Там на неведомых дорожках
Автор: Коверова Ольга Викторовна, Киселева Юлия Владимировна, Савушкина Елена Александровна, воспитатели МБДОУ№123 г. РязаниМетодическая разработка интегрированной организованной образовательной деятельности для детей 3-4 лет
Цель: Создать условия для развития всех компонентов устной речи детей на основе обогащения представлений детей о сказках.
Задачи:
Обучающие:
- активизировать в речи слова, обозначающие названия предметов, их признаки, действия и место положения в пространстве;
- продолжать учить детей согласовывать прилагательные и существительные в роде, числе и падеже; употреблять существительные с предлогами на, под, за;
- продолжать учить детей употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающие животных и их детенышей.
Развивающие:
- развивать диалогическую речь детей, отвечая на вопросы воспитателя при рассматривании картин, предметов, иллюстраций;
- закреплять артикуляцию звука «у».
Воспитательные:
- воспитывать интерес, любовь к русским народным сказкам умение сопереживать помогать в беде, воспитывать культуру общения; создать положительную эмоциональную атмосферу
Активизация словаря:
большая, поменьше, маленькая, короб, косолапый
съедобные, несъедобные, мягкий, пушистый, длинный,
побегай-ка, трусишка, хвастунишка, лягушонок, квакушка.
Обогащение словаря: послушные, неуклюжий.
Оборудование: магнитная доска, ноутбук, столы по росту детей, подносы с разрезными картинками с изображениями русских народных сказок: «Колобок», «Маша и медведь», «Три медведя», «Волк и семеро козлят», магнитофон, сундук, игрушки из перчаточного театра: лягушка, заяц, медведь, макет деревянного дома.
Ход занятия
Воспитатель: - Дети, посмотрите на меня.
Воспитатель: - Один, два, три - кружочек собери.
Собрались все дети в круг.
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Подарим друг другу улыбки и хорошее настроение.
Мотивационный этап
Воспитатель: Дети, внимание на меня
(Воспитатель сидит на стуле. Дети сидят перед доской )
Воспитатель: Я очень люблю сказки, а вы любите? (ответы детей)
Воспитатель: К нам за помощью обратилась волшебница сказок. Давайте посмотрим на экран (на доске включаю презентацию) (на экране появляется волшебница сказок).
Волшебница сказок:
- Здравствуйте, ребята, в моем королевстве случилась беда: злой волшебник перепутал и заколдовал все сказки. Помогите мне, пожалуйста, вернуть все на свои места!
Воспитатель: Хотите помочь волшебнице сказок? (ответы детей)
Ориентировочный этап
Воспитатель: Дети, что нужно сделать, чтобы помочь волшебнице?
(отправиться в волшебную страну, поехать к волшебнице сказок)
Воспитатель: Тогда отправляемся в путешествие в страну сказок.
- Как вы думаете на чем можно поехать? (ответы детей)
- Я предлагаю поехать на поезде. Согласны? Встали друг за другом. (Едем под музыку «паровозик чух – чух»)
(Воспитатель сидит сбоку от доски. Дети сидят перед доской)
Исполнительный этап
Воспитатель: Ребята, вот мы и приехали в волшебную страну сказок. Посмотрите, в стране сказок нас ждет гость.
(на доске переключаю презентацию) (появляется картинка - яблоня)
Воспитатель: Кто это? (ответы детей)
- Давайте поздороваемся с яблоней.
Воспитатель вместе с детьми: Здравствуй, яблонька!
Яблонька (запись голоса): Здравствуйте, ребята! Помогите мне яблочки мои наливные собрать, а то ветки под их тяжестью ломаются. А на каждом яблочке интересные задания.
Воспитатель: Хотите помочь яблоньке? (ответы детей)
Воспитатель: Для этого мы с вами поиграем в игру - «Продолжи песню» (воспитатель курсором мышки нажимает на яблоко, звучит фрагмент песни) «Я колобок, колобок…»
Воспитатель: Кто поет песню? (колобок)
- Как поет колобок? (Весело, ласково, задорно).
- Давайте так же споем песню, как поет ее колобок (вместе с детьми поет).
Воспитатель: Послушаем следующую песню.
(воспитатель курсором мышки нажимает на другое яблоко, звучит фрагмент песни)
«Ребятушки, козлятушки …»
Воспитатель: Какой герой поет песню? (волк)
- Из какой сказки эта песня? (волк и семеро козлят)
- Какой волк в этой сказке? (злой, хитрый)
- Каким голосом волк поет эту песню? (грубым, злым)
Воспитатель: Давайте споем эту песню так же, как поет ее волк (дети поют).
