Волшебный снежок
Автор: Баранова Ирина Алексеевна, Амрахова Айнура Тельмановна, воспитатели МБДОУ «Детский сад №121» г.РязаниКонспект НОД по художественно-эстетическому развитию детей младшего дошкольного возраста 3-4 лет
АннотацияКонспект занятия "Волшебный снежок" разработан для младшей группы детского сада (3-4 года) с целью художественно-эстетического развития детей на основе федерального образовательного стандарта дошкольного образования [1]. Занятие способствует формированию мелкой моторики, эстетического восприятия, навыков рисования и умения работать с художественными материалами. Основной упор сделан на развитие воображения, творческих способностей и эмоционального отклика через интеграцию игровых и образовательных элементов.
В занятии охвачены следующие разделы по ФОП ДО [2], относящиеся к художественно-эстетическому развитию:
1. Развитие эстетического восприятия окружающего мира.
2. Формирование навыков работы с художественными материалами.
3. Воспитание эмоциональной отзывчивости и понимания красоты природных явлений.
4. Создание условий для самовыражения в художественно-творческой деятельности.
Программное содержание:
Цель занятия — формирование навыков рисования снежинок ватными палочками.
Задачи:
- Организовать мотивацию детей к участию в творческой деятельности.
- Познакомить с особенностями зимних природных явлений.
- Научить простейшим техникам рисования снежинок с использованием ватных палочек и красок.
- Развивать мелкую моторику, координацию движений и эстетическое восприятие.
- Закрепить навыки аккуратного использования художественных инструментов.
Для реализации занятия необходимы следующие материалы: лист белой бумаги формата А4, краски (синяя и белая), ватные палочки, изображения снежинок для вдохновения, а также влажные салфетки для рук. Музыкальное сопровождение включает звуки природы (шум ветра, падающий снег) и инструментальную композицию «Зимняя сказка».
Предварительная работа
Словарная работа:
Обогащение словаря:
"Снежинка" - форма, строение, ассоциации;
"Мороз" - ощущение холода, примеры (иней, морозные узоры);
"Зима" - описание сезона, погодные явления, примеры из жизни.
Активизация словаря: воспитатель задаёт детям вопросы для обсуждения:
"Какие явления мы видим зимой?"
"Что бывает, когда идёт снег?"
"Как мы можем описать снежинку?"
Демонстрационный материал:
1. Карточки с изображениями зимних природных явлений: снегопад, снежинка, мороз, снежный пейзаж.
2. Фотографии снежинок крупным планом, показывающие их уникальные формы и узоры.
3. Инструкционные карточки: примеры рисунков снежинок с пояснением этапов их создания.
Раздаточный материал:
Листы бумаги формата А4 (белый фон) для каждого ребёнка.
Ватные палочки в достаточном количестве.
Краски (белая и синяя), подходящие для использования детьми.
Салфетки для удаления лишней краски.
Контейнеры с водой для очистки палочек.
Ход занятий
1. Мотивационный этап
Воспитатель приветствует детей, создавая тёплую и дружелюбную атмосферу. Он начинает разговор, чтобы заинтересовать малышей:
- Ребята, посмотрите, за окном падает снег. Как красиво, правда?
Дети:
- Да, очень красиво, всё стало белым!
- Как будто волшебство!
- Снег такой пушистый, как в сказке!
- Мне нравится, когда идёт снег!
Воспитатель:
- А вы знаете, что каждая снежинка уникальна, и нет двух одинаковых?
Дети:
- Правда? Это так интересно!
- Они все разные, как маленькие звёздочки!
- Я хочу найти самую красивую снежинку!
- Значит, каждая снежинка особенная?
Воспитатель:
- Сегодня мы отправимся в волшебную зимнюю сказку, чтобы узнать больше о снежинках и научиться рисовать их своими руками! Хотите стать настоящими художниками зимы?
Дети:
- Да! Я видел снежинки, они такие красивые!
- Они все разные, как будто из сказки!
- Я хочу нарисовать снежинку, как настоящая!
- А можно сделать большую снежинку?
Воспитатель наблюдает за реакцией детей, поощряя их ответы. Затем он продолжает:
- Но, чтобы попасть в сказочную зиму, нам нужно выполнить небольшое задание. Закройте глаза и представьте, как снег падает мягкими хлопьями на землю, как вокруг всё становится белым и чистым. Слышите, как скрипит снег под ногами? Давайте сделаем глубокий вдох и представим, что мы уже в зимней стране.
