Зависть до добра не доведет (по произведению В.Сутеева «Что это за птица?») Технология продуктивного чтения-слушания.
Автор: Степанова Ольга Сергеевна, Дрыкина Ольга Николаевна, воспитатели МБДОУ «Детский сад № 121» г. РязаньМетодическая разработка непрерывной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию для 6-7 лет.
В дошкольном детстве ребенок наиболее стремительно развивается, в это время закладываются основные черты его личности, навыки общения со сверстниками и взрослыми. А опыт первых отношений с другими людьми является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка.
В старшем дошкольном возрасте дети уже способны анализировать и обобщать действия и поступки как собственные, так и различных персонажей и сказочных героев, поэтому в работе по формированию нравственных взаимоотношений часто применяются этические беседы. Беседуя с детьми, взрослый старается побуждать их думать и говорить. Задавая им два-три вопроса, ребята учатся высказаться. Это позволяет понять, о чём дети думают, что знают из личного опыта. С помощью воспитателя ребята пытаются справедливо оценивать поступки своих сверстников, а подчас и взрослых, учатся понимать, что можно, а что нельзя, что хорошо, а что плохо.
Литературный материал незаменим в нравственном воспитании ребёнка, поскольку детям легче оценивать поведение и поступки других, чем свои собственные. Поэтому в ходе проведения такой беседы эффективно организовать чтение и анализ художественных произведений, рассматривание иллюстраций к ним. Читая дошкольникам художественные произведения, мы применяем методику продуктивного чтения-слушания.
Они с удовольствием слушают и обсуждают произведения на нравственную тематику, о природе и животных, своих сверстниках. Однако это не означает, что дети вслед за книгой присваивают себе те или иные моральные нормы. Поэтому тематика чтения с детьми старшего дошкольного возраста должна определяться не столько «воспитательными» возможностями произведения, сколько возрастными интересами детей. Главная особенность детей данного возраста – соединение высокого творческого потенциала со стремлением к копированию, подражательности. Данные возрастные особенности старших дошкольников позволяют определить такие задачи приобщения ребёнка к книге, как:
- учить детей выражать своё отношение к прочитанному, услышанному;
- учить детей сопереживать, сочувствовать литературным героям;
- формировать у детей первоначальные представления о построении художественных текстов, об их жанровых особенностях;
- развивать творческое воображение детей.
Рассмотрим понятие «зависть» на примере знакомства со сказкой «Что это за птица?» В.Г.Сутеева, используя технологию продуктивного чтения-слушания.
Цель: Организовать деятельность детей, направленную на знакомство с авторской сказкой В.Г.Сутеева «Что это за птица?»; способствовать развитию диалогической речи и фантазии; побуждать интерес к чтению и слушанию сказок.
Задачи:
1. Организовать мотивацию детей для слушания авторской сказки В.Г.Сутеева «Что это за птица?»
2. Организовать практическую деятельность детей. направленную на:
- понимание смысла сказки и восстановление ее сюжета;
- формирование умения отвечать полным ответом на вопрос и умение рассказывать о событиях сказки;
- развитие умения составлять из комплекта геометрических фигур (танграм) изображение гуся по предложенной схеме.
3. Организовать контроль знаний детей и рефлексивную оценку выражения детьми отношения к содержанию сказки.
Оборудование:
Книги сказок В.Г.Сутеева, иллюстрации к сказке В.Сутеева «Что это за птица?», иллюстрации сказок В.Сутеева – «Под грибом», «Яблоко», «Утенок и цыпленок», «Кто сказал мяу?», «Дядя Миша», «Елка», «Про бегемота, который боялся прививок», портрет В.Сутеева, танграм на каждого ребенка и карточки с вариантами сборки гуся, картинки с изображением птиц, текст сказки В.Сутеева «Что это за птица?», магнитная доска, магниты.
Ход:
1. Мотивационный этап.
