Заколдованная осень
Автор: Крюкова Евгения Викторовна, воспитатель, Романова Анна Алексеевна, воспитатель, Болошова Людмила Александровна, заместитель заведующего по ВМР, МБДОУ «Детский сад № 12», г. Рязань.Конспект ООД по развитию речи с использованием песочной терапии для детей 4-5 лет
Использование песочной терапии для развития речи детей 4-5 лет
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой активности как предпосылки обучения грамоте» [1, с. 22].
Речью называется процесс практического применения человеком языка в целях общения с другими людьми. В отличие от речи язык – это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющих для людей определенное значение и смысл. В процессе общения люди выражают с помощью языка мысли и чувства, добиваются взаимного понимания в целях осуществления совместной деятельности. [3, с. 57].
В возрасте 4-5 лет речь детей характеризуется рядом особенностей. Мотивом активного овладения родным языком выступают растущие потребности дошкольника узнать, рассказать и воздействовать на себя и другого человека. Речь включается во все виды деятельности, в том числе и познавательную. Изменение стоящих перед дошкольником задач, появление новых видов деятельности, усложнение общения с взрослыми и сверстниками, расширение круга жизненных связей и отношений, в которые включен ребенок, приводит к интенсивному развитию, во-первых, всех сторон речи (словаря, звуковой культуры, грамматического строя), во-вторых, её форм (контекстной и объяснительной) и функции (обобщающей, коммуникативной, планирующей, регулирующей и знаковой) [4, с. 158].
Формирование устной связной речи составляет основную задачу речевого развития дошкольников. Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной (диалогической и монологической) речи [4, с. 117].
А.В. Запорожец отмечал, что ребенок пятого года жизни расширяет сферу своего общения, он уже в состоянии рассказать не только непосредственно воспринимаемые обстоятельства, но и то, что было воспринято или сказано раньше. Начинается активное употребление определений, изменение в строении речи (подчинение предложений в соответствии с характером описываемых явлений). Это связано с появлением рассуждающего, логического мышления [2, с. 17].
Общеизвестно, что речь – это высшая психическая функция, которая служит основным средством выражения мысли. В настоящее время существует множество различных способов и методик, направленных на развитие речи, как в раннем, так и в старшем дошкольном возрасте. Одной из них является песочная терапия. Считается, что умственное развитие тесным образом связано с эмоциональным. Однако, в последнее время в практике обучения больше прослеживается тенденция к интеллектуальному развитию ребёнка, в то время как эмоциональной сфере не всегда уделяется достаточное внимание. Метод песочной терапии как раз таки направлен на развитие интеллектуальной и эмоциональной сфер ребёнка в совокупности. Песочная терапия – это сравнительно новая, не всем известная методика, являющаяся одной из разновидностей игровой терапии. Принцип «терапии песком» был предложен Карлом Густавом Юнгом, основателем аналитической терапии. Песочную терапию можно применять к детям, начиная с 3 лет. Большой вклад в изучение песочной терапии внесли такие учёные, как Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Нисневич Л. А. Игры с песком – это один из вариантов привычной деятельности ребенка. Именно поэтому возможно использование песочной терапии в развитии и обучении детей. Эта методика включает в себя множество заданий и игр, направленных на снятие общего эмоционального напряжения, двигательных стереотипий, судорожных движений, на повышение уровня концентрации внимания и усидчивости ребёнка. Песочная терапия помогает развитию речи, мелкой моторики, тактильных ощущений. Также она может применяться для развития сенсорно-перцептивной сферы, особенно тактильно-кинестетической чувствительности, ориентации в пространстве. [5, с. 23].
Цель:
-
организовать образовательную деятельность, направленную на закрепление знаний о характерных приметах осени;
-
способствовать развитию диалогической речи, формированию лексико-грамматических категорий, мелкой моторики рук;
-
пробудить интерес к рисованию песком.
Оборудование: коробочка с письмом, осенние листочки, ящик с песком, маленькие игрушки белка, лиса, медведь, игрушки би-ба-бо, корзинки, шишки, грибы, орехи, коробка с песком на каждого ребенка, веревочки, бусы, пульверизатор, поднос, влажные салфетки, волшебные картинки на каждого ребенка.
