Вокруг сада мы пойдем и лечебных трав найдем
Автор: Дыкина Любовь Александровна, воспитатель МДОУ «Ряжский детский сад № 9», Рязанской области
Наблюдение на прогулке с детьми старшей группы.
Цель:
Расширять знания детей о лекарственных растениях, о их роли в жизни человека
Задачи:
- Формировать знания о лекарственных растениях;
- Продолжать учить распознавать лекарственные растения;
- Воспитывать любовь к природе;
Ход прогулки.
Организационный момент.
- Ребята, сегодня мы с вами совершим прогулку вокруг нашего сада. Но сначала ответьте мне на вопросы: Почему травы называют лекарственными?
- (Ответы детей)
- Какие лечебные качества в них скрываются?
- Пойдемте и сейчас мы встретимся с ними.
Основная часть.
1. А вот и первое растение. Как оно называется?
1-й ребенок.
Очень красивые белые цветы
У них резные, необычные листья
С одной стороны он зеленый и гладкий
С другой светлее, немножечко мягкий
Желтым глазом смотрит он то там, то тут.
Скажите, как этот цветочек зовут?
Дети: Ромашка
Воспитатель. Ещё с давних времен этот цветок считался символом верности, любви, чистоты. Девушки прятали его над подушку, а утром спрашивали: «любит-не любит?» Тем самым пытались выведать о чувствах любимого человека. Также плели венки и бросали в воду, загадывали желание. Но главное достоинство ромашки заключается в том, что она является лекарственным противовоспалительным средством при простуде и гриппе. Если помыть голову шампунем, в состав которого входит ромашка, то волосы будут мягкими, шелковистыми, с приятным золотистым оттенком.
2. - А это что за растение?
2-й ребенок:
Похож на солнце желтый одуванчик,
Его мы не кладём в карманчик.
Давайте лучше сделаем салат,
Полезен очень он для всех ребят.
А также можно из него сварить варенье-
Золотое, вкусное всем на удивленье.
Воспитатель: Давным-давно земля была богатой и прекрасной. По берегам прозрачных рек росли могучие леса-дубравы. Разноцветными коврами цвели повсюду луга удивительной красоты. Среди большого количества трав рос скромный желтый одуванчик. О очень рад был приносить всем пользу. Замочат люди его листочки в подсоленной воде и сделают целебный салат.
Для снятия жара и улучшения аппетита - хорошее средство. А из цветочных головок сварят варенье.
С любовью люди говорят об одуванчике: глазок золотой на солнце глядит, но только: «оно нахмурится, сразу же глазок прищурится».
А если черная туча появится на небе и подует холодный ветер, одуванчик тут же закрывает свои лепестки словно его вовсе нет. Он предупреждает о несчастье.
Природа подарила его семенам пушистые парашютики, чтобы ветер мог унести его в дальние страны. С тех пор детки одуванчика на своих парашютиках побывали во всех концах света.
Сильно дунул ветерок
Остался только стебелек
Посмотрите, стал седой
Одуванчик золотой.
3. Физкультминутка «Одуванчики»
Одуванчики везде по зеленой травке.
(Вытянуть руки вперед, поднять вверх, вернуться в и.п.)
Замелькали на участке, разбежались у веранды, спрятались под лавки.
(Руки перед грудью, развести в сторону, быстро двигая всеми пальцами.
Руки скрепить в замок, над головой. Опустить руки на уровень пояса, не разрывая замок.)
На ночь все они уснут, в кулачек сомкнутся,
(Сжать руки в кулак, поднять вверх, опустить и разжать кулаки)
А утром станут золотыми, как детки вновь проснутся.
(Поднять руки вверх и покачаться из стороны в сторону).
4. А теперь отправимся дальше.
3-й ребенок.
На свете есть цветок полезных много,
А этот обязательно мы встретим у дороги
Не зря он подорожником зовется
Возможно трудно здесь ему расти
Всегда с людьми находится в пути
А на участках сада его так много
Не наступив – нельзя пройти.
