Забавы на Руси
Автор: Новичкова Юлия Николаевна, воспитатель МДОУ «Детский сад «Колосок»», г. МихайловСценарий развлечения для детей 6-7 лет.
Перед обществом в настоящее время остро стоит проблема нравственного воспитания детей. Педагогическое сообщество заново пытается выявить, каким образом привить современным детям духовно-нравственные ценности.
На современном этапе одна из основных задач образования, в соответствии с Законом РФ «Об образовании в РФ» – это формирование духовно-нравственной личности [2].
В условиях перехода на новый ФГОС дошкольного образования [3] определены основные задачи нравственного воспитания детей дошкольного возраста: формирование начал патриотизма и гражданственности; формирование гуманного отношения к людям и окружающей природе; формирование духовно-нравственного отношения и чувства сопричастности к культурному наследию своего народа; уважение к своей нации; понимание своих национальных особенностей; формирование чувства собственного достоинства как представителя своего народа; уважение к представителям других национальностей; формирование положительных, доброжелательных, коллективных взаимоотношений; воспитание уважительного отношения к труду.
Термин «фольклор» в буквальном смысле переводится, как мудрость. Фольклор – это создаваемая народом и распространенная в этнических массах поэзия, в которой он отображает собственную трудовую деятельность, публичный и домашней уклад, познание жизни, природы, культы и верования. Фольклор представляет собой непреходящую ценность в воспитании детей, потому что содержит огромный потенциал, представляющий ценнейшее средство духовно-нравственного воспитания ребенка.
Цель: Организовать музыкальную деятельность детей, направленную на знакомство детей с песнями, танцами, играми русского народа; создать условия для умения вслушиваться в музыку; вызывать эмоциональный отклик на народную музыку.
Задачи:
- Организовать:
1. Знакомство детей с песнями, танцами, играми русского народа.
2. Знакомство с русскими народными инструментами (бубен, гусли, жалейка, кугиклы, рожок, трещотки и ложки).
3. Практические действия детей по выработке них умений эмоционально откликаться на народную музыку.
4. Контроль результатов музыкальной деятельности детей.
5. Рефлексивную оценку результатов образовательной деятельности детей на занятии.
Оборудование: аудиозаписи, видеозаписи, компьютер, проектор, экран.
Музыкальный ряд: песни «Светит месяц», «Вижу чудное приволье», Во поле береза стояла», «На горе-то калина»,«Как при лужке, при лужке», «Как у наших у ворот», «Коробейники», «Ах, Самара-городок», частушки, русская народная игра «Бояре».
Ход занятия:
(Звучит песня «Светит месяц»)
Дети заходят в зал и встают полукругом.
Дети исполняют песню «Вижу чудное приволье»
Вижу чудное приволье,
Вижу нивы и поля…
Это русское раздолье,
Это – русская земля!
Вижу горы-исполины,
Вижу реки и леса…
Это – русские картины,
Это – русская краса!
Слышу песни жаворонка,
Слышу трели соловья…
Это – русская сторонка,
Это – родина моя!
Воспитатель. Здравствуйте, детушки малые. Да люди добрые! Собрались мы потешиться, да позабавиться! Песни попеть, да поиграть! Смех вам да веселье! (Низко кланяется).
Воспитатель. Испокон веков славился народ русский самобытными обычаями и традициями. Например, религиозные праздники, такие как Пасха, Рождество, отмечают по всей великой России, существуют еще издавна свадебные традиции, которые сохранились и до наших дней. Велика наша Родина Россия, многонациональна, и у народов каждой национальности существуют свои древние обычаи и традиции.
Ребёнок.
Наряд ее легкий чудесен,
Нет дерева сердцу милей
И много задумчивых песен
Поется в народе о ней.
Воспитатель. Существует много разных русских народных танцев, например, Барыня, Березка, Калинка. В старину девушки и парни собираясь вместе пели, водили хороводы – это тоже русский народный танец. Давайте и мы сейчас заведем хоровод.
(Хоровод «Во поле береза стояла»).
Ребёнок.
На ветру шумят рябины,
Каждый слушать их готов.
Столько песен у России,
Сколько во поле цветов.
«На горе-то калина»
(дети исполняют песню и водят хоровод)
Ребёнок.
Кто сложил ее, не знаю
Только песня та добра,
Песня с детства мне родная
И подруга, и сестра!
«Как при лужке, при лужке»
(дети поют)
Воспитатель. У Петровых у ворот вьется, вьется хоровод. Вьется, вьется хоровод, собирается народ.
