РЯЗАНСКИЙ ИНСТИТУТ
РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
12+
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
(4912) 446392 приемная
(4912) 955922 курсы
(4912) 443763 гостиница
Россия, г. Рязань, ул. Урицкого, д.2а
?
  • Институт
  • Обучение
  • Публикации
  • РИРО.ТВ
  • Форум
  • Оплата
Вход
  • ВОСПИТАНИЕ
  • ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Иностранные языки
    • Русский язык
    • Литература
    • ОРКСЭ, ОДНКНР
    • Обществознание
    • Психология
    • Социология
    • История
    • Культура
    • Право
    • ИЗО
  • ДОШКОЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Биология
    • География
    • Экология
    • Информатика и ИКТ
    • Математика
    • Физика
    • Химия
    • Экономика
  • УПРАВЛЕНИЕ
  • НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЗДОРОВЬЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ
    • ЗОЖ
    • Физическая культура
    • ОБЖ
  • КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА
  • ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ
  • ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
  • РАЗНОЕ
  • ТЕХНОЛОГИЯ
  • ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА
  • МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИЙ. СБОРНИКИ
Добавить публикацию

Мероприятия

20 января Конкурсы программы «Мы – твои друзья!»
20 января Конкурсы в рамках реализации программы «Разговор о правильном питании»

Заколдованная осень

Автор: Крюкова Евгения Викторовна, воспитатель, Романова Анна Алексеевна, воспитатель, Болошова Людмила Александровна, заместитель заведующего по ВМР, МБДОУ «Детский сад № 12», г. Рязань.

Конспект ООД по развитию речи с использованием песочной терапии для детей 4-5 лет

Использование песочной терапии для развития речи детей 4-5 лет

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования (ФГОС ДО): «Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой активности как предпосылки обучения грамоте» [1, с. 22].

Речью называется процесс практического применения человеком языка в целях общения с другими людьми. В отличие от речи язык – это система условных символов, с помощью которых передаются сочетания звуков, имеющих для людей определенное значение и смысл. В процессе общения люди выражают с помощью языка мысли и чувства, добиваются взаимного понимания в целях осуществления совместной деятельности. [3, с. 57].

В возрасте 4-5 лет речь детей характеризуется рядом особенностей. Мотивом активного овладения родным языком выступают растущие потребности дошкольника узнать, рассказать и воздействовать на себя и другого человека. Речь включается во все виды деятельности, в том числе и познавательную. Изменение стоящих перед дошкольником задач, появление новых видов деятельности, усложнение общения с взрослыми и сверстниками, расширение круга жизненных связей и отношений, в которые включен ребенок, приводит к интенсивному развитию, во-первых, всех сторон речи (словаря, звуковой культуры, грамматического строя), во-вторых, её форм (контекстной и объяснительной) и функции (обобщающей, коммуникативной, планирующей, регулирующей и знаковой) [4, с. 158].

Формирование устной связной речи составляет основную задачу речевого развития дошкольников. Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения ими связной речью. Адекватное восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развернутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной (диалогической и монологической) речи [4, с. 117].

А.В. Запорожец отмечал, что ребенок пятого года жизни расширяет сферу своего общения, он уже в состоянии рассказать не только непосредственно воспринимаемые обстоятельства, но и то, что было воспринято или сказано раньше. Начинается активное употребление определений, изменение в строении речи (подчинение предложений в соответствии с характером описываемых явлений). Это связано с появлением рассуждающего, логического мышления [2, с. 17].

Общеизвестно, что речь – это высшая психическая функция, которая служит основным средством выражения мысли. В настоящее время существует множество различных способов и методик, направленных на развитие речи, как в раннем, так и в старшем дошкольном возрасте. Одной из них является песочная терапия. Считается, что умственное развитие тесным образом связано с эмоциональным. Однако, в последнее время в практике обучения больше прослеживается тенденция к интеллектуальному развитию ребёнка, в то время как эмоциональной сфере не всегда уделяется достаточное внимание. Метод песочной терапии как раз таки направлен на развитие интеллектуальной и эмоциональной сфер ребёнка в совокупности. Песочная терапия – это сравнительно новая, не всем известная методика, являющаяся одной из разновидностей игровой терапии. Принцип «терапии песком» был предложен Карлом Густавом Юнгом, основателем аналитической терапии. Песочную терапию можно применять к детям, начиная с 3 лет. Большой вклад в изучение песочной терапии внесли такие учёные, как Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Нисневич Л. А. Игры с песком – это один из вариантов привычной деятельности ребенка. Именно поэтому возможно использование песочной терапии в развитии и обучении детей. Эта методика включает в себя множество заданий и игр, направленных на снятие общего эмоционального напряжения, двигательных стереотипий, судорожных движений, на повышение уровня концентрации внимания и усидчивости ребёнка. Песочная терапия помогает развитию речи, мелкой моторики, тактильных ощущений. Также она может применяться для развития сенсорно-перцептивной сферы, особенно тактильно-кинестетической чувствительности, ориентации в пространстве. [5, с. 23].