Воспитатель: Зачем волк пел песню козлятам? (чтобы открыли дверь)
- Открыли козлята дверь волку? (нет)
- Какие козлятки были, раз слушались маму и не открыли дверь волку? (послушные)
Яблонька: Спасибо вам, ребята, за то, что помогли собрать яблоки!
Воспитатель: Молодцы! Справились с заданием. Давайте скажем до свидания яблоне.
Дети: До свидания, яблонька!
Воспитатель: Дети, как вы думаете какие сказки мы расколдовали?
(«Колобок», «Волк и семеро козлят»)
Воспитатель: Хотите отправиться дальше в путешествие? (да)
- Тогда встаем в вагончики и отправляемся в путь (дети встают друг за другом)
Звукозапись шума ветра.
Воспитатель: Что вы слышите? (ветер воет).
- Давайте покажем, как он воет. Для этого вытягиваем губы трубочкой вперед и долго тянем звук, вот так у у у. Теперь вместе со мной у у у
(дети повторяют за воспитателем)
- Ветер может быть слабым и воет тихо. Давайте изобразим, как тихо он воет. Посмотрите на меня (показ воспитателя).- А теперь сами ( у у у) .
- Иногда ветер бывает сильный и тогда он воет не тихо, а как? (громко).
- Вот так послушайте (показ воспитателя).
Воспитатель: Теперь давайте вместе со мной у у у.
- Как вы думаете, где мы с вами оказались? (ответы детей)
- Мы с вами оказались на волшебной полянке, но случилась беда: подул сильный ветер, и картинки разлетелись на мелкие части.
Воспитатель: Как вы думаете, что надо сделать? (надо из частей собрать целую картинку)
Воспитатель: - Работать будем в парах. Выбираем себе поднос.
(на столах лежат 4 подноса, на каждом подносе картинка, разрезанная на 9 частей) (дети разбиваются по парам, выбирают себе стол с подносом)
(собирают под музыку «В гостях у сказки…»)
Воспитатель: Дети, подойдите ко мне, встаньте полукругом и расскажите, какую сказку вы собрали.
Вопросы к сказке «Три медведя».
Воспитатель:
- Дети, как называется эта сказка?
- Как звали самого большого медведя? (Михайло Иваныч ).
- А как звали самого маленького? (Мишутка)
- Из какой чашки ел Михайло Иваныч? (из большой)
- А Настасья Петровна? (из чашки поменьше)
- Из какой чашки ел мишутка? (из маленькой)
Вопросы к сказке «Волк и семеро козлят»
Воспитатель: Какую сказку собрали?
- Сколько было козлят? (семь)
- Как вы думаете, где стоит коза с козлятами на картинке? (перед домом, впереди дома)
- А кто спрятался с левой стороны дома? (волк)
Вопросы к сказке «Маша и медведь»
Воспитатель: - Какая сказка изображена на картинке?
- Где сидит Маша на этой картине? (в коробе, в корзинке)
- А где находится короб? (за спиной у медведя)
Вопросы к сказке «Колобок»
Воспитатель: - Какую сказку вы собрали?
- На чем сидит колобок? (на пеньке)
- А что мы видим под ногами у лисы? (грибы)
- Как вы думаете, эти грибы съедобные или несъедобные?
Воспитатель: - Молодцы, справились с заданием. Какие сказки еще мы расколдовали?
( « Маша и медведь», «Три медведя»)
Воспитатель: - Хотите отправиться дальше в путешествие на поезде?
(ответы детей)
Воспитатель: - Дети, встаем друг за другом в вагончики (едем под музыку).
(с детьми воспитатель подходит к макету дома)
Воспитатель: - Что вы видите перед собой? (домик)
- Хотите узнать, кто живет в этом домике?
- Давайте постучим в домик.
(дети выполняют пальчиковую гимнастику).
- Тук, тук, тук, раздается громкий стук.
Кулачки стучат, дверь откройте для ребят.
Из домика выходит волшебница сказок. В руках сундучок.
Волшебница сказок: Здравствуйте, ребята. Вы почти выполнили все задания, все сказки вернулись на место. Осталось самое последнее. У меня в руках сундучок, он не простой, волшебный, В нем живут сказочные герои. Хотите его открыть и увидеть сказочных героев? (ответы детей).
Волшебница: Для этого надо отгадать загадки. Готовы?
- Длинные ушки, быстрые лапки.
Серый , но не мышка. Кто это? (заяц) Волшебница достает игрушку зайчика
Воспитатель: Какой зайчик? (мягкий, пушистый)
- Какие у него ушки? (длинные).
- Значит он какой? (длинноухий).
- Как называется детеныш зайца? (зайчонок)
- А много? (зайчат, зайчиков)
- Как называют зайчика в сказках?
