Образовательная деятельность по познавательному развитию в подготовительной группе «Путешествие в прошлое русского народного костюма»
Автор: Косоурова Евгения Александровна, Габриелян Армине Патвакановна, Фоломеева Марина Владимировна; воспитатели МБДОУ «Детский сад №5 «Пчелка», г. Скопин, Рязанская областьЗнакомство детей старшего дошкольного возраста с народным костюмом села Секирино Скопинского района Рязанской области.
В настоящее время наблюдается рост интереса к истинной истории нашего государства и общества в целом. Одним из принципов Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.
Современная система образования призвана обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры.
Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, не может быть успешно реализовано без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Ребенок как можно раньше должен впитывать культуру своего народа через: народный фольклор (потешки, пословицы, сказки); народные песни, музыкальные инструменты; умение найти и выделить народный русский костюм; знание народных игрушек и народных игр; знание произведений народного декоративного искусства; знание народных примет и особенностей быта и труда русских людей; знаний, чем питались и каким блюдам отдавали предпочтение русские люди, как отмечали праздники и какие обычаи соблюдали.
Национальная одежда – это своеобразная книга, научившись читать которую, можно много узнать о традициях, обычаях и истории своего народа. Традиционный русский костюм – является частью духовного богатства своего народа, его культуры. У русской национальной одежды многовековая история: из поколения в поколение передаются традиции его изготовления. Изучение русского народного костюма способствует воспитанию уважения к истории и традициям России. Приобщение к народному искусству незаменимо для эстетического и нравственного воспитания, развития уважения к труду, наследству своих предков детей дошкольного возраста.
Образовательная деятельность по познавательному развитию в подготовительной группе «Путешествие в прошлое русского народного костюма».
Предварительная работа.
Беседы с детьми: «Путешествие в прошлое одежды», «Русский народный костюм», «Какую одежду носили на Руси»
Просмотр мультфильмов: «Русский народный костюм - источник вдохновения», «Дом дружбы народов», «Русская красавица»
Сюжетно-ролевые игры: «Мои предки», «Прошлое семьи», «Путешествие в прошлое на машине времени»
Чтение сказок: «Сарафан в гостях у Рубахи», «Новый костюм»
Программные задачи:
- познакомить детей с женским народным костюмом;
- способствовать расширению словарного запаса детей;
- пробудить интерес к жизни предков.
Методы и приемы: метод стимулирования и мотивации, интеграция игрового метода и приема создания ситуации занимательности, дидактические игры «Что сначала, что потом?», «Одень куклу в народный костюм», «Русская изба», проблемные вопросы.
Словарная работа: расширения словаря – передник «Занавеса», бусы «Чопки», бусы «Ожирелок», бусы «Разметки», понева.
Дидактический материал:
Русский национальный костюм села Секирино, сундук, скатерть в русском народном стиле, письмо, маска «Козел», дидактические игры «Что сначала, что потом?», «Одень куклу в народный костюм», «Русская изба».
Оборудование: музыкальная колонка.
Ход занятия:
Мотивационный этап:
Воспитатель: (в русском национальном женском костюме села Секирино Скопинского района Рязанской области)
Здравствуйте, люди добрые! (поклон) Красны девицы и добрые молодцы!
Ответы детей.
Воспитатель:
Я красиво нарядилась,
Вокруг себя оборотилась.
Вышла песенки попеть,
На людей посмотреть!
Вышла с вами поиграть –
Себя людям показать!
Воспитатель: Дети, посмотрите, в каком красивом и необычном наряде я к вам сегодня пришла. В таком наряде в старину ходили люди непадалеку от нашего города, в селе Секирино. У каждого села был свой наряд и все они отличались друг от друга. Посмотрите на мне сегодня праздничная рубаха и юбка. Знаете, как называется моя юбка?
Ответы детей.
Воспитатель: Понева. Давайте вместе повторим.
Ответы детей.
Воспитатель: Меня сегодня позвали в гости на именины! Вы знаете такой праздник - именины?
Ответы детей.
Воспитатель: Дети, у меня случилась беда, сундучок не отдаёт мои вещи.
Воспитатель: В моем костюме не хватает некоторых элементов для того, что бы он стал по-настоящему праздничным и чтобы я смогла отправиться на именины. Я подумала и решила обратиться к вам за помощью. Поможете мне найти их?
