Веселая прогулка
Автор: Батина Татьяна Евгеньевна, музыкальный руководитель, МБДОУ «Детский сад №48», г. РязаньКонспект занятия по «Художественно-эстетическому развитию», раздел «Музыкальная деятельность», для детей 5-6 лет с ТНР.
Тема занятия подобрана с учетом важности создания атмосферы доброжелательного отношения детей и взрослых друг к другу именно в начале учебного года. В этот период дети снова привыкают к режиму детского сада, вспоминают своих друзей, знакомятся с вновь прибывшими в группу ровесниками и поэтому педагогу необходимо проявлять особую поддержку и заботу к детям для того, чтобы помочь им чувствовать себя уверенно.
Основная идея методической разработки заключается в активизации музыкальных умений и навыков воспитанников, стремлении достигнуть тесного взаимодействия детей и взрослых между собой, сплочении детского коллектива.
Занятие увлекательно, с помощью таких видов деятельности, как музыкально-ритмические движения, пальчиковую гимнастику, слушание, творческие задания, пение дети получают массу удовольствия и становятся активными участниками происходящего.
Цель: создать условия для развития музыкальных способностей детей посредством различных видов музыкально-художественной деятельности при помощи полученных ранее умений и навыков.
Задачи:
Способствовать:
- совершенствованию к выполнению движений детьми в соответствии с характером музыки, согласовывать движения с двухчастной формой;
- формированию внимательного слушания музыки, эмоциональных отзывов на нее;
- развитию связной речи, образному мышлению, воображению, памяти;
- продолжению обучения детей пению естественным голосом, без напряжения, по подгруппам, хором, соло;
- воспитанию дружеского отношения детей друг к другу.
Материалы и оборудование: фортепиано, муз. центр, СD-диски, колокольчик большой, стенд с рисунками детей.
Репертуар: «Марш» В. Золотарев, «Шаг и поскок» Т. Ломовой, «Веселые ножки» (Латвийская народная мелодия), пальчиковая гимнастика «Апельсин», «Утренняя молитва», муз. П. И. Чайковского, «Детская полька», муз. А. Жилинского, «Вышли дети в сад зеленый» (польская народная песня), «Песенка друзей» В. Герчик, «Я умею рисовать» Л. Абелян, Ливенская полька (обр. М. Иорданского), «Старинная полька» (русская старинная полька), «Марш» М. Робера.
Предварительная работа: разучивание приветствия «Доброе утро», пальчиковой гимнастики «Апельсин»; слушание и разбор музыкальных произведений «Утренняя молитва», муз. П. И. Чайковского, «Детская полька», муз. А. Жилинского; беседы о разных вариантах исполнения песен артистами; разучивание песен «Вышли дети в сад зеленый» (польская народная песня), «Песенку друзей» В. Герчик; разучивание танцев «Ливенская полька» (обр. М. Иорданского), «Старинная полька» (русская старинная полька).
Словарная работа: активизировать употребление в речи детей прилагательных.
Ход деятельности
Вводная часть занятия.
Дети входят в зал в колонне друг за другом маршевым шагом под муз. «Марш» В. Золотарева. Останавливаются возле стульчиков. Музыкальное приветствие «Доброе утро» (мелодия-[1, 51]) с движениями:
Доброе утро! Улыбнись скорее!
/Руки на поясе, повороты туловищем вправо, влево/.
И сегодня весь день будет веселее. /Хлопают в ладоши/.
Мы погладим лобик, носик и щечки. /Движения по тексту/.
Будем мы красивыми, как в саду цветочки!
/Постепенно поднимают руки вверх, выполняя «фонарики»/.
Разотрем ладошки сильнее, сильнее! /Движения по тексту/.
А теперь похлопаем смелее, смелее!
Ушки мы теперь потрем и здоровье сбережем.
Улыбнемся снова, будьте все здоровы! /Разводят руки в стороны/.
Мотивационный этап (мотивация личной заинтересованности).
Муз. руководитель предлагает детям отправиться всем на прогулку.
Основная часть занятия.
Ориентировочный этап.
Сказать детям, что, отправляясь на прогулку, необходимо будет выполнять некоторые задания. Итак, (команда): «Направо!»
Исполнительский этап.
1. Музыкально-ритмические движения:
А) «Шаг и поскок» (муз. Т. Ломовой»). Упражнение повторяется 2 раза.
1-е проигрывание упражнения выполняется по команде музыкального руководителя. Все идут бодрым шагом друг за другом (команда: «Бодрый шаг, двигаясь друг за другом»). Воспитатель двигается с детьми, муз. руководитель исполняет произведение.
2-е проигрывание упражнения дети выполняют самостоятельно, слушая музыку. Дети скачут с ноги на ногу врассыпную по залу (команда: «Нужно скакать с ноги на ногу врассыпную по залу»).
Б) «Веселые ножки» (Латвийская народная мелодия). Быстрое движение легкого выбрасывания ног с оттягиванием носочка. Воспитатель следит за легкостью движений детей, выполняет движения вместе с детьми.
После выполнения музыкально - ритмических движений музыкальный руководитель хвалит детей и организует их в центре зала в кругу, предлагает немного подкрепиться и скушать апельсин. Детям рекомендуется четко проговаривать слова.
2. Пальчиковая гимнастика: пальчиковая игра «Апельсин» («Мы делили апельсин, много нас, а он один…».