Цель:  

  • организовать образовательную деятельность, направленную на закрепление знаний о характерных приметах осени;

  • способствовать  развитию диалогической речи, формированию лексико-грамматических категорий, мелкой моторики рук;

  • пробудить интерес к рисованию песком.

Оборудование: коробочка с письмом, осенние листочки, ящик с песком, маленькие игрушки белка, лиса, медведь, игрушки би-ба-бо, корзинки, шишки, грибы, орехи, коробка с песком на каждого ребенка, веревочки, бусы, пульверизатор, поднос, влажные салфетки, волшебные картинки на каждого ребенка.

Ход образовательной деятельности

1. Мотивационный этап

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Скажите мне, пожалуйста, когда люди встречаются друг с другом, они улыбаются или хмурятся? (Улыбаются).

- Я вам предлагаю посмотреть друг на друга и улыбнуться, а теперь улыбнитесь мне. Молодцы! Сегодня мы все-все будем делать с улыбкой, и поэтому у нас все будет получаться!

- Ой, ребята посмотрите, какая странная коробочка, интересно, кто ее сюда принес? Давайте посмотрим!(открываем, внутри лежит письмо)

- Смотрите, здесь письмо, сейчас мы его прочитаем:

«Здравствуйте, милые детишки! Я заколдовала одно из времен года, и теперь оно крепко спит, поэтому, никогда не кончится. Злая волшебница!»

Воспитатель: Ребята, как же нам узнать, какое время года заколдовала злая волшебница? Давайте подумаем!

- Посмотрите, на чем написано письмо? (На желтом листочке).

- В коробочке лежат тоже листочки, посмотрите какого они цвета? (Желтого, красного, оранжевого)

- А в какое время года у нас листочки такого цвета? (Осень).

- Правильно! Это что же получается, что злая волшебница заколдовала осень, и теперь у нас никогда не будет зимы? Мы не сможем кататься на санках, лыжах, коньках и лепить снеговиков, а еще у нас никогда не наступит весна и мы больше не увидим красивых цветов и зеленой листвы, а как же лето? Мы никогда не сможем купаться в речке и загорать на солнышке? Нет, так дело не пойдет!

2. Ориентировочный этап.

Воспитатель: Что же нужно сделать? (ответы детей).

- Верно! Срочно идти и будить осень! Вы со мной? (да).

- Тогда в путь, а добраться до леса, где живет осень, нам помогут вот эти красивые листочки!

3. Исполнительский этап

Воспитатель: Берите себе по одному листочку, вставайте в кружок, закрывайте глазки и повторяйте за мной волшебные слова:

«Ветер щеки толстые

Надул, надул, надул

И на листочки пестрые подул, подул, подул!»

(Дуем слабый ветерок, затем сильный).

Воспитатель: Открываем глазки. Посмотрите, ветер, принес наши листики вместе с нами к осенним воротам, но они закрыты, как, же нам пройти через них? Давайте посмотрим, может здесь есть, где-нибудь ключ? - Ребята, смотрите, я нашла, какое то послание, сейчас мы его прочитаем:

«Чтобы открыть ворота, нужно ответить на вопросы!»

- Вы готовы? (Да). Тогда слушайте:

1. Что за волшебница краски взяла, листья покрасила, с веток сняла,

Мошек упрятала спать до весны, что за волшебница, скажите вы! (осень).

Конечно это осень молодцы ребята, вы ответили на первый вопрос и ворота чуть-чуть открылись, скорее, давайте отгадывать дальше!

2. Куда улетают птицы осенью? (на юг, в теплые края).

Ворота еще чуть – чуть открылись, следующий вопрос

3. Как называется явление, когда с деревьев падают листья? (листопад). Молодцы, нам осталось еще немного, следующий вопрос

4. Какая погода чаще всего бывает осенью: теплая – солнечная или холодная-дождливая? (Холодная – дождливая).

(Ворота открываются, за ними стоит стол с песком)

Воспитатель: Ребята смотрите, мы смогли открыть ворота и попасть в осенний лес. Как здесь красиво!

- А скажите мне, пожалуйста, чего в лесу много? (Деревьев, листьев, грибов).