Воспитатель:
- Здравствуйте, ребята. Вам нравится, когда про вас говорят хорошо? (Да). Хотите сделать приятно друг другу? (Да). Каждый рад слышать комплимент - это приятные слова о внешности и характере. Попробуем? Скажем соседу о том, что вам в нем нравится. Катя, мне нравятся твои длинные волнистые волосы (Каждый ребенок делает комплимент соседу по кругу).
- А вы хотели бы изменить что-нибудь в своей внешности, чтобы стать еще красивее? (Да, хочу голубые глаза, длинные волосы, красивую улыбку. Нет, я нравлюсь себе таким, какой я есть).
- Вы все разные, но очень красивые и симпатичные, готовые в любой момент позировать художнику для картины. Правда?
- Сегодня у нашей книжной полки я нашла необычный портрет. Хотите посмотреть? (показ иллюстрации из сказки В.Сутеева «Что за птица»). Можно сразу определить, кто здесь нарисован? (Нет). На кого это необычное существо больше всех похоже? (Павлинопеликан, лебедь-павлин…) Как вы думаете, можем ли мы с ним где-нибудь встретиться? (Нет).
- Его придумал знакомый вам писатель. С его героями мы часто встречались. Хотите их вспомнить? (Показ иллюстраций из прочитанных ранее произведений В.Сутеева – «Цыпленок и утенок», «Под грибом», «Кто сказал мяу?», «Елка», «Про бегемота, который боялся прививок»).
- Это Владимир Григорьевич Сутеев (показ фотографии). Он родился в семье врача. Его отец не только лечил людей, он ещё и увлекался живописью и пением. Наверное, именно поэтому маленький Володя, впоследствии, и сам заинтересовался рисованием. Он отлично придумывал разные истории и делал к ним зарисовки. Для каждой своей сказки Владимир Сутеев создавал иллюстрации. Поэтому он не только писатель, но и художник. А как называют художника, который создают иллюстрации? (Художник-иллюстратор).
2. Ориентировочный этап.
- Вам хочется узнать, кого придумал и нарисовал Сутеев на это картине? (Да). А как же это сделать? (Надо прочитать сказку). Свою сказку Сутеев назвал «Что за птица?»
3. Исполнительский этап.
3.1. Чтение- слушание.
Воспитатель:
Жил-был Гусь.
Был он очень глупый и завистливый.
И всем Гусь завидовал, со всеми ссорился, на всех шипел…
Все качали головой и говорили:
- Ну и Гусь!..
Как-то раз увидел Гусь на пруду Лебедя.
Понравилось Гусю длинная лебединая шея.
«Вот, — подумал Гусь, — мне бы такую шею!»
И просит Лебедя:
- Давай меняться. Тебе — моя шея, мне — твоя.
Подумал Лебедь и согласился.
Поменялись.
Пошёл Гусь с длинной лебединой шеей, не знает, что с ней делать. То так повернёт, то этак вытянет, то колесом свернёт — всё неудобно.
Увидел его Пеликан и стал смеяться.
- Ты, — говорит, — ни Гусь, ни Лебедь! Ха-ха-ха!
Обиделся Гусь, хотел зашипеть и вдруг увидел у Пеликана клюв с большим мешком.
«Вот бы мне такой клюв с мешком!» — подумал Гусь.
И говорит Пеликану:
- Давай меняться: тебе — мой красный нос, а мне — твой клюв с мешком.
Посмеялась Пеликан, но согласился.
Поменялись.
Понравилось Гусю меняться.
С Журавлём Гусь ногами поменялся: за свои лапчатые получил тонкие, журавлиные.
У Вороны свой большие белые крылья на её маленькие чёрные выменял.
Долго Гусь уговаривал Павлина переменить его яркий хвост на свою закорочку…
Уговорил.
А добрый Петух подарил Гусю свой гребешок, бородку, а заодно и «кукареку»…
Стал Гусь ни на кого не похож. (Как вы думаете, почему? Ответы детей принимаются, но не комментируются)
Идёт Гусь на журавлиных ногах, вороньими крыльями без толку машет, лебединой шеей во все стороны крутит.
