Восемь, восьмой
Автор: Мурышкина Екатерина Алексеевна, воспитатель МБДОУ "Детский сад № 99" "Кораблик", г. РязаньКонспект непрерывной образовательной деятельности в старшей группе по разделу «Моя математика» образовательная система «Школа 2100»
Аннотация
Дошкольный возраст – важный период в жизни человека. В дошкольном возрасте у детей закладывается фундамент для дальнейшего обучения. Огромную роль в развитии и воспитании детей играет математика, которая сопровождает нас всю жизнь. Без счета, без умения правильно вычитать, складывать, делить и умножать числа человеку будет тяжело. Поэтому, чем раньше ребенок поймет и усвоит основы математики, тем легче ему будет в дальнейшем.
Основная цель конспекта непрерывной образовательной деятельности – это формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста. Задания, соответствующие федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, представлены в игровой форме, так как игровая деятельность в дошкольном возрасте ведущая. Занятие проходило с использованием красочного пособия и с применением мультимедийного оборудования, с целью закрепления математических знаний. В ходе занятия дети приобретают знания о числе и цифре 8, понятиях больше и меньше. Формируют навыки и умение в счете. Воспитывают самостоятельность в выполнении заданий. Программный материал подобран с учетом возраста детей и принципа развивающего обучения. К занятию прилагается наглядный (демонстрационный) материал, с помощью которого реализуются цели и задачи.
Тема: “Восемь, восьмой”
Возраст: старшая группа (5-6 лет)
Тип занятия: сообщение нового педагогом.
Тип диалога: подводящий
Вид деятельности: игровая.
Формы работы: групповая, подгрупповая, парная.
Цель педагога: познакомить детей с цифрой и числом 8, повторить порядковый счет; создать условия для: развития арифметических умения — счёт в пределах восьми (действовать в соответствии с алгоритмом пересчёта предметов); позитивного взаимодействия со взрослыми и сверстниками: установление правил взаимодействия в деятельности; развитие умения формулировать элементарные высказывания.
Задачи по образовательным областям:
Познавательное развитие: формировать у детей умение считать в пределах восьми, учить сравнивать группы предметов по количеству.
Речевое развитие: обогащать активный и пассивный словарь детей, используя понятия «было», «стало», «осталось», «слева», «справа»; развивать связную речь через умение строить ответы на вопросы в виде связных высказываний.
Социально-коммуникативное развитие: развивать умение взаимодействовать со сверстниками в паре, группе, подгруппе.
Художественно-эстетическое: развивать эстетическое чувство при наблюдении математических моделей.
Физическое развитие: развивать крупную и мелкую моторику.
Возможные цели ребенка: помочь Считалкину с заданиями, поиграть.
Демонстрационный материал: интерактивная доска, ноутбук, изображение героя Считалкина, карточки с нарисованными на них кружочками от 1 до 8 (для подвижной игры).
Раздаточный материал: палочки счетные, наборы карточек с цифрами до 8, пособия, картинки грибов для вырезания, ножницы, клей.
Активизация: число 8 и цифра 8.
Ход деятельности:
1.Мотивационный этап
- Здравствуйте, ребята. Ребята, сегодня к нам в гости пришел Считалкин и принес с собой много картинок, с изображением птиц. Но он не знает, сколько их нарисовано на картинках и как их зовут. Давайте ему поможем?
2. Ориентировочный этап
- Ребята, что мы можем сделать? (Рассмотреть картинки и посчитать птиц)
- Что для этого нам надо сделать? (Внимательно посмотреть на картинки, вспомнить названия птиц и посчитать, сколько их).
- Правильно, для этого мы поработаем с рисунками в пособии.
(рис.1 стр.8 пособия)
3. Исполнительский этап
- Перед вами лежат рисунки и палочки. Посмотрите на рисунок слева. Какие птицы изображены? (Снегири)
- Поможем Считалкину посчитать, сколько их. (Семь)
- Выложите перед собой 7 палочек.