- Правильно, только нигде не видно животных, наверное, они испугались и попрятались, давайте их поищем! (Дети раскапывают песок).

Воспитатель: Вот – вот я вижу чей-то хвостик, как вы думаете, чей это хвост? (Беличий). 

- Правильно, а вот еще чей – то хвостик, посмотрите рыжий, пушистый, как вы думаете, чей? (Лисий).

- Молодцы, а вот еще маленький, коричневый, чей это хвост? (Медвежий).  

- Молодцы, ребята! Мы спасли с вами всех зверей, но теперь надо помочь им найти свой домик. Где живет белочка? (В дупле). 

- Правильно, иди, (имя ребенка), проводи белочку до дома. Следы у белочки маленькие делай дорожку указательным пальчиком. (Делается дорожка с проговариванием): «Белка булку испекла, и бельчонку отдала».

(За ширмой появляется бельчонок)

Бельчонок: «Здравствуйте ребята! Мама белка попросила меня помочь ей собрать запасы на зиму, может быть, вы поможете их собрать?

Воспитатель: Ребята, поможем бельчонку? (да)

Воспитатель: А что белочки заготавливают на зиму? (грибы, орехи, шишки). Правильно.

Бельчонок: Мне нужно 5 грибов и 5 шишек, а я еще маленький и не умею считать.

Воспитатель: Кто поможет бельчонку? (Имя ребенка), иди, помоги бельчонку собрать 5 грибов.

(Ребенок собирает грибы, складывая в корзинку с проговариванием)

- 1 гриб, 2 гриба, 3 гриба, 4 гриба, 5 грибов

- Молодец, теперь, (имя ребенка), иди, помоги бельчонку собрать шишки.

- 1 шишка, 2 шишки, 3 шишки, 4 шишки, 5 шишек

Бельчонок: Вот спасибо, ребята, вы так мне помогли, а сейчас мне пора к себе в дупло, а то, моя мама, наверное, очень переживает. До свидания!

Воспитатель: Какие вы у меня молодцы, белочке помогли! А сейчас давай те чуть – чуть отдохнем, а то дорога нам предстоит еще долгая.

Проводится физкультминутка

Два хлопка над головой, два хлопка перед собой

Две руки за спину спрячем, и на двух ногам поскачем!

Воспитатель: Ну, вот, мы отдохнули, теперь давайте поможем лисичке. 

- Где живет лиса? (в норе под деревом). 

- Правильно, иди (имя ребенка) проводи лисичку до дома. Следы у лисички побольше, делай их тремя пальчиками. 

Ребенок делает дорожку с проговариванием:

«Всех в лесу она хитрей, шубка рыжая на ней»

Вот лисичка и дома (Появляется лиса)

Лисичка (Плачет):

- Я по берегу гуляла

Свои бусы растеряла

Мне без бус никак нельзя

Помогите мне, друзья! (В руках у лисички веревочка от бус).

Воспитатель: Поможем! Ребята, давайте поищем бусы в нашем волшебном песке. (Ищут в персональных коробках, пальчиком, находят, по очереди нанизывают бусину на нитку).

Воспитатель: Вот лисичка мы собрали твои бусы.

Лисичка: Ой, спасибо вам ребята, за это я с вами поиграю! Повторяйте за мной:

СА – СА – СА - вот опять идет лиса

СЫ – СЫ – СЫ – прибежали две лисы

СУ – СУ – СУ – дети видели лису

СЕ – СЕ – СЕ – много сказок о лисе

Лисичка:

Осень очень я люблю,

Я ей бусы подарю!

- Вы только обязательно ее найдите и разбудите!

Воспитатель: Конечно, найдем, не переживай лисичка. До свидания!

Лисичка: До свидания!

Воспитатель: Молодцы! Нам осталось проводить медведя, до его домика. Где живет медведь? (в берлоге). Правильно, иди (имя ребенка) помоги мишке добраться до своей берлоги. Следы у медведя большие, делай их кулачком (ребенок делает дорожку проговаривая):

«Летом по лесу гуляет, зимой в берлоге отдыхает»

(Появляется медведь)

Медведь: Кто в лесу огромней всех, кто богатый носит мех

Кто в берлоге до весны, днем и ночью видит сны?

Кто я такой? (Медведь)

- Правильно, это вы знаете, а вот это попробуйте ответить! Если я к примеру такой большой – пребольшой, а ежик маленький – премаленький, то у ежа лапки, а у меня? (Лапище).

- У ежа глазки, а у меня? (Глазище).

- У ежа носик, а у меня? (Носище).

- Молодцы дети! Вы идете будить осень, я знаю, что она очень любит пироги! Помогите мне испечь пирожки для осени.