Дети:
- Я слышу, как снег хрустит!
- Он такой мягкий, как подушка!
- Я вижу, как снежинки падают и кружатся!
- Снег как будто обнимает всё вокруг!
Дети с интересом слушают, выполняют простые движения руками, изображая, как снежинки кружатся в воздухе. Воспитатель мягко направляет их внимание на тему занятия:
- А теперь откройте глаза. Вы готовы создавать свою зимнюю сказку? Сегодня мы с вами будем рисовать снежинки, которые оживут прямо у нас на листах бумаги!
Дети:
- Да, давайте рисовать!
- А можно нарисовать много снежинок?
- Я сделаю снежинку, которая похожа на звёздочку!
- У меня будет самая красивая снежинка!
2. Знакомство детей с зимними явлениями
Воспитатель собирает детей у окна или демонстрирует заранее подготовленные изображения зимней природы, снежного леса или двора, покрытого снегом. Он привлекает внимание малышей вопросами:
- Ребята, посмотрите, какая красота за окном! Всё белое, как будто кто-то накрыл землю большим мягким одеялом. А вы знаете, как называется это время года?
Дети:
- Это зима!
- Снег всё укрыл!
- Белое, потому что много снега!
- Холодно, значит, зима пришла!
Воспитатель:
- Правильно, зима! А что делает зима такой особенной? Как вы думаете, почему зимой всё вокруг становится белым?
Дети:
- Потому что идёт снег!
- Снег покрывает землю, и всё становится белым!
- Потому что зимой холодно, и всё замерзает!
- Белое, как будто волшебство!
После ответов детей воспитатель объясняет:
- Это потому, что зимой идёт снег. Снег состоит из маленьких снежинок. Они лёгкие, как перышки, и кружатся в воздухе, словно танцуют. А вы когда-нибудь пробовали ловить снежинку на ладошку?
Дети:
- Да, я ловил, они такие холодные!
- Они тают прямо на руке!
- Я видел, как снежинки падают на куртку!
- Я пытался поймать, но они улетают!
Дети делятся своим опытом, а воспитатель поддерживает их, делая занятие интересным и живым:
- Снежинки такие нежные и хрупкие, что тают, как только касаются тёплой кожи. Но сегодня мы узнаем, как они выглядят поближе и создадим свои снежинки, которые никогда не растают!
3. Знакомство с формой снежинок
Для этого этапа воспитатель готовит иллюстрации или фотографии снежинок, возможно, увеличенные под микроскопом. Он показывает детям изображения и задаёт вопросы:
- Посмотрите внимательно, ребята. Как вы думаете, на что похожи снежинки? Какие формы вы видите?
Дети:
- На цветочки!
- На маленькие кристаллы!
- На пушистые кружочки!
- На морозные узоры!
Воспитатель поддерживает беседу, добавляя:
- А вы заметили, что у каждой снежинки шесть лучиков? Все снежинки разные, но у них всегда есть шесть сторон. Это как у звезды, только в природе.
Воспитатель приглашает детей найти на картинках узоры, которые им больше всего нравятся, и рассказывает:
- Мы сегодня будем рисовать такие же красивые снежинки. Каждая из них будет уникальной, как настоящая.
4. Подготовка к практической деятельности
После знакомства с формой снежинок воспитатель раздаёт детям материалы: листы бумаги, краски (белую и синюю), ватные палочки. Перед началом работы он проводит небольшую инструкцию:
- Смотрите, ребята, у каждого из вас есть лист, на котором мы будем рисовать снежинки. Но сначала давайте представим, что это зимнее небо. Какого оно цвета зимой?
Дети:
- Серого.
- Синего.
- Голубого.
- Иногда белого, как снег.
Воспитатель предлагает:
- Чтобы наши снежинки были хорошо видны, мы будем рисовать их на синем фоне. Представьте, что вы рисуете снежинки, которые кружатся в воздухе.
Затем воспитатель демонстрирует технику рисования:
- Вот у меня ватная палочка. Я макаю её в белую краску, а потом ставлю точку на бумаге. Это центр снежинки. Дальше добавляем точки вокруг, соединяем их линиями - и получается снежинка! Давайте попробуем вместе.
Он показывает несколько простых движений, а затем обращается к детям:
- А теперь вы! Давайте потренируемся, как аккуратно макать палочку в краску и ставить точки. Представьте, что вы настоящие художники зимы.
