Воспитание патриотизма у старших дошкольников посредством творчества С. А. Есенина
Автор: Лукашова Елена Владимировна, воспитатель МБДОУ "Детский сад № 138", г. РязаньАктуальные проблемы: Воспитание патриотизма – одна из первостепенных задач нравственного воспитания, осуществляемая в дошкольных образовательных учреждениях. Одним из способов осуществления данной задачи является воспитание посредством устного народного творчества, а также воспитание нравственных чувств на занятиях ознакомления с художественной литературой. Для детских дошкольных образовательных учреждений г. Рязани и Рязанской области особенно актуальным является проведение патриотического воспитания старших дошкольников, вовлекая их в творчество Сергея Александровича Есенина, приходящегося нашим земляком, уроженцем села Константиново.
Ключевые слова: дошкольное образование, патриотическое воспитание, педагогика, средства воспитания, методика ознакомления с поэзией, С.А. Есенин.
Patriotism education in pre-school age through the work of S. A. Yesenin
Lukashova E.V.
Actual problems: Education of patriotism is one of the primary tasks of moral education carried out in preschool educational institutions. One of the ways to implement this task is education through oral folk art, as well as the education of moral feelings on the knowledge of acquaintance with fiction. For preschool educational institutions of Ryazan and the Ryazan region is particularly relevant to the Patriotic education of senior preschoolers, involving them in the work of Sergei Yesenin, who is our countryman, a native of the village Konstantinovo.
Key words: Рre-school education, Patriotic education, pedagogy, means of education, methods of acquaintance with poetry, Esenin.
Литература:
1. Выготский Л.С., Божович Л.И., СлавинаЛ.С., Ендовицкая Т.В. Опыт экспеpиментального изучения пpоизвольного поведения. / Л.С. Выгодский, Л.И. Божович, Л.С. Славина, Т.В. Ендовицкая // - Вопpосы психологии. - №4. - 1976. С.55-68. .
2. Запорожец А.В. Психология восприятия ребенком-дошкольником литературного произведения // Избр. псих. труды Т.1. / А.В. Запорожец - М., 1996. - 166с. .
3. Тихеева Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного возраста). /Е.И. Тихеева // Дошкольное воспитание. - № 5. - 1991. с 12-18. . Философский энциклопедический словарь. - ИНФРА-М, 2006 - С.576.
4. Репина Т.А. Роль иллюстрации в понимании художественного текста детьми // Вопросы психологии - №1 - 1959. . Радуга. Программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада
5. Карпинская Н.С. Художественное слово в воспитании детей (ранний и дошкольный возраст) / Н.С. Карпинская - М.: Педагогика, 2012. - 143с.
6. Лурия, А.Р. Лекции по общей психологии/ А.Р. Лурия - СПб.: Питер, 2006. - 320с.
7. Титаренко Т.И. Факторы, влияющие на восприятие художественного текста детьми-дошкольниками: Автореф. дис. канд. филол. Наук/Т.И. Титаренко - М. 2010. - 48с. .
8. Яшина В.И. Некоторые особенности развития словаря детей пятого года жизни (на материале ознакомления с трудом взрослых): автореф. дис. канд. пед. наук, - М., 1975. - 72с.
9. Занковская Л.В. С.Есенин и Б.Пастернак в контексте русской литературы ХХ века // Литература в школе.-2005.-№12.-с.13-20.
10. Занковская Л.В. Характерные черты стиля С.Есенина //Литература в школе.-2004.-№1.-С.18-22
11. Есенин С. Собр. Соч. в 3 т./Сост. И примеч. А.А.Козловского, Ю.Л.Прокушева.- М., 19709.
12. Гулин, А.В. "В сердце светит Русь...". : Духовный путь С.Есенина // ЛИТЕРАТУРА В ШКОЛЕ .-- Б.м. -- 2001 .-- N5 .-- С.8-13.
Воспитание патриотизма посредством поэзии С.А. Есенина у детей старшего дошкольного возраста
Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, Живи в раю!»
Я скажу: «Не надо Рая!
Дайте родину мою!»
. С. А Есенин, 1914 год
Воспитание патриотизма – одна из первостепенных задач нравственного воспитания, осуществляемая в дошкольных образовательных учреждениях. Проанализировав варианты трактовки данного определения, мы можем сделать вывод, что чувство патриотизма есть понятие глубокое и многогранное. Любовь к Родине, гордость за свою страну – это вершина проявления чувства патриотизма, а корни его лежат, как это часто бывает, в малом – в любви к своему дому, улице, соседям, в уважении к своему окружению. Хочется вспомнить текст песни «С чего начинается родина?» (слова М. Матусовский, музыка В. Баснер): «А может, она начинается с той песни, что пела нам мать?». Адаптировав строки песни применительно к детскому дошкольному образованию, можно предположить, что воспитание патриотизма возможно осуществить посредством устного народного творчества, а также на знаниях ознакомления с художественной литературой.
