Здоровьесберегающие технологии в работе педагогов с детьми дошкольного возраста
Автор: Абрамкина Алла Сергеевна, педагог-психолог МБДОУ «Детский сад №91», г. РязаньУчебно – методическая разработка.
Пояснительная записка
Цель:
Создать условия для распространения педагогического опыта, знаний среди педагогов ДОУ по проблеме здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста. Выработать умения и навыки, способствующих применению здоровьесберегающих технологий в практической деятельности педагогов ДОУ.
Задачи тренинга:
Объект: объектом воздействия являются педагоги ДОУ.
Предмет: предметом разработки являются игровые здоровьесберегающие технологии оказывающие положительное воздействие на сохранение и укрепление здоровья детей.
Гипотеза:
Применение в работе игровых здоровьесберегающих сберегающих педагогических технологий повысит результативность образовательного процесса, сформирует у педагогов ценностные ориентации сохранения и укрепления здоровья детей, а у ребенка стойкую мотивацию к творчеству и здоровому образу жизни.
Форма проведения: тренинг.
Состав тренинга: воспитатели групп, педагог – психолог, специалисты ДОУ.
Предварительная работа: Подготовить материал, написать конспект тренинга.
Материал: конспект тренинга, компьютер с записью релаксационной музыки, картинки, с изображением какого – ни будь страшного героя, рекомендации педагогам дошкольного учреждения в сфере профилактики формировании психологического неблагополучия в развитии ребёнка.
План – проведения тренинга:
I. Введение.
Ведущий: представляет себя, называет цель и план тренинга, сообщает необходимую дополнительную информацию участникам.
1.1 Знакомство. Игра - приветствие «Кто я».
Цель: познакомить поближе педагогов друг с другом.
1.2 Разминка. Игра «Поменяйтесь местами».
Цель: разогрев участников, снятие напряжения, настрой на работу.
II. Основная часть.
2.1 Мини – лекция (информирование педагогов о ценностях здоровья, а также определение понятий – психологического здоровья ребёнка, видах здоровьесберегающих технологий).
2.2 Упражнение «Воздушный шар»
Цель: определить ценности здоровья для педагога.
2.3 Ролевая игра «Магазин игрушек»
Цель: развивать ролевой репертуар и ролевую гибкость, творческие способности.
2.4 Коммуникативная игра «Звериное пианино»
Цель: развивать умение сотрудничать.
2.5 Кинезиологическое упражнение «Ухо – нос – хлопок»
Цель: снять напряжение, страх, раздражение. Развивать активность, внимательность.
2.6 Релаксация. Упражнение «Подари нежные ощущения».
Цель: развивать умение расслабляться, снимать возбуждение.
III. Заключительная часть.
3.1 Рефлексия. Упражнение «Что из тренинга Вы перенесёте в работу с детьми?»
3.2 Игра - прощание «Упражнение «Я тебе благодарен…»
3.3 Подведение итогов.
3.4 Раздача рекомендаций.
Ход проведения тренинга:
I.Вводная часть.
Ведение. Ведущий: представляет себя, называет цель и план тренинга, сообщает необходимую дополнительную информацию участникам.
Педагог-психолог (далее П.-П.): Добрый день, уважаемые педагоги! Мы хотели бы Вам предложить принять участие в тренинге по использованию здоровьесберегающих технологий в вашей работе с детьми и в коллективе ДОУ. Я хотела бы вас познакомить с игровыми приёмами здоровьесберегающих технологий, но не просто познакомить, вы- педагоги будите непосредственными их участниками. Я предлагаю начать нашу встречу со знакомства.
1.1 Знакомство. Игра – приветствие «Кто я?».
Цель: Познакомить поближе участников друг с другом, снизить эмоциональное напряжение.
Ход игры: П. П.- Ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста – игра. Вои и я предлагаю поближе познакомиться с Вами играя в различные игры. Первое игровое упражнение, которое я предлагаю Вашему вниманию называется «Кто я?». Тот, у кого в руках мяч, называет свое имя и прилагательное на первую букву своего имени, которое бы его характеризовало во взаимодействии с другими людьми. Например, Марина – миролюбивая и т.д.
