Виртуальная экскурсия как средство патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста
Автор: Бабич Виктория Владимировна, воспитатель МБДОУ "Детский сад №121", г. РязаньНеобходимость и значимость патриотического воспитания подрастающего поколения остается одним из главных и приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации.
В Указе Президента Российской Федерации «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» подчеркнуто, что одна из основных целей развития образования – воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей Российской Федерации исторических и национально культурных традициях.
Патриотическое направление воспитания - это формирование у ребенка личностной позиции наследника традиций и культуры, защитника Отечества и творца, ответственного за будущее своей Родины – России, реализуется через содержание образовательных областей «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие» и «Художественно – эстетическое развитие» федеральной образовательной программы дошкольного образования (ФОП ДО.п.18.6.1; 19.6.1; 20.7.1 [5]).
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, отмечая острую необходимость активизации процесса воспитания патриотизма дошкольника, требует поиска и внедрения новых подходов к образованию детей дошкольного возраста.
Одним из таких подходов является цифровизация дошкольного образования.
Дошкольный возраст – тот возраст, в котором нравственно - патриотические представления формируются быстрее, а правильно организованная предметно-развивающая среда способствует быстрому усвоению материала и формированию целостного представления о своей Родине, о своем крае.
Мы знаем, что «край» очень объемное понятие, и включает в себя, все, что малыша окружает: детский сад, дом, родители…
Задача педагогов и родителей помочь открывать чудеса окружающего их мира, приобщать к природе и быту, истории и культуре нашей малой Родины.
Рассмотрим некоторые формы и методы работы, способствующие формированию патриотических и гражданских чувств у наших воспитанников.
Чтобы пробудить у дошкольников любовь к малой Родине необходимо, прежде всего, знакомить их с родным городом, его историей, достопримечательностями; полезно совершать целевые прогулки по близлежащим улицам; необходимо посещать с ними музеи, выставки, памятники. Это необходимо еще и для того, чтобы закрепить знания детей о названии улиц, научить их ориентироваться в том микрорайоне, в котором они живут, познакомить с правилами поведения на улицах города, с некоторыми дорожными знаками: ведь скоро дети пойдут в школу и такие знания им пригодятся.
Чем больше ребенок будет знать о своем городе, о своем районе тем сильнее он будет его любить и, став взрослым, делать все для того, чтобы город стал интереснее и красивее. Любовь к родным местам, знание того, чем знаменит родной край, какова его история, природа, каким трудом заняты люди, живущие здесь - все это чрезвычайно важно для воспитания патриотических чувств дошкольников.
Одной из эффективных форм знакомства дошкольников с малой Родиной являются экскурсии, позволяющие глубже познакомить дошкольников со своей малой Родиной, улицами, жилыми домами и общественными зданиями города, их назначениями; стимулировать у дошкольников интерес и любовь к своему городу, заботу о его красоте и чистоте.
И здесь нам на помощь приходят цифровые технологии, которые в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста позволяют не только совершенствовать способы и средства организации детской деятельности, но также готовят ребенка к жизни в информационном обществе. Безграничный познавательный интерес современного дошкольника успешно реализуется через организацию виртуальных экскурсий.
Виртуальные экскурсии в методическом плане – это инновационная форма обучения.
Это организационная форма образовательной деятельности, отличающаяся от реальной экскурсии виртуальным отображением реально существующих объектов. Преимуществами являются доступность, возможность повторного просмотра, наглядность, наличие интерактивных заданий.
Виртуальная экскурсия в работе с дошкольниками позволяет получить визуальные сведения о местах недоступных для реального посещения, сэкономить время и средства. Достоинства данных экскурсий в том, что Воспитатель отбирает нужный ему материал, составляет необходимый маршрут, изменяет содержание согласно поставленным целям и интересам детей. Виртуальная экскурсия имеет целый ряд преимуществ перед традиционными экскурсиями. Погодные условия не мешают реализовать намеченный план и провести экскурсию по выбранной теме. У виртуальных экскурсий нет границ. Достоинство данных экскурсий в том, что, не покидая здания детского сада, есть возможность побывать, где-то не перемещаясь по реальной дороге к конкретному экскурсионному объекту.
Виртуальная экскурсия является одним из эффективных средств патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
Во время виртуальной прогулки можно рассказать, что находится на той или иной улице, поговорить о значении каждого объекта. Дать представление о работе почты, магазина и т. д., поговорить о том, что для того чтобы улица была красивой необходимо принимать участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора. Виртуальные экскурсии помогают расширению кругозора самих педагогов.
Для организации и проведения виртуальной экскурсии реализуется следующий алгоритм действий:
На подготовительном этапе:
Начинаем с выбора темы, определения цели и задач экскурсии. Затем выбираем литературу и активно проводим предварительную работу с детьми с родителями. Далее на основе полученного материала подробно изучаем экскурсионные объекты, составляем маршрут экскурсии на основе видеоряда, определяем технику ведения виртуальной экскурсии и подготавливаем текст (комментарий) экскурсии. Сопровождающий комментарий может быть представлен в текстовой форме или в виде аудиозаписи голоса «экскурсовода».
На основном этапе:
1. Погружение ребенка в сюжет организованной образовательной деятельности путем создания мотивации через создание проблемных игровых познавательных ситуаций.
2. Проведение экскурсии.