Ответы детей.
Воспитатель: Скажите, ребята, а где вы храните свои вещи?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно. А раньше, на протяжении долгих лет все свои вещи люди хранили в сундуках.
Воспитатель: Вот и мои вещи спрятаны в сундуке, а для того, чтобы их достать оттуда, нам нужно отправиться в путешествие. Вы готовы?
Ответы детей.
Воспитатель: Тогда, давайте, закроем глазки и скажем (дети закрывают глаза руками и повторяют за воспитателем):
Если мы глаза закроем,
И подсматривать не будем,
Мы в мир прошлого прибудем,
О котором не забудем.
(дети открывают глаза и перед ними сундук накрытый платком/ скатертью и письмо)
Воспитатель: Дети, посмотрите, вот и мой сундучок.
(воспитатель открывает сундук и достаёт оттуда письмо)
Ориентировочный этап:
Воспитатель: Смотрите, а здесь письмо. Интересно, что же в нем? Давайте его прочитаем?
Ответы детей.
Воспитатель: (читает письмо) Сундучок я не простой, сундучок волшебный, если вещи взять хотите, то заданья получите.
(в сундуке лежат четыре одинаковых конверта с заданиями, на каждом написана цифра с номером задания)
Воспитатель: Ну что, дети, будем выполнять задания?
Ответы детей.
Исполнительский этап:
Воспитатель: Дети, посмотрите, перед нами 3 конверта с цифрами от 1 до 3. Как вы думаете, какой конверт мы должны открыть первым?
Ответы детей.
Воспитатель: Вы правы (воспитатель открывает конверт с цифрой 1).
Воспитатель: Давайте с вами пройдём к столам и посмотрим, что в этом задании.
Воспитатель: Дети, посмотрите, здесь картинки с предметами старины и картинки с современными предметами. Ваша задача подобрать к картинке с предметом старины современную картинку. Справитесь?
Ответы детей.
Воспитатель: Перед тем, как мы приступим к выполнению заданий, давайте разделимся на 2 команды по 4 человека и все задания мы будем выполнять в таком составе (дети делятся на команды).
Воспитатель: А сейчас каждая команда подходит к своему столу и приступает к выполнению задания. (Игра «Что было раньше, что сейчас?» дети выполняют задание на соотнесение).
Воспитатель: Вы справились с первым заданием.
Воспитатель: Помогите мне, пожалуйста, сложить все картинки назад в конверты.
Воспитатель: А нам пора продолжать. Кто мне подскажет – конверт с какой с цифрой мы откроем следующим?
Ответы детей.
Воспитатель: правильно, откроем конверт с цифрой 2. (Воспитатель открывает конверт с цифрой 2.В нем 2 куклы. На мольбертах одежда на магнитах.)
Воспитатель: Посмотрите. Здесь 2 куклы – мальчик и девочка. Наша с вами задача подобрать для них наряды старины. Каждая команда подходит к мольбертам и приступает к выполнению задания (дети выполняют задание).
Воспитатель: И со вторым заданием успешно справились.
Воспитатель: Дети, а вы знаете, что в старину люди не только работали, но и отдыхали, играя в народные игры? Предлагаю и вам поиграть в русскую народную игру «Шел козел по лесу». Вы не знаете такую игру?
Физминутка
Давайте дружно встанем в круг и выберем водящего с помощью считалочки.
Воспитатель:
Раз, два, три, четыре, пять.
Мы собрались поиграть
К нам сорока прилетела
И тебе водить велела.
Воспитатель: перед нами ведущий (воспитатель надевает на ведущего ребенка маску «козла»).
Воспитатель: Мы с вами под музыкальное сопровождение выполняем движения за мной. А ведущий в это время ходит по кругу и выбирает себе принцессу. (Игра в русскую народную игру «Шел козел по лесу» под музыкальное сопровождение, с помощью музыкальной колонки)
Воспитатель: Вот в такие игры раньше играли наши прабабушки и прадедушки. Дети, вам понравилась такая игра?
Воспитатель: А нам пора продолжать выполнять задания. Какой конверт откроем следующим?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, открываем конверт с цифрой 3.
