Волшебная вода
Автор: Исаева Юлия Евгеньевна, Земская Ольга Евгеньевна, воспитатели МБДОУ «Детский сад №48» «Рябинка» г. РязаньМетодическая разработка по познавательно-исследовательской деятельности для детей средней группы (4-5 лет).
В каждом ребенке заложено стремление познавать окружающий мир. Дети каждый день стараются узнать что-то новое и интересное у них всегда много вопросов. Им можно объяснять некоторые явления, а можно наглядно показать, как работает та или иная вещь, тот или иной феномен. Отличный инструмент для этого – опыты и эксперименты. Опыты помогают развивать речь, мышление, логику, творчество ребенка, наглядно показывать связи между живым и неживым в природе. В связи с этим особый интерес представляет изучение детского экспериментирования.
ФГОС ДО особого внимания уделяет познавательно-исследовательской деятельности (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними). Характерными видами деятельности для реализации данного направления работы являются:
– организация решения познавательных задач;
– применение экспериментирования в работе с детьми;
– использование проектирования.
В основе познавательно – исследовательской деятельности дошкольника лежат любознательность, стремление к открытиям, жажда познания. Опытно - экспериментальная деятельность в ДОУ позволяет удовлетворить эти потребности, и ем самым продвинуть развитие дошкольника вперед, развить его личностные, физические и интеллектуальные качества.
В соответствии с требованиями ФГОС, воспитателям в детском саду рекомендуется ежедневно организовывать ситуации, провоцирующие познавательную активность воспитанников. Одной из форм такого воздействия является экспериментально-исследовательская деятельность в ДОУ.
экспериментально-исследовательская деятельность в детском саду – это эффективная деятельность, направленная на развитие познавательной активности дошкольников.
В процессе экспериментирования идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения. Необходимость давать отчёт об увиденном, формировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребёнка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приёмов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
Программное содержание: совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека, растений, животных (вода источник жизни и обеспечения здоровья, о свойствах воды (прозрачная, без вкуса, без запаха, не имеет формы).
Цель: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Задачи:
- способствовать формированию у детей представлений о свойствах воды;
- способствовать формированию познавательного интереса, активности, любознательности;
- проверять возможные решения экспериментальным путём;
- учить делать выводы на основе познавательно-исследовательской деятельности.
Предварительная работа: просмотр видеозаписи о значении воды на Земле, чтение стихотворения Н. Рыжовой «Вы слыхали о воде», чтение стихов и пословиц о воде.
Ход занятия:
1. Мотивационный этап
Воспитатель. Ребята, давайте встанем в круг, возьмемся за руки и улыбнемся друг другу, чтобы создать хорошее настроение.
Собрались все дети в круг
Ты мой друг и я твой друг
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
А для того, чтобы много нового и интересного узнать, нужно быть внимательными, не шуметь, не выкрикивать, слышать друг друга, отвечать на вопросы воспитателя.
Воспитатель: Ребята, когда я с утра шла на работу, ко мне подошел Почтальон Печкин и передал мне письмо от профессора Чудакова:
- Дорогие друзья! Пишут вам ученый профессор Чудаков из "Лаборатории Волшебной воды"! Мне очень важно изучить свойства воды, но не хватает помощников - лаборантов. Пожалуйста, помогите мне в этом научном эксперименте.
2. Ориентировочный этап
Воспитатель: Ребята, вы хотите стать лаборантами и помочь профессору Чудакову.
Дети: Да
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что такое лаборатория?
Дети: нет
Воспитатель: Тогда слушайте внимательно. Лаборатория - это специальное помещение, необходимое для опытов.
Ребята, а вы знаете, что в лаборатории есть свои правила, которые необходимо соблюдать при проведении опытов?
1. Надеть специальную одежду. (одевать фартуки и нарукавники)
2. Внимательно слушать взрослого.
3. Быть осторожными (ничего не брать в рот)
4. После каждого опыта, постарайтесь сделать вывод.
3. Исполнительский этап
Я предлагаю вам незамедлительно, отправится к профессору в лабораторию.
Чтобы нам к нему попасть. Нужно будет закрыть глаза и произнести волшебное заклинание
Волшебство скорей приди
Деток всех перенеси
В лабораторию к профессору Чудакову.
Воспитатель: Вот мы и перенеслись с вами в лабораторию.
Давайте поздороваемся с профессором.
Профессор: Здравствуйте ребята, спасибо, что откликнулись на мое приглашение.
Профессор: Ребята хотите узнать, что я изучаю в своей лаборатории, тогда отгадайте загадку:
Я и туча и туман,
И ручей и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу. (Вода)
Профессор: А вы знаете, кому нужна вода?
Дети. Вода нужна нам для того, чтобы пить, умываться, мыть посуду, готовить еду, быть здоровыми.
Профессор. Правильно. Молодцы.
- А кому еще нужна вода?
Дети. Вода нужна растениям, рыбам, животным, птицам.
