РЯЗАНСКИЙ ИНСТИТУТ
РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
12+
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
(4912) 446392 приемная
(4912) 955922 курсы
(4912) 443763 гостиница
Россия, г. Рязань, ул. Урицкого, д.2а
?
  • Институт
  • Обучение
  • Публикации
  • РИРО.ТВ
  • Форум
  • Оплата
Вход
  • ВОСПИТАНИЕ
  • ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Иностранные языки
    • Русский язык
    • Литература
    • ОРКСЭ, ОДНКНР
    • Обществознание
    • Психология
    • Социология
    • История
    • Культура
    • Право
    • ИЗО
  • ДОШКОЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Биология
    • География
    • Экология
    • Информатика и ИКТ
    • Математика
    • Физика
    • Химия
    • Экономика
  • УПРАВЛЕНИЕ
  • НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЗДОРОВЬЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ
    • ЗОЖ
    • Физическая культура
    • ОБЖ
  • КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА
  • ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ
  • ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
  • РАЗНОЕ
  • ТЕХНОЛОГИЯ
  • ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА
  • МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИЙ. СБОРНИКИ
Добавить публикацию

Мероприятия

20 января Конкурсы программы «Мы – твои друзья!»
20 января Конкурсы в рамках реализации программы «Разговор о правильном питании»

Воздух и его свойства

Автор: Крайнова Наталья Евгеньевна, воспитатель МБДОУ "Детский сад №138", г. Рязань

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе.

