Закружилась листва золотая…
Автор: Рывкина Нина Павловна, Салангина Наталья Викторовна, учителя - логопеды МБДОУ «Детский сад №121», г. РязаньКонспект занятия в подготовительной к школе группе для детей с ТНР.
Важным направлением формирования лексико – грамматических категорий в группе детей с ТНР является работа над именем прилагательным. Имя прилагательное является одним из наиболее абстрактных частей речи и выражает не только качества разной сложности, но и отношения. По мнению Лалаевой Р.И., прилагательные играют важную роль в умственном и речевом развитии ребёнка. Оперирование этой частью речи требует относительного высокого уровня анализа, синтеза, сравнения, обобщения. Умение выделять признаки предметов влечёт за собой более быстрой развитие всех мыслительных операций, особенно классификации и обобщения.
Характерной особенностью словаря детей с ТНР является неточность употребления имён прилагательных, (Левина Р.Е.). Дети не выделяют существенные признаки и не дифференцируют качества предметов.
Распространёнными являются, например, следующие замены: высокий-длинный, низкий-маленький и т.д. Это происходит из-за недостаточного различения детьми признаков величины, высоты, ширины, толщины предметов. Помимо неверного называния основных признаков предмета, дети с ТНР также недостаточно хорошо владеют навыками словоизменения. Трудность усвоения системы словоизменения прилагательных связана с отвлечённой семантикой и поздним их появлением в речи.
Одним из источников обогащения образной речи детей логопатов является поэзия. При чтении стихотворных произведений словарь детей обогащается эпитетами и необычными образами, развивается поэтический слух, этические и нравственные понятия. Рассмотрим это на примере поэзии С.А. Есенина.
Цель занятия. Организовать познавательно-речевую деятельность, направленную на систематизацию и обобщение представлений об осенних изменениях в природе, активизацию и актуализацию словаря по теме через поэзию С.Есенина; организовать продуктивную деятельность.
Задачи.
- Создать условия для расширения представлений об осенних изменениях в природе, о периодах осени и их характерных особенностях.
- Создать условия для активизации словаря по теме с расширением представлений о переносном значении слов: «золотая осень»; и совершенствования грамматического стоя речи.
- Создать условия для практической деятельности через развитие мыслительных операций, воображения, общей и мелкой моторики, координации речи с движением; просодики речи; рисования на тему занятия.
- Создать условия понимания красоты поэзии.
- Создать условия для контроля и рефлексии по теме занятия.
Предварительная работа. Наблюдение на прогулке за осенними изменениями в природе, сбор листьев с деревьев и кустарников, составление осенних букетов. Беседа об ощущениях, которые возникают во время прогулки в осеннем парке. Разучивание стихов С. Есенина об осени; работа над просодической стороной речи, общими речевыми навыками на индивидуальных занятиях с логопедом; разучивание подвижной игры «Туман».
Оборудование: магнитофон, аудио запись со стихами и песнями на стихи С. Есенина, крутящийся модуль с подвешенными на тонких нитях разноцветными листьями, ваза с букетом из осенних листьев, осенние листья, презентация к занятию, альбомы для рисования, кисточки, краски, салфетки.
1. С.А. Есенин.Избранное.М., «Художественная литература», 1985г.-576с.
2.Е.А. Алябьева. Итоговые дни по лексическим темам. Планирование и конспекты. Творческий центр «Сфера», М., 2018г.-208с.
3. Н.В.Нищева. Комплексная образовательная программа для детей сТНР с 3до 7лет. СПб: Детство-пресс, 2018г.- 240с.
4. И.А. Лыкова. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная группа. Методическое пособие для специалистов дошкольных образовательных учреждений. Творческий центр «Сфера», М., 2011г.- 207с.
5. Н.Э. Теремкова. Логопедические домашние задания для детей 5-7лет с ОНР.Изд. «Гном и Д».2017г.-48с.
6. Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) —— СПб.: СОЮЗ, 1999.-160с.
7. Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р. Е. Левиной. — М., 1968.
Полный вариант статьи с презентацией к занятию во вложении (zip, 1Mb)
Скачать вложение