РЯЗАНСКИЙ ИНСТИТУТ
РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
12+
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
(4912) 446392 приемная
(4912) 955922 курсы
(4912) 443763 гостиница
Россия, г. Рязань, ул. Урицкого, д.2а
?
  • Институт
  • Обучение
  • Публикации
  • РИРО.ТВ
  • Форум
  • Оплата
Вход
  • ВОСПИТАНИЕ
  • ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Иностранные языки
    • Русский язык
    • Литература
    • ОРКСЭ, ОДНКНР
    • Обществознание
    • Психология
    • Социология
    • История
    • Культура
    • Право
    • ИЗО
  • ДОШКОЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЕСТЕСТВЕННО-МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
    • Биология
    • География
    • Экология
    • Информатика и ИКТ
    • Математика
    • Физика
    • Химия
    • Экономика
  • УПРАВЛЕНИЕ
  • НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
  • ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  • ЗДОРОВЬЕ И БЕЗОПАСНОСТЬ
    • ЗОЖ
    • Физическая культура
    • ОБЖ
  • КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА
  • ОДАРЁННЫЕ ДЕТИ
  • ФГОС НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ
  • РАЗНОЕ
  • ТЕХНОЛОГИЯ
  • ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА
  • МАТЕРИАЛЫ КОНФЕРЕНЦИЙ. СБОРНИКИ
Добавить публикацию

Мероприятия

20 января Конкурсы программы «Мы – твои друзья!»
20 января Конкурсы в рамках реализации программы «Разговор о правильном питании»

Зелёная аптека

Автор: Гребенщикова Ирина Петровна, воспитатель; Степанова Ольга Викторовна, воспитатель; Калыгина Галина Николаевна, учитель-логопед МАДОУ «Детский сад №147», г. Рязань

Долгосрочный проект для детей старшего дошкольного возраста.

Вид проекта: долгосрочный групповой комплексный детско-родительский проект с заданным практическим результатом.

Сроки реализации: (с 20. 05 – 11. 09. 2023 года).

Этапы реализации проекта:

I этап – подготовительный (2 недели)

II этап – основной (практический) (июнь, июль, август)

III этап - заключительный (1 неделя)

Участники проекта:

- воспитанники старшей группы,

- воспитатели группы, логопед.

- родители.

Цель проекта: Обогащать представления детей о дикорастущих лекарственных растениях Рязанского края, их многообразии, ценности для здоровья человека. 

Задачи:

Обучающие: 

1. Расширить знания детей о разнообразии лекарственных дикорастущих растений родного края, уметь их различать.

2. Актуализировать знания детей о пользе и применении лекарственных растений, произрастающих на территории детского сада, в городе Рязани и области.

3. Обогатить словарный запас детей (фиточай, травница, целитель и др).

Развивающие:

1. Способствовать развитию мышления ребенка о значении употребления лекарственных растений для сбережения здоровья человека.

2. Совершенствовать навыки, формирующие положительное отношение к здоровому образу жизни у детей старшей группы.

3.Продолжать развивать лексический строй детей. 

Воспитательные:

1. Воспитывать бережное отношение к природе и лекарственным растениям родного края.

2. Устанавливать доверительные партнерские отношения с семьями воспитанников.

3. Повышать заинтересованность родителей в результатах совместной деятельности с детьми.

4. Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, любовь к родному краю.

Цель работы детей в рамках проекта: совместно с родителями собрать материал об одном из лекарственных растений родного края.

Формы организации работы по проекту:

1. ОД в области познавательного, художественно-эстетического и речевого развития.

2. Экскурсии по территории детского сада.

3.Экологическая викторина «Знатоки лечебных трав»

4. Ознакомление с художественной литературой.

5. Игры и беседы по экологии на утреннем и вечернем круге.

Актуальность

Согласно ФОП ДО перед нами, воспитателями, стоят задачи по приобщению детей к базовым ценностям российского общества. В основе патриотического воспитания с раннего детства закладывается любовь, уважение и бережное отношение   к своей стране, малой родине, принадлежность к своему народу.

