узнаем, какая бывает погода осенью.
Логопед: Когда идет дождь погода какая?
Дети: дождливая. СЛАЙД 4
Логопед: Когда на улице мороз?
Дети: морозная. СЛАЙД 5
Логопед: А когда дует сильный ветер погода какая?
Дети: ветреная. СЛАЙД 6
Логопед: А когда светит солнце?
Дети: солнечная. СЛАЙД 7
Логопед: Молодцы. Ребята, мы сегодня часто говорим слово «осень», какой первый звук в этом слове, каким цветом мы будем его обозначать? Почему? Отвечать нужно полным ответом.
Дети: Первый звук в слове «осень»- [О] мы обозначим его фишкой красного цвета, потому, что он (звук) поется.
Логопед: Разделим это слово на слоги. Прохлопайте.
Дети прохлопают, отвечают.
Логопед: А какой первый звук в слове «погода»?
Дети : [П]
Логопед: Фишкой какого цвета мы его обозначаем?
Дети: Мы его обозначаем фишкой синего цвета.
Логопед: Почему?
Дети: потому, что он не поётся.
Логопед: Разделим это слово на слоги. Прохлопайте.
Дети отвечают.
Логопед: Молодцы! Все правильно! Ребята, давайте с вами немного разомнемся.
Физкультминутка
Желтые листья тихо кружатся,
Листья нам под ноги плавно ложатся
И под ногами шуршат, шелестят,
Будто опять закружиться хотят.
Логопед: Ребята, вы узнали, какой месяц описывается в этом стихотворении?
Дети: октябрь.
Логопед: Правильно! В октябре листья желтые. Как называют октябрь?
Дети: Октябрь – это пора «золотой» осени.
Логопед: Правильно, а что еще бывает золотым?
Дети: Золотыми бывают украшения, руки.
Логопед: Ребята, кто то стучит?
СЛАЙД 8 (заяц) Обращается к детям:
- Ребята, здравствуйте! Я пришел к вам за помощью! У меня пропал друг ёжик! Его нигде нет! Я с ног сбился его разыскивая! Помогите мне, пожалуйста, найти моего дружка!
Логопед: Ребята, поможем зайцу?
Дети: Да!
Логопед: Отправляемся в путь!
СЛАЙД 9 (деревня).
Логопед: Ребята, это деревня! Вот сад и огород.
СЛАЙД 10 (бабушка). Здравствуйте, бабушка, вы не видели ёжика? Мы его ищем.
Бабушка: Здравствуйте, ребята, если он у меня, то только в погребе. Там много разных овощей и фруктов, может быть он там? Ребята, поищите его сами. Ко мне внуки приедут и нужно готовить угощение.
СЛАЙД 11 (погреб). Логопед: Давайте разберем урожай. Возможно там мы найдем ежа.
Игра «Волшебный мешочек»
Логопед: Ребята, в этом мешке фрукты и овощи. Нужно засунуть руку в мешок, на ощупь определить, что вам попалось, какой именно фрукт или овощ? Достать и положить В корзинку, если это овощ, а если фрукт, то НА поднос.
Дети: Это банан. Я положу его НА поднос. Это перец. Я положу перец В корзину.
Играют 4 человека.
Логопед: Ежа в мешке не оказалось. Но не будем отчаиваться. Предлагаю приготовить для бабушкиных внуков угощение.
Игра «Поваренок»
СЛАЙД 12 (фрукты).
Играют 4 человека. На столе 4 контейнера каждый с определенным изображением (с печеньем, стаканом сока, конфетой, пирожками). Дети берут с блюда по одному фрукту и говорят, что они приготовят.
Логопед: С подноса нужно взять фрукт и сказать, что ты из него приготовишь. Например: Я приготовлю яблочную конфету. А ты?
Дети: Я приготовлю (испеку) слИвовое печенье. Я приготовлю грушевую конфету. Я напеку персиковые пирожки. Я приготовлю (выжму) апельсиновый сок.
СЛАЙД 13 (бабушка).
Бабушка: Дорогие мои ребятки, спасибо вам за помощь!
Логопед: И вам, бабушка, спасибо. Нам нужно отправляться дальше.
