Весна пришла
Автор: Бирюкова Светлана Викторовна, воспитатель МБДОУ "Детский сад №7 "Солнышко" им. Д. М. Гармаш", Рязанская областьКонспект занятия по экологии для детей 3-4 лет
Аннотация
Комплексное занятие «Путешествие в весенний лес» разработано в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) и Федеральной образовательной программы дошкольного образования (ФОП ДО)[1]. В разделе ФОП ДО «Познавательное развитие: Ознакомление с миром природы» подчеркивается важность формирования у детей первичных представлений о сезонных изменениях в природе, воспитания бережного и заботливого отношения к живому. Актуальность занятия заключается в его комплексном подходе к решению образовательных задач через интеграцию различных видов детской деятельности (познавательной, речевой, двигательной, игровой). Занятие построено с опорой на принцип возрастной адекватности и личностно-ориентированного подхода, что позволяет эффективно работать с детьми младшего дошкольного возраста.
Особенность данной разработки — в сочетании классических методов экологического воспитания с элементами проблемной ситуации (помощь лесу и птицам) и конструктивной деятельности. Это способствует не только усвоению знаний о весне, но и формированию основ экологического сознания, развитию эмоциональной отзывчивости и инициативности у детей.
Цель: Формирование первичных представлений о весне как времени года и воспитание бережного отношения к природе.
Задачи:
Обучающие:
1. Уточнить и систематизировать знания детей о характерных признаках весны (тает снег, бегут ручьи, прилетают птицы, появляются листья и первые цветы).
2. Расширить представления о весенних изменениях в жизни растений (деревья, первоцветы) и животных (смена шерсти у зайца и белки, пробуждение медведя и ежа, прилёт птиц).
3. Активизировать словарь по темам: «Весна» (тепло, солнце, ручьи, проталины), «Первоцветы» (подснежник, мать-и-мачеха), «Перелётные птицы» (грач, скворец, скворечник).
Развивающие:
1. Развивать связную речь через составление простых предложений о весне и ответы на вопросы.
2. Развивать познавательный интерес и наблюдательность в процессе исследовательской деятельности (рассматривание признаков весны).
3. Развивать зрительное восприятие и конструктивные навыки в ходе анализа и построения скворечника из геометрических фигур.
4. Развивать общую и мелкую моторику через двигательные упражнения и конструктивную деятельность.
Воспитательные:
1. Воспитывать бережное и заботливое отношение к природе, желание помогать птицам и поддерживать чистоту в окружающей среде.
2. Формировать основы экологического сознания через усвоение элементарных правил поведения в лесу (не шуметь, не рвать цветы, не мусорить).
3. Воспитывать умение работать в коллективе, договариваться и помогать друг другу.
Оборудование:
Демонстрационный материал: иллюстрации с изображением признаков весны, игрушки (заяц, белка, медведь, птицы), шкатулка для «красивых слов», изображение скворечника из геометрических фигур, мешок для мусора.
Раздаточный материал: наборы геометрических фигур (квадрат, треугольник, круг) для каждого ребенка.
Технические средства: аудиозапись с весенними звуками леса и музыкой для релаксации.
Предварительная работа:
1. Беседы: «Весна пришла» (о сезонных изменениях), «Первые вестники весны» (о грачах, скворцах), «Как животные весну встречают».
2. Чтение художественной литературы:
— Стихи: Ф. Тютчев «Весенние воды», А. Плещеев «Весна».
— Рассказы и сказки: «Весна» В. Бианки, «Птицы» Г. Снегирёв.
— Загадки о весенних явлениях природы, птицах, животных.
— Стихотворение А. Барто «Зайка».
3. Наблюдения на прогулке: за солнцем, небом, снегом; за появлением проталин, первых побегов; за поведением птиц на участке.
4. Рассматривание репродукций картин: И. Левитан «Март», А. Саврасов «Грачи прилетели».
