Весёлые игры с Дракошей
Автор: Аникина Лариса Николаевна, учитель-логопед; Якунина Мария Владимировна, учитель-логопед МБДОУ «Детский сад №140», г. РязаньПлан-конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Р] для детей с ТНР старшего дошкольного возраста.
Речь представляет собой одну из сложных высших психических функций человека. Актуальной проблемой на сегодняшний день являются нарушения речи у детей как дошкольного, так и школьного возраста. Одним из таких нарушений является общее недоразвитие речи -сложное речевое расстройство у детей, при котором нарушено формирование основных компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Дети с тяжелыми нарушениями речи нуждаются в целенаправленной коррекционной работе над звукопроизношением, формированием фонематических процессов, развитием лексико-грамматических категорий и связной речи.
У большинства детей с речевыми нарушениями отмечаются проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, пространственных представлений, особенности приема и переработки информации. У таких детей наблюдается снижение интереса к обучению, повышенная утомляемость. Поэтому в дошкольном возрасте широко применяются игровые технологии, так как игра является ведущей деятельностью в этот период.
В качестве примера использования игровых технологий в логопедической работе возьмем основные направления логопедической работы, обусловленные нарушениями детей с речевой патологией, это:
- развитие и совершенствование мелкой моторики;
- развитие слухового восприятия, фонематического слуха и навыков звукового анализа и синтеза;
- формирование произносительных умений и навыков (развитие артикуляционной моторики, речевого дыхания, коррекция нарушений звукопроизношения, искажений звуко-слоговой структуры слова);
- формирование и совершенствование грамматического строя речи;
- расширение словарного запаса, обогащение активного словаря;
- развитие навыков связной речи и обогащение коммуникативного опыта;
- развитие познавательных процессов.
Таким образом,использование игровых приемов в коррекционной работе с детьми, имеющими тяжелые речевые нарушения, способствует решению задач по исправлению недостатков речи дошкольников более результативно и в короткие сроки, активизирует психические процессы и формирует личность ребёнка в целом.
Тема: Автоматизация звука [р].
Цель: формирование правильного произнесения звука [р] в словах и словосочетаниях.
Задачи:
1. Коррекционно-образовательные:
-
уточнить артикуляцию звука [р];
-
закреплять правильное произношение звука [р]в словах, в словосочетаниях;
-
формировать навык образования относительных прилагательных.
2. Коррекционно-развивающие:
-
развивать артикуляционную моторику;
-
развивать фонематическое восприятие;
-
развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
3. Коррекционно-воспитательные:
-
формировать интерес к занятию;
-
формировать навык контроля за собственной речью;
-
формировать внимательность при выполнении заданий.
Оборудование: настенное зеркало, мягкая игрушка дракона, предметные картинки со звуком [р],картинки с вагончиками, прищепки, картинки с изображением пирога для игры с фонариком, мяч,твистер, планшет для твистера на звук Р, наклейка.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
Логопед:
- Здравствуй! Сегодня мы с тобой поиграем с нашим гостем. Послушай, загадку и догадайся, кто же это:
В сказках часто он живёт,
У него большой живот,
Ещё умеет он летать
И мирных жителей пугать.
От него принцесс спасают
Если он их похищает.
Догадался кто это?
Ребёнок:
- Дракон
Логопед:
- Правильно, сегодня в гости к нам пришёл Дракоша, и он будет с нами играть.
II. Основная часть.
Артикуляционная гимнастика.
Логопед:
- Чтобы правильно и красиво разговаривать, давай вместе с Дракошей сделаем специальную зарядку.
Бегемотик рот открыл,
Улыбается щенок,
Зубки напоказ,
Я бы точно так же смог,
Вот, смотри. Сейчас.
(Ребенок выполняет упражнение «Улыбка»)
Хоботок слоненок тянет,
Он вот-вот банан достанет,
Губки в трубочку сложи
И слоненку покажи.
(Ребенок выполняет упражнение «Хоботок»)
Подержал, потом закрыл,
Подразним мы бегемота-
Подшутить над ним охота.
(Ребенок выполняет упражнение «Бегемот»)
Выше дуба, выше ели
На качелях мы взлетели.
А скажите, вы б сумели
Язычком «качать качели»?
(Ребенок выполняет упражнение «Качели»)
Язык, как маятник часов,
Качаться вновь и вновь готов.
Котенок улыбается,
Он, как и ты, старается.
(Ребенок выполняет упражнение «Маятник»)
Знает это весь народ:
Любит мишка вкусный мед.
Язычком губу оближет
И подсядет к меду ближе.
(Ребенок выполняет упражнение «Вкусный мед»)
Скачет резвая лошадка,
Машет своей гривой гладкой.
Быстрым цокает копытцем,
Скачет, чтоб испить водицы.
(Ребенок выполняет упражнение «Лошадка»)
Улыбнуться поспеши,
Вкусный гриб в лесу ищи.
Нашли грибочки на поляне,
Найдем ещё – дадим их маме.
