Воспитателю о средствах нравственного воспитания
Автор: Грушина Наталья Григорьевна, воспитатель, МДОУ "Сынтульский детский сад", Рязанская область"Сказка - это зернышко, из которого прорастает
эмоциональная оценка ребенком жизненных явлений"
В. А. Сухомлинский
Как воспитать ребёнка добрым, чутким, внимательным и счастливым?
Одним из средств, способным создать необходимые условия для нравственного воспитания дошкольников, является русская народная сказка.
Сказки помогают возрождать в людях духовность, милосердие, гуманность. В сказках мы видим, как дружба помогает победить зло («Зимовье зверей»), как добрые и миролюбивые побеждают злых и коварных(«Волк и семеро козлят»), что зло наказуемо(«Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка»).
Положительные герои в сказках, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью, имеющими в глазах людей наивысшую ценность.
Сказка не даёт прямых наставлений детям, но в её содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают. Так, например, сказка «Репка» учит малышей быть дружными, трудолюбивыми. Сказка «Маша и медведь» предостерегает: в лес одним нельзя ходить – можно попасть в беду, а уж, если так случилось – не отчаивайся, старайся найти выход из сложившейся ситуации.Сказка «Теремок» учит детей жить в дружбе, помогать друг другу. В сказках «Гуси-лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», звучит наказ слушаться старших, родителей. Хитрость и изворотливость высмеиваются в сказке «Лиса и журавль».Трудолюбие в народных сказках всегда награждается: этот урок можно извлечь из сказок «Хаврошечка», «Мороз Иванович», «Царевна-лягушка». Мудрость восхваляется в сказках «Мужик и медведь», «Лиса и козёл». В сказке «Бобовое зёрнышко» поощряется забота о ближнем.
Детям свойственно идентифицировать себя с различными героями. Очень хорошо, когда в группе есть маски, костюмы и аксессуары, чтобы ребенок мог «примерить на себя» новый образ. Инсценировка сказки способствует воспитанию таких качеств у детей как смелость, уверенность в своих силах, самостоятельность, артистичность и др.
Дидактические игры, например, «Отгадай загадку- назовешь и сказку», «Один начинает – другой продолжает», «Из какой сказки этот герой?», настольные игры по сказкам «Сказочное лото», «Чье это?», «Любимые сказки» помогают развивать диалогическую речь, запоминать последовательность действий сказки и ее сюжет, узнавать героев, предметное окружение, а также способствуют межличностному взаимодействию и развитию познавательной активности.
Прочитав сказку, мы обязательно найдем их отголоски в песнях, прибаутках и, конечно же, в пословицах и поговорках. Например, попробуйте, прочитав сказку и поразмышляв над ней, выразить итог такого размышления в пословице. Русские пословицы дают возможность яснее "высветить" намеки народной мудрости, скрытые в сказке, по-новому взглянуть на нее:
Одним из средств, способным создать необходимые условия для нравственного воспитания дошкольников, является русская народная сказка.
Сказки помогают возрождать в людях духовность, милосердие, гуманность. В сказках мы видим, как дружба помогает победить зло («Зимовье зверей»), как добрые и миролюбивые побеждают злых и коварных(«Волк и семеро козлят»), что зло наказуемо(«Кот, петух и лиса», «Заюшкина избушка»).
Положительные герои в сказках, как правило, наделены мужеством, смелостью, упорством в достижении цели, красотой, подкупающей прямотой, честностью, имеющими в глазах людей наивысшую ценность.
Сказка не даёт прямых наставлений детям, но в её содержании всегда заложен урок, который они постепенно воспринимают. Так, например, сказка «Репка» учит малышей быть дружными, трудолюбивыми. Сказка «Маша и медведь» предостерегает: в лес одним нельзя ходить – можно попасть в беду, а уж, если так случилось – не отчаивайся, старайся найти выход из сложившейся ситуации.Сказка «Теремок» учит детей жить в дружбе, помогать друг другу. В сказках «Гуси-лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», звучит наказ слушаться старших, родителей. Хитрость и изворотливость высмеиваются в сказке «Лиса и журавль».Трудолюбие в народных сказках всегда награждается: этот урок можно извлечь из сказок «Хаврошечка», «Мороз Иванович», «Царевна-лягушка». Мудрость восхваляется в сказках «Мужик и медведь», «Лиса и козёл». В сказке «Бобовое зёрнышко» поощряется забота о ближнем.
Детям свойственно идентифицировать себя с различными героями. Очень хорошо, когда в группе есть маски, костюмы и аксессуары, чтобы ребенок мог «примерить на себя» новый образ. Инсценировка сказки способствует воспитанию таких качеств у детей как смелость, уверенность в своих силах, самостоятельность, артистичность и др.
Дидактические игры, например, «Отгадай загадку- назовешь и сказку», «Один начинает – другой продолжает», «Из какой сказки этот герой?», настольные игры по сказкам «Сказочное лото», «Чье это?», «Любимые сказки» помогают развивать диалогическую речь, запоминать последовательность действий сказки и ее сюжет, узнавать героев, предметное окружение, а также способствуют межличностному взаимодействию и развитию познавательной активности.
русская народная сказка «Колобок»
«Чем хвалимся, на том и провалимся»
«На языке медок, да на сердце - ледок»
русская народная сказка «Теремок»
«Не бравши топор, жилья не срубишь»
«Легко взято, легко и потеряно»
русская народная сказка «Репка»
«Из многих малых одно большое выходит»
«Капля по капле и камень точит»
русская народная сказка «Лиса и журавль»
«Как аукнется, так и откликнется»
«Каков привет, таков и ответ»
русская народная сказка «Лисичка со скалочкой»
«Тому худа не отбыть, кто привык неправдою жить»
русская народная сказка «Крошечка-Хаврошечка»
«Кто правдой живёт, тот добро наживёт»
«Кто добро творит, того Бог благословит»
русская народная сказка «Маша и медведь»
«Горе горюй, да руками воюй»
русская народная сказка «Зимовье зверей»
«Согласного стада волк не берет»
русская народная сказка «Заюшкина избушка»
«На чужой каравай рот не разевай, а пораньше вставай, да свой затевай"
Л.Н.Толстой писал: «Сказки позволяют малышу впервые испытать стойкость и храбрость, увидеть добро и зло. Сказки утверждают ребенка в правильном отношении к миру». Русская народная сказка закладывает основы нравственной культуры, готовит ребенка не только к жизни в современном обществе, нои приобщает к тысячелетней человеческой истории.
Ценность её заключается во влиянии на всестороннее развитие ребенка, в частности на нравственное воспитание. Сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Как правило, страдания положительного героя и его друзей являются преходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость – результат борьбы, результат совместных усилий.
Таким образом, основная задача детского сада, приобщая детей к русскому народному творчеству, коснутся струн души ребенка, а не только его ума и через различные виды деятельности создать условия для нравственного возрастания ребёнка.
Ценность её заключается во влиянии на всестороннее развитие ребенка, в частности на нравственное воспитание. Сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Как правило, страдания положительного героя и его друзей являются преходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость – результат борьбы, результат совместных усилий.
Литература
1. Гербова, В.В. Приобщение детей к художественной литературе М.: Мозаика. – Синтез, 2008.
2. Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям. М.,1998. - с .176-178.
Трунова, М. Сказки? Сказки! // Дошкольное воспитание. - 2010.- № 7.
Вложений нет
Скачать вложение