5. Дидактические игры: «Четвёртый лишний» (весенние приметы), «Угадай по описанию» (птицы, животные), «Найди ошибку» (сезонные изменения).
Образовательные технологии: здоровьесберегающая (физкультминутка, дыхательная гимнастика), игровая, словотворчество.
Ход занятия
1. Мотивационный этап.
Воспитатель:
Подойди ко мне, дружок.
Соберемся все в кружок.
Мы за руки все возьмемся.
И друг другу улыбнемся.
Здравствуй, друг. Здравствуй, друг. Здравствуй, весь наш дружный круг! [9]
Воспитатель:
Ребята, а я знаю загадку. Вот послушайте.
Тает снежок, ожил лужок,
День прибывает, когда это бывает?
Дети: Весной.
Воспитатель: Правильно это бывает весной (звучит музыка).
- Ребята, какая она, весна? Давайте придумаем красивые слова о весне и соберем их в шкатулку. [7]
Дети: Добрая зеленая, веселая, громкая, красивая и т. д.
Воспитатель: Весной вся природа просыпается, оживает. Весной в лесу очень интересно. Предлагаю вам совершить прогулку в весенний лес. Чтобы попасть в весенний лес, нужно назвать приметы весны.
Игра «Составь предложение».
Дети: Весной тает снег. Весной появляются ручейки. Весной набухают почки, Весной появляется зелёная травка. Весной солнышко греет теплее. Весной прилетают птицы. Весной люди надевают легкую одежду. Весной на деревьях появляются зелёные листочки. Весной появляются первые цветы и т. д.
2. Исполнительный этап.
Воспитатель: Как много вы знаете о весне. Давайте мы все вместе отправимся в лес.
Добрый лес, старый лес,
В нем полным-полно чудес.
По тропинке мы пойдем,
Тихо, тихо в лес войдем. [10]
Ребята, прежде чем войти в лес, давайте вспомним правила поведения в нем.
Не кричать, не шуметь, не ломать ветки деревьев, не рвать цветы.
(Идем, Художественное слово или песенка о весне. )
Ой, тут речка на пути,
Как ее нам перейти?
Дети: По мостику.
Воспитатель: Дети, шагая по мостику, надо держаться за перила. Кто знает почему?
Дети отвечают: Чтобы не упасть в воду.
Воспитатель: Правильно, чтобы не упасть в воду.
Ну вот, кажется мы пришли.
Это лесная полянка. Посмотрите уже растаял снег, появилась зеленая травка. Ребята как хорошо в лесу, воздух чистый свежий.
Давайте подышим свежим воздухом.
Дыхательная гимнастика «Лесной аромат» Спокойный вдох и выдох.
Воспитатель: А- ах, как хорошо!
Но посмотрите сколько в лесу после зимы мусора: упали сухие веточки от ветра, кто-то обронил бумажки. Что делать? (В зависимости от ситуации)
Давайте все вмести соберем все это в мешок для мусора, а потом возьмем его с собой и утилизируем его. (собираем мусор).
Воспитатель: Смотрите как стало чисто и красиво. Отчего же тут так красиво?
Дети: От цветов.
Воспитатель: Смотрите ребята, как много цветов на нашей полянке.
Первые цветы называют первоцветами. Помогите мне их назвать.
На доске – изображения «Первые цветы»: подснежники, мать- и мачеха, одуванчики.
А какой самый первый цветок появляется весной в лесу?
Дети: Подснежники.
Прорастает, сквозь снежок,
К солнечным лучам цветок.
Маленький и нежный-
Беленький подснежник. [10]
Воспитатель: Молодцы, а какие еще первые цветы вы знаете?
Дети: Мать-и-мачеха.
Одуванчик.
Уронило солнце
Лучик золотой.
Вырос одуванчик-
Первый, молодой.
У него чудесный
Золотистый цвет,
Он большого солнца [11]
Маленький портрет. Смотрите какие красивые.
