Возвращение Чебурашки
Автор: Савина Ольга Сергеевна, воспитатель; Чирикова Яна Викторовна, учитель-логопед МБДОУ "ЦРР - детский сад №96", г. РязаньСценарий развлечения по речевому развитию для детей 6-7 лет, имеющих тяжелые нарушения речи.
Дошкольники с тяжелыми нарушениями речи — это дети с поражением центральной нервной системы, у которых стойкое речевое расстройство сочетается с различными особенностями психической деятельности.
У детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон, при нормальном слухе и сохранном интеллекте (Левина Р. Е., Филичева Т. Б.,Чиркина Г. В.).
Количество детей с ТНР не уменьшается, а с каждым годом становится больше. Комплексность педагогического воздействия направлена на выравнивание речевого и психофизического развития детей и обеспечение их всестороннего гармоничного развития. Предусматривается полная интеграция действий всех специалистов, работающих в группе, и родителей дошкольников.
Одной из основных задач является овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы образования. Главная задача рабочей программы ДОУ заключается в реализации общеобразовательных задач дошкольного образования с привлечением синхронного выравнивания речевого и психофизического развития детей с тяжелыми нарушениями речи.
В рабочей программе предусмотрена необходимость охраны и укрепления физического и психического здоровья детей с тяжелой речевой патологией, обеспечения эмоционального благополучия каждого ребенка. Она позволяет формировать оптимистическое отношение детей к окружающему, что дает возможность ребенку жить и развиваться, обеспечивает позитивное эмоционально-личностное и социально- коммуникативное развитие.
Объем учебного материала в рабочей программе рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации дошкольников.
Основной формой работы в соответствии с рабочей программой является игровая деятельность, основная форма деятельности дошкольников. Все коррекционно-развивающие занятия в соответствии с рабочей программой носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями.
В соответствии с рабочей программой коррекционное направление работы является приоритетным, так как целью его является выравнивание речевого и психофизического развития детей. Все педагоги следят за речью детей и закрепляют речевые навыки, сформированные учителем – логопедом. Кроме того, все специалисты под руководством учителя – логопеда занимаются коррекционно – развивающей работой, участвуют в исправлении речевого нарушения и связанных с ним процессов.
Осуществляя педагогическую деятельность в соответствии с рабочей программой педагоги под руководством учителя-логопеда решают следующие задачи:
• охрана жизни, укрепление физического и психического здоровья воспитанников, формирование основ двигательной и гигиенической культуры;
• осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и психическом развитии воспитанников;
• создание атмосферы эмоционального комфорта, условий для самовыражения и саморазвития;
• обеспечение познавательного, речевого, социально- коммуникативного, художественно-эстетического и физического развития детей;
• воспитание гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
• взаимодействие со всеми участниками образовательных отношений с целью обеспечения полноценного развития воспитанников;
• воспитание эмоциональной отзывчивости, способности к
сопереживанию, готовности к проявлению гуманного отношения;
• развитие познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей и речи;
• пробуждение творческой активности детей, стимулирование воображения, желания включаться в творческую деятельность.
Цель: организовать образовательную деятельность детей, направленную на закрепление знаний у детей старшего возраста с ТНР о творчестве Э.Успенского посредством интеграции различных видов деятельности.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
1.Активизировать словарный запас
2. Учить детей воспроизводить ритмический рисунок по слуховому восприятию.
3. Совершенствовать грамматический строй речи (упражнять в подборе определений к заданному слову, учить образовывать притяжательные прилагательные, расширять словарный запас);
4. Упражнять в составлении слова из звуков.
Коррекционно-развивающие:
1. Развивать речевую коммуникацию, зрительно-пространственную координацию, воображение, внимание, память.
2. Развивать речевое внимание и понимание речи.
3. Способствовать развитию художественно-творческих способностей детей в коллективном творчестве, познавательной активности, образного и логического мышления, мелкой моторики рук.
Коррекционно-воспитательные:
1. Воспитывать интерес к художественной литературе;
2. Воспитывать самостоятельность, чувство коллективизма, умение выслушивать друг друга, аккуратность,
Оборудование: проектор, экран, слайды, музыкальный центр.
Предварительная работа: ознакомление со сказками Э.Успенского: «Крокодил Гена и его друзья», «Про Веру и Анфису», «Дядя Федор, пес и кот», просмотр мультфильмов по книгам, прослушивание песен из мультфильмов. Разучивание пальчиковой гимнастики и физкультминутки «К Чебурашке мы придем», разучивание песни «Голубой вагон».
Литература:
1. Анисимова А. Один день в детском саду. – М.: Речь, 2020. – 56 стр.
2. Ирма Финк. Стихи для детей. – Стихи.ру // https://stihi.ru/avtor/kalagija. – Кот Матроскин?
3. Нищева Н.В. Веселая пальчиковая гимнастика. Упражнения для развития моторики и координации речи с движением. – М.: Детство-Пресс, 2015. – 32 стр.
4. Ольга Кругий. Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «День рождения у Чебурашки». –– Maam.ru // https://www.maam.ru/detskijsad/-den-rozhdenija-u-cheburashki.html
5. Свирская Л.В. Методика ведения педагогических наблюдений. – СПб.: Образовательные проекты, 2010. – 144 стр.
6. Успенский Э.Н. Стихи и сказки для самых маленьких. – М.: АСТ, 2020. – 166 стр.
Полный вариант статьи с материалами к занятию во вложении (zip, 235Kb)
Скачать вложение