(Дети перестраиваются в круг и исполняют русскую народную песню «Как у наших у ворот»)
Дети. Мы веселые ребята. Любим песни, шутки, смех.
Ребёнок.
Возьму я в руки балалайку
Да потешу всех гостей
Эй, Тимошка и Демьян,
Николай и Иван.
Сядем братцы все рядком
И частушки пропоем.
(дети поют частушки)
Эй, девчонки хохотушки
Запевайте-ка частушки
Запевайте поскорей,
Чтоб порадовать гостей.
Ну, спасибо тебе, мама,
Что такую родила,
Озорную, боевую
И Катюшей назвала.
Не глядите на меня,
Глазоньки сломаете
Я не с вашего села,
Вы меня не знаете.
Я надену бело платье
Буду я красавица
Пусть лентяи не подходят,
Пока не исправятся.
На окошке два цветочка,
Голубой и аленький.
Я парнишка боевой,
Хоть и ростом маленький.
Я плясал на три ноги
Потерял я сапоги.
Оглянулся я назад –
Сапоги мои лежат.
За частушки друг мой милый
Три рубля тебе я дам
По глазам по вашим видно,
Что понравились мы вам.
Воспитатель. Частушки в старину, как вы уже слышали, пели под балалайку (показывает балалайку). Давайте посмотрим, какие же другие русские народные инструменты использовали и в старину, и сейчас. (показывает инструменты: бубен, гусли, жалейка, кугиклы, рожок, трещотки и ложки).
Воспитатель. Кому же не нравятся игры «Жмурки», «Горелки», «Гуси-лебеди». Эти и многие другие народные игры всегда создавали радостное настроение, потому что в них много юмора, соревновательного задора.
Ребёнок.
Эх, улица мала, да хоровод велик,
Хоровод велик, поиграть велит.
(Русская народная игра «Бояре»). Дети делятся на две команды.
1. Бояре, а мы к вам пришли,
Дорогие, а мы к вам пришли.
Одна из команд двигается шеренгой к другой команде и возвращается на свое место.
2. Бояре, а зачем пришли,
Дорогие, а зачем пришли?
Вторая команда аналогично двигается к первой команде.
1. Бояре, нам невеста нужна,
Дорогие, нам невеста нужна.
Движения повторяются.
2. Бояре, а какая вам нужна,
Дорогие, а какая нам нужна?
1. Бояре, нам вот эта нужна,
Дорогие, нам вот эта нужна.
Подходя ко второй команде, дети указывают на одну из девочек.
2. Бояре, у ней зубки болят,
Дорогие, у ней зубки болят.
Движения повторяются.
1. Бояре, а мы пряничка дадим,
Дорогие, а мы пряничка дадим.
2. Бояре, она прянички не ест,
Дорогие, она прянички не ест.
1. Бояре, а мы плеточкой ее,
Дорогие, а мы плеточкой ее.
2. Бояре, она плеточки боится,
Дорогие, она плеточки боится.
1. Бояре, отворяйте ворота,
Отдавайте нам невесту навсегда.
Выбранная девочка бежит в направлении другой команды, стараясь прорваться через сцепленные руки. Если ей это удается, она забирает одного из игроков в свою команду. В противном случае сама остается в команде соперников.
Воспитатель. Есть много народных игр, которые интересны и сейчас, например, «Гори, гори ясно, чтобы не погасло», «Рыбаки и рыбки», вы, наверное, слышали о таких играх и с удовольствием в них играете.
Воспитатель. Хвалил, воспевал в своих песнях народ русскую красавицу (танец «Сапожки русские»).
(Дети исполняют танец).
Воспитатель.
Словно музыка степная,
Золотая рожь встает,
В полный голос слышен колос –
Это родина поет!
Песни русские такие,
Что охота подпевать…
Воспитатель. А теперь исполним русские народные песни «Коробейники», «Ах, Самара-городок».
Рефлексия:
Ребята вам понравилось наше занятие?
Что нового мы узнали сегодня?
В какие игры мы сегодня с вами играми?
Воспитатель. Всем спасибо за внимание, за задор, за песню. Вот настал момент прощанья, будет краткой наша речь. Говорим всем: «До свиданья, до счастливых новых встреч».
Список литературы:
1. Безбородова Л.А. Теория и методика музыкального образования: учебное пособие. – М.: ФЛИНТА, 2013. – 254 с.
Электронные ресурсы:
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ// Электронный ресурс URL http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения 19.02.2019).
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»// Электронный ресурс URL https://base.garant.ru/70512244/ (дата обращения 19.02.2019).
Скачать вложение