СЛАЙД 14 (заяц)
Логопед: Зайка, ежа мы пока не нашли, но ребята знают стихотворение о тебе.
Заяц: Прочтите, пожалуйста! Я так люблю стихи!
Логопед: Мы не только прочтем, но и покажем!
Кинезиологическое упражнение «Зайка»
Прыгнул заинька с крылечка
И в траве нашел колечко.
А колечко непростое —
Блестит, словно золотое.
Заяц: Спасибо, ребята! Замечательное стихотворение!
СЛАЙД 15 (осенний лес)
Логопед: Ребята, мы попали в осенний ноябрьский лес.
Подул сильный ветер и сорвал с деревьев последние листья. Как это называется, когда листья падают с дерева?
Дети: листопад.
СЛАЙД 16 (листопад)
Логопед: Правильно!
Игра «Посчитай»
Логопед: Ребята, давайте устроим листопад. У вас под стульями лежат листочки, возьмите их и вставайте в круг. А теперь подуете на них. (Дети дуют, листья разлетаются.) Логопед оставляет 3 детей. Остальные дети садятся
Логопед: Нужно собрать листья. Посчитать их. И сказать, сколько и каких листьев вы собрали. Оленька, ты собери кленовые листья. Полина, а ты - березовые. Миша, ты собери дубовые листья.
Дети собирают и говорят какие они листья собрали и сколько.
Дети: Я собрал два кленовых листа. Я собрала пять березовых листьев. Я собрал четыре дубовых листа.
СЛАЙД 17 (природа)
Логопед: Ребятки, нам нужно собраться! Мы еще не нашли ёжа. Видимо наши глазки устали. Давайте сделаем упражнение для глаз. Не забывайте, что головой поворачивать нельзя. Упражнение выполняют только глазки.
Гимнастика для глаз.
Закрываем мы глаза, вот какие чудеса.
Наши глазки отдыхают, упражнения выполняют.
А теперь мы их откроем, через речку мост построим.
Нарисуем букву о, получается легко.
Вверх поднимем, глянем вниз,
Вправо, влево повернем,
И ежа искать пойдём.
Шуршат листья.
Логопед: Молодцы, ребята! Что-то шуршит! Ребята, а что может шуршать?
Дети: Бумага может шуршать. Листья могут шуршать. Может шуршать фантик от конфетки, мышка за печкой.
СЛАЙД 18 (ёж и ворох листьев)
Логопед: Ребята, это ёжик.
- Ёжик, заяц с ног сбился тебя разыскивая!
Ёжик: А разве вы не знали, что мы, ежи, как и медведи впадаем в спячку. Мы питаемся насекомыми, а их уже не сыскать. Очень холодно на улице! Ведь, зима на носу. Ребята, а вы знаете, когда так говорят?
Дети: Так говорят, когда что-то очень скоро наступит.
СЛАЙД 19 (ёж и заяц)
Ёжик: Правильно, ребятки!
Заяц: Ёжик, дорогой, ложись спать! Я подожду тебя до весны.
Ёжик: До свидания!
Логопед: До свидания, ёжик!
СЛАЙД 20 (заяц)
Заяц: Спасибо, ребята, вам за помощь! Я побегу в лес. До свидания!
Дети: До свидания!
СЛАЙД 21 (осенний пейзаж)
Логопед: Ребята, вот и закончилось наше путешествие! Вам понравилось?
Дети: Да!
Логопед: Что больше всего вам понравилось?
Дети отвечают. Прощаются с гостями.
СЛАЙД 22 (ссылки на источники)
Литература
1. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. – М.: Национальный книжный центр, 2021. – 176 с.
2.Нищева Н.В. Формирование грамматического строя речи. Согласование числительных с существительными. ФГОС. – М.: Детство-Пресс, 2018. – 24 с.
3.Ткаченко Т.А.Логопедическиеупражнения. – М.: Эксмодетство, 2021. –88 с.
4.Яцель О.С. Учимся правильно употреблять предлоги в речи. Конспекты занятий по обучению детей с ОНР. – М.: Гном, 2022. – 48 с.
Скачать конспект занятия с презентацией (Архив zip 17MB)
Скачать вложение