5. Создание положительного настроя
Перед началом работы воспитатель помогает детям настроиться на творческую деятельность. Он предлагает детям разогреть руки, чтобы они "стали тёплыми":
- Ребята, давайте разотрём ладошки, чтобы они были готовы к рисованию. Теперь подуйте на них, будто вы хотите согреть снежинку, и сделайте несколько хлопков. Почувствовали тепло? Отлично, теперь вы готовы творить!
Затем воспитатель предлагает детям присесть за столы и убедиться, что все материалы перед ними. Он завершает этап следующими словами:
- Мы сегодня создадим настоящую зимнюю сказку. Каждый из вас сможет придумать свои узоры для снежинок. Давайте начнём!
6. Подготовка к практической деятельности
Перед тем как дети приступят к рисованию, воспитатель напоминает основные правила работы с материалами и техники безопасности:
- Ребята, чтобы наши снежинки получились красивыми, важно работать аккуратно. Не нужно сильно нажимать на ватную палочку, чтобы краска не растекалась. Если краски окажется слишком много, мы можем слегка коснуться её салфеткой. А ещё помните, что кисточки и палочки — это наши инструменты, с ними нужно обращаться бережно.
Воспитатель предлагает детям подготовить свои рабочие места: положить лист бумаги ровно, разместить краску и палочки так, чтобы было удобно работать. Он внимательно следит за тем, чтобы у каждого ребёнка были все необходимые материалы.
- Давайте все проверим, готовы ли наши материалы. Поднимите руку, если вам что-то нужно, и я помогу.
7. Демонстрация техники рисования снежинок
Чтобы у детей не возникло трудностей, воспитатель показывает процесс создания снежинки на своём листе. Он выполняет все шаги медленно, комментируя каждое действие:
- Сначала я макаю ватную палочку в белую краску. Вот так, аккуратно, чтобы краска покрыла кончик палочки. Теперь я ставлю первую точку на листе — это будет центр нашей снежинки.
Он продолжает рисовать, объясняя:
- Теперь вокруг центра я добавляю шесть точек, как у настоящей снежинки. Это её лучики. А теперь давайте соединим эти точки тонкими линиями. Видите, как снежинка начинает оживать?
После демонстрации он спрашивает детей:
- Кто может повторить, что мы делаем сначала? А что идёт дальше?
Дети:
- Сначала рисуем точку в центре
- Потом добавляем шесть точек вокруг
- Соединяем их линиями
- Получается снежинка!
- После этого можно добавить узоры на лучиках
Дети отвечают, и воспитатель поощряет их уверенность:
- Отлично! Теперь давайте попробуем сами. Не бойтесь, если что-то не получится сразу. Помните, каждая снежинка уникальна.
8. Самостоятельная работа детей
Дети начинают рисовать снежинки на своих листах. Воспитатель ходит между столами, наблюдает за их действиями и при необходимости помогает:
- Машенька, твои лучики получаются очень аккуратными! Попробуй добавить ещё один круг точек вокруг центра. А у тебя, Саша, снежинка уже выглядит как настоящая - посмотри, как красиво выходит!
Воспитатель создаёт доброжелательную атмосферу, подбадривает детей, если у них что-то не получается:
- Ничего страшного, если что-то пошло не так. Просто добавь ещё несколько точек или линий, и снежинка станет ещё интереснее.
Он напоминает детям не спешить, чтобы работы были аккуратными:
- Рисовать снежинки - это как танцевать вальс, плавно и красиво. У нас есть время, чтобы завершить свои шедевры.
9. Использование ритмических элементов для поддержания внимания
Чтобы удерживать внимание детей и поддерживать их вовлечённость, воспитатель предлагает небольшие паузы с играми и движениями:
- Ребята, давайте на минутку представим, что мы сами снежинки. Поднимите руки вверх, как будто вы кружитесь в воздухе, и медленно опуститесь на землю. Теперь снова поднимитесь, будто вас подхватывает ветер!
Эти небольшие игровые вставки помогают детям отдохнуть и с новым интересом вернуться к работе.
10. Завершение работы и соблюдение санитарно-гигиенических норм
Когда дети заканчивают свои рисунки, воспитатель напоминает о том, что нужно привести рабочее место в порядок:
- Давайте сложим наши палочки на подставки, уберём краски и аккуратно вытираем стол салфеткой. А теперь все по очереди подходим к раковине, чтобы помыть руки.
Воспитатель помогает детям справиться с уборкой, если это необходимо, и завершает этап словами:
- Вы сегодня поработали очень старательно. Все снежинки получились просто волшебными! Сейчас мы их подсушим и посмотрим вместе.