1.2 Разминка. Упражнение «Поменяйтесь местами»
Цель: Разогреть участников, снять напряжение, настроить на работу.
Ход игры: Участники стоят в кругу. П.–П. называет некий признак, по которому они меняются местами. Чтобы участники нашли больше признаков, объединяющих друг друга, вопросы необходимо подбирать по принципу: веселые, проблемные и чередовать их между собой. Признаки могут быть такими:
II. Основная часть.
П.-П.: Итак, мы с вами познакомились, и разогрелись, а сейчас я предлагаю вам прослушать мини- лекцию, которая позволит нам разобраться в основных определениях и понятиях, связанных с темой нашего тренинга.
2.1 Мини – лекция (информирование педагогов о ценностях здоровья, а также определение понятий – психологического здоровья ребёнка, видах здоровьесберегающих технологий).
П.-П.: Как известно, хорошее здоровье способствует успешному воспитанию и обучению, а успешное воспитание и обучение – улучшению здоровья. Образование и здоровье неразделимы.
Когда впервые детям задаешь вопрос, «что же самое дорогое и ценное, в жизни человека», то чаще всего слышишь в ответ: «деньги», «машина», «золото» и т.д. Иногда после наводящих вопросов называют «здоровье», «жизнь», а бывает, и не упоминают их в числе основных ценностей. Спрашиваешь: «Вы болеете дети?» Все дружно говорят: «Да» - «А чем вас лечат?»- «Таблетками. А можно быть здоровым без таблеток?» - «Нет!» Такие ответы говорят о том, что детей нужно учить ощущать здоровье, ценить его, быть здоровыми. Ведь именно из детства «ребенок выносит то, что сохраняется потом на всю жизнь».
Термин «психологическое здоровье» был введён автором Дубровиной, которая считает. Что психологическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности. Неоспорима связь психологического здоровья с физическим. Отличие психологического здоровья от психического, заключается в том, что психическое здоровье имеет отношение к отдельным психическим процессам, а психологическое – относится к личности в целом.. Психологическое здоровье имеет свою особенность И.В. Дубровина считает, что основу психологического здоровья составляет полноценное психическое развитие на всех этапах онтогенеза. Поэтому, психологическое здоровье ребёнка и взрослого отличаются совокупностью личностных новообразований. У ребёнка они ещё не развились, но должны присутствовать у взрослого. Предпосылки психологического здоровья создаются в перинатальном периоде, а формируются в течение жизни человека. Анализ выше сказанного, позволяет выделить психологическое здоровье в качестве предмета психологической поддержки детей и определить её задачи:
Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям.
Здоровьесберегающая технология - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития...
Цель: здоровьесберегающих образовательных технологий обеспечить ребенку возможность сохранения здоровья, сформировать необходимые знания, умения и навыки здорового образа жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Здоровьесберегающие педагогические технологии применяются в различных видах деятельности и представлены как:
Технологии сохранения и стимулирования здоровья
Стретчинг, ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, гимнастика бодрящая, гимнастика ортопедическая.
Технологии обучения ЗОЖ
Физкультурное занятие, проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия), коммуникативные игры, занятия из серии «Здоровье», точечный самомассаж, спецзакаливающие методики.
Коррекционные технологии
Арт-терапия, технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, технологии воздействия цветом, технологии коррекции поведения, психогимнастика, логоритмика, биоэнегропластика.
Перечисленные виды технологий имеют оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здровьесберегающая деятельность в итоге формирует у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.
Я хочу поделиться личным опытом работы по использованию игровых приёмов, относящихся к здоровьесберегающим технологиям ЗОЖ и технологиям сохранения и стимулирования здоровья .
2.2 Упражнение «Воздушный шар»
Цель: определить ценности здоровья для педагога.