Навстречу ему стадо гусей.
- Га-га-га! Это что за птица? — удивились гуси.
- Я Гусь! — крикнул Гусь, захлопал вороньими крыльями, вытянул лебединую шею и гаркнул во всё пеликанье горло: —Ку-ка-ре-ку! Я лучше всех!
- Ну, если ты Гусь, идём с нами, — сказали гуси.
Пошли гуси на лужок, и Гусь с ними.
Все гуси траву щиплют, а Гусь только клюв с большим мешком хлопает — не может траву щипать.
Пошли гуси на пруд купаться, и Гусь с ними.
Все гуси в пруду плавают, а Гусь по берегу бегает — журавлиные ноги плавать не позволяют.
Смеются гуси:
- Га-га-га!
А он им:
- Ку-ка-ре-ку!
Вышли гуси на берег, а тут, откуда ни возьмись, Лиса! (Что же будет дальше? Вопрос не предполагает ответов детей.)
Загоготали гуси и полетели.
Один Гусь остался — вороньи крылья его поднять не могут, побежал он на журавлиных ногах — да в камышах павлиньим хвостом запутался…
Тут ухватила его Лиса за длинную лебединую шею и понесла…
Увидел это гуси, налетели на Лису и давай её щипать со всех сторон.
Бросила Лиса Гуся и убежала.
- Спасибо, гуси, спасли вы меня! — сказал Гусь. — Теперь я знаю, что мне сделать.
Пошёл Гусю к Лебедю и отдал ему длинную шею, Пеликану вернул клюв с большим мешком, Журавлю — тонкие ноги, Вороне — чёрные крылья, Павлину — яркий хвост веером, а доброму Петуху — гребешок, бородку, а заодно и «кукареку».
И стал Гусь как гусь. (Догадались, каким он стал? Ответы принимаются, но не комментируются.)
Только умный и независтливый.
Вот вам сказка про Гуся.
Вот она и вся!
Воспитатель:
- Кого же нарисовал на картине Владимир Сутеев? Как бы вы его назвали, если встретили, например, на улице?
- Поиграем в «Чудо-юдо»?
3.2. Физкультминутка
«Жило на свете чудо-юдо»
Жило на свете чудо-юдо. (Шагать на месте)
Никто не знал взялось оно откуда. (Пожимать плечами – удивление)
Его завидев, люди хохотали. («Бинокль», потом – ладошки у
щек)
Его дразня, за ним все повторяли. («Буратино»)
Припев (повторить 2 раза, движения соответствуют словам)
Одной рукой оно махало,
Другой рукой живот чесало.
Одной ногой снежок топтало,
На другой ноге скакало.
Весело хвостом виляло,
Сильно головой мотало,
Всех дразнило и кричало
И всё сначала повторяло.
3.3 Обобщающая беседа
Воспитатель:
- Почему гусь захотел поменяться с птицами частями тела? (Он завидовал их красоте).
- Какую пользу получил от этого гусь? (Он стал считать себя самым красивым).
- Что не смог гусь, когда пошел на лужок и на пруд с гусями? (Щипать траву, плавать в пруду).
- Что случилось потом? (Появилась лиса, гуси улетели, а наш гусь не смог).
- Почему не смог убежать от лисы? ( Павлиний хвост запутался в камышах. Вороньи крылья маленькие, он не смог лететь).
- Почему гуси спасли гуся от лисы? (Гуси защитили и спасли его потому, что он их сородич)
- Чем закончилась сказка? (Гусь стал обыкновенным). Что сделал гусь? (Гусь поблагодарил гусей за спасение, вернул лебедю шею, пеликану клюв, журавлю ноги, вороне крылья, павлину хвост, петуху бородку, гребешок и кукареку).
3.4. Выражение своего отношения к содержанию текста.
Воспитатель:
- Ребята, вам понравился гусь? (Да) А его поведение? (Нет, он всем завидовал).
- Как вы думаете, зависть – это хорошее качество? (Плохое).
