Волшебная корзинка
Автор: Козлачкова Анастасия Юрьевна, воспитатель, Ларионова Кристина Андреевна,воспитатель, МБДОУ "Детский сад №48" г. РязаньКонспект занятия по познавательному развитию (формированию элементарных математических представлений) для детей 2-3 лет
Аннотация
Согласно Федеральной образовательной программе дошкольного образования (ФОП ДО) сенсорное развитие детей является одним из наиболее актуальных и важных аспектов развития в возрасте 2-3 лет. Оно включает развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов, таких как форма, цвет, величина, положение в пространстве, запах и вкус.
В тексте ФОП ДО представлен перечень планируемых результатов освоения детьми образовательной программы детского сада, который содержит ориентиры для сенсорного развития детей 2-3 лет [5]. В 2-3 года у ребенка имеются первоначальные знания о величине, форме, цвете предметов. Так, ребенок умеет:
- назвать 4 цвета и правильно подбирать их по образцу;
- собирать пирамидку (башенку) из 5–8 колец разной величины.
- ориентироваться в соотношении плоскостных фигур «Геометрической мозаики» (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник).
- составлять целое из четырех частей (разрезных картинок, складных кубиков).
- сравнивать, соотносить, группировать, устанавливать тождество и различие однородных предметов по одному из сенсорных признаков (цвет, форма, величина)
Большое значение для сенсорного развития детей раннего возраста имеют дидактической игры, которые педагогам рекомендуют включать как в специально организованные занятия, так и использовать в повседневной жизни и самостоятельной деятельности детей.
В ходе представленного ниже занятия используются игры, направленные на закрепление знаний о цвете и форме, развитие тактильных ощущений и формирование умения сравнивать геометрические фигуры, помощь детям в развитии умения ориентироваться в пространстве. Занятие приносит детям радость и положительные эмоции при взаимодействии со взрослыми и другими детьми.
.Цель: организовать образовательную деятельность детей 2-3 лет, направленную на закрепление умения различать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник), называть и сравнивать предметы по величине; создать условия для обогащения словарного запаса детей, развитие умения слушать воспитателя, отвечать на заданные вопросы; пробудить желание помогать герою, попавшему в беду.
Методы:
1. Наглядный метод: показ, демонстрация.
2. Словесный метод: художественное слово, беседа, вопросы, пояснения.
3. Игровой метод: сюрпризный момент, дидактические игры на развитие математических способностей.
Предварительная работа: играем дидактические игры «Разложи фигурки по домикам», « На какую фигуру похоже?», «Большое-маленькое».
Обогащение словаря: шар, кирпич, куб, красный, желтый, зеленый, синий.
Материалы и оборудование: корзина, куклы-перчатки, мешочек с фигурами по количеству детей, карточки с изображением геометрических фигур по количеству детей, 3 обруча, 3 изображения больших геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник).
Ход занятия
Мотивационный этап.
Воспитатель: Ребята, я приготовила для вас сюрприз, давайте закроем глазки и скажем «Один, два, три.Сказка в гости приходи!»
Ставлю корзинку на стол.
Воспитатель: Посмотрите, какая красивая корзинка! Хотите узнать, что в ней лежит?
На столе стоит корзина, в ней спрятаны куклы перчатки. Достаю куклу котика, котик мяукает.
Воспитатель:Кто это?
Дети: Котик.
Котик: Здравствуйте, ребята,я играл и случайно потерял свой клубочек. Пожалуйста помогите найти клубочек?
Воспитатель: Не плачь, Котик, мы тебе поможем. У меня есть волшебный мешочек, в нем можно найти много интересного и твой клубочек тоже.Только расскажи, какой он у тебя?
Котик: Кругленький, мягкий, красного цвета…
Исполнительный этап.
Играем в волшебный мешочек, дети на ощупь ищут «клубочек» среди других фигур. В мешочке лежат мягкие и твердые кубики, шарики и кирпичики. Предметы достаёт ребенок и отвечает на вопросы. Что ты нашел? Какого цвета? Твердый или мягкий? Большой или маленький? Найденные предметы складываю на поднос. Если клубочек нашли, то предложить детям узнать что еще находится в мешочке.
Воспитатель: Котик мы нашли не один, а целых два клубочка. Ребята, а чем они отличаются?
Дети: Один большой другой маленький.
Котик: Спасибо, побегу с клубочками играть.До свидания.
Дети: До свидания, Котик.
Прощаемся с куклой, убираю в корзину.
Воспитатель: Котик убежал играть, и вам я предлагаю поиграть.
Физкультминутка «У медведя дом большой»
У медведя дом большой,
Ой - ой-ой (тянутся руками вверх).
А у зайки маленький,
Ай-ай-ай (приседают).
Мишка сам пошел домой,
Ой-ой-ой (шагают на месте).
И запрыгал заинька.
Ай-ай-ай (прыгают).
Воспитатель: Ну, вот мы немного поиграли, а хотите узнать, кто еще прячется в моей корзинке?
Дети: Да.
Достаю кукла собачку. Она весело гавкает.
Собачка:Привет, я собачка Жучка хвостик закорючка, шерстка жесткая, зубки острые! Ребята, я хочу поиграть с вами?
Воспитатель: Здравствуй Собачка, а я как раз знаю одну интересную и веселую игру «Найди свой домик»
В трех обручах стоят крупные картинки круг, квадрат и треугольник.Детям раздаю небольшие плоские фигуры (круг, квадрат, треугольник). Играет музыка, дети свободно перемещаются и по команде «Фигура домик свой найди!» становятся в обруч со своей фигурой.
Собачка: Спасибо, теперь я все фигуры знаю! Побегу я дальше до свидания.
Дети: До свидания Собачка.
Прощаемся с куклой, убираю в корзину.
Воспитатель: Ну, вот, ребята, на сегодня в корзиночке закончились чудеса. Кто же сегодня прятался в ней?
Дети: Котик, Собачка.
Воспитатель: А что мы сегодня делали?
Дети: искали клубочек, играли с фигурами.
Рефлексивный этап.
Воспитатель: Вам понравилась играть?
Дети: Да!
Перспективный этап.
Посмотрите, на полочке есть другие игры (показываю на дидактические игры, направленные на закрепление умений сортировать предметы в соответствие с их формой и соотносить разнородные предметы по форме и цвету). Кто хочет в них поиграть?
Список литературы:
1. Федеральная образовательная программа дошкольного образования. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2023. – 256 с.
2. Физкультминутка «У медведя дом большой» [электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2016/04/22/fizkultminutki-dlya-mladshey-gruppy (дата обращения 30.04.2023)
3. Янушко Е.А. Сенсорное развитие детей раннего возраста 1–3 года / Е.А. Янушко. – М.:ВЛАДОС, 2018. – 351 с.
Конспект во вложении (pdf 215 Kb)
Скачать вложение