11. Контроль воспитателем результатов самостоятельной работы
Воспитатель просит детей посмотреть на свои рисунки и выбрать, какой элемент получился лучше всего. Он задаёт вопросы, чтобы стимулировать самооценку:
- Ребята, какая часть вашей снежинки вам нравится больше всего? А что вы бы хотели попробовать сделать по-другому в следующий раз?
Дети:
- Мне нравятся лучики, они красивые!
- Мне нравится узор в центре!
- Я бы сделал лучики длиннее!
- В следующий раз добавлю больше узоров.
- Я хочу попробовать нарисовать снежинку побольше.
Дети делятся своими впечатлениями, а воспитатель подводит итоги:
- Вы все сегодня были настоящими художниками зимы. У каждого из вас получилась своя особенная снежинка. Вы заметили, как много разных узоров можно придумать?
12. Рефлексивная оценка результатов
Воспитатель организует небольшую выставку работ, выкладывая рисунки на общий стол или прикрепляя их к стенду. Он предлагает детям посмотреть на рисунки друг друга:
- Посмотрите, какие красивые снежинки сделали ваши друзья. Каждая из них по-своему волшебная. Как вы думаете, какая снежинка самая необычная? А какая похожа на настоящую?
Дети:
- Самая необычная - та, у которой много узоров.
- Эта снежинка похожа на звёздочку, она настоящая.
- Мне кажется, самая необычная — с длинными лучиками.
- Вот эта снежинка похожа на ту, что падает с неба.
- Все снежинки красивые, как настоящие
Он поощряет положительные высказывания, создавая доброжелательную атмосферу:
- А теперь давайте поблагодарим друг друга за такую интересную работу. Вы все большие молодцы!
После завершения занятия воспитатель подводит итоги и предлагает детям продолжить творческую работу на следующей неделе.
- Ребята, сегодня у нас получилось создать настоящую зимнюю сказку. Ваши снежинки такие красивые и необычные, что они обязательно украсят наш класс. Но как вы думаете, что ещё мы могли бы сделать с этими снежинками?
Дети:
- Повесить на окна!
- Сделать гирлянду из снежинок!
- Разложить на стенде, чтобы все видели!
- Сделать открытку для родителей!
- Собрать снежинки в большую зимнюю картину!
Дети делятся своими идеями, воспитатель одобряет их предложения и добавляет:
- Отличные идеи! Давайте на следующем занятии попробуем создать целый зимний пейзаж. Мы будем рисовать снежные деревья, дома, укрытые снегом, а ваши снежинки будут кружиться над этим пейзажем.
Он приглашает детей пофантазировать дома:
- Если у вас появятся новые идеи, обязательно расскажите мне. А ещё вы можете нарисовать свои снежинки дома и принести их, чтобы мы добавили их к нашей сказке.
В завершение воспитатель благодарит детей за активное участие:
- Спасибо вам за ваше старание и творчество. Вы сегодня были настоящими художниками зимы. Я очень горжусь вами и жду нашей следующей встречи, чтобы продолжить наше путешествие в зимнюю сказку.
Список литературы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утв. приказом Минобрнауки РФ от 17 октября 2013 г. №1155 (ред. от 31 мая 2022 г.). — URL: https://fgosreestr.ru (дата обращения: 29.01.2025).
2. Федеральная образовательная программа дошкольного образования. – М. ТЦ Сфера, 2023. – 61с.
3. Чайковский, П. И. Щелкунчик. Балет в двух действиях с прологом / П. И. Чайковский. - Либретто: Мариус Петипа. - Санкт-Петербург: Композитор, 2018. - 160 с. - ISBN 978-5-7379-0927-2
4. Сидорова Е. Б. Творческое развитие детей в условиях современного дошкольного образования // Дошкольное образование. - 2021. - Т. 10, №5. - С. 35–42.
5. Каташева, Н. В. Организация процесса по художественно-эстетическому развитию дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО / Н. В. Каташева. — Екатеринбург: УрГПУ, 2015. — 98 с. — URL: https://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/14094/2/10kataeva.pdf (Дата обращения: 29.01.2025).
6. Комарова, О. А. Практика реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования / О. А. Комарова. — Ставрополь: СКФУ, 2014. — 120 с. — URL: https://ncfu.ru/upload/MainSKFU/Education/dpo/Metodika-hudojestvenno-asteticheskogo-razvitiya.pdf (Дата обращения: 29.01.2025).
Конспект во вложении (pdf 201Kb)
Скачать вложение