Воспитатель. Большой подорожник всегда рос вдоль тропинок и дорог хоженых, но прежде люди не обращали внимания на его крупные листья с прожилками. Нередко звери лесные прибегали к дорогам за подорожником, чтобы свои раны, да царапины им полечить. Но животные от человеческого глаза прячутся, вот и не замечал человек целебных свойств этого растения. Воротился однажды в село со службы солдат весь израненный. Решила жена - Анастасия везти его в город к врачу. По пути одолели ее думы горькие и не заметила она, как рана открылась у мужа и начала кровоточить. Остановилась женщина и увидела вокруг подорожник растет. Обернула Анастасия им рану потом ещё раз. Кровь остановилась. Она делала это несколько раз. Потом женщина наложила из листьев подорожника повязки мужу и на другие раны. Помогло солдату. Зачем было ехать за доктором, если доктор под боком растет? (Дети срывают на участке подорожник, рассматривают.)
Воспитатель. Подорожник не только кровь останавливать умеет и раны заживлять, но и укусы и отеки лечит. Ужалила пчела или змея человека, он от боли спасет и отек снимет. Не зря его матушка-природа вдоль дорог поселила и дала широкие листья и высокие стебли с семенами колоском. По этим приметам найти его не трудно.
5. - Пойдемте дальше, поищем ещё лекарственное растение.
(Подходят к крапиве)
4-й ребенок.
Ты, крапива, больно жжешься
В руки детям не даешься.
Хоть и злостный на участке ты сорняк,
Мы не сможем тебя выбросить никак.
Ведь много пользы ты приносишь-
Никого в беде не бросишь.
Воспитатель. Однажды весной пошла Сашенька погулять и видит, возле забора уже выросла молодая крапива с остроконечными зазубренными листиками. Погладила Сашенька зеленые листики и тут же руки отдернула, будто ее пчела ужалила. Решила она одеть варежки и выдернуть эту злую крапиву, но бабушка - Клавдия Гавриловна её успокоила и предложила лучше набрать пакет крапивных листьев. Она сварила из них зеленый суп со сметаной. Раньше крапива людей всегда кормила, особенно в голодные годы: первое блюдо варили, салаты делали, начинку для пирогов. И не только кормила, но и лечила: кровь останавливала, воспаление снимала, кашель убирала. А чтобы волосы были пушистыми и крепкими, хорошо росли, надо их пополоскать отваром крапивы. Вот оказывается какая полезная эта трава.
6. 5-й ребенок.
За верандой, посмотрите
Вырос здесь у нас лопух
Он невзрачным, запыленным
Тусклым, вялым был вчера,
Дождь прошел и стал зеленым
Полюбуйтесь, детвора.
Лопух набух и стал тугим,
Чтоб пользу приносить другим
Зонт шелковистый свой открыл
И насекомых там укрыл.
Воспитатель. Опоздала мама - Светлана Ивановна с дочкой Юлей на автобус. Решили идти пешком, полем напрямик. Долго шли, устали. Воды с собой прихватили, жажду утолили, а в голову солнце печёт. У дочки разболелась от жары голова. Тут заметила мама лопух растет. Сорвала она его и прикрыла голову дочке. Вскоре боль у Юли утихла. Жара перестала донимать.
Не только к голове можно прикладывать лопух, но и к другим больным местам. Его применяют как мочегонное, противовоспалительное, кровоочистительное и потогонное средство. При болях в почках, желудке готовят из этого растения настои и отвары для питья.
7. Воспитатель. А теперь, дети, я предлагаю пойти в группу и нарисовать лекарственные растения, с которыми мы встретились на прогулке. Из лучших рисунков мы составим альбом, который назовем «Зеленая аптека- рядом».
Список литературы:
1. Голицына Н.С. Экологическое воспитание дошкольников.-М., 2004
2. Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России. - М., 2010
3. Николаева С.Н., Юный эколог. -М. 2010
Скачать вложение