Профессор:- Да, верно, и птицам, и растениям и т. д.
Вода – это жизнь.
Профессор: ребята, а вы знали, что вода имеет волшебные свойства: с ней можно играть, проводить разные опыты и фокусы. Для этого мы с вами превратимся в лаборантов и будем проводить опыты.
Но для начало нужно вспомнить правила
1. Надеть специальную одежду. (одевать фартуки и нарукавники)
2. Внимательно слушать взрослого.
3. Быть осторожными (ничего не брать в рот)
4. После каждого опыта, постарайтесь сделать вывод.
Сейчас я произнесу волшебные слова и вы превратитесь в настоящих лаборантов:
Хлопни, топни, повернись
И в лаборантов превратись!
Опыт № 1 (с водой)
Профессор: Перед вами стоят два стаканчика - один пустой, другой с водой. Возьмите стаканчик с водой и медленно перелейте воду в пустой стаканчик. Слышите, как она звучит? Вода льется, и мы слышим ее. А если она льется, значит, она какая?
Дети: Не имеет формы
Профессор: Если бы вода не была жидкой, она не смогла бы течь в реках, ручейках, из крана в доме.
Вывод: Вода – жидкая
Опыт № 2 «Вода меняет свой цвет»
Профессор: У каждого из вас есть кисточка и гуашь. Предлагаю намочить кисточку, обмакнуть в гуашь и помешать кисточкой прозрачную воду в ваших стаканчиках. Что произошло с водой? (ответы)
Вода поменяла свой цвет: у кого-то она стала жёлтой, у кого-то зелёной, красной, синей.
Мы с вами узнали, что вода может менять свой цвет, Какой вывод мы с вами можем сделать:
Вывод: Вода прозрачная.
Профессор: Ой, что то мы с вами засиделись, давайте немного разомнемся:
Тихо плещется вода
Тихо плещется вода,
Мы плывём по тёплой речке. (Плавательные движения руками)
В небе тучки, как овечки,
Разбежались, кто куда. (Потягивания — руки вверх и в стороны)
Мы из речки вылезаем,
Чтоб обсохнуть, погуляем. (Ходьба на месте)
А теперь глубокий вдох.
И садимся на песок. (Дети садятся)
Профессор: Молодцы, хорошо поиграли, понравилось?
Дети: ДА
Профессор: А теперь давайте вернемся на свои места и преступим к опытам.
Опыт № 3 «Вода прозрачная»
Профессор: Ребята перед вами стаканчик с водой , возьмите камешек и опустите в стакан с водой. Что произошло?
Дети. Камни упали на дно.
Профессор: А камни видны в воде?
Дети. Да, мы их видим.
Профессор: А как вы думаете? Почему мы их видим?
Дети. Потому что вода прозрачная.
Профессор: Правильно,
Вывод - вода прозрачная. Молодцы.
Опыт №4 «Вода не имеет вкуса и запаха».
Профессор: А теперь я предлагаю вам, ребята, попробовать воду на вкус.
Какая она? Соленая, сладкая, горькая? (она безвкусная)
Ребята, я предлагаю вам положить в стаканчик с водой вещество, которое находится у вас на столе. Размешайте, а теперь попробуйте воду. Какая она стала на вкус?
Дети. Сладкая, соленая, горькая
Вывод: Вода не имеет вкуса и запаха. Но вода принимает вкус того вещества, которое в нее добавили.
Воспитатель: Ребята, что то мы с вами загостились у профессора, пора нам возвращаться обратно в детский сад.
Профессор: ДА, вы сегодня хорошо поработали. Вы молодцы. Я вас благодарю за сотрудничество. Со своими друзьями вы поделитесь, расскажите, что интересного узнали в моей лаборатории о воде.
Воспитатель: Давайте попрощаемся с профессором Чудаковым, скажем ему спасибо, но ребята ,чтобы нам назад вернуться, нужно будет закрыть глаза и произнести волшебное заклинание.
Волшебство скорей приди,
В детский сад перенеси.
4.Рефлексивный этап
Воспитатель: Понравилось ли вам в лаборатории у профессора Чудакова? Сумели ли мы помочь профессору Чудакову? С чем проводили опыты? Какие свойства воды мы узнали? Какой опыт вам понравился больше всего?
5. Перспективный этап
Воспитатель: Кому дома вы расскажите о работе лаборатории профессора Чудакова? Cпросите у своих родителей, какие опыты и эксперименты с водой они знают, попробуйте вмести с мамой и папой дома провести опыт, а потом нам расскажите на следующих занятиях.
Литература:
1. Иванова А. И. Естественнонаучные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек. – Новокузнецк, МОУ ДПО ИПК, 2003. – 53с .
2. Менщикова Л. Н. - Сер. Образовательное пространство ДОУ Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет. – Волгоград: Учитель,2009 . – 130с.
3.Прохорова Л. Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. – М.:изд-во АРКТИ, 2008. – 61с.
Скачать вложение