3. Повторный просмотр видеофрагментов по желанию и интересам детей;
На заключительном этапе заканчиваем виртуальную экскурсию итоговым обсуждением, в ходе которого вместе с детьми обобщаем, систематизируем увиденное и услышанное, делимся впечатлениями.
Существуют разные формы проведения экскурсии:
- фотопутешествия-мультимедийные презентации с помощью программы PowerPoint и фотографии;
- видеоэкскурсии;
- интерактивное общение с помощью программы Skype (скайп).
Экскурсии создаются в различных вариантах:
1. Текст + картинка. Самый простой вариант. Создается на сайте отдельная страница (виртуальные экскурсии обычно помещают на сайты учреждений), и пишется текст для предполагаемого посетителя. Можно добавить туда фотографии. Таким образом, можно буквально за пару часов решить проблему соответствия сайта «современным требованиям».
2. Презентация. Не смотря, на то, что это более «инновационный», «мультимедийный» подход, Презентация проста в создании.
3. Видеофильм.
Для этого нужна, хорошая камера и микрофон для записи звука, освещение и техника, программа для монтажа.
4. Виртуальный тур
Эта технология более всего остального вправе называться полноценной виртуальной экскурсией. В отличие от предыдущих описанных подходов, она реально позволяет «оглянуться по сторонам». Ведь именно такая возможность есть у посетителя, когда он вместе с остальными экскурсантами бредет по залам какого-нибудь музея, цехам передового предприятия или другим туристическим объектам.
Точно так же, как и на обычной экскурсии, в виртуальной можно «подойти поближе» к интересующему предмету экспозиции, или, напротив, «отойти» назад, чтобы увидеть ее целиком.
Требования к использованию ЭСО во время образовательной деятельности
Интерактивные доски, сенсорные экраны, информационные панели и иные
средства отображения информации, а также компьютеры, ноутбуки, планшеты, моноблоки, иные электронные средства обучения (далее - ЭСО) используются в соответствии с инструкцией по эксплуатации и (или) техническим паспортом. ЭСО должны иметь документы об оценке (подтверждении) соответствия.
Использование ЭСО должно осуществляться при условии их соответствия Единым санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям к продукции (товарам), подлежащей санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю)
Минимальная диагональ ЭСО должна составлять для монитора персонального
компьютера и ноутбука - не менее 39,6 см, планшета - 26,6 см. Использование мониторов на основе электронно-лучевых трубок в образовательных организациях не допускается.
При использовании ЭСО во время занятий и перемен должна проводиться гимнастика для глаз. При использовании книжных учебных изданий гимнастика для глаз должна проводиться во время перемен.
Для профилактики нарушений осанки во время занятий должны проводиться
соответствующие физические упражнения (далее физкультминутки).
При использовании ЭСО с демонстрацией обучающих фильмов, программ или иной информации, предусматривающих ее фиксацию в тетрадях воспитанниками и обучающимися, продолжительность непрерывного использования экрана не должна превышать для детей 5 - 7 лет - 5 - 7 минут.
Занятия с использованием ЭСО в возрастных группах до 5 лет не проводятся.
По форме и содержанию провожу экскурсии 2х видов:
– фотопутешествие. Составляющими данной экскурсии –это фотографии, репродукции картин, звуковые файлы, анимация. Оформляются в виде электронных презентаций и слайд-шоу;
– видеоэкскурсия. Составляющими данной экскурсии –это видеоролики, размещенные на сайтах реальных музеев и в глобальной сети Интернет.
Так же, это и видеозаписи семейного путешествия, фотографии с родителями. Родители с удовольствием делятся своими фото и видеоматериалами, и с большим интересом включаются в процесс создания виртуальных экскурсий.
Я считаю, что использование мультимедийных технологий позволяют делать занятия эмоционально окрашенными, привлекательными, которые вызывают у ребенка живой интерес, являются прекрасным наглядным пособием и демонстрационным материалом, что способствует хорошей результативности занятия.
Таким образом, использование виртуальных экскурсий делает патриотическое направление воспитания в детском саду более интересным, качественным, результативным. Разумно используя их в своей работе, можно выйти на современный уровень общения с детьми, родителями, педагогами – всеми участниками образовательного процесса, а значит создать единое пространство для воспитания будущего гражданина Российской Федерации.
Литература:
1. Федеральная образовательная программа дошкольного образования. – М.: ТЦ Сфера, 2023. – 208 с.: табл.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. – ММ.: ТЦ Сфера. 2023. – 48с.
3. Санитарно – эпидемиологические правила и нормы для ДОО Издательство: Сфера, Серия: Правовая библиотека образования. 2021.- 96 с.
4. Матова В.Н. Краеведение в детском саду. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «Детство – Пресс», 2021. -176 с.
5. Нищева Н.В., Кириллова Ю.А. «Я люблю Россию!» Парциальная программа. Патриотическое и духовно – нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФОП. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «Детство Пресс», 2024. -128 с.
6. Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. «Моя малая Родина» Программа по патриотическому воспитанию дошкольников. - М.: ТЦ Сфера, 2023. - 128 с.
7. Гафурова, Н.В. Педагогическое применение мультимедиа средств: учеб. пособие / Н.В. Гафурова, Е.Ю. Чурилова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Красноярск: Сибирский федеральный университет, 2015. – 204 с.
Полный вариант статьи с материалами
Экскурсия по историческому центру Рязани
Скачать вложение