П.-П. Предлагаю Вам, нарисовать воздушный шар, который летит над землей. Дорисуйте человечка в корзине воздушного шара. Это Вы. Вокруг Вас ярко светит солнце, голубое небо. Напишите, какие 9 ценностей важные для Вас настолько, что Вы взяли бы их с собой в путешествие (например, деньги, здоровье, семья, работа, любовь и др.). А теперь представьте, что ваш воздушный шар начал снижаться и грозит скоро упасть. Вам нужно избавиться от балласта, чтобы подняться вверх. Сбросьте балласт, то есть вычеркните 3 (а потом еще 3) слова из списка. Что вы оставили в списке?
2.3 Ролевая игра «Магазин игрушек»
Цель: развивать ролевой репертуар и ролевую гибкость, творческие способности. Дети учатся принимать роли различных страшных героев сказок и фильмов. Сначала, с помощью картинок, с изображением какого – ни будь страшного героя. Показывать можно движениями, голосом, телом. Затем дети сами загадывают какой – нибудь персонаж и изображают его. Остальные стараются угададь, кого изображают.
2.4 Коммуникативная игра «Звериное пианино»
Цель: развивать умение сотрудничать. Дети садятся на корточки в одну линию. Одни - клавиши пианино, которые звучат голосами разных животных. Ведущий раздаёт клавишам их голоса (кошки, свинки и т.п.). Далее ведущий –пианист то быстро, то медленно дотрагивается до головок детей – нажимает на клавиши. Клавишам нужно звучать полученными от ведущего голосами.
2.5 Кинезиологическое упражнение «Ухо – нос – хлопок».
Цель: снять напряжение, страх, раздражение. Развивать активность, внимательность. Детям предлагается выполнить по показу ведущего следующее: - Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук с «точностью до наоборот».
2.6 Релаксация. Упражнение «Подари нежные ощущения».
Цель: развивать умение расслабляться, снимать возбуждение. П.- П.А сейчас мы хотим предложить Вам еще один путь к здоровью - это релаксация. Все мы знаем, что релаксация – это расслабление. Но сама по себе релаксация имеет очень широкий спектр показаний и при правильном применении способна оказать мощный исцеляющий эффект как на душу, так и на тело. Найдите, пожалуйста, себе пару и образуйте два круга. Стоящие во внутреннем круге закрывают глаза и протягивают вперед руки ладонями вверх. Стоящие во внешнем круге переходят от человека к человеку и дарят нежные прикосновения. Затем, стоящие меняются местами. В заключении, разговор об ощущениях и эмоциях.
III. Заключительная часть.
3.1 Рефлексия. Упражнение «Что из тренинга Вы перенесёте в работу с детьми?
3.2 Игра - прощание «Упражнение «Я тебе благодарен…»
Этот завершающий ритуал совершается после того, когда все круги интеграции уже завершены. Участникам предлагается попрощаться друг с другом со следующими фразами: «Я тебе благодарен за то, что…»
3.3 Подведение итогов». Заключительное слово П.-П.:
Детский сад должен стать садом, где ребенка научат с ранних лет заботиться о своем здоровье. А это зависит от нас, взрослых, мы подаем пример своим поведением, ибо ребенок, как банк, что в него вложишь, то и получишь. А прежде чем научить кого-то что-то делать, надо научиться, это делать самому. Ведь каждый из нас знает, что своё здоровье или близких тебе людей нельзя купить ни за какие деньги. Оно сохраняется или приобретается ежедневным трудом. Давайте же человеческую ценность – «здоровье» поставим из всех своих приоритетов на 1-ое место. И давайте это важное дело не оставлять на понедельник, а начнем прямо сейчас, неважно утро это, день или вечер.
Уважаемые коллеги! Мы очень надеемся, что время, проведенное с нами, подарило Вам не только знания для вашей педагогической деятельности, но и ощущение здоровья. Мы желаем Вам успехов и всего самого доброго! Надеемся, что в вашей педагогической копилке появятся новые игровые приемы использования здоровьесберегающих технологий. Пусть вас и ваших воспитанников всегда сопровождает добро и радость общения.
3.4 Раздача рекомендаций педагогам в сфере профилактики формирования психологического неблагополучия в развитии ребёнка.
Приложение.
Список литературы:
Текст статьи во вложении (doc, 70KB)
Скачать вложение