Воспитатель: А что еще растет в лесу?
Дети: Деревья.
Воспитатель: Сколько в лесу деревьев?
Дети: Много.
. Воспитатель(демонстрирует изображения деревьев): Как называется вот это дерево?
Дети. Береза.
Воспитатель: Как изменилась береза, что с ней произошло?
Дети: На деревьях раскрылись почки и появились листочки. Они стали зелеными, красивыми.
Воспитатель:
Ребята, а теперь отгадайте загадку:
Зимой и летом одним цветом,
Дети: Елка
Воспитатель: Правильно. Смотрите, как много деревьев в лесу. Деревья стоят и листьями шелестят. Кто знает, почему?
Воспитатель: Да. Потому что дует ветер.
Физкультминутка «Ветер».
Ветер дует нам в лицо
Закачалось деревцо
Ветер тише, тише, тише
Деревцо всё выше, выше. [12]
Воспитатель: Ой, кто это там пробежал?
Длинные уши, коротенький хвост,
Прыгает ловко, любит морковку.
Кто это?
Дети: Зайка!
Воспитатель: Кто видит где спрятался зайка? Давайте посмотрим, может еще кто- то спрятался в лесу (на доске – изображение леса и лесных животных)
Дети: лиса, белка, медведь, ежик…
Воспитатель: Какие это животные? А почему они называются дикими?
Воспитатель: Можно ли трогать диких животных?
Воспитатель: Что с животными происходит весной?
Дети: Поменяли зимние шубки на летние.
Воспитатель: Какие звери меняют шубку весной? (заяц, белка)
Шубка у зайца зимой была какая?
Дети: Белая.
Воспитатель: А весной?
Дети: Серая.
Воспитатель: А какая шубка у белочки зимой?
Конечно зимой- серая, а летом- рыжая.
Воспитатель: А какие звери спали зимой и недавно проснулись?
Дети: Медведь, еж.
Воспитатель: Правильно. Ребята, послушайте, что это? Чьи это голоса? [8]
Дети: Птиц!
Воспитатель: откуда взялись птицы?
Дети: Они возвратились из теплых стран (изображения -Грач, скворец, ласточка).
Дети: Ласточка, скворец, грач.
Воспитатель: Чем заняты птицы весной?
Дети: Строят гнёзда.
Воспитатель: Из какого материала строят гнезда грачи?
(ответы детей)
Грачи сами заботятся о своем домике и строят его из веточек, перьев, прутиков.
Воспитатель: А это что за птица?
Дети: Скворец.
Воспитатель: Правильно, ребята. А давайте с вами поиграем в «птичек»
Летели птички,
Собой невелички.
Как они летели-
Все люди глядели.
Как они кружились-
Все люди дивились.
Летели, летели-
Поесть захотели.
Сели, поели,
Домой полетели…. [13]
Почему стоите никуда не летите? где ваши домики? Нет?
Воспитатель: Посмотрите! А это чей домик? (На доске домик, сложенный из геометрических фигур) Кто в нем живет?
Дети: Птички. Скворцы.
Воспитатель: Как он называется?
Дети: Скворечник.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на скворечник и скажите, из каких геометрических фигур он состоит?
Дети: Треугольник, квадрат, круг.
Воспитатель: Ребята, скворцов прилетело очень много. А домиков для них нет. Как мы можем помочь птицам?
Конструктивно – модельная деятельность:
Игра «Строим скворечник»
Воспитатель: Ребята, а помните еще одно правило поведения в лесу. В котором говориться что нельзя разорять гнезда птиц.
3. Рефлексивный этап.
Воспитатель: Славно мы и погуляли по весеннему лесу и много узнали о весне, услышали много разных звуков.
Воспитатель: Ребята нам пора возвращаться в детский сад. Вам понравилось наше путешествие? Чтобы наше путешествие запомнилось надолго, давайте поиграем! Я буду называть утверждение, а вы — если согласны — хлопайте в ладоши, если нет — топайте ножкой.