Ход образовательной деятельности
1. Мотивационный этап
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Скажите мне, пожалуйста, когда люди встречаются друг с другом, они улыбаются или хмурятся? (Улыбаются).
- Я вам предлагаю посмотреть друг на друга и улыбнуться, а теперь улыбнитесь мне. Молодцы! Сегодня мы все-все будем делать с улыбкой, и поэтому у нас все будет получаться!
- Ой, ребята посмотрите, какая странная коробочка, интересно, кто ее сюда принес? Давайте посмотрим!(открываем, внутри лежит письмо)
- Смотрите, здесь письмо, сейчас мы его прочитаем:
«Здравствуйте, милые детишки! Я заколдовала одно из времен года, и теперь оно крепко спит, поэтому, никогда не кончится. Злая волшебница!»
Воспитатель: Ребята, как же нам узнать, какое время года заколдовала злая волшебница? Давайте подумаем!
- Посмотрите, на чем написано письмо? (На желтом листочке).
- В коробочке лежат тоже листочки, посмотрите какого они цвета? (Желтого, красного, оранжевого)
- А в какое время года у нас листочки такого цвета? (Осень).
- Правильно! Это что же получается, что злая волшебница заколдовала осень, и теперь у нас никогда не будет зимы? Мы не сможем кататься на санках, лыжах, коньках и лепить снеговиков, а еще у нас никогда не наступит весна и мы больше не увидим красивых цветов и зеленой листвы, а как же лето? Мы никогда не сможем купаться в речке и загорать на солнышке? Нет, так дело не пойдет!
2. Ориентировочный этап.
Воспитатель: Что же нужно сделать? (ответы детей).
- Верно! Срочно идти и будить осень! Вы со мной? (да).
- Тогда в путь, а добраться до леса, где живет осень, нам помогут вот эти красивые листочки!
3. Исполнительский этап
Воспитатель: Берите себе по одному листочку, вставайте в кружок, закрывайте глазки и повторяйте за мной волшебные слова:
«Ветер щеки толстые
Надул, надул, надул
И на листочки пестрые подул, подул, подул!»
(Дуем слабый ветерок, затем сильный).
Воспитатель: Открываем глазки. Посмотрите, ветер, принес наши листики вместе с нами к осенним воротам, но они закрыты, как, же нам пройти через них? Давайте посмотрим, может здесь есть, где-нибудь ключ? - Ребята, смотрите, я нашла, какое то послание, сейчас мы его прочитаем:
«Чтобы открыть ворота, нужно ответить на вопросы!»
- Вы готовы? (Да). Тогда слушайте:
1. Что за волшебница краски взяла, листья покрасила, с веток сняла,
Мошек упрятала спать до весны, что за волшебница, скажите вы! (осень).
Конечно это осень молодцы ребята, вы ответили на первый вопрос и ворота чуть-чуть открылись, скорее, давайте отгадывать дальше!
2. Куда улетают птицы осенью? (на юг, в теплые края).
Ворота еще чуть – чуть открылись, следующий вопрос
3. Как называется явление, когда с деревьев падают листья? (листопад). Молодцы, нам осталось еще немного, следующий вопрос
4. Какая погода чаще всего бывает осенью: теплая – солнечная или холодная-дождливая? (Холодная – дождливая).
(Ворота открываются, за ними стоит стол с песком)
Воспитатель: Ребята смотрите, мы смогли открыть ворота и попасть в осенний лес. Как здесь красиво!
- А скажите мне, пожалуйста, чего в лесу много? (Деревьев, листьев, грибов).
- Правильно, только нигде не видно животных, наверное, они испугались и попрятались, давайте их поищем! (Дети раскапывают песок).
Воспитатель: Вот – вот я вижу чей-то хвостик, как вы думаете, чей это хвост? (Беличий).
- Правильно, а вот еще чей – то хвостик, посмотрите рыжий, пушистый, как вы думаете, чей? (Лисий).