Согласно федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования педагогическая задача состоит в создании оптимальных условий, при которых каждый ребёнок мог бы раскрыть и совершенствовать свои способности в открытии особенностей и свойств объектов окружающего мира. Одним из увлекательных способов познания окружающего мира детьми дошкольного возраста является экспериментальная деятельность.  Детское экспериментирование во многом похоже на научное, дети испытывают положительные эмоции от ощущения важности проделанной работы, получения видимых результатов, новой информации. Организовывая исследовательскую деятельность с детьми, я использую в работе исследования А.Н. Поддьякова, С.Л. Новоселова, М.И. Лисина, а также использую в работе пособия  Л.В. Рыжовой, Т.Г. Тугушевой,  Чистякой А.Е, периодические журналы и интернет-издания.
Данный конспект занятия рассчитан на детей 6-7 лет. Может быть использован в работе воспитателями, учителями начальных классов и родителями.
В ходе занятия дети получают представления о воздухе и его свойствах. В процессе выполнения опытов («Опыт со стаканом и бумагой», «Спасательный жилет», «Есть ли внутри человека воздух?" и т.д) дети учатся делать предположения, умозаключения, делают обобщения и выводы на основе полученных знаний, формируются положительные эмоции от проделанной работы. Использование в данном занятии средств ИКТ-технологии («видеосвязь с лабораторией») делает занятие более интересным.  Игровые компоненты (игра «Поймай воздух») активизируют интерес детей к изучаемой теме. В во время занятия происходит интеграция образовательных областей (познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие). Развитие познавательного интереса является одной из актуальных проблем современного образовательного процесса. Поэтому основная цель занятия: развивать познавательную активность детей в процессе познавательно-исследовательской деятельности.
Задачи: 
- обучающие: познакомить детей с понятием "Воздух", его свойствами (невидимый, не имеет запаха, вкуса, цвета, имеет вес); 
- развивающие: развивать у детей мыслительные операции (анализ и обобщение полученной информации),  познавательный интерес, наблюдательность, расширять словарь детей;
- воспитательные: воспитание самостоятельности и умения взаимодействовать со сверстниками в совместной практической деятельности.
Материалы и оборудование: проектор, ноутбук, переносная интерактивная доска, халаты для детей, емкости с водой, стаканчики пластиковые, пакетики полиэтиленовые, трубочки, салфетки, игрушки резиновые, воздушные шарики, свеча, зажигалка, картинки, карточки с домашним заданием.
Предварительная работа: беседа с детьми по темам: «Кому нужен воздух?», «Какой воздух бывает?»
Ход образовательной деятельности: 
Мотивационный этап:
В лаборатории раздается телефонный звонок, где воспитатель вместе с детьми по видеосвязи просит
о помощи своего друга профессора Всезнайкину:
- Профессор, я хочу вас попросить, чтобы вы с ребятами помогли мне выяснить, что такое воздух? И какие у него свойства?
Ориентировочный этап: 
Всезнайкина: ребята, давайте поможем моему другу - ученому?
Дети: Да…. ( дети предлагают найти информацию о воздухе  в книге и провести эксперименты; отправиться в лабораторию, где изучают воздух и выяснить о нем; узнать у друзей)
Всезнайкина: (обращается к детям) давайте прямо сейчас и отправимся в лабораторию, где изучают воздух. Просит детей одеть халаты и вместе с ними подходит  к первому экспериментальному участку.
Исполнительный этап:
Дети вместе все  с ученым походят к столу для проведения опытов.
Всезнайкина: ребята, посмотрите вокруг, и скажите видим ли мы воздух?
Всезнайкина: раз мы воздух не видим, значит, он какой?
Дети: невидимый.
Воспитатель с детьми по видеосвязи спрашивают: если он невидимый, значит его и нет вовсе?
Всезнайкина: если мы не видим воздух, это еще не значит, что его нет. Сейчас мы докажем вам, что воздух существует. 
(Опыт со стаканом и бумагой)
Всезнайкина: давайте плотно заполним стакан бумагой, а затем опустим его в воду. Как вы считаете,  намокла бумага или нет?
Дети: высказывают предположения  - бумага намокла (или не мокла).
Всезнайкина: что не дало бумаге в стакане намокнуть?
Дети: воздух.
Всезнайкина: правильно, воздух. Так мы доказали, что воздух существует и занимает определенное пространство.
Так как воздух занимает определенное пространство. Предлагаю поиграть и поймать воздух.
Игра "Поймай воздух" (Сначала пробуют поймать руками воздух, затем с помощью пакетов)
Дети выполняют задание.
Всезнайкина: посмотрите на воздух, и скажите, имеет ли он цвет?
Дети: воздух не имеет цвета, значит он бесцветный.
Всезнайкина: попробуем воздух на вкус. Имеет ли он вкус?
Дети пробуют на вкус воздух. Делают вывод: воздух безвкусный.
Всезнайкина:
(подводит итог, полученных знаний на 1 экспериментальном участке) достает карточки со схемами, показывает их по очереди и  просит детей вспомнить свойства воздуха, которые они изучили на первом экспериментальном участке. перечисляет изученный свойства: воздух невидимый, бесцветный, безвкусный и не имеет запаха.
Дети и ученый переходят на второй экспериментальный участок. 