Поэзия, как один из жанров художественной литературы занимает значительное место в работе по данному направлению. Для детских дошкольных образовательных учреждений г. Рязани и Рязанской области особенно актуальным является изучение творчества Сергея Александровича Есенина, приходящегося нашим земляком, уроженцем села Константиново. Сложность изучения лирики поэта заключается в следующих противоречиях: творчество С.А. Есенина ориентировано на понимание детьми старшего школьного возраста, ввиду сложного характера лирики, но некоторые его произведения являются хорошо доступными для восприятия детьми старшего дошкольного возраста. Эти произведения можно анализировать с дошкольниками рекомендовать для заучивания на память. Если говорить о творчестве С.А. Есенина как о средстве воспитания патриотизма, то стоит ознакомиться со статьей литературоведа Л.В. Занковской «Характерные черты стиля Сергея Есенина», в которой она раскрывает характерные черты стиля поэта, а также делает вывод, что поэтическая речь Есенина развивалась в духе народных традиций. Л.В. Занковская установила, что целый ряд фольклорных жанров обрели собственную жизнь в стихах поэта, среди них и былины, и частушки, и загадки, и сказки, и даже исторический и обрядовые песни. С.А. Есенин заглянул в глубину души простого крестьянина и увидел «нежность грустную русской души», увидел его героическую суть, запечатлённую в исторической песне и былинах. Патриотизм С.А. Есенина глубоко архаичен, он идёт от истоков, отражает всё, что есть его сущность – это и мать, и родственники, и родная земля, и «шестая часть Земли – Русь». Широко использует С.А. Есенин также принцип загадки. В 1918 году он создал около 30 стихотворений, в которых почти столько же загадок или близких к ним метафор. Патриотизм лирики Есенина достигает в малом, в нём устное народное творчество является драгоценным наследство, и любовь поэта к родным местам выражается настолько ярко, что по красочности может сравниться лишь с красотой самой природой. В произведениях С.А. Есенина каждое слово пронизано патриотическими чувствами, что бесспорно не может не привлечь педагога, осуществляющего патриотическое воспитание посредством поэзии.
Как уже было отмечено ранее, несмотря на такие преимущества воспитательного характера лирики С.А. Есенина, остаётся сложностью ее понимания детьми. Многочисленные исследования психологов-лингвистов восприятия литературного произведения, определяют процесс восприятие как процесс, опосредованный опытом слушателя, имеющий ряд особенностей, свойственных человеку под воздействием его мировосприятие (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн). Восприятие – это деятельность, целью которой является создание адекватной картины мира, описанной в художественном произведении. Отечественные психологи Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Т.А. Репина, Б.М. Теплов в своих научных работах определили и доказали, что детям дошкольного возраста доступно восприятие поэзии и эстетическая оценка. По мнению психологов, дети старшего дошкольного возраста свое отношение к художественному произведению могут проявить в двух вариантах:
1 Первый тип восприятия – эмоционально-образный – представляет собой непосредственную эмоциональную реакцию на образы, находящиеся в центральной позиции произведения.
2. Второй тип – интеллектуально-оценочный – проявляется в собственной оценке ребенка литературных образов и зависит от житейского из читательского опыта, в котором должны присутствовать элементы анализа. Таким образом, возрастную динамику понимания художественного произведения, и поэзии в частности, можно определить как некий путь от эмоционального сопереживания герою до обобщённого восприятия идеи произведения, осмыслению его влияние на мировосприятие читателя, в случае с дошкольниками слушателя.
Воспитание патриотизма путем изучения поэзии подразумевает воссоздание и проецирование в жизни любви, воспетой в лирике. Эмоциональность стихотворений С.А. Есенина способна пробудить отклик в каждом ребенке, только необходимо научить детей грамотно осмысливать текст и воспринимать его в единстве содержания и формы. Дети не только должны воспринимать общее содержание, но его владеть понятиями ритма, рифмы, устойчивых образов, воспринимать метафоры. Тогда картина стихотворения «С добрым утром!» станет наиболее полной, ребёнок проникнуться тем благоговением перед природой родных мест, что испытывал сам поэт:
Задремали звезды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.
Улыбнулись сонные березки,
Растрепали шелковые косы.
Шелестят зеленые сережки,
И горят серебряные росы.
У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
«С добрым утром!»
Методика ознакомления детей старшего дошкольного возраста с произведениями С.А. Есенина соответствует методике работы с поэзией в детских дошкольных образовательных учреждениях для старшего дошкольного возраста. Она заключается в соблюдении основополагающих принципов, таких как:
- выбор коротких стихотворений для заучивания;
- систематичность изучение поэзии;
- индивидуальное заучивание стихотворений.
Выбор небольших четверостиший объясняется небольшим объемом памяти детей, то есть стихотворения необходимо заучивать целиком, а не по строкам и строфам. Данный прием обеспечивает осмысленность чтения.
Систематичность изучения поэзии подразумевает необходимость создания «атмосферы поэзии» в детском саду, то есть изучение стихотворений, в нашем случае С.А. Есенина, должно осуществляться не от случая к случаю, а периодически в течение года – на занятиях непосредственно, на прогулке, в режимных моментах.
Отдельного внимания заслуживает принцип индивидуального заучивания. «Читая хором, - писала Е.И. Тихеева, - дети рубят, скандируют стихи, отбивают рифмы, приобретают одну и тоже манеру крикливого бессмысленного чтения, убивающего всякую индивидуальность». Та же Е. А. Флорина предполагала разучивание стихов в индивидуальном порядке, так как, по ее мнению, при хоровом разучивание пропадает эстетическая сторона деятельности.
Проанализировав особенности восприятия поэзии в целом и творчества С.А. Есенина в частности, мы можем сказать, что, грамотно осуществив на практике методики изучения поэзии С.А. Есенина, педагог способен привить детям старшего дошкольного возраста нравственные установки чувств и норм поведения, характерных для патриотического воспитания посредством поэзии нашего земляка.
Скачать вложение