- Молодцы, а вот еще маленький, коричневый, чей это хвост? (Медвежий).
- Молодцы, ребята! Мы спасли с вами всех зверей, но теперь надо помочь им найти свой домик. Где живет белочка? (В дупле).
- Правильно, иди, (имя ребенка), проводи белочку до дома. Следы у белочки маленькие делай дорожку указательным пальчиком. (Делается дорожка с проговариванием): «Белка булку испекла, и бельчонку отдала».
(За ширмой появляется бельчонок)
Бельчонок: «Здравствуйте ребята! Мама белка попросила меня помочь ей собрать запасы на зиму, может быть, вы поможете их собрать?
Воспитатель: Ребята, поможем бельчонку? (да)
Воспитатель: А что белочки заготавливают на зиму? (грибы, орехи, шишки). Правильно.
Бельчонок: Мне нужно 5 грибов и 5 шишек, а я еще маленький и не умею считать.
Воспитатель: Кто поможет бельчонку? (Имя ребенка), иди, помоги бельчонку собрать 5 грибов.
(Ребенок собирает грибы, складывая в корзинку с проговариванием)
- 1 гриб, 2 гриба, 3 гриба, 4 гриба, 5 грибов
- Молодец, теперь, (имя ребенка), иди, помоги бельчонку собрать шишки.
- 1 шишка, 2 шишки, 3 шишки, 4 шишки, 5 шишек
Бельчонок: Вот спасибо, ребята, вы так мне помогли, а сейчас мне пора к себе в дупло, а то, моя мама, наверное, очень переживает. До свидания!
Воспитатель: Какие вы у меня молодцы, белочке помогли! А сейчас давай те чуть – чуть отдохнем, а то дорога нам предстоит еще долгая.
Проводится физкультминутка
Два хлопка над головой, два хлопка перед собой
Две руки за спину спрячем, и на двух ногам поскачем!
Воспитатель: Ну, вот, мы отдохнули, теперь давайте поможем лисичке.
- Где живет лиса? (в норе под деревом).
- Правильно, иди (имя ребенка) проводи лисичку до дома. Следы у лисички побольше, делай их тремя пальчиками.
Ребенок делает дорожку с проговариванием:
«Всех в лесу она хитрей, шубка рыжая на ней»
Вот лисичка и дома (Появляется лиса)
Лисичка (Плачет):
- Я по берегу гуляла
Свои бусы растеряла
Мне без бус никак нельзя
Помогите мне, друзья! (В руках у лисички веревочка от бус).
Воспитатель: Поможем! Ребята, давайте поищем бусы в нашем волшебном песке. (Ищут в персональных коробках, пальчиком, находят, по очереди нанизывают бусину на нитку).
Воспитатель: Вот лисичка мы собрали твои бусы.
Лисичка: Ой, спасибо вам ребята, за это я с вами поиграю! Повторяйте за мной:
СА – СА – СА - вот опять идет лиса
СЫ – СЫ – СЫ – прибежали две лисы
СУ – СУ – СУ – дети видели лису
СЕ – СЕ – СЕ – много сказок о лисе
Лисичка:
Осень очень я люблю,
Я ей бусы подарю!
- Вы только обязательно ее найдите и разбудите!
Воспитатель: Конечно, найдем, не переживай лисичка. До свидания!
Лисичка: До свидания!
Воспитатель: Молодцы! Нам осталось проводить медведя, до его домика. Где живет медведь? (в берлоге). Правильно, иди (имя ребенка) помоги мишке добраться до своей берлоги. Следы у медведя большие, делай их кулачком (ребенок делает дорожку проговаривая):
«Летом по лесу гуляет, зимой в берлоге отдыхает»
(Появляется медведь)
Медведь: Кто в лесу огромней всех, кто богатый носит мех
Кто в берлоге до весны, днем и ночью видит сны?
Кто я такой? (Медведь)
- Правильно, это вы знаете, а вот это попробуйте ответить! Если я к примеру такой большой – пребольшой, а ежик маленький – премаленький, то у ежа лапки, а у меня? (Лапище).