Беседуя с детьми на тему растений, мы убедились, что не все воспитанники имеют достаточный уровень знаний о растительном мире родного края. Дошкольники испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить ее, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не может существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от разных болезней.

В ходе работы с родителями, мы также выявили, что многие из них плохо разбираются в многообразии целебных растений. Поэтому вместе с воспитанниками и их родителями было принято решение о разработке и проведении проекта «Зеленая аптека Рязанского края», который обогатит детей знаниями о природе родного края, расширит кругозор о лекарственных растениях через совместную деятельность с воспитателями и родителями. Расширит словарный запас дошкольников. 

Основная идея данного проекта заключается в воздействии на чувства детей, их взгляды, сознание и представления об окружающем мире. Важно на данном этапе научить каждого ребенка понимать, что наша Земля не сможет существовать без мира растений. Мы должны беречь и сохранять его, уметь правильно пользоваться благом лечить людей. Если дошкольники узнают, как могут обыкновенные растения ближайшего окружения помочь здоровью человека, то будут бережнее к ним относиться, а значит будут соблюдать правила поведения в природе.

Кроме познавательной области развития дошкольников была идея обогатить их словарный запас. Познакомить детей с малыми фольклорными формами, стихотворениями о растениях, вместе с родителями изучить выбранное ими растение и рассказать другим детям интересный материал об истории возникновения данного названия растения (1-й лист: внешний вид растения (гербарий, фотография или рисунок), 2-й лист: его описание (2-3 предложения), от какого недуга помогает, 3-й лист: сказка, загадка, стихотворение, интересная история  об этом растении...).

Ожидаемый результат:

Дошкольники научатся проявлять любознательность, стремление узнавать как можно больше о целебном мире растений; научатся узнавать, отличать от других видов лекарственные растения, называть их. Научатся понимать, что человек и природа взаимосвязаны, поэтому забота о природе, есть забота о человеке, его будущем. Сформировать   у детей любовь к родному краю, гуманное отношения к природе.

Пополнить словарный запас. Расширить кругозор детей на основе представленного материала, доступного их пониманию.   

Этапы проекта:

I этап – организационный

1. Подбор литературы: методической, детской (стихотворений, загадок, пословиц по теме проекта)

2. Подбор демонстрационного материала.

3. Определение тематики бесед с детьми на утреннем и вечернем круге.

4. Подбор дидактических, подвижных, сюжетно - ролевых игр.

5. Работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта.

6. Беседа на вечернем круге «Лекарственные растения», с целью выяснить представление детей о лекарственных растениях, их отношений к ним, заинтересовать проблемой.

7. Исследовательско-поисковая деятельность на прогулке, нацеленная на развитие мышления, воображения, формировать наблюдение, желание находить истинные причины явлений экспериментальным путем.

- На участке ищем полезные растения»

- «Где лучше растут растения?»

- «Наблюдаем, как растет подорожник»

6. Консультация для родителей «Народная медицина»

II этап – практический

1. Беседа на родительском собрании «Лекарственные растения Рязанского края», направленная на выявление уровня знаний родителей о лекарственных растениях, о мире целебных растений средней полосы, их пользе для человека.

2.  Чтение литературных произведений:

• Чтение отрывков из рассказа «Огород на опушке» А. Стрижева,

• Чтение А. Онегова «Тропинка полевая»,

• Ю. Дмитриева «Кто в лесу живет и что в лесу растет»,

• В. Бианки « О травах »,

• Р.А. Кудашева «Песенка долгой жизни» и др.,

• Заучивание загадок и стихов о растениях.

3. Дидактические игры:

- «Что в саду растет» Цель: учить детей во время прогулки узнавать лекарственные растения по характерным признакам.

- «Приключение…Ромашки (др.растения)» Цель: упражнять в умении узнавать растение по внешнему виду, составлять рассказ о нем.

- «Вершки и корешки» Цель: познакомить детей с тем, какие части лекарственных растений используются для лечения. Одуванчик и лопух – листья, корень: пастушья сумка, мята, подорожник – листья; календула – цветы, семена.; ромашка – цветы; шиповник –плоды.