- Теперь посмотрите на картинку справа. Какие изменения вы видите? (Птиц стало больше. Прилетела одна синичка). Положите еще одну палочку. Теперь посчитаем, сколько всего птиц на картинке. (8)
- Семь и один – сколько птиц? (8)
- А один и семь? (8)
- Считалкин очень рад, что у него есть такие помощники. Он благодарит вас за помощь с птичками и предлагает посмотреть на картинку ниже с ягодами.
- Сколько ягод на картинке слева? (8)
- Выложите 8 палочек.
- Одна ягодка упала с ветки.
- Уберите 1 палочку. Сколько осталось? (7)
- Значит, если от 8 отнять 1, сколько останется? (?)
- На каком рисунке ягод нарисовано больше? (Слева)
- На сколько? (На одну)
- Ребята, вы помогли Считалкину, и назвали птиц – снегиря и синичку.
Давайте ему покажем и расскажем, что существуют еще другие птицы, и вы их тоже знаете. Посмотрите на рисунок в пособии. (рис.2 стр.9)
- Сосчитаем птиц слева направо.
- Теперь берем карандаши и заполняем пропущенные клеточки.
- Сколько здесь птиц нарисовано? (8)
- Кто первый? (Сорока)
- Кто второй? (Воробей) …
- Кто восьмой? (Синица)
- Кто за кем? Кто перед кем?
- Молодцы, ребята. Вижу, что вы немножко устали. Надо немного отдохнуть.
- Предлагаю поиграть в игру «Живые числа» (Приложение 1)
- Посмотрите, что нам приготовил Считалкин, пока вы играли. (Задание 4 стр.10).
- Что вы видите на картинке? (Ряды грибов, с пустыми клеточками)
- Нам с вами необходимо дополнить ряды. Перед вами лежат ножницы. Вы сейчас берете ножницы, вырезаете грибы и наклеить на нужные места.
- Посчитайте, сколько больших грибов у вас получилось? (8)
- Ребята, со всеми заданиями вы справились.
- А Считалкин принес с собой еще наборы цифр. Кажется, я придумала игру. Сейчас мы с вами поиграем. Игра «Цифры и кружочки» (Приложение 2)
- Кому вы помогли сегодня?
4. Рефлексивный этап (Дети сидят на ковре)
- Что вам понравилось? Запомнилось? Кому вы помогли сегодня?
5. Перспективный этап
- А хотите, мы с вами будем лепить цифры из пластилина или выкладывать из семечек? (Да)
- Отлично! Будем выкладывать цифры на следующем занятии.
- На этом наше занятие подошло к концу. Молодцы, ребята!
Литература.
1. Корепанова М.В., Козлова С.А. «Моя математика» для старших дошкольников. Методические рекомендации для педагогов. – М.:Баласс,2017. –128 с.
2. Сычева Г.Е. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников: пособие для воспитателей ДОО/Г.Е. Сычева. – М.: Национальный книжный центр, 2017. – 104 с.
3. Корепанова М.В, Пронина О.В., Козлова С.А.: Моя математика. Пособие для детей 5-7(8) лет. В 3-х частях. Часть 3. ФГОС. – М.:Баласс,2017. – 80 с.
Приложение 1
Дидактическая игра «Живые числа»
Цель: тренировать в прямом и обратном счете в пределах 8.
Материал: Карточки с нарисованными на них кружочками от 1 до 8.
Содержание. Дети получают карточки. Выбирается водящий. Дети ходят по комнате. По сигналу водящего: «Числа! Встаньте по порядку!» – они строятся в шеренгу и называют свое число». Водящий проверяет, все ли встали на свои места. Затем дети меняются карточками. Игра продолжается.
Приложение 2
Дидактическая игра «Цифры и кружочки»
Цель: продолжать учить соотносить число с цифрой и карточкой с кругами.
Материал: карточки с разным количеством кружочков, наборы карточек с цифрами до 8, по количеству детей.
Содержание: Выходит один ребенок. Он показывает остальным детям по одной карточке с разным количеством кружочков, а дети должны поднять нужную цифру. Повторяется игра несколько раз. Ведущий-ребенок меняется 2-3 раза.
Текст конспекта с приложениями во вложении (Архив zip 1.2 MB)
Скачать вложение