(Ребенок выполняет упражнение «Грибок»)
Громко в барабан стучу,
Музыкантом быть хочу!
(Ребенок выполняет упражнение «Барабанщик»)
Анализ артикуляции звука [р].
Логопед:
- Давай вспомним, как рычит наш Дракоша. Какой звук он произносит?
Ребёнок :
- Звук [р]
Логопед:
- Молодец! А теперь расскажи, где находится язык, когда мы произносим звук [р]?
Ребёнок:
- Язык находится за верхними зубами
Логопед:
- Правильно. Давай порычим как Дракоша:
- Сначала тихо р-р-р
- Громко р-р-р
- Очень громко р-р-р
- Тихо р-р-р
- Громко р-р-р
Ребёнок выполняет задание.
Формирование фонематического восприятия.
Логопед:
- А теперь поиграем, хлопни в ладоши, если услышишь звук [р].
Материал: Л, Р, Ш, П, Р, М, РА, ЛО, РЫ, ШУ, АС, УР, ЭР, УЛ, КОМАР, ЛОСЬ, КОРОВА, КОСА, РОЗА, МАШИНА, РОМАШКА, БОКАЛ, СЫР, ПОМИДОР, КУРТКА.
Логопед называет, а ребёнок хлопает.
Логопед:
- Молодец! Дракоша принес с собой разные предметы, они перед тобой (перед ребёнком стоят предметные картинки на прищепках: коробка, стул, карандаш, сумка, ручка, мяч, кукла, ромашка, помидор).Тебе надо определить, в названии каких картинок есть звук [р], а там, где его нет, подуй на картинку через трубочку, чтобы она упала (ребёнок дует на картинки через коктейльную трубочку).
Формирование звукового анализа и синтеза, развитие мелкой моторики
Логопед:
- Посмотри на картинки, которые у тебя остались, и назови их (ребенок называет). Перед тобой поезд, в котором три вагона. Сейчас нам нужно помочь Дракоше разложить вещи по вагонам. В первом вагоне поедут те вещи, в названии которых звук [р] находится в начале слова, во второмвагоне- в середине слова, а в третьем - в конце слова. По очереди называй картинки и прикрепляй их прищепкой к вагончикам.
Ребёнок распределяет картинки по вагонам с помощью прищепок.
Игра с твистером.
Логопед:
- Дракоша очень любит веселиться, давай поиграем в его любимую игрутвистер. У тебя в руках планшет. Я тебе называю цвет и номер кружочка. Ты встаешь на нужный кружок и называешь картинку с планшета
Перед ребёнком на полу лежит твистер (коврик с разноцветными кружочками, по 6 каждого цвета), а в руках у ребёнка находится планшет, на котором изображены предметные картинки со звуком [р], расположенные на таких же разноцветных кружочках. Логопед называет ребёнку номер кружочка, например, «жёлтый 3», а ребёнок наступает на соответствующий кружочек и называет слово, которое изображено у него на планшете.
Игра «Вкусная еда»
Логопед :
-Дракоша очень любит поесть. Давай узнаем, с чем Дракоша любит есть пирожки? Посвети фонариком на картинку и назови:
Пирог с рыбой - рыбный пирог;
Пирог с творогом – творожный пирог;
Пирог с сыром – сырный пирог;
Пирог с морковью – морковный пирог;
Пирог с грушей – грушевый пирог;
Пирог с брусникой – брусничный пирог.
Ребенок фонариком просвечивает картинки с изображением пирога и называет, какой это пирог, например, пирог с грушей - грушевый пирог и т.д.
III. Заключительная часть.
Логопед:
-Ты сегодня молодец! Давай вспомним, какой звук мы учились красиво произносить?
Ребёнок:
- Звук [Р]
Логопед:
- Отлично! Назови три слова со звуком [Р]
Ребенок называет
Логопед:
- Молодец! Дракоше понравилось, как ты сегодня поработал, и он приготовил тебе подарок.
Логопед вручает наклейку, ребёнок благодарит Дракошу.
Логопед:
- Продолжай тренироваться правильно и красиво произносить звук [Р] дома и в группе детского сада.
Литература:
1. Агранович 3. Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003. – 128 с.
2. Бардышева Т. Ю., Моносова Е. Н. Логопедические занятия в детском саду. Подготовительная к школе группа. - М.: Скрипторий, 2022. – 240 с.
3. Дианова О. Н., Антипова Ж. В., Микляева Н. В. Логопедия. Методика и технологии развития речи дошкольников. Учебник. — М.: Инфра-М, 2023. — 313 с.
4. Логопедия.Теория и практика / Под редакцией д.п.н. профессора Т.Б Филичевой. – М.: Эксмо, 2020. – 608 с.
5. Нищева Н.В. Тексты и картинки для автоматизации и дифференциации звуков разных групп: Учебно-методическое пособие / Н.В. Нищева. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2013. - 112 с.
6. Филичева Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практическое пособие / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. - М.: Айрис-пресс, 2004. - 224 с.
Скачать вложение