- Словесно – дидактическая игра: «Вылечи куклу» Цель: закрепить знания о лечебных свойствах растений, учиться находить правильное решение в проблемной ситуации. Уметь правильно определять лекарственные свойства растений для здоровья человека.

- «Что лишнее?» Цель: уметь отделять лекарственные растения от других растений.

4.На протяжении летних месяцев родители и дети изучают и собирают материал по одному выбранному растению.

III этап – заключительный

1. Составление из собранного родителями и детьми материала сборника «Зеленая аптека Рязанского края» 

Цель: составить своеобразную копилку лекарственных растений, с его назначением.

2. Рассказ ребенка о данном растении (Откуда пришло название растения, что лечит оно, какая часть растения используется в медицине. Рассказать стихотворение, загадку или существующую легенду о растении)

Цель: актуализировать знания детей о пользе и применении лекарственных растений, произрастающих на территории детского сада, в городе Рязани и области. Обогатить словарный запас детей.

3. Дидактические игра «Что лечит это растение?», «От какого растения часть». Цель: закреплять умения узнавать и правильно называть лекарственные растения, их пользу.

4. Составление рассказов детей от имени растений: «Я-подорожник », «Я-ромашка…», «Я-крапива…» Цель:  стимулировать развитие речи детей, учить составлять рассказ из трех-четырех предложений.

5. Беседа за круглым столом «Зеленая аптека» 

Цель: подведение итогов проекта, уточнение и обобщение знаний детей о лекарственных растениях.

6.Подведение итогов реализации проекта «Зеленая аптека Рязанского края» (Вручение грамот участникам проекта «Лучший аптекарь»)

Цель: поощрить детей за успешные достижения в проекте, стимулировать их к дальнейшему развитию и достижению новых успехов.

Вывод:

В процессе реализации проекта дети расширили знания о богатстве лекарственных дикорастущих растениях родного края, научились их различать. Сформировалось представление у дошкольников о значении употребления лекарственных растений для сохранения здоровья человека , о важности здорового образа жизни.

Совместно с родителями был собран материал о лекарственных растениях нашего региона, оформлена книга «Лекарственные растения Рязанской области». Установились доверительные партнерские отношения с семьями воспитанников.

В период работы над проектом был обогащен и пополнен словарный запас детей, если к началу работы над проектом дети знали 2-3 названия лекарственных растений, то к концу – более7- 10. В ходе экспериментальной деятельности у детей развивалось воображение, мышление, сформировались навыки элементарной исследовательской деятельности.

Таким образом, анализ результатов работы над проектом позволил выявить, что методика занятий, разработанных к проекту, позволила сформировать у детей бережное отношение к природе, воспитать коммуникативные навыки, самостоятельность, любовь к родному краю. 

Литература:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утв. Приказом Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. №1155 URL:https://fgos.ru/fgos/fgos-do/

2. Федеральная образовательная программа дошкольного образования. – М. ТЦ Сфера, 2023. – 224 с.

3. Патушенков Л.В. Растения – друзья здоровья. – Лениздат, 1989. – 384с.

4. Лаптев Ю. П. Рассказы о полезных растениях. – М.: Просвещение, 1982. – 80с.

5. Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома, 5-6 лет. – М., Мозаика-Синтез, 2018. – 320с.

Полный вариант статьи с презентацией во вложении (zip, 4Mb)



Скачать вложение

Возврат к списку



  • Главная
  • Интернет-приёмная
  • Контакты
  • RSS
Областное государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Рязанский институт развития образования» (ОГБУ ДПО "РИРО")
Интернет-портал  rirorzn.ru (12+) зарегистрирован в Роскомнадзоре 25.12.2015 г. Реестровая запись Эл №ФС77-64083 
Учредитель ОГБУ ДПО "РИРО" 390023, г. Рязань, ул. Урицкого, д. 2а тел.: (4912) 44-49-79, (4912) 44-63-92 e-mail: riro@ryazan.gov.ru
Главный редактор Лапкина Е.В. тел.: (4912) 444902 Доб. 168,  e-mail: rirorzn@yandex.ru