(Зайка побегай-ка, трусишка, хвастунишка.)
Воспитатель: - В каких сказках встречается заяц? («Теремок», «Колобок», «Заячья избушка»)
Воспитатель: - Кто знает загадку о зайчике?
Ребенок: - Маленький, беленький,
По лесочку прыг-прыг!
По снежочку тык-тык! (Заяц)
Воспитатель надевает игрушку зайчика на руку.
Воспитатель: Спасибо вам ,ребята, сколько интересного я о себе узнал.
Волшебница: Оставайся с нами, зайка (сажает его на стул).
Волшебница: Опять закрылся сундучок, придется отгадать загадку, чтобы он открылся. Хотите? (ответы детей) - Тогда слушайте.
Волшебница сказок:
Скачет, скачет по траве,
А глаза на голове,
Скользкая и мокрая,
Зеленая квакушка,
А зовут ее - ... (Лягушка)
(достает игрушку-отгадку)
Воспитатель: Дети, почему она мокрая? (живет в воде.)
Воспитатель: Как называется детеныш лягушки? (головастик.)
- А много детенышей? (головастики).
- В каких сказках встречается лягушка? (ответы детей)
- Как ее называют в сказках? (Лягушка - квакушка).
- Как кричит лягушка? (Ква-ква.)
- Кто знает пословицу про лягушку?
Ребенок: В своём-то болоте и лягушка поёт.
Воспитатель надевает лягушку на руку
- Спасибо вам, ребята, много я узнала о себе.
Волшебница: Оставайся с нами, лягушка (сажает ее на стул).
Волшебница: Ой, ребята, замок опять закрылся, что же надо сделать, чтобы его открыть? (отгадать загадку)
- Большой, косолапый, зимой спит,
Летом ульи ворошит (медведь)
Воспитатель: Какой медведь? (большой, косолапый).
- А еще какой? (неуклюжий)
- Как называется детеныш медведицы? (медвежонок)
- А если их много? (медвежата)
Воспитатель: В каких сказках встречается медведь? («Теремок», «Три медведя», « Маша и медведь»).
Воспитатель: Кто знает игру про медведя?
Играем в игру. Воспитатель надевает медведя на руку.
- Мишка косолапый по лесу идет, шишки собирает, песенки поет.
- Вдруг упала шишка прямо мишке в лоб.
Мишка рассердился и ногою топ.
Воспитатель: Спасибо, дети, за такую интересную игру.
Волшебница: Оставайся с нами, мишка (сажает его на стул).
Волшебница: Ну вот, все сказки вернулись на место. За это я дарю вам волшебные картинки. На них изображена сказка.
Воспитатель: До свидания, волшебница сказок. А нам пора возвращаться в детский сад. Встаем в вагончики. Поехали.
Воспитатель: Вот мы с вами приехали в детский сад.
Рефлексивный этап:
Воспитатель: Как вы думаете, помогли мы сказочнице? (Ответы детей)
- Вам понравилось наше путешествие? (Ответы детей)
- Что мы для этого делали?
(Собрали картинку, отгадали загадку, вспомнили продолжение песен, вспомнили название сказок, героев сказок).
Перспективный этап
Воспитатель: Дети, как вы думаете, чему научило нас наше путешествие?
(доброте, желание помочь другим).
Воспитатель: Когда вы придете домой, кому расскажете о путешествие?
Кому покажете картинки, которые вам подарила волшебница сказок? (ответы детей).
Воспитатель: Я вам предлагаю дома вместе с родителями нарисовать сказку, которая запомнилась.
Литература
1. Аникин В.П. Русская народная сказка.- М., 1977
2. Бунятова А.Р. Роль сказки в формировании духовно-нравственных ценностей у детей дошкольного возраста.// Успехи современного естествознания.- 2010.-№6
3. Веракса Н.Е. Развитие ребенка в дошкольном детстве. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М., 2006
4. Воробьева М.В. Воспитание положительного отношения к сверстникам. // Дошкольное воспитание. -1988.-№7
5. Гербова, В.В. Приобщение детей к художественной литературе.
6. Зинкевич-Евстигнеева, Т. Д. Основы сказкотерапии. - М. : Речь, 2006
7. Николаева Н. Д. Возможности волшебного мира сказок в обучении и воспитании.// Этнопедагогика в условиях модернизации .
8. Кольцова И. Н. Социокультурные функции сказки. - Н. Новгород, 2000
9. Стрелкова Л.П. Уроки сказки. - М.: Педагогика, 1989
10. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой: для работы с детьми дошкольного возраста. - Харьков: Фолио, 1997
Вложение содержит архив с презентацией (zip, 8 MB)Скачать вложение