- У ежа глазки, а у меня? (Глазище).
- У ежа носик, а у меня? (Носище).
- Молодцы дети! Вы идете будить осень, я знаю, что она очень любит пироги! Помогите мне испечь пирожки для осени.
Воспитатель: Поможем? (Да).
- Подходите к столам. Посмотрите на песок, какой он? (Сухой).
- Из сухого песка можно что-нибудь слепить? (нет).
Воспитатель: А что нужно всему живому для жизни? (вода).
- Правильно - вода! Давай те мы с вами позовем дождик:
«Дождик лей веселей, теплых капель не жалей
Для лесов, для полей, и для маленьких детей!
Кап – кап – кап – кап – кап – кап».
(Дети зовут дождик, воспитатель в это время опрыскивает песок из пульверизатора).
- Ну, вот, теперь можно приступать к работе.
(Дети лепят пироги, приговаривая):
Мы сегодня не ребята, мы сегодня поварята
Тесто сладкое возьмем, и ватрушек испечем!
(Складываем пироги на поднос, протираем руки влажными салфетками).
Воспитатель: Посмотри, мишка, нравятся тебе наши пироги?
Медведь: Спасибо вам, ребята, чудесные получились пироги, осени очень понравятся. До свидания!
Воспитатель: Ребята, а теперь пойдем те скорее будить осень. Но как, же нам ее разбудить? А давайте попробуем ее просто позвать (зовут – осень, осень). Нет, не слышит нас осень, не проснется так, давайте попробуем разбудить ее по-другому, повторяйте за мной:
ЛА –ЛА –ЛА – к нам осень шла (топаем ногами)
УЛ – УЛ – УЛ – ветерок подул (машем двумя руками в лицо)
ИЛИ – ИЛИ – ИЛИ – листики в воздухе кружили (руки ввех-вниз)
АЛИ – АЛИ – АЛИ мы осень в гости звали! (разводим руками в стороны).
(Выходит осень)
Осень: Здравствуйте ребята, как я рада вас видеть! Вижу, вы справились со всеми заданиями. А теперь мне пора, до свидания, ребята, до следующего года!
Дети: До свидания, осень! (Осень уходит)
Воспитатель: Ну, что ж, ребята, нам тоже с вами пора обратно в садик, берите листочки, закрываем глазки и произносим волшебные слова:
«Ветер щеки толстые надул, надул, надул
И на листочки пестрые подул, подул, подул»
Дует сначала слабый ветерок, затем сильный, вот мы с вами и вернулись в наш любимый детский сад.
4. Рефлексивный этап
Воспитатель: Вот мы и вернулись обратно в детский сад. Какие мы молодцы, спасли осень от колдовства, помогли бельчонку (чем?).
- Лисе собрать бусы, а еще мы помогли медведю испечь пироги (из чего? Какой песок? Как мы сделали его мокрым?).
- Вам понравилось наше путешествие? (Ответы детей).
- Что больше всего вам понравилось? (ответы детей).
5. Перспективный этап
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что мне передала осень: вот такие наборы, в которых вы сможете выполнять чудесные картины разноцветным песком.
Литература:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://base.garant.ru (Дата обращения: 10.01. 2023).
2. Лебедева, Л.В. Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем. Подготовительная группа / Л.В.Лебедева, И.В.Козина, Т.В.Кулакова. – Москва: Центр педагогического образования, 2019 . – 96 с.
3. Нищеева, Н. В. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста / Н. В. Нищеева. – Москва: Детство–Пресс, 2019. – 288 с.
4. Шадрина, О.Г. Развитие связной речи детей дошкольного возраста / О.Г.Шадрина, Е.Ф.Фомина // Детский сад: теория и практика. - 2017. - №3. - С. 36-47.
5. Грабенко Т.М., Зинкевич – Евстигнеева Т.Д.Чудеса на песке. Песочная игротерапия. Методическое пособие для педагогов и родителей / Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич - Евстигнеева. – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2003г.
Конспект во вложении (pdf 190KB)
Скачать вложение