Жадность любое дело губит (по венгерской народной сказке «Два жадных медвежонка»)
Автор: Подшивалкина Елена Владимировна, Витковская Ольга Кемальевна, воспитатели МБДОУ «Детский сад №16» г. КасимовМетодическая разработка по художественно-эстетическому развитию детей для детей 5-6 лет. Технология продуктивного чтения-слушания.
Цель воспитателя. |
Способствовать формированию навыка, эмоционально воспринимать произведение, понимать содержание и идею сказки, оценивать поступки героев. |
|
Предварительная работа: |
Две фигуры медвежат, сыр на интерактивной доске; Смайлики с изображением мордочек медвежат (веселый, грустный). |
|
Оборудование: |
Книга с иллюстрациями «Два жадных медвежонка». |
|
Художественная задача текста. |
Способствовать у детей формированию нравственных качеств: доброжелательности, делиться друг с другом, справедливости, уважать друг друга, любить ближнего. |
|
Этапы деятельности |
Задачи |
Действия воспитателя и детей |
1. Мотивационный этап (до чтения). |
Создать условия для формирования интереса к слушанию венгерской народной сказке «Два жадных медвежонка». |
Ребята, посмотрите, к нам в гости пришли два медвежонка. Они принесли с собой большую головку сыра (на интерактивной доске). Но, посмотрите какие они? ( ответы детей: грустные, не веселые…) Они не улыбаются, потому что не могут поделить сыр поровну. |
2. Ориентировочный этап (до чтения). |
Создать условия для формирования желания прочитать сказку и получить ответ на вопрос. |
А вы знаете, что есть сказка, как медвежата сыр делили? А что нужно сделать, чтобы узнать, как они делили сыр? (ответы детей). Правильно, прочитать сказку |
3. Исполнительский этап (во время чтения). 3.1. Чтение- слушание.
|
Способствовать развитию умений внимательно слушать произведение, воспринимать содержание сказки, сопереживать героям, оценивать их поступки. Способствовать воспитанию эмоционального восприятия текста.
Физкультминутка. Создать условия для двигательной активности детей |
По ту сторону стеклянных гор, за шелковым лугом, стоял нехоженый, невиданный густой лес. В этом нехоженом, невиданном густом лесу, в самой его чаще, жила старая медведица. У неё было два сына. ( как называются дети у медведицы?) Когда медвежата выросли, они решили, что пойдут по свету искать счастья. Поначалу пошли они к матери и, как положено, распрощались с ней. Обняла старая медведица сыновей и наказала им (как вы думаете, как она наказала?) никогда не расставаться друг с другом. Обещали медвежата исполнить наказ матери и тронулись в путь- дорогу. Шли они, шли. И день шли и другой шли. Наконец, все припасы у них кончились. Медвежата проголодались. Понурые (это значит какие?) брели они рядышком. - Эх, братик, до чего же мне есть хочется!- пожаловался младший. - И мне хочется!- сказал старший. Так они шли да шли и вдруг, нашли большую круглую головку сыра. Хотели было поделить ее поровну (как это поровну?), но не сумели. Жадность одолела медвежат: каждый боялся, что другому достанется больше. Спорили они, рычали, и вдруг подошла к ним лиса. - О чем вы спорите, молодые люди? – спросила (пауза, договаривают дети) лиса. Медвежата рассказали о своей беде. (о какой беде?) - Какая же это беда! – сказала лисица.- Давайте я вам поделю сыр поровну: мне, что младший, что старший - все одно. - Вот хорошо- то!- обрадовались (пауза, договаривают) медвежата. – Дели! Лиса взяла сыр и разломила его на две части. Но расколола головку так, что один кусок- это даже на глаз было видно (а как это, на глаз было видно?) – был больше другого. Медвежата закричали: - Этот больше! Лиса успокоила их: - Тише, молодые люди! И эта беда не беда. Сейчас я все улажу. Она откусила добрый кусок от большей части и проглотила его. Теперь большим стал меньший кусок. - И так неровно!- забеспокоились медвежата. - Ну, полно!- сказала лиса. – Я сама знаю свое дело. И она откусила кусок от большей части. Теперь больший кусок стал меньшим. - И так неровно!- закричали медвежата. - Да будет вам! – сказала лиса, с трудом ворочая языком (почему с трудом ворочая языком?), так как рот ее был набит вкусным сыром. – Еще самая малость - и будет поровну. Лиса продолжала делить сыр. А медвежата только черными носами водили туда- сюда, туда-сюда- от большего куска к меньшему, от меньшего- к большему. Пока лисица не наелась досыта, она всё делила и делила. Но вот куски сравнялись, а медвежатам почти и сыра не осталось: два крохотных (каких?) кусочка. - Ну что ж, - сказала лиса, -хоть и помалу, да зато поровну! Приятного вам аппетита, медвежата! И, помахав хвостом, она убежала. Так то вот бывает с теми, кто жадничает!
А теперь, предлагаю поиграть! «Медвежата». «Медвежата в чаще жили, Головой своей крутили…» |
3.2. Обобщающая беседа (после чтения). |
Способствовать обогащению словаря по теме; создать условия для формирования понятий: «справедливость», «жадность», «глупость». |
Беседа по иллюстрациям книги: - Где жили два брата медвежонка? - Как вы представляете себе этот лес? - Что наказывала медвежатам мать, когда они отправлялись в дорогу? - Какими хотела видеть медведица своих медвежат? - Дружными, заботящимися друг о друге или жадными, глупыми? - Что они нашли на своем пути? - Почему они не смогли поделить сыр? - Какими оказались медвежата? - Почему лиса взялась помогать братьям? - Что ей хотелось? - Как лиса делила сыр? - У нее так случайно получалось или она специально так делала, чтоб кусочки были неровные? - Значит, какая оказалась лиса? - Как братья были наказаны за жадность?
|
3.3. Выражение своего отношения к содержанию текста (после чтения). |
Создать условия для выражения детьми отношения к содержанию текста. |
- Кто вам из героев больше понравился? - Почему? - Хорошо быть жадным? - Почему? - Хорошо быть справедливым? - Почему? - А какими лучше быть? |
4. Рефлексивный этап. |
Создать условия для выражения своих эмоций. |
- Ребята, а вам приходилось делить что-то поровну? - Получилось это у вас? - Кому нравится быть справедливым, делиться друг с другом, возьмет вот такой смайлик. ( Смайлик с мордочкой веселого медвежонка). - А кто считает, что лучше не делиться, жадничать, возьмет вот такой смайлик. ( Смайлик противоположного значения). ( Дети выкладывают понравившиеся смайлики на магнитную доску). - Ой, сколько же у нас добрых, справедливых, не жадных в группе детей. |
5. Перспективный этап. |
Создать условия для применения полученных знаний на практике. |
(Воспитатель обращает внимание на интерактивную доску). - Ребята, поможем поделить головку сыра медвежатам поровну? ( На доске сыр делится пополам каждому медвежонку. Изменяются выражения лиц медвежат). - Посмотрите, что произошло с медвежатами? - Кого вы научите дома делить поровну? ( Ответы детей). |
Литература:
1. Два жадных медвежонка/ Венгерская народная сказка.– М.: Стрекоза, 2012. – 12 с.
2. Чиндилова О. В. ,Баденова А. В. « Наши книжки» учебное пособие. Часть 2. – М.: Баласс, 2016. – 64 с.
Скачать вложение