«Весной медведь ложится в спячку» (топот)
«Весной птицы вьют гнезда» (хлопки)
«Первоцветы можно рвать большими букетами» (топот)
«Скворечник — это домик для скворца» (хлопки)
Вот видите, как много вы теперь знаете о весне! В
Молодцы! Вы сегодня были очень внимательными, добрыми и наблюдательными путешественниками.
Рефлексивный этап.
Воспитатель: «Ребята, нам пора возвращаться в детский сад. Давайте вспомним, что интересного мы узнали и увидели в весеннем лесу».
— Какие изменения происходят в природе весной?
— Какие первые цветы мы сегодня «встретили»?
— Каких перелетных птиц мы увидели?
— Как мы помогли лесу и его обитателям?
— Дети: Убрали мусор, построили скворечники.
— Какие правила поведения в лесу мы соблюдали?
Воспитатель: Вы сегодня были настоящими друзьями природы! Молодцы! Лесные жители говорят вам спасибо. А теперь – в путь, домой!
Дети «возвращаются» в группу под спокойную музыку. [7]
Литература
1. Федеральная образовательная программа дошкольного образования. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2023. – 200 с.
2. Соловьева, Н. А. Природа и человек: Развивающие занятия для детей дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2021. – 128 с.
3. Иванова, Т. В. Весенние радости: Тематическое планирование для детских садов. – СПб.: КАРО, 2022. – 192 с.
4. Петрова, Е. И. Игры на свежем воздухе: Методические рекомендации для воспитателей. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2020. – 144 с.
5. Кузнецова, Л. А. Экология для малышей: Игры и занятия на природе. – М.: Феникс, 2019. – 112 с.
6. Сидорова, О. В. Дошкольное образование и природа: Учебное пособие для педагогов. – М.: Академия, 2023. – 256 с.
7. Весенняя музыка - [Электронный ресурс]. URL: https://my.mail.ru/music/search/Детские%20весенние%20песни (Дата обращения 20.03.2025).
8. Голоса птиц - [Электронный ресурс]. URL:https://my.mail.ru/music/search/звуки%20леса%20пенье%20птиц (Дата обращения 20.03.2025).
9. «Зайка» из серии «Игрушки» автора А. Л. Барто. - [Электронный ресурс]. URL: https://multiurok.ru/files/razuchivanie-stikhotvoreniia-a-barto-miachik.html (Дата обращения 20.03.2025).
10. Виктория Кислицына автор «Чудный лес» - [Электронный ресурс]. URL: https://www.vospitatelds.ru/categories/1/articles/10702 (Дата обращения 20.03.2025).
11. Натали Маслей — автор строк «Прорастает сквозь снежок» - [Электронный ресурс]. URL: https://stihi.yatsuk24.ru/sid_0_cid_1_tid_0_uid_1158726.html (Дата обращения 20.03.2025).
12. Ольга Высотская — автор стихотворения «Одуванчик» - [Электронный ресурс]. URL: https://poemata.ru/poets/vysotskaya-olga-ivanovna/oduvanchik/ (Дата обращения 20.03.2025).
12. Алексея Николаевича Плещеева стихотворение «Весна» - [Электронный ресурс]. URL: https://sibmama.ru/fizkultminutka.htm (Дата обращения 20.03.2025).
13. Строки из «Песенок-баек», которые иллюстрировал Е. Чарушин - [Электронный ресурс]. URL: https://forum.d-seminar.ru/threads/malaya-forma-fol-klora-chiki-chiki-kichki.12528/ (Дата обращения 20.03.2025).
Приложение 1.
Демонстрационный материал к занятию https://disk.yandex.ru/i/6bFZA0DTFTjfmw
Конспект во вложении (pdf 287Kb)
Скачать вложение