После проведения пальчиковой гимнастики муз. руководитель предлагает сесть и немного отдохнуть, послушав музыку. Сделать акцент на том, чтобы дети внимательно слушали и только после прослушивания произнесли название пьес.
3. Слушание (восприятие музыкального произведения): отрывок «Утренней молитвы», муз. П. И. Чайковского, отрывок «Детской польки», муз. А. Жилинского. «Утренняя молитва» звучит в оркестровом исполнении, а «Детская полька» звучит исполнении фортепиано. Выслушать ответы детей. Спросить, в каком исполнении прозвучали пьесы? Предложить желающим детям станцевать польку. Напомнить, что надо придумать красивые и разные движения. Похвалить детей.
Муз. руководитель вносит колокольчик, затем говорит детям, что нашел его на полянке и предлагает послушать, как звучит инструмент. Вопрос: Какой звук у колокольчика? (Ответы детей: звонкий, веселый, несмолкающий, волшебный, чудесный, тоненький и многие др.) Сказать детям, что звон колокольчика ему напоминает звонкие голоса детей и предлагает им спеть. Дети соглашаются и пересаживаются к инструменту, самостоятельно переставив стулья для себя возле инструмента в 2 ряда.
4. Пение:
А) Распевание. Предложить детям найти свои колокольчики, «которые живут в каждом из нас» и спеть песенку-распевку «Динь-дон», транспонируя ее из до мажора в ре мажор по полутонам вверх и вниз, при этом сделав певческую установку (прямая осанка, положение рук-на коленях, ноги соединить вместе):
Динь-дон, динь-дон, колокольчик звонкий мой (мелодия-[2,58]).
V -III -V -III V-V- VI- VI –VII -VII-VIII.
Б) «Я умею рисовать» Л. Абелян. Знакомство с песней. Беседа по содержанию: обратить внимание детей на веселый, жизнерадостный характер. Сказать детям, что рисовать можно все, что нас окружает. (Рассмотреть любые детские рисунки). Предлагает пофантазировать, чтобы им хотелось нарисовать.
В) Польская народная песня «Вышли дети в сад зеленый». Сыграть для детей первый куплет песни, напевая мелодию без слов. Задать вопрос: знают ли они эту песню, какие герои появляются в ней? Ответы детей. Предложить детям проговорить фразы героев из песни выразительно, как стихотворение. Разделить детей на 5 подгрупп и исполнить песню по подгруппам.
Г) «Песенка друзей» В. Герчик. Исполнить отрывок из песни. Попросить детей отгадать ее по отрывку. Затем выполнить упражнение для улучшения чистоты интонации малой секунды (фа-диез – соль) и восходящей кварты. Попросить исполнить упражнение отдельно мальчикам и девочкам. Вспомнить, что такое «хор», «солист». Предложить запевать желающим детям, а всем остальным петь припев.
Звон колокольчика. Муз. руководитель говорит детям, что колокольчик зовет их на полянку. Предложить детям поставить стульчики к окну, выстроиться в кругу на ковре и исполнить веселый танец.
5. Танцы.
А) «Ливенская полька» (обр. М. Иорданского). Танец в кругу, небольшой, в виде упражнения. Танцевальные движения: «ковырялочка», поочередное выставление ног на носок, затем на пятку, притопы.
Б) Парный танец «Старинная полька» (русская старинная полька [4, 22]. Примечание: полька в записи звучит быстро, поэтому лучше ее играть на музыкальном инструменте. Основные танцевальные движения: бег по кругу на носочках в парах, держась за руки; ритмичные хлопки, стоя друг напротив друга; поскоки; «до-за-до»; отвороты друг от друга-повороты друг к другу на носочках на месте. (Движения польки разработаны музыкальным руководителем Батиной Т. Е).
Заключительная часть.
Рефлексивный этап.
Муз. руководитель сообщает детям, что: «Прогулка закончилась» и задает вопросы (Что дети делали на занятии? Что больше всего понравилось? Что запомнилось? Какую музыку слушали? Назовите песни, которые исполняли?)
Перспективный этап.
Предложить детям нарисовать рисунки на тему: «Наша прогулка», находясь в детском саду или дома, и принести их в музыкальный зал, чтобы потом сделать выставку о нашей веселой прогулке.
Дети и музыкальный руководитель исполняют прощальные слова, показывая рукой высоту нот и под фонограмму «Марш» М. Робера возвращаются в группу.
Литература:
1. Арсеневская О. Н. «Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения». - Изд. 2-е.-Волгоград: Учитель, 2013.-204 с.
2. Каплунова И., Новоскольцева И. «Праздник каждый день. Старшая группа». Конспекты музыкальных занятий с аудиоприложением (3 СD) (старшая группа) «ЛАДУШКИ», Праздник каждый день. Изд. «Композитор» (Санкт – Петербург), 2015. – 308 с.
3. Орлова Т. М., Бекина С. И. «Учите детей петь» (песни и упражнения для развития голоса у детей 5-6 лет). Пособие для воспитателя и музыкального руководителя детского сада. М.: Просвещение-1987 г., 144 с.
4. Суворова Т. И. «Танцевальная ритмика». Сборник танцев для детей: [учебное пособие, часть 1]. Санкт-Петербург: Музыкальная палитра, 2009 г.-46 с., ил.
Скачать вложение