Воспитатель: Поможем? (Да).

- Подходите к столам. Посмотрите на песок, какой он? (Сухой). 

- Из сухого песка можно что-нибудь слепить? (нет).

Воспитатель: А что нужно всему живому для жизни? (вода).

- Правильно - вода! Давай те мы с вами позовем дождик:

«Дождик лей веселей, теплых капель не жалей

Для лесов, для полей, и для маленьких детей!

Кап – кап – кап – кап – кап – кап».

(Дети зовут дождик, воспитатель в это время опрыскивает песок из пульверизатора).

- Ну, вот, теперь можно приступать к работе.

(Дети лепят пироги, приговаривая):

Мы сегодня не ребята, мы сегодня поварята

Тесто сладкое возьмем, и ватрушек испечем!

(Складываем пироги на поднос, протираем руки влажными салфетками).

Воспитатель: Посмотри, мишка, нравятся тебе наши пироги?

Медведь: Спасибо вам, ребята, чудесные получились пироги, осени очень понравятся. До свидания!

Воспитатель: Ребята, а теперь пойдем те скорее будить осень. Но как, же нам ее разбудить? А давайте попробуем ее просто позвать (зовут – осень, осень). Нет, не слышит нас осень, не проснется так, давайте попробуем разбудить ее по-другому, повторяйте за мной:

ЛА –ЛА –ЛА – к нам осень шла (топаем ногами)

УЛ – УЛ – УЛ – ветерок подул (машем двумя руками в лицо)

ИЛИ – ИЛИ – ИЛИ – листики в воздухе кружили (руки ввех-вниз)

АЛИ – АЛИ – АЛИ мы осень в гости звали! (разводим руками в стороны).

(Выходит осень)

Осень: Здравствуйте ребята, как я рада вас видеть! Вижу, вы справились со всеми заданиями. А теперь мне пора, до свидания, ребята, до следующего года!

Дети: До свидания, осень! (Осень уходит)

Воспитатель: Ну, что ж, ребята, нам тоже с вами пора обратно в садик, берите листочки, закрываем глазки и произносим волшебные слова:

«Ветер щеки толстые надул, надул, надул

И на листочки пестрые подул, подул, подул»

Дует сначала слабый ветерок, затем сильный, вот мы с вами и вернулись в наш любимый детский сад.

4. Рефлексивный этап

Воспитатель: Вот мы и вернулись обратно в детский сад. Какие мы молодцы, спасли осень от колдовства, помогли бельчонку (чем?).

- Лисе собрать бусы, а еще мы помогли медведю испечь пироги (из чего? Какой песок? Как мы сделали его мокрым?).

- Вам понравилось наше путешествие? (Ответы детей).

- Что больше всего вам понравилось? (ответы детей).

5. Перспективный этап

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что мне передала осень: вот такие наборы, в которых вы сможете выполнять чудесные картины разноцветным песком.

Литература:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: http://base.garant.ru (Дата обращения: 10.01. 2023).

2.  Лебедева, Л.В. Конспекты занятий по обучению детей пересказу с использованием опорных схем. Подготовительная группа / Л.В.Лебедева, И.В.Козина, Т.В.Кулакова. – Москва: Центр педагогического образования, 2019 . – 96 с.

3. Нищеева, Н. В. Развитие связной речи у детей дошкольного возраста / Н. В. Нищеева. – Москва: Детство–Пресс, 2019. – 288 с.

4. Шадрина, О.Г.  Развитие связной речи детей дошкольного возраста  / О.Г.Шадрина, Е.Ф.Фомина // Детский сад: теория и практика. - 2017. - №3. - С. 36-47.

5. Грабенко Т.М., Зинкевич – Евстигнеева Т.Д.Чудеса на песке. Песочная игротерапия. Методическое пособие для педагогов и родителей / Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич - Евстигнеева. – СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2003г.

Конспект во вложении (pdf 190KB)



Скачать вложение

Возврат к списку



  • Главная
  • Интернет-приёмная
  • Контакты
  • RSS
Областное государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Рязанский институт развития образования» (ОГБУ ДПО "РИРО")
Интернет-портал  rirorzn.ru (12+) зарегистрирован в Роскомнадзоре 25.12.2015 г. Реестровая запись Эл №ФС77-64083 
Учредитель ОГБУ ДПО "РИРО" 390023, г. Рязань, ул. Урицкого, д. 2а тел.: (4912) 44-49-79, (4912) 44-63-92 e-mail: riro@ryazan.gov.ru
Главный редактор Лапкина Е.В. тел.: (4912) 444902 Доб. 168,  e-mail: rirorzn@yandex.ru