- Помогла зависть к красоте спастись гусю от лисы? (Нет. Не помогла)
- Можно ли сказать, про нашего гуся из сказки, что зависть до добра не доведет? (Можно. Гусь не смог сам спастись от лисы).
- Напомните, кто же его спас? (Обыкновенные гуси).
- Обыкновенные гуси спасли его просто потому, что он их сородич. Им был не важен внешний вид необычного гуся.
3.5. Дидактическая игра «Вспомни птиц из сказки»
Воспитатель:
- Ребята, помогите мне вспомнить, с какими птицами встречался гусь. Каждый из вас возьмет по карточке с изображением птицы, назовет ее и, если она была в сказке, прикрепит карточку на магнитную доску. Если такая птица не встречалась в сказке, картинку вернете на стол (Выполнение задания).
- Вспомните, с кем первым встретился гусь? (С лебедем). Ребята, это правильно? Давайте похлопаем. (Если ребенок ошибся, то тихонько потопаем). Чем поменялся гусь с лебедем? (Шеей). (Если ответ правильный мы похлопаем отвечающему, а если он ошибся, то тихонько потопаем). (Аналогично обо всех птицах сказки).
- Ребята, а почему гусь не захотел меняться с лебедем и пеликаном лапами? (Они у них одинаковые, потому что это водоплавающие птицы).
3.6. Практическое задание.
Воспитатель:
- Ребята, в конце сказки гусь стал самим собой. У вас на столах есть игра «танграм» и схемы «Собери гуся». Давайте соберем с вами гуся. (Дети выполняют практическое задание)
4. Рефлексивный этап.
Воспитатель:
- Ребята, помните, в самом начале мы фантазировали о том, кто был изображен на рисунке? (Павлинопеликан, лебедь-павлин…) Мы правильно догадались? (Да). Вам понравилась сказка? (Да). Хотите ли вы быть похожими на этого гуся? (Нет). Почему? (Завидовать плохо). Вспомните, кто придумал этого героя? (Владимир Сутеев). Чем еще занимался Владимир Сутеев? (Он писатель и художник-иллюстратор).
5. Перспективный этап.
Воспитатель:
- Ребята, мы с вами знаем, что не всегда содержание сказок и мультфильмов совпадает. Владимир Сутеев принимал участие в создании мультфильма «Что это за птица?». Мы его с вами посмотрим попозже и сравним, чем он отличается от сказки. Хотите? (Да).
Литература:
1. Бунеева Е.В. Технология продуктивного чтения: её сущность и особенности использования в образовании детей дошкольного и школьного возраста / Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова. – М.: Баласс, 2014. – 43 с.
2. Паршина С.В. Технология продуктивного чтения-слушания как средство формирования читательских умений дошкольников [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: www.school2100.com(Дата обращения 22.01.2022).
3. Основная образовательная программа дошкольного образования «Детский сад 2100». Сборник материалов в 3-х частях. Часть 2. Образовательные программы по разным линиям развития и аспектам воспитания детей младенческого, раннего и дошкольного возраста / Под науч. ред. О.В. Чиндиловой. – М.:Баласс, 2014. – 240 с.
4. Атемаскина, Ю.В., Богословец, Л.Г. Современные педагогические технологии в ДОУ. [Текст] / Ю.В. Атемаскина, Л.Г. Богословец – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО « ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.-112с.
5. Смирнова, Е.О., Холмогорова, В.М. Конфликтные дети. [Текст] / Е.О.Смирнова, В.М. Холмогорова. - М.: Эксмо, 2010. - 170с.
6. Эльконин, Д.Б. Детская психология. Развитие ребёнка от рождения до семи лет. [Текст] / Д.Б. Эльконин. - М.: Просвещение, 1980.- 220с.
Физкультминутка «Жило на свете чудо-юдо» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://theslide.ru/img/thumbs/c8b4a58762033dfadecc612faabee271-800x.jpgg (Дата обращения 22.01.2022).
Скачать вложение