(воспитатель открывает конверт с цифрой 3.В нем макеты избы и предметы быта)
Воспитатель: Посмотрите. Здесь 2 макета русской избы. Вы знаете, что такое изба?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно. Раньше, так назывался дом, где жили люди. Строился он из дерева.
Воспитатель: Наша с вами задача подобрать для избы недостающие предметы быта старины. Снова каждая команда подходит к столам и приступает к выполнению задания.
(дети выполняют задание)
Воспитатель: Вот мы и справились с третьим заданием.
Воспитатель: Дети, какие вы молодцы. Со всеми заданиями справились. Давайте же скорее открывать мой сундучок?
Ответы детей.
Проблемный вопрос
(Воспитатель достает из сундука передник)
Воспитатель: Дети, чтобы пойти на именины мне нужно надеть праздничный фартук. Знаете, как он называется?
Ответы детей.
Воспитатель: А называется он «Передник «Занавески». Давайте вместе повторим.
Ответы детей.
Воспитатель: поможете мне надеть его? (2 человека)
Ответы детей.
(Дети помогают одеть передник)
Воспитатель: посмотрим, что еще там спрятано?
Ответы детей.
Воспитатель: это же бусы. И не одни, а трое. Надеть ребята нужно сначала самые длинные, потом короче и самые короткие. Самые длинные бусы называются «Разметки». Давайте повторим вместе?
Ответы детей.
Воспитатель: Помогите мне одеть их. (1человек)
(Дети помогают надеть Бусы «Разметки»)
Воспитатель: Бусы покороче называются «Чопки». Давайте повторим вместе?
Ответы детей.
Воспитатель: Помогите мне одеть их. (1человек)
(Дети помогают надеть бусы «Чопки»)
Воспитатель: Самые короткие бусы называются «Ожерелок». Давайте повторим вместе?
Ответы детей.
Воспитатель: Помогите мне одеть их. (1человек)
(Дети помогают надеть бусы «Ожерелок»)
Воспитатель: посмотрим, что еще там спрятано?
Ответы детей.
(Воспитатель просит посмотреть, что осталось в сундуке)
Воспитатель: Теперь можно нам и группу детского сада вернуться. Согласны?
Ответы детей.
Воспитатель: Давайте закроем глазки и произнесем слова:
Снова мы глаза закроем
И подсматривать не будем,
В детский садик мы вернемся
И о прошлом не забудем.
Рефлексивный этап:
Воспитатель: спасибо вам большое, без вашей помощи я бы не справилась.
Вот теперь можно мне отправляться на именины к подружке
Воспитатель: Давайте вспомним, какие же задания нам пришлось выполнить, чтобы открыть сундучок?
Ответы детей.
1. Соотносили предметы «Что было раньше, что сейчас»
2. Наряжали кукол в народные костюмы
3. Расставляли предметы в русской избе
Воспитатель: Какие новые слова вы узнали сегодня? (Понева, передник «Занавеса», бусы – «Ожерелок», «Чопки», «Разметки»)
Воспитатель: Какие задания вам понравилось выполнять больше всего?
Воспитатель: Какие задания вызвали у вас затруднения?
Перспективный этап:
Воспитатель: Кому вы расскажите дома о своем путешествии сегодня?
Воспитатель: Я хочу поблагодарить вас за помощь, в подборе моего праздничного наряда и подарить вам раскраски, которые вы сможете раскрасить вечером в группе или дома с родителями.
Литература:
1. Агапова Д.Ю. Патриотическое воспитание дошкольников в условиях дошкольных образовательных организаций / Д.Ю. Агапова // Известия института педагогики и психологии образования. - 2021. - № 4. - С. 130-134.
2. Вагина Т.М. Патриотическое воспитание дошкольников через ознакомление с историей и культурой русского народа / Т.М. Вагина // Вопросы дошкольной педагогики. - 2021. - № 4 (14). - С. 3-10.
3. Чижова И.И.Патриотическое воспитание дошкольников посредством приобщения к истокам национальной культуры / И.И. Чижова // Перспективные направления дошкольного образования: опыт, проблемы, пути развития: материалы всерос. науч.- практ. конф. (Чебоксары, 06 августа 2018 г.) / гл. ред. М.П. Нечаев. - Чебоксары, 2021. - С. 17-20.
Конспект во вложении (pdf, 286 Kb)
Скачать вложение