Всезнайкина: мы ловили воздух в пакет, а есть такие предметы, куда воздух уже поймали. Они как раз есть у меня в лаборатории (достает игрушки, дети берут по одной игрушке). Выясним, что произойдет с игрушками, если мы опустим их воду?
Дети:  (опускают игрушки, наблюдают, обсуждают, делают вывод) игрушки не тонут, так как внутри них есть воздух.
Воспитатель и дети по видеосвязи: здорово у вас все получается, что же будет дальше?
Всезнайкина: (обращается к детям на экране) смотрите дальше, какие опыты мы будем проводить и запоминйте.
Игрушки не утонули в воде, а вот мандарины утонут или нет? (достает мандарины, раздает детям). 
Проводится опыт "Спасательный жилет"
Дети: опускают в таз с водой мандарины, наблюдают. Делают вывод: мандарины не утонули, так как в них есть воздух.
Всезнайкина предлагает опустить в воду мандарины без кожуры, провести опыт еще раз. (Дети наблюдают, рассуждают об увиденном, делают вывод: мандарины без кожуры утонули, а в кожуре нет, так как между мандарином и кожурой есть воздух, именно поэтому они не утонули в воде.)
Всезнайкина: (обращается по очереди к детям), внутри тебя есть воздух? а внутри тебя?
Дети: да (нет)
Всезнайкина: проверим! Опыт "Есть ли внутри человека воздух?"
Дети берут стаканы с водой и одноразовые трубочки, дуют в них и видят на поверхности воды пузыри. Затем рассуждают, что это за пузырьки на поверхности воды и откуда они взялись.
Дети: (Делают вывод) когда мы дули в трубочку на поверхности воды появились  пузырьки, это пузырьки  воздуха, значит,  воздух есть внутри нас.
Всезнайкина: мы с вами выяснили, что внутри нас есть воздух. А вы заметили, что воздушные пузырьки в воде тоже поднимались вверх? 
Дети: да.
Всезнайкина: итак – игрушки с воздухом внутри, не тонут; мандарины в кожуре – тоже, выдыхаемый в воду воздух – поднимается вверх. Значит, воздух легче воды (показывает карточку со схемой). Это и есть еще одно свойство воздуха.  Нам пора отправляться на третий экспериментальный участок.
Дети и Всезнайкина проходят на третий экспериментальный участок.
Всезнайкина: воздух - это смесь газов. Больше всего в воздухе содержится кислорода и углекислого газа. (рассматривают с детьми картинку "Состав воздуха"). Во время дыхания человек вдыхает кислород из воздуха, а выдыхает углекислый газ.
Воспитатель и дети по видеосвязи: это что же получается, мы можем вдохнуть весь кислород в комнате, и нам нечем будет дышать?
Всезнайкина: именно поэтому, мы проветриваем комнату, чтобы к нам с улицы поступал воздух с кислородом. (показывает детям картинку)
Человек дышит кислородом, а вот растениям для дыхания нужен углекислый газ, который они во время дыхания перерабатывают  обратно в кислород.  Поэтому люди, стараются как можно больше сажать деревьев (показывает картинку), чтобы  в воздухе было много кислорода.
Всезнайкина и дети переходят на четвертый экспериментальный участок, где выясняют есть ли у воздуха вес.
Опыт "Имеет ли воздух вес" 
(На столе установлен кронштейн с весами, с двумя надутыми шариками по бокам, которые находятся в равновесии . Один из детей прокалывает шарик зубочисткой. Дети наблюдают, что после того, как шарик лопнул, весы теряют равновесию. Затем высказывают предположения, почему так произошло и делают вывод о том, что воздух имеет вес.
Всезнайкина: ребята, смогли ли мы помочь воспитателю с детьми, которые к нам обратились?
Дети: да, мы рассказали им,  что такое воздух и какие у него свойства.
Всезнайкина: что мы для этого делали?
Дети: мы проводили разные опыты  с воздухом.
Всезнайкина: (показывает по очереди карточки со схемами и просит детей вспомнить изученный материал)
Дети: (рассматривают карточки и называют то, что узнали о воздухе), что он прозрачный, имеет вес, не имеет вкуса, цвета, запаха, состоит, в основном, из кислорода и углекислого газа.
Всезнайкина: все правильно, а еще человек не может жить без воздуха и чтобы в воздухе было много кислорода, нужно сажать много деревьев. Вот так мы с вами вместе рассказали другим детям, что такое воздух и какие у него свойства. Теперь они в дальнейшем смогут самостоятельно проводить опыты с воздухом.
Рефлексивный этап: 
Всезнайкина: ребята, вам понравилось сегодняшнее наше занятие? Какой опыт вам понравился больше всего? Что было сложным?
Дети: отвечают.
Перспективный этап:
Всезнайкина: Ребята, когда вы придете вечером домой обязательно расскажите родителям, что вы сегодня изучали в лаборатории, что много нового и интересного узнали о воздухе и его свойствами.
Литература:
1. Зубкова Н.М. «Научные ответы на детские «почему». Опыты и эксперименты для детей от 5 до 9 лет. – СПб: Речь, 2009. – 64 с.
2. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. -  СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2015.- 128 с.



Скачать вложение

Возврат к списку



  • Главная
  • Интернет-приёмная
  • Контакты
  • RSS
Областное государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Рязанский институт развития образования» (ОГБУ ДПО "РИРО")
Интернет-портал  rirorzn.ru (12+) зарегистрирован в Роскомнадзоре 25.12.2015 г. Реестровая запись Эл №ФС77-64083 
Учредитель ОГБУ ДПО "РИРО" 390023, г. Рязань, ул. Урицкого, д. 2а тел.: (4912) 44-49-79, (4912) 44-63-92 e-mail: riro@ryazan.gov.ru
Главный редактор Лапкина Е.В. тел.: (4912) 444902 Доб. 